[Разбор] Mirai Nikki/Дневник Будущего

Дневник Будущего — это аниме, которое прекрасно демонстрирует то, насколько, казалось бы, приятные моменты в жизни оборачиваются неудачей, если не трагедией. Я встречал много мнений насчёт этой конкретной работы: кто-то говорит «Обязательно к просмотру!», кто-то — «Обойдите лучше стороной», а некоторые и вовсе не скрывают эмоций и призывают не смотреть. Аргументация, правда, у большинства советчиков хромает; но я их не виню: рассказать о чём-либо без спойлеров и склонить других к прислушиванию к вашему мнению — трудная задача. Есть и те, кто спойлеров не стесняется, но даже в таком случае аргументация обычно подхрамывает.

В русском сегменте для этого аниме я видел много рекомендаций и похвал, которых гораздо больше и которые намного заметнее, чем негативные отзывы. Далеко ходить не надо — одна из таких рекомендация находится в этом же блоге всего парой постов ранее. Считаю, что чаши весов пора уравнять, и делать я это собираюсь путём углубления в устройство мира, логики и сюжета этого любимого многими произведения японской анимации.

Что же не так с аниме про обыкновенного японского школьника, который получил возможность читать заметки о будущем его текущего окружения? На этот и не только вопрос я собираюсь найти ответ, сделав подробный разбор аниме «Mirai Nikki», также известного как «Дневник Будущего».

Могу сказать, что это аниме мне понравилось, и свою долю удовольствия от его просмотра я получил. Без спойлеров я мало что могу сказать об этой работе, разве что повторить слова Razya : это аниме стоит смотреть только ради безумной яндере и её отношений с главным героем. В остальном там… Мало что есть.

Если вы хотели или хотите посмотреть это аниме — можете закрыть этот разбор прямо сейчас, потому что, по моему скромному мнению, после его прочтения воспринять аниме будет гораздо труднее, чем без предварительной подготовки.

На этом я закончу часть разбора без спойлеров, потому что добавить мне к ней нечего. Опять же, во время просмотра аниме мне понравилось, однако уже после просмотра я задумался о некоторых косяках, вопросы насчёт которых также всплывали время от времени, пока я смотрел аниме. Но перед тем, как мы к ним перейдём, я обязан описать происходящее в этом художественном произведении.

Наш герой по имени Юкитеру Амано — обыкновенный японский школьник. Правда, отношения со сверстниками у него не сложились, да и жизнь для Юкитеру не сильно мила. Товарищ Амано решил, что вести дневник в таком случае — хорошая затея. Только какой это дневник? Довольно странный, ведь он электронный, а записывает в него Юкитеру происходящие вокруг вещи: встречи сверстников, их разговоры (факт этого разговора), случайные события, вроде «Сегодня утром был брифинг о маньяке». Этим наш Главный Герой и живёт: записывает себе спокойно изменения окружающего мира: то, что слышал от других или то, что камень на привычном пути со школы до дому кто-то передвинул — и кое-как учится.
Но даже такой выход не не сильно спасает школьника. Поэтому, придя домой, он любит заматываться в одеяло и представлять, что говорит с самим Богом, которого зовут Deus ex Machina. Так и живёт Амано день ото дня: ходит к школу, приходит домой, поигрывает в дартс и постоянно обновляет дневник.
Можно долго рассуждать о том, как могла сложиться судьба Юкитеру дальше. Мог ли он стать нормальным или совсем с катушек слетел бы? Оставим это дело теоретикам и любителям пописать фанфики, а разбираться будем с тем, что с Амано-куном стало.

В один прекрасный день Юкитеру Амано как обычно вёл дневник, пришёл домой и укутался в одеяло, чтобы поговорить с Богом. В этот раз в разговоре Деус упомянул о «предстоящей игре», после чего разговор прошёл как обычно. Следующий день тоже прошёл бы как обычно, однако с утра Юкитеру обнаруживает в своём дневнике записи, которых он не делал. В течении всего дня случилась загадочные совпадения с записями в дневнике, пока нашему герою не сказал Деус, что его дневник получил божественное обновление и стал предсказывать будущее. Реакция паренька была очевидна, ведь бог-то не настоящий, ведь он всего-лишь придумал этого бога! Как оказывается, Деус экс Махина более чем реален и именно с его вмешательства в дневнике Юкитеру стали появляться записи о будущем.

Нашему Юки казалось, что это лучшее, что происходило в его жизни, ведь он знал свою судьбу наперёд, но события последнего дня перевернули его представления о мире и радоваться сразу перехотелось. Оказывается, что, кроме Юкитеру, дневниками владеют ещё одиннадцать человек, включая безумно влюблённую в паренька Юно Гасай, его одноклассницу. За 90 дней владельцы дневников должны найти друг друга и убить других владельцев, а последний выживший займёт место Деуса на божьем троне, так как сам бог скоро погибнет от старости. Юно же обещает во что бы то ни стало защитить Юкитеру от других владельцев дневников и делает это с таким видом, что и без того шокированный школьник ужасается ещё больше. Да, эту милую мордашку видели многие, но я лично считаю эту позу и выражение лица нереально ужасающими. Лично я бы не хотел, чтобы кто-то смотрел на меня так.
Спойлер

Завязка сюжета: Бог причинности, следствия и времени Деус следил за вселенной в течении целого эона1, и его время подходит к концу. Без божьего надзора мир не выживет и самоуничтожится в результате появления бесчисленных временных аномалий и парадоксов причины-следствия, поэтому Деус ищет себе замену. Для этого бог затеял игру: двенадцать человек получат так называемые «Дневники Будущего» — устройства, в которых записано будущее владельца в том или ином виде; если дневник будет уничтожен, то владелец потеряет своё будущее, и образовавшийся парадокс уничтожит владельца. Если владельцу дневника угрожает неминуемая опасность от другого владельца, в дневнике появляется запись «ТУПИК». Эта запись означает неминуемую смерть владельца в ближайшем будущем. Избежать её можно лишь серьёзно повлияв на окружающую обстановку. Цель игры: найти других владельцев дневников и уничтожить их дневники, последний выживший займёт место Деуса на божьем престоле. На всё про всё у игроков есть три месяца: если к 28-ому июля новый бог не будет выбран — миру конец. Юкитеру — любимец Деуса, и он стал первым человеком, получившим дневник. Об остальных мы поговорим прямо сейчас. Кроме Юно. Юно — отдельный разговор.

Итак, кому ещё, кроме Юки и Юно посчастливилось или не посчастливилось стать участниками игры? Третий владелец дневника по имени Такао Хияма был учителем английского языка в школе Юкитеру, а по совместительству ещё и серийным убийцей-маньяком, которого полиция пытается выследить уже около двух лет. Подозрения за это время появились, но оснований всё ещё не было, поэтому он продолжал работать учителем и убивать женщин в переулках с помощью огромного мачетеподобного кинжала на досуге. Его дневник — Дневник Маньяка — предсказывает где и когда Такао убьёт свою следующую жертву.
Такао Хияма
Четвёртого владельца дневника зовут Кейго Курусу, он был главным инспектором полицейского департамента города Сакурами, что давало Четвёртому более широкие возможности поиска других владельцев, особенно учитывая то, как происходят схватки между ними в большинстве случаев. Дневник Кейго — Дневник Следователя — предсказывает ход расследований преступлений, то есть для появления записей инспектор должен расследовать какое-либо дело.
Кейго Курусу
Пятый владелец дневника, Рейсуке Хедзё, был пятилетним мальчишкой, чьи родители вступили в местную секту, что и привело к их гибели. Осиротевшего Рея временно приютила мать Юкитеру, что давало ему возможность расправиться сразу с двумя владельцами дневников, в чём он почти преуспел. Его дневник — Дневник-альбом — предсказывал будущее рисунками с небольшими подписями и обновлялся всего три раза в день: утром, днём и вечером.
Рэйсуке Хедзё
Шестая владелица дневника, которую звали Цубаки Касугано, была объектом поклонения вышеупомянутой секты, известной как «Глаза Богини». Сам культ был основан её родителями и они же решили его распустить, что не понравилось одному из культистов в главенстве, так что он взял и подстроил автокатастрофу, в которой родители Шестой погибли. Было бы этого мало, так этот старик, став по сути главой секты, сделал изнасилование Цубаки обязательным обрядом при инициализации. Поговорим лучше о её дневнике — Дневнике Провидицы. Это дневник в виде свитка, предсказания в котором появляются в виде записей от лиц членов секты. То, что видят и чувствуют они, находясь рядом с Цубаки, описывается в записях дневника-свитка.
Цубаки Касугано
Седьмой, эм… Седьмые владельцы дневников, Маруко Икусаба и Ай Миками, представляют собой дуэт, где дневник одного предсказывают происходящее с другим. Как у Юно и Юкитеру, только эти два дневника официально считаются одним, а значит, вопроса «Кому умирать?» у этих двоих возникнуть не должно. История героев, как и подобает этому аниме, также трагичная и вновь включает в себя изнасилование. М-да.
Маруко и Ай
Камадо Уэсита, директор сиротского приюта, была восьмым владельцем дневника будущего. Её дневник был уникален, так как представлял собой Дневник-сервер, который был способен создавать дополнительные дневники будущего. Сама Камадо не хотела становиться Богом, а лишь хотела помочь своим сиротам, которые её и уговорили участвовать в игре по-серьёзному.
Камадо Уэсита
Девятая владелица дневника, Минене Урю, была представлена как международная террористка, теракты которой имеют ярко выраженную антирелигиозную направленность, и в город она прибыла чтобы убить кардинала Католической церкви. Из-за роли в сюжете об этом персонаже можно говорить долго, а посему это мы отложим. Сказать стоит, по традиции, о её дневнике. Девятый дневник — Дневник Беглянки — описывает происходящее в ближайшем будущем и предлагает наиболее успешные способы побега.
Минене Урю
А вот о десятом владельце, Карюдо Цукисиме, сказать можно мало что. Настолько мало, что непонятно, как работает его дневник — Дневник Собаковода. Стало быть, этот дневник предсказывает… То, что будет с его собаками? Наверное. Вокруг этого персонажа развязалась семейная драма, связанная с его увлечением собаками, и это, в целом, всё, что я о нём помню.
Карюдо Цукисима
Одиннадцатый владелец дневника, Джон Бакхс, тоже интересная личность. Его тоже пока можно отмести в сторонку, как и его дневник, потому что он особенный. Разве что следует сказать, что нет, Джон Бкхс — это не Стив Джобс от мира Mirai Nikki, как может показаться из второго опенинга. Он просто мэр города, в котором происходит действие.
Джон Бакхс
Я бы хотел промолчать о двенадцатом владельце, но не могу. Ёмоцу Хирасака, двенадцатый владелец дневника, и его дневником является диктофон — «Аудиодневник». С чего такой странный выбор? Потому что Ёмоцу слепой и потому посвятил свою жизнь звукам, а ещё каким-то образом овладел техниками гипноза. Появляется как таинственный и даже могущественный в какой-то степени персонаж, но потом он своими действиями доказывает, что является просто взрослым ребёнком, чем и бесит.
Ёмоцу Хирасака

Зачем я привёл этот список? А затем, что для понимания первого косяка нужно знать владельцев дневников. Напоминаю, все эти люди имели шансы стать властителями своего мира. В этом и проблема.

Проблема №1: Участники

Кто у нас может стать богом? Маньяк, террористка, школьник, затем возомнивший себя супрегероем взрослый мужик со странной системой ценностей, объект культа, возненавидевшая весь мир и стремящаяся стать богом, чтобы его уничтожить, пятилетний мальчик… Отличный набор кандидатов в боги. Особенно Юно. Я вот понять не могу, зачем вообще устраивать игру для спасения мира, если в результате миру всё равно будет конец с таким руководством? И это не считая мотиваций некоторых персонажей, вроде того, что седьмые всего-лишь хотят быть друг с другом вечно, а Бакхс ставит своей целью создание нации предсказателей будущего. В итоге, если пересмотреть все варианты, то из всех двенадцати участников, более-менее на роль управленца мира подходят двое: Кейго Курусу и Камадо Уэсита, но первого потом ломает тот факт, что у его сына болезнь в терминальной стадии, и спасти его может лишь божья помощь. Ещё, возможно, сюда можно вписать одиннадцатого, но с очень, очень большой натяжкой…

Если говорить честно, то я всё аниме ожидал, что в конце появится Деус и скажет последнему выжившему: «Я не собирался никого делать богом, просто хотел развлечься перед смертью». Это бы отлично объяснило этот косяк с кандидатами и закрыло дыру, но, к моему сожалению, ничего подобного не произошло.

Проблема №2: Дневники


Давайте поговорим о самих дневниках. Насколько они вообще сильны? Зачастую предсказания относятся к событиям, происходящим через малые промежутки времени: 2-5 минут примерно. Тем не менее, иногда герои пользуются и записями о событиях, происходящих через 30 минут или несколько часов. У Юно вообще есть предсказание на дату конца игры. Эти факты заставляют задуматься: а насколько вообще сильны дневники? Предсказывают ли они победу всем участником? Смерть-то они точно не предсказывают, ведь о 100%-ой смерти говорит запись «Тупик», которая исчезает, когда опасность минует. Но даже если опустить вопрос о предсказании победы всем участникам, насколько «далеко» в будущее могут заглядывать дневники? Этот вопрос может показаться несущественным, но если подумать, то эта разница повлияла бы на ход битвы.
Что ещё весело, так это то, что если починить разбитый дневник, то игрока можно вернуть к жизни, и это при том, что подобное действие противоречит сказанному позже факту (который является огромным разочарованием для героев), который гласит, что людей нельзя возрадить. А потом ещё оказывается, что записи в дневнике можно менять…
Возможности дневников просто не оговорены. Нам даны просто общие сведения о них и попытки думать о их возможностях приводят к противоречивым результатам. Возможно, такие детали я просто подзабыл спустя два месяца после просмотра.

Проблема №3: Полуканонические вставки после титров

Возможно, второй абзац прошлой проблемы не является её частью, а всё потому, что информация о нём была взята из послетитровой вставки, которая имеется после практически каждой серии. В первой половине аниме они представляли собой истории получения дневников, а во второй они просто стали комедийными сценками. Дело в том, что непонятно, считать ли эти вставки каноническими, или нет. С одной стороны они раскрывают персонажей (немного, но раскрывают) и дают объяснения тому, как у остальных появились дневники будущего, но с другой в этих вставках временами происходит такая дичь, влияние которой на вселенную сомнительно. К примеру, в одной из таких вставок мать Юно пытается позвонить по телефону доверия, но этот телефон оккупировала несменная ведущая вставок — прислужница Деуса Муру-муру. В итоге помощи от неё целый нуль, и если мы будем считать эти вставки каноном, то из-за этой маленькой пакости Юно и тронулась головой, ведь её довела мать. Для меня это звучит как бред, но, с одной стороны, вселенная «Дневника Будущего» так и не определилась, чем она хочет делать: быть частью мрачного и реалистичного аниме или иметь что-то сильно мультяшное в себе.
Таким образом, сложно понять, можно ли считать эти вставки каноническими. Скорее всего, нужно, ибо некоторые моменты из них потом всплывают в основном сюжете.

Проблема №4: Неопределённость мира

Мир «Дневника Будущего» не знает, чем ему быть. Эта проблема уже была затронута, но о ней нужно говорить отдельно.
Большую часть времени на экранах у нас либо повседневность с уклоном на реализм, либо экшен. Подобное ставит некую планку, которую аниме, по какой-то причине, стремится сломать. Дело тут в комедийных моментах, те же вставки, и выходящих из ряда вон примеров, вроде Камадо Уэситы. Сцена погони за Юкитеру в торговом центре комична, сцена, где Урю подстраивает ловушку для Юкки и Юно, а потом из-за споров с четвёртым разрывает свой альянс и объединяется с парой ГГ, комичка сцена с Юкитеру и отцом в больнице комична, сцена с собачником, везущим еду своим собакам комична, отец Юкитеру и двенадцатый владелец дневника — полностью комичные персонажи. Я не говорю, что нужно в течение всего аниме держать зрителя в напряжении, но и слишком сильного контраста серьёзности с комичностью, как в этих ситуациях, тоже быть не должно. Да и дебилизма и тронутости персонажей, из-за которых они происходят, тоже.

Проблема №5: Камадо Уэсита


Камадо Уэсита в сравнении с другими людьми
Не люблю судить о людях по внешности, но таких людей просто не бывает. Я не знаю, как, что и почему, но то, что люди воспринимают подобных персон, как обыденность, не играет в плюс логике мира. Даже если внутри вселенной есть логическое объяснение существованию таких людей, нам его не дали.

Проблема №6: Рейсуке Хедзё


Пятый владелец дневника — пятилетний ребёнок по имени Рейсуке Хедзё. Что с ним не так? А то, что этот пятилетний ребёнок, имея не самый сильный дневник, где-то умудряется найти яды, противоядия и противогаз М10. Я не спорю: можно иметь ребёнка-гения в качестве персонажа, но для нас останется загадкой то, откуда он понабирал различных химикатов. Тоже не играет в плюс логике мира.

Проблема №7: Отец Юкитеру


Многих бесит Юкитеру Амано. Глядя на его отца, понимаешь, почему это так. С самим Юкитеру я с кое-как смирился, но не с его папашей. Я считаю, что отец Юкитеру — худший, просто худший персонаж всего аниме. Да, у него огромный долг и он ищет способы его погасить, но он при этом просто какой-то дегенерат, который творит ересь. От его тупости на лице остаётся след от фейспалмов, а сцены с ним едва ли не самые худшие во всём мультфильме. Некоторые не очень приятные события в аниме произошли из-за тупости, эгоистичности и вспыльчивости этого персонажа. Двенадцатый, конечно, тоже не самый разумный был, но даже он не так туп, насколько туп папаша Юкитеру. Такое игнорировать просто нельзя.
Исчез он, кстати, также внезапно, как и появился: его застрелили киллеры. Хотя бы он раскаялся перед смертью, и то хорошо.

Проблема №8: Характер Юкитеру


Юкитеру только что расстрелял сирот; один из тех, в кого он не целился, смотрит на это в шоке
Развитие персонажа — дело тонкое, и если в том, что Юно от серии к серии становится более безумной, я не сомневаюсь, то с Юкитеру Амано получился косяк. Дело в том, что в течении большей части аниме он такой, каким предстал перед нами в первых сериях. Но после смерти отца происходит пропуск времени в количестве пяти дней. Спустя эти пять дней, Юкитеру и Юно появляются, элегантно опаздывая, на собрании владельцев дневников, где наш ГГ ведёт себя довольно уверенно. Хоть оказывается, что он играл по сценарию Юно, это не помешало ему безжалостно предать Камадо, когда заговор против Одиннадцатого владельце не удался, а также безжалостно убить полицейсмокого, несколько сирот Камадо при помощи револьвера и вести себя похожим «уверенным» образом дальше.
Проблема здесь не только в том, что наш дорогой Амано за несколько дней стал брутальным мужиком, но и в том, что эта брутальность была временной, ведь несколько серий спустя он вновь становится тем бесхребетным Юкитеру, каким мы его знали до этого.
Не иначе как Юно поделилась с Первым своим «Озверином», других вариантов просто нет. Когда я увидел «Нового Амано», я сразу поставил ролик на паузу и задался вопросом: «Это Юкитеру?! Как?!». Я до сих пор не верю, что подобное могло произойти. Ну немыслимо это, чтобы персонаж за пять дней, а по нашим меркам вообще за одну серию, изменился в диаметрально противоположную сторону, и также за несколько серий потерял весь прогресс.

Проблема №9: Мотивация участников

Не у одного Юкки проблема с характером. С ним проблема едва ли не у всех персонажей аниме. В первой проблеме вопрос об участниках уже поднимался, но сейчас мы переходим на новый уровень. Террористка — это клеймо, но характер Девятой это не определяет, так что, может быть, остальных персонажей тоже нельзя судить только по их амплуа? Какие у них вообще мотивации для становления Богом?
Юкитеру просто хочет выжить, Юно просто хочет быть с Юкитеру. С этими двумя всё довольно просто. Третий… Он маньяк, но его слили в первой же серии, так что о его мотивации остаётся только гадать. Четвёртый не хотел быть богом, а просто пользовался дневником, чтобы бороться с преступностью, хоть потом у него появился мотив: спасти сына, став Богом. Пятый просто хотел быть «особенным». Шестая хотела уничтожить мир. Седьмые хотели быть навеки вместе. Восьмая тоже не хотела быть богом, а просто обеспечить своим сиротам лучшую жизнь. Драма Девятой в том, что она ненавидит Бога и всё связанное с ним за то, что она пережила в детстве (в том числе и смерть родителей от рук религиозных фанатиков), поэтому участвует в игре чтобы убить Деуса. Десятый хотел обратить время вспять, так как из-за паранойи его собаками были совершены несколько жестоких преступлений, и он не хочет всю жизнь скрываться от полиции. Одиннадцатый хочет создать расу людей с божественными силами. Двенадцатый хочет вершить справедливость с помощью своего дневника.
Что весело, некоторые участники даже не ставят себе цель становления богом, а просто стараются по максимуму использовать данные им возможности, а те участники, что ставят себе подобную цель, имеют довольно эгоистичные мотивы и, по-видимому, не сильно представляют себе, что значит быть Богом. Из таких, понятно, управленцы миром выйдут не очень хорошие, поэтому я всё же вернусь к предыдущему утверждению о том, что более менее нормальными кандидатами на роль Бога являются три человека: Кейго Курусу (четвёртый), Камадо Уэсита (восьмая) и Джон Бакхс, хотя, учитывая его «фанатичную воодушевлённость» своей идеей, я сомневаюсь. Стоит заметить, что все эти три личности в обычном мире также являются управляющими: Четвёртый — главный инспектор полиции, Восьмая — директор сиротского приюта, а Одиннадцатый — вообще мэр города. За эту деталь, что лучше всего на роль бога подходят управляющие различными структурами в реальном мире, можно даже похвалить создателей, хотя странного каста персонажей это в целом не отменяет.

Проблема №10: Сюжетная линия с Холоном III


Сюжетная линия с Холоном III начинается там же, где начинается проблема номер восемь — с серии номер 19. Там произошло столько всего, что я даже не знаю, с чего начать. Про Юкитеру я уже рассказал — для этой сюжетной линии он наглотался «Озверина» и теперь режет людей с помощью мачете, расстреливает сирот и берёт людей в заложники. Сама линия целиком и полностью посвящена одиннадцатому владельцу дневника — мэру города Сакурами Джону Бакхсу, который хочет создать расу людей с божественными силами. Специально для этого сюжета вводятся ранее не упоминавшиеся нигде локации: Университет Сакурами и Башни-близнецы. Первая важна для сюжета тем, что на территории университета располагается третий по мощности суперкомпьютер в Японии — Холон III, охрана которого была недавно усилена. Бакхс хочет подключить к этому суперкомпьютеру дневник восьмой владелицы, дав таким образом всем жителям города Сакурами получить дневник будущего.
Вообще, интересная вещь этот суперкомьютер. СПОЙЛЕР, спойлер, но с его помощью Бакхс создал прототипы дневников Будущего. И если третий по вычислительной мощности суперкомпьютер способен на такое, я боюсь представить, на что способен первый по мощности суперкомпьютер Японии в Mirai Nikki.
После предательства со стороны Юкитеру у восьмой владелицы не остаётся никакого другого варианта, кроме как подчиниться мэру Сакурами и отдать ему свой дневник. Дневник-сервер подключают к суперкомпьютеру, и теперь каждый житель Сакурами может завести свой блог и таким образом получить себе Дочерний Дневник Будущего.
Инспектор Нишиджима, находясь под влиянием девятой, пытается помешать исполнению безумного плана: врывается в зал, где расположен Холон III и кидает гранату, выводя из строя суперкомпьютер. Ну, так он думал. Продолжая череду внезапностей, оказывается, что Холон III состоит из трёх серверов и уничтожение одного из них не сильно влияет на его производительность. А чтобы был эффект, нужно уничтожить два других сервера одновременно. Почему одновременно? Почему нельзя последовательно? Нам этого не объясняют.
Разборки с наёмниками мэра в башне, попытка убить восьмую, столкновение первого и девятой, в ходе которого Юкитеру теряет всю ту безжалостность, что у него ранее была, и внезапное открытие: у семьи Гасай, частью которой является Юно, был банк. Сейф этого банка мэр использует для того, чтобы дождаться того момента, когда другие владельцы перебьют друг друга. Девятая пытается взорвать дверь с помощью взрывчатки, которая детонирует при остановке её сердца, но после смерти девятой на двери не царапинки. В итоге одиннадцатого убивает Юно, и на этом сюжетная линия с Холоном III заканчивается.

Какие у меня претензии, если суммировать? Очередная локация, взявшаяся из ниоткуда и исчезающая в никуда в угоду сюжету, Холон III, находящийся там, — одна большая проблема. Мало того, что у него огромные вычислительные мощности, так и оказывается внезапно, что компьютер распределён по трём серверам, хотя речь шла большую часть времени только об одном, а о втором и третьем ни слова ни духу. Даже если две другие локации серверов Холона III были засекречены, как о них узнали остальные владельцы дневников? Также после подключения дневника восьмой нам показывают, что город едва ли не скатывается в хаос. Потом этот сервер взрывают и… Всё. А что потом? Что с людьми, которым дали силу, к которой их никто не готовил? Уничтожили ли вообще наши герои два других сервера Холона III? Эти вопросы остаются без ответов.

Итоги

Я не могу сказать, что Mirai Nikki — плохое аниме. В конце концов, у него есть интересный концепт, запоминающиеся персонажи (несмотря на то, что их всего три)и в какой-то степени уникальный сеттинг. Большинство аниме, которые мне приходилось встречать, не сильно привлекали меня своим сеттингом или атмосферой: либо слишком фантастично, либо слишком «темно». Mirai Nikki, как по мне, умудряется попасть в середину, ведь у нас, если подумать, есть обычный мегаполис, в котором жизнь идёт в обычном ключе за исключением Игры на Выживание, устроенной Богом. Мне сложно это объяснить, но меня это аниме привлекает некой «нормальностью» сеттинга. Также нельзя не отметить то, каким образом нарисовано аниме, потому что этим оно отличается от других.

Но следует признать, что на этом, за исключением опенинга и музыки, всё. Как говорил один человек:
Выключите свой мозг
Невольно я так и сделал, что, в частности, и привело к созданию этого поста. Персонажи хороши, но не все. А сеттинг…

Мир Mirai Nikki непроработан и это, как по мне, является главным минусом. Возвращаясь к проблеме неопределённости, на серьёзность аниме указывает всё: и концепт, и сеттинг, и даже опенинг. Тем не менее, создатели умудряются вставить комедию, и это иногда бывает совсем неуместно. Помимо этого, если думать над событиями, то становится понятно, что второй план (второстепенные герои, мир, детали) в отличие от первого, на котором происходят основные действия, проработан не сильно хорошо, а некоторые моменты, вроде линии с Холоном III, вообще, кажется, созданы лишь с целью двигать сюжет вперёд, а выполнение поставленных целей — это совсем не важно.
Мир пуст, панорамы города пусты, скоростные шоссе тоже пусты. Люди существуют только тогда, когда нужно сюжету. В некоторых ситуациях доходит до смешного, вроде того, что после того, как Минене Урю взорвала школу и кучу людей в ней во втором эпизоде, об этом вспоминает только Косака, который играет роль дурачка-задиры, позже становящегося частью компании Юкитеру. По ходу сюжета Минене становится если не положительным, то нейтральным персонажем, к которому у нас стараются вызвать симпатию. Пытаются вызвать симпатию, рассчитывая, что мы забыли, как она убила несколько десятков людей своими взрывами. И так можно продолжать очень долго. Мир просто непроработан, искусственен.

Рассмотрев ситуацию с разных сторон, я пришёл к выводу, что это аниме не такое уж и плохое. Я могу его порекомендовать, но только с оговорками и без слова «настоятельно». Конечно, я заспойлерил многое, однако я специально обошёл тему Юно Гасай: с этой школьницей связана главная загадка аниме, и раз уж она — почти единственная причина, по которой аниме стоит смотреть, то и спойлерить я не стал. Хотя, говоря честно, вопросов к Юно у меня тоже куча. Даже если брать во внимание ту часть, о которой я не говорил, всё равно не понятно, откуда у Юно навыки владения холодным и огнестрельным оружием, причём такие, что она смогла завалить четверых спецназовцев одним патроном на каждого, но до этого, выстрелив четыре патрона на расстоянии буквально полтора метра, не смогла убить четвёртого владельца дневника. Также в один момент она пыталась убить запертых в подсобном помещении друзей Юкитеру при помощи газа. Довольно умно, за исключением одного: эта комната соединена вентилляцией с комнатой, где находится и она, и Юкитеру. Газ вполне мог быть тяжелее воздуха, но мы никогда не узнаем точно. Также я не решился говорить о Деусе и о божьих силах. Некоторые моменты не непонятны, но я не уверен, косяки ли это или я виноват в том, что воспринимаю эти моменты как косяки.

Отдельно поговорю об опенинге. Во-первых: музыка заедает в голове. Во-вторых: чьей гениальной идеей было вставить в опенинг спойлеры смертей и сюжетных поворотов? К счастью, заметить их можно, только посмотрев аниме полностью, так что это скорее приятный бонус.

Опять же, я могу порекомендовать «Дневник Будущего», но если вы всё же решить посмотреть это аниме, то будьте готовы к тупости и непроработанности мира и действий.

На этом моё мнение-разбор закончено. Спасибо за внимание.

26 комментариев

Наконец-то завершил этот висящий с 21-ого января в черновиках пост.

Примечания:
1. Эон — неопределённо долгий период времени.
skypony53
0
Самый бесячий женский персонаж, из-за которого смотреть просто невозможно.
Abrakodabra
+1
Во время всего просмотра у меня был диссонанс между из-за несоответствия её действий и моих ожиданий с её голосом.
И ещё это «Yukki»…
skypony53
0
Знаете, что весело? Бродя по Ютубу, я всё ещё встречаю людей с Гасай на аватаре. И это при том, что пользователи с Рэйнбоу на аватаре вымерли уже года так два назад. А может уже четыре года как вымерли…
skypony53 Изменён автором
0
Это, как бы, уже не смешно.
skypony53
0
Я на самом деле считал, что немного преувеличил на моменте с аватарами с Юно, но оказалось, что нет. Чего-то я не понимаю в этом мире...
skypony53 Изменён автором
0
Когда же вы вымрете-то, а?
skypony53
0
Типичный проходняк — 1 раз посмотрел и хватит.
xFluttlershyx
0
Проглядел по диагонали. Завтра постараюсь глянуть подробнее.

Сразу заметил одну проблему: на мой взгляд, ты не особо понимаешь аниму как жанр. Минимум половина из указанных тобой «ошибок» в той или иной степени являются жанровыми признаками.

Я думаю, тебе как минимум стоит указать, что ты рассматриваешь «Дневник» в сферическом вакууме, а не как часть жанра.
Ginger_Strings Изменён автором
+1
Как мне казалось, мне и нужно было рассказывать об этом произведении сферически в вакууме. По какой-то мистической причине, часть людей начинают просмотр аниме именно с этой работы. Рассказ и составлял с позиции человека, который с аниме незнаком, но эту вещь глянул.
skypony53
0
Я бы таки уточнил в посте, потому что это влияет на его восприятие.
Алсо, если интересно, могу расписать на эту тему, что знаю.
Ginger_Strings
0
Мне всегда интересно услышать другие точки зрения.
skypony53
0
Ну, тут не точка зрения, а поделиться наблюдениями скорее, но ок.3) вставки после титров — довольно распространенный приемчик в аниме. Сейчас реже встречается, но раньше был постоянно. По сути это клон американской традиции 90-х делать в каждом мультике в конце вставочки, где герои рассказывают, что чистить зубы — это хорошо, пнятненько?, только творчески переработанный нихондзинами. И каноничность у них обычно условная — то есть, оно часто имеет отношение, но не целиком и не всегда.

Правильнее всего рассматривать их как «актеры, не выйдя из образов, дают интервью».

4) у японцев несколько иное отношение к построению сюжета. Если у нас, белых людей, принято подавать персонажа как некий непрерывный образ, то японцы часто четко делят сцены с ним на комедийные и серьезные. То есть, это абсолютно норм, когда персонаж в одной сцене крупец серьезный и пафосный, а в следующей ему набивают мультяшную шишку, потому что он забыл помыть посуду. Что-то похожее ты можешь увидеть на Пинки, но там оно тоже более непрерывно и она подчеркнуто такая, у нихонцев же так может быть с ЛЮБЫМ персонажем.

Тут стоит рассматривать как два взгляда с разных сторон. Одни сцены раскрывают серьезную сторону персонажа, другие — комедийную. При этом переход может быть не обозначен.

Алсо, это касается не только подачи персонажей, но и сериала в целом. Скажем, есть несколько странная для меня традиция делать 5-6-7 серию (одну из них) фансервисной с сисяндрами. Обычно в бане или чем-то подобном. Почему — хрен знает, не нашел объяснения, но вот такие японцы. Им так почему-то круто.

5) опять же, традиция. Я не очень понял, по какому принципу, но в аниму часто есть персонаж-другой, которые нарисованы подчеркнуто не так, как остальные. Часто это комедийный персонаж, но далеко не всегда. Рассматривать стоит, мне кажется, как прием, которым пытаются показать, что персонажа стоит воспринимать иначе, чем других — скажем, в данном случае это может подчеркивать то, что она по сути не игрок, а играет чтобы деткам было лучше.

6) тут двояко. Сами анимушки спорят на сей счет. Но я, думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что японцы ставят на первый план мощность образов, а логика и обоснуй для них не так важны. Японская культура очень визуальна, в аниму постоянно используются искажения наблюдаемой реальности чтобы подчеркнуть ИДЕЮ образа. Классический пример — меч Камины:



То есть, ежу понятно, что такой меч нереален (он раза в три длиннее ножен!), но это неважно, потому что эта нереальность дает оценить, насколько этот меч крут. Туда же идут постоянные и очевидно нереалистичные прыжки в воздух во время драк, которые могут присутствовать даже в очень реалистичных вещах. Так пытаются показать значимость и крутизну события.

Я бы предлагал рассматривать такие моменты как своеобразную стилизацию для подчеркивания (вдогонку пункту 5).

8) это называется ОЯШ. Тоже распространенный прием, причем не только у японцев и не только в мультиках. Сферический в вакууме пример — Бэлла из «Сумерков», более замаскированные, но тоже — Поттер и Фродо. Герой-плейсхолдер, который вставлен не ради характера, а ради того, чтобы зритель мог поставить себя на его место. Поэтому такой герой, как правило, обладает минимально заметным характером, чтобы подойти наибольшему числу людей. Поступки с большой буквы такие типажи периодически совершают, чтобы зритель не чувствовал себя лузером, и в конце обычно выходят в дамки, но их стандартная манера — не отсвечивать, а если отсвечивать — то ярко и ненадолго, чтобы зритель вдруг не увидел там характер. В рамках сёнена, к которому относится «Дневник», это вообще стандарт, там НЕ такие герои — редкость.

Алсо, папаше могло достаться по той же причине, но тут хз.

Как-то так, в общем.
Алсо, есть претензии к кое-каким местам не из этого списка, но об этом попозже, моск сегодня работать явно не готов.

Алсо, не сказал бы, что анима мне сильно понравилась. Она неплохая, на мой вкус не проходняк, но там буквально тонны моментов, которые можно было сделать очевидно лучше, и очень неприятные концовки, обе.
Ginger_Strings Изменён автором
+3
Вот за такое подробное объяснение большое спасибо. Сам любитель аниме и многие моменты стали понятнее.
Хочу пожалуй добавить ещё один момент, взятый из Бакуман зачастую идея, автором манги, не продумывается от и до. Он просто берет некий яркий образ и уже походу истории его реализуют. Казалось бы не слишком большая проблема, нашел неувязку перепиши, но такое работает в книгах, мангу же рисуют по графику(к примеру раз месяц) и времени на доработку просто нет.
akela Изменён автором
+1
RainDrow
+3
Чо, опять пост про это днище? Я в тот раз повелся ведь, посмотрел с десяток серий. Полностью вторичный высер с очевидной идеей срубить бабла на популярности Тетради смерти. Только если Тетрадь начинается прикольно и только потом скатывается, то эта хрень уныла с самого начала. Бредовые персонажи (особенно главный герой), идиотский сюжет. Что там дальше после десятой серии, понятия не имею, да и не интересно.
Тем более странно, что уже второй пост про него.
Gummy_Ekb
+2
Кстати, по странному совпадению, я как раз сейчас в процессе написания обзора на «Гинтаму», ждите пост через пару дней.
Gummy_Ekb
0
Чо, опять пост про это днище?
Выходит, что так, Гамми. Пост второй, но если первый, от Razya был рекомендательным, то этот более подробный и более предостерегающий. По крайней мере, я его таким задумывал.
skypony53 Изменён автором
0
А у меня для вас клип есть… =))
AkioOtori
0
Песенка клевая. А вот Юно — блин, такого мерзкого персонажа мало где найдешь. Она даже не яндере, просто дискорднутая сука.
Ginger_Strings
0
Любовь зла… Полюбишь и Юно…
AkioOtori
0
Логики неспорю мало, но по мне берет эмоциональностью. Очень понравилась концовка. Да и вот про таких маньяков как Юно почему-то нравится смотреть. Не знаю почему. Вон Бони и Клайд стали жуть как популярны, а по сути просто маньяки и убицы.
akela
0
Вообще то не забывайте, что там стояло на кону… На кону было кто станет новым создателем…
AkioOtori
0
И Юно и гг было пофиг на приз, как и многим участникам, так что причем это?
akela
0
Есть что сказать, но будет сумбурно. :))
«Осенние визиты» Лукьяненко никто не читал? Кпм, напоминает. Особенно с точки зрения «а ведь мир может оказаться под правлением двинутого человека».
Higashi no Eden кто-нибудь смотрел? Если кратко, о группе людей, каждый из которых получил туеву хучу денег (конечную, это важно) и время на изменение мира к… хрен знает чему.
Автор Дневника запилил мангу Grand Order (экранизированную, если что), часть героев которой схожа с дневниковыми.
И да, автор мало смотрел аниме :))) так что часть претензий не в кассу.
Пост добротный, спасибо за информацию.
xvc23847
0
Смотрел это аниме, правда уже давненько — вещь на один раз. Пока смотришь интересно, но пересматривать не тянет совершенно. Чем запомнилось аниме, так это главным героем, не думал что такое возможно, но он ещё большая тряпка и размазня чем глав герой из Евангелиона.
KaskeT
+2
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать