Путь музыки
Всем доброго времени суток!
В ответ на этот пост я, как и обещал, решил написать эту историю, изначально планируемую как краткое описание процесса звукозаписи и всего с этим связанного. Во что же это дело вылилось? Проследуйте под кат и узрите!
Art by Scheadar
Музыкой я начал заниматься с детства, прямо с первого класса, пел в хоре, играл на фортепиано, но через пять лет решил, что больше не вытерплю пианистических мучений — не сложилось у меня с этим инструментом — и пошёл учиться играть на гитаре (ещё четыре года). В последнем пятом классе начал играть на бас-гитаре, затем поступил в музыкальный колледж по этой специальности, где со второго курса также стал осваивать контрабас. Колледж успешно закончил, после чего почти год проработал учителем бас-гитары. Сейчас же — артист оркестра гос. ансамбля танца Беларуси. Начиная с 2008 года переиграл в достаточном количестве групп разных, но относительно близких друг к другу направлений, где приобрёл навыки концертных выступлений, студийной записи, съёма партий, а также композиторства и аранжировки, и не только.
II. Наработка опытаСочинять свою музыку я начал ещё в 2009-ом году. Поначалу это были простенькие и незамысловатые песни в жанре… Эмм… Кажется, это было что-то поп-роковое, немного панковое даже — сказывалось влияние музыки, которую открывал для себя в то время. Иногда это были просто песни под гитару на четырёх-пяти аккордах. Никому не говорите, но я записал целый альбом таких вот песенок. Камнем преткновения для меня стала программа Guitar Pro, в которой я тут же бросился сочинять «самые настоящие хиты» :) Тем временем музыкальный кругозор постепенно расширялся, стали появляться более «взрослые» композиции (но по-прежнему лишь записанные в Guitar Pro). Я осваивал как свой профильный инструмент — бас-гитару, так и электрогитару с клавишами, а кое-какие знания об ударной установке помогли набить копыто в написании партий для оной. За время игры в группах мне доводилось снимать целые песни, переснимать «неправильные» табы, аранжировать свои наработки под нужды и возможности группы, что тоже помогало набираться опыта и улучшать качество собственных музыкальных наработок. Забегая вперёд, скажу, что мои авторские композиции звучали живьём с группами всего лишь пару-тройку раз — все наработки оставались в Guitar Pro и никак не оживлялись, хотя были попытки использовать RSE (Realistic Sound Engine) — и всё равно это звучало совершенно несерьёзно.
III. Всё становится серьёзнее...Году эдак в 2012-ом я обзавёлся аудио-картой и хорошим инструментом — появилась возможность что-то худо-бедно записывать, тут я был ограничен мощностью старого компьютера. Затем появилась камера и… Нет, я не принялся за своё творчество прямо сразу же. Я начал с басовых каверов, которые и размещал у себя на канале на ютубе. Тем не менее попытки записать свой материал были: появились композиции Even.No и She Draws Another Chaos (ахтунг, раритет и кривота, да ещё в закрытом доступе!) Они же в несколько посвежевшем виде потом вошли в дебютный альбом. Именно каверы стали моим основным вектором развития канала. Это были довольно известные, при этом несложные композиции, на самом деле я просто развивал навыки игры на басу и следил за чистотой, ровностью и качеством исполнения. К тому же чем не хороший способ расширить круг своих музыкальных приёмов путём переигрывания чужих песен? А потом случилось интересное: в середине 2013-го года я стал брони и тут понеслось...
IV. ФандомноеВ сообществе я тоже начинал с каверов и ремиксов. Самое первое тематическое видео — басовый кавер на Helping Twilight Win The Crown, затем были Avast Fluttershy's Ass, опенинг, B.B.B.F.F. и другие каверы и ремикс-версии. К авторским композициям я вернулся в начале 2014-го, записав In Search Of Sadness и Stargazer, которую до сих пор считаю одной из лучших своих наработок за всё время. К этому времени у меня уже были бас- и электрогитара, звуковая карта, небольшие колонки и относительно мощный ноутбук с Cubase 5 x32 на борту — всё, что нужно для записи. На этом подъёме я записал много хороших каверов и авторских композиций, которые довольно тепло приняли как в руфандоме, так и в зарубежном сообществе. И ведь вся эта музыкальная история продолжается по сей день, кто знает, сколько всего ещё впереди..)
Lakland Skyline 55-02 Deluxe
До него у меня было ещё три баса, но этот в итоге остался на постоянной основе, так сказать. Купил его весной 2012-го года абсолютно новым. Честно, были мысли купить и Fender, и Music Man, и Warwick, но в конечном счёте я выбрал бас малоизвестной в наших краях фирмы. Что мне в нём нравится, так это его удобство и универсальность. Серьёзно, звук можно накрутить практически любой! При этом хочу отметить, что своего собственного характера, который присущ тем же фендерам или ворвикам у него нет. Это просто качественный и универсальный инструмент. Тонкий широкий гриф, низкий экшн — то, что нужно для меня. Через какое-то время я поставил рампу — играть стало ещё удобнее. А с наклейкой с Applejack всё стало ещё процентов эдак на двадцать круче :)
II. КонтрабасПусть в записях он практически не участвовал — буквально три раза от силы — этот инструмент меня кормит время от времени, доставляет немало хлопот и вообще с ним связано много забавных и не очень приключений.
Контрабас Московской фабрики музыкальных инструментов
Поскольку учился я на эстрадном отделении, то контрабас использовался исключительно в джазовых целях, т.е. без смыка, только пиццикато. Для работы частенько просят именно не бас-гитару, а контрабас, так что да, этим инструментом я время от времени зарабатываю себе на хлеб насущный. Смык у меня имеется — немецкий, но французской постановки (или как это правильно сказать?), но в силу того, что копыта желательно ставить с преподавателем, а самообучением особо ничего не добьёшься — по крайней мере так писали на тематических форумах — я им практически не играю, увы. Звук с контрабаса для записи снимаю двумя способами: через пьезо-датчик и через микрофон. На концертах играю только через пьезу — вполне себе хватает.
III. ЭлектрогитараЭто на самом деле больная тема, ибо гитар через мои копыта прошло просто немерено. Начиная от Cort Z40, который я в итоге продал, продолжая другими инструментами, и заканчивая тем, что есть на данный момент. А это — Ibanez Gio GSA60, одолженный у сестры
Чуть ли не каждая из композиций 2014-2015 годов была записана на разных гитарах в силу того, что своего инструмента у меня попросту не было (как нет и сейчас, тхе). Я играл и на стратах, и на суперстратах, и на лесполах, и так далее. Разного уровня, стоимости, качества. Последние же наработки были записаны именно на этой гитаре. Не самый впечатляющий звук, но, как бы там ни было, он меня в целом устраивает — на свой скромный бюджет гитара звучит. Однажды я куплю гитару как у Рэйнбоу, вот тогда и поглядим...
IV. ФортепианоЛасточка.
Старое, потрёпанное, но вполне работоспособное фортепиано, которое участвовало в записи ровно один раз. Звук снимался микрофоном и, честно говоря, оставляет желать лучшего даже с пост-обработкой. Для занятий мне его в любом случае хватало, а синтезатор или клавиши я себе решил пока не покупать — обхожусь тем, что набиваю партии в Guitar Pro.
V. МикрофонА микрофон у меня такой же, какой был когда-то у MandoPony — MXL 990
Хороший конденсаторник, за который я наконец-то расплатился — теперь он полностью мой. В 2014 году я для записи одалживал AudioTechnica AT2020 у знакомого, пока не обзавёлся этим. На него я пишу свой вокал, да, именно так) Собственно, не могу сказать ничего плохого, просто хороший микрофон за свои деньги.
VI. КолонкиПоскольку комбики свои я все распродал, то играю в итоге через настольные колонки Сириус
Да, нашёл в закромах на даче старые советские колонки. На полноценные студийные мониторы они, конечно, не тянут, тут даже смешно сравнивать, но тем не менее чем богаты. На мониторные наушники я тоже не потратился, поэтому всё свожу на том, что есть. Может быть, если бы у меня было что получше, качество моего сведения тоже бы возросло, но что-то мне подсказывает, что дело всё же в ушах, а не в оборудовании. Правда как всегда где-то посередине...
VII. АудиоинтерфейсM-Audio FastTrack USB, такая вот внешняя звуковая карта у меня в пользовании.
Нареканий нет, стабильно работает, пишет, ничего особо не искажает. Да, всего два канала — под микрофон и под инструмент, большего мне на данный момент и не нужно для домашней-то записи)
Раньше так случалось с композициями, когда я писал их в Guitar Pro: садился и придумывал за несколько часов от начала и до конца, делал полную аранжировку. Сейчас же в табах прописываю партии уже постфактум, т.е. когда они записаны живьём. За исключением, разве что, барабанов — дорожку ударных я изначально пишу в Guitar Pro, а затем переношу в DAW, где «оживляю». Сами же риффы, заготовки, черновики, словом, идеи записываю прямо на гитаре или басу, чтобы однажды перерыть этот ворох недоделанных проектов и пробовать сотворить с ними что-нибудь путное :)
II. ПаззлПрактически любая композиция состоит из частей подобно мозаике. Задача нетривиальная — сложить все части правильно, чтобы получилась одна готовая красивая музыкальная картинка. За время практики в композиторстве у меня уже выработались определённые каноны, так сказать, стереотипы музыкального мышления, т.е. совокупность взглядов на структуру композиции в целом. Сюда же входит опыт, полученный путём прослушивания чужой музыки. Так что следующим этапом идёт сборка композиции из риффов, кусков, заготовок, словом, всего накопленного багажа идей, описанного в предыдущем пункте. Когда весь костяк песни готов и все элементы заняли свои места, пора переходить к следующей части.
III. Всё по-новойНа самом деле не совсем, но обычно этот пункт стоит должного внимания. Дело в том, что на стадии паззла я не уделяю достаточно внимания качеству записи, ибо в первую очередь ставлю задачу собрать композицию. Поэтому в этом пункте идёт перезапись нужных частей трека. Иногда приходится перезаписывать все партии гитар, например. Или исправлять вокал. На этом же этапе композиция может обрасти какими-либо украшательствами и мелочами, которые придадут композиции впоследствии законченный вид. И, да, к слову о записи вокала…
Примерно так выглядит место, где я пишу свой голос: носок в кач-ве поп-фильтра, открытый шкаф с одеждой и всё прикрыто плащом. Не самая лучшая шумоизоляция, но реверберацию комнаты всё-таки сглаживает.
IV. «Check… check… check...»Одна из самых долгих стадий становления композиции. Это когда ты загоняешь в плеер файл с названием «mix5.mp3», садишься в троллейбус по дороге на работу и слушаешь, слушаешь, слушаешь… На повторе. Один и тот же трек. Желательно при этом запастись ещё блокнотом и ручкой, чтобы делать пометки по мере прослушивания. Например, «на 2:45 вокал тише», «гитары развести дальше по панораме», «соло чуть громче, добавить флэнжер», и тому подобные замечания. После того, как возвращаешься домой и делаешь исправления, в плеер загоняется трек с названием уже «mix6.mp3», и всё повторяется по-новой ровно до тех пор, пока не скажешь «я сделал всё, что мог, это предел моих возможностей на данный момент, мне больше не к чему придраться». На этом этапе можно рендерить финальный вариант в .wav и заливать на различные ресурсы.
II. GuitarПосколько ни кабинета, ни усилителя, ни даже комбика у меня нет, соответственно звук снимать микрофонами не с чего, я использую эмулятор гитарных усилителей/кабинетов TSE x50 v.2.0. Раньше я использовал связку из эмуляторов усилителей этой фирмы с импульсами кабинетов LePou, но затем вышла версия, в которой были и головы, и кабинеты, поэтому я пересел на неё. Накрутил более-менее приятный звук (ох, сколько же раз я его крутил...) и сохранил как пресет для последующего использования. Да, мне советовали не раз различные другие эмуляторы, но я остаюсь, так сказать, верен тому, что есть. Тем более что не такой уж и плохой звук извлекается из этого плагина. Я не аудиофил и не лампоман, мне не столь принципиальная разница между эмулятором и живым звуком, как не принципиальна разница между транзистором и лампой. Мне просто нравится то, что я использую.
III. BassРаньше я использовал Ampeg SVX, но звук MarkBass Studio 2 мне понравился куда больше. Самое забавное, что настоящие усилители и кабинеты этой фирмы мне своим звучанием не нравятся от слова совсем. А вот данный эмулятор устраивает по всем параметрам.
IV. DrumsВ качестве синтезированной ударной установке я использую связку из двух разных библиотек — Addictive Drums 2 и EZDrummer 2. То есть смешиваю две ударные установки в разных пропорциях для получения более-менее сбалансированного звука. Опять же, несколько раз сильно крутил и настраивал звук под себя, затем забил всё в пресеты и пользуюсь.
V. SynthsДля различных клавишных инструментов, струнных, духовых и просто синтезированных эффектов, морфов, пэдов, всего-всего я использую всего один плагин-библиотеку: Colossus VST. Его звук довольно узнаваем, в частности в моих треках, да)
VI. OtherЧто ж, в остальном я пользуюсь стандартными кубэйсовскими плагинами, например, эффектами: флэнжер, хорус, дилэй, реверб, фэйзер и прочие. Мой любимый эквалайзер — FabFilter Pro-Q. Компрессоры — VC-2A, VC-76, VC-160. Для обработки вокала — пакет плагинов от Waves. Вот, пожалуй, и весь основной набор утилит, используемых мной.
Всем добра, обнимашек и побольше музыки в жизни!
В ответ на этот пост я, как и обещал, решил написать эту историю, изначально планируемую как краткое описание процесса звукозаписи и всего с этим связанного. Во что же это дело вылилось? Проследуйте под кат и узрите!
Art by Scheadar
1) Путь
I. АвтобиографическоеС чего бы начать?.. Пожалуй, с краткого представления себя любимого. Никто ведь меня толком не знает здесь, верно?)Музыкой я начал заниматься с детства, прямо с первого класса, пел в хоре, играл на фортепиано, но через пять лет решил, что больше не вытерплю пианистических мучений — не сложилось у меня с этим инструментом — и пошёл учиться играть на гитаре (ещё четыре года). В последнем пятом классе начал играть на бас-гитаре, затем поступил в музыкальный колледж по этой специальности, где со второго курса также стал осваивать контрабас. Колледж успешно закончил, после чего почти год проработал учителем бас-гитары. Сейчас же — артист оркестра гос. ансамбля танца Беларуси. Начиная с 2008 года переиграл в достаточном количестве групп разных, но относительно близких друг к другу направлений, где приобрёл навыки концертных выступлений, студийной записи, съёма партий, а также композиторства и аранжировки, и не только.
II. Наработка опытаСочинять свою музыку я начал ещё в 2009-ом году. Поначалу это были простенькие и незамысловатые песни в жанре… Эмм… Кажется, это было что-то поп-роковое, немного панковое даже — сказывалось влияние музыки, которую открывал для себя в то время. Иногда это были просто песни под гитару на четырёх-пяти аккордах. Никому не говорите, но я записал целый альбом таких вот песенок. Камнем преткновения для меня стала программа Guitar Pro, в которой я тут же бросился сочинять «самые настоящие хиты» :) Тем временем музыкальный кругозор постепенно расширялся, стали появляться более «взрослые» композиции (но по-прежнему лишь записанные в Guitar Pro). Я осваивал как свой профильный инструмент — бас-гитару, так и электрогитару с клавишами, а кое-какие знания об ударной установке помогли набить копыто в написании партий для оной. За время игры в группах мне доводилось снимать целые песни, переснимать «неправильные» табы, аранжировать свои наработки под нужды и возможности группы, что тоже помогало набираться опыта и улучшать качество собственных музыкальных наработок. Забегая вперёд, скажу, что мои авторские композиции звучали живьём с группами всего лишь пару-тройку раз — все наработки оставались в Guitar Pro и никак не оживлялись, хотя были попытки использовать RSE (Realistic Sound Engine) — и всё равно это звучало совершенно несерьёзно.
III. Всё становится серьёзнее...Году эдак в 2012-ом я обзавёлся аудио-картой и хорошим инструментом — появилась возможность что-то худо-бедно записывать, тут я был ограничен мощностью старого компьютера. Затем появилась камера и… Нет, я не принялся за своё творчество прямо сразу же. Я начал с басовых каверов, которые и размещал у себя на канале на ютубе. Тем не менее попытки записать свой материал были: появились композиции Even.No и She Draws Another Chaos (ахтунг, раритет и кривота, да ещё в закрытом доступе!) Они же в несколько посвежевшем виде потом вошли в дебютный альбом. Именно каверы стали моим основным вектором развития канала. Это были довольно известные, при этом несложные композиции, на самом деле я просто развивал навыки игры на басу и следил за чистотой, ровностью и качеством исполнения. К тому же чем не хороший способ расширить круг своих музыкальных приёмов путём переигрывания чужих песен? А потом случилось интересное: в середине 2013-го года я стал брони и тут понеслось...
IV. ФандомноеВ сообществе я тоже начинал с каверов и ремиксов. Самое первое тематическое видео — басовый кавер на Helping Twilight Win The Crown, затем были Avast Fluttershy's Ass, опенинг, B.B.B.F.F. и другие каверы и ремикс-версии. К авторским композициям я вернулся в начале 2014-го, записав In Search Of Sadness и Stargazer, которую до сих пор считаю одной из лучших своих наработок за всё время. К этому времени у меня уже были бас- и электрогитара, звуковая карта, небольшие колонки и относительно мощный ноутбук с Cubase 5 x32 на борту — всё, что нужно для записи. На этом подъёме я записал много хороших каверов и авторских композиций, которые довольно тепло приняли как в руфандоме, так и в зарубежном сообществе. И ведь вся эта музыкальная история продолжается по сей день, кто знает, сколько всего ещё впереди..)
2) Средства
I. БасЧто ж, пора познакомиться с моим скромным инструментарием. И первым будет мой профильный инструмент — бас!Lakland Skyline 55-02 Deluxe
До него у меня было ещё три баса, но этот в итоге остался на постоянной основе, так сказать. Купил его весной 2012-го года абсолютно новым. Честно, были мысли купить и Fender, и Music Man, и Warwick, но в конечном счёте я выбрал бас малоизвестной в наших краях фирмы. Что мне в нём нравится, так это его удобство и универсальность. Серьёзно, звук можно накрутить практически любой! При этом хочу отметить, что своего собственного характера, который присущ тем же фендерам или ворвикам у него нет. Это просто качественный и универсальный инструмент. Тонкий широкий гриф, низкий экшн — то, что нужно для меня. Через какое-то время я поставил рампу — играть стало ещё удобнее. А с наклейкой с Applejack всё стало ещё процентов эдак на двадцать круче :)
II. КонтрабасПусть в записях он практически не участвовал — буквально три раза от силы — этот инструмент меня кормит время от времени, доставляет немало хлопот и вообще с ним связано много забавных и не очень приключений.
Контрабас Московской фабрики музыкальных инструментов
Поскольку учился я на эстрадном отделении, то контрабас использовался исключительно в джазовых целях, т.е. без смыка, только пиццикато. Для работы частенько просят именно не бас-гитару, а контрабас, так что да, этим инструментом я время от времени зарабатываю себе на хлеб насущный. Смык у меня имеется — немецкий, но французской постановки (или как это правильно сказать?), но в силу того, что копыта желательно ставить с преподавателем, а самообучением особо ничего не добьёшься — по крайней мере так писали на тематических форумах — я им практически не играю, увы. Звук с контрабаса для записи снимаю двумя способами: через пьезо-датчик и через микрофон. На концертах играю только через пьезу — вполне себе хватает.
III. ЭлектрогитараЭто на самом деле больная тема, ибо гитар через мои копыта прошло просто немерено. Начиная от Cort Z40, который я в итоге продал, продолжая другими инструментами, и заканчивая тем, что есть на данный момент. А это — Ibanez Gio GSA60, одолженный у сестры
Чуть ли не каждая из композиций 2014-2015 годов была записана на разных гитарах в силу того, что своего инструмента у меня попросту не было (как нет и сейчас, тхе). Я играл и на стратах, и на суперстратах, и на лесполах, и так далее. Разного уровня, стоимости, качества. Последние же наработки были записаны именно на этой гитаре. Не самый впечатляющий звук, но, как бы там ни было, он меня в целом устраивает — на свой скромный бюджет гитара звучит. Однажды я куплю гитару как у Рэйнбоу, вот тогда и поглядим...
IV. ФортепианоЛасточка.
Старое, потрёпанное, но вполне работоспособное фортепиано, которое участвовало в записи ровно один раз. Звук снимался микрофоном и, честно говоря, оставляет желать лучшего даже с пост-обработкой. Для занятий мне его в любом случае хватало, а синтезатор или клавиши я себе решил пока не покупать — обхожусь тем, что набиваю партии в Guitar Pro.
V. МикрофонА микрофон у меня такой же, какой был когда-то у MandoPony — MXL 990
Хороший конденсаторник, за который я наконец-то расплатился — теперь он полностью мой. В 2014 году я для записи одалживал AudioTechnica AT2020 у знакомого, пока не обзавёлся этим. На него я пишу свой вокал, да, именно так) Собственно, не могу сказать ничего плохого, просто хороший микрофон за свои деньги.
VI. КолонкиПоскольку комбики свои я все распродал, то играю в итоге через настольные колонки Сириус
Да, нашёл в закромах на даче старые советские колонки. На полноценные студийные мониторы они, конечно, не тянут, тут даже смешно сравнивать, но тем не менее чем богаты. На мониторные наушники я тоже не потратился, поэтому всё свожу на том, что есть. Может быть, если бы у меня было что получше, качество моего сведения тоже бы возросло, но что-то мне подсказывает, что дело всё же в ушах, а не в оборудовании. Правда как всегда где-то посередине...
VII. АудиоинтерфейсM-Audio FastTrack USB, такая вот внешняя звуковая карта у меня в пользовании.
Нареканий нет, стабильно работает, пишет, ничего особо не искажает. Да, всего два канала — под микрофон и под инструмент, большего мне на данный момент и не нужно для домашней-то записи)
3) Процесс
I. ИдеяНачинается всё с идеи. Вдохновения. Эта штука приходит тогда, когда меньше всего её ждёшь. То есть оно действительно так случается, что, «О! Мысль! Надо её быстрее записать!» Но не всё так просто. Иногда не всё зависит от вдохновения свыше. Как говорится, аппетит приходит во время еды, примерно то же самое и с музыкой, т.е. берёшь в копыта инструмент, пробуешь пару-тройку нот, затем ещё и ещё, затем это перерастает уже в какой-то рифф, и… так понемногу втягиваешься в процесс и не успеваешь заметить, как обнаруживаешь себя посреди целой композиции, когда ты уже пять часов непрерывно сидишь за ноутбуком и инструментами и давно позабыл про завтрак, равно как и про то, что когда-то утром ты включал чайник, ставил греться еду в микроволновку и т.д., и т.п. Тебя уже не остановить, ты весь в работе!Раньше так случалось с композициями, когда я писал их в Guitar Pro: садился и придумывал за несколько часов от начала и до конца, делал полную аранжировку. Сейчас же в табах прописываю партии уже постфактум, т.е. когда они записаны живьём. За исключением, разве что, барабанов — дорожку ударных я изначально пишу в Guitar Pro, а затем переношу в DAW, где «оживляю». Сами же риффы, заготовки, черновики, словом, идеи записываю прямо на гитаре или басу, чтобы однажды перерыть этот ворох недоделанных проектов и пробовать сотворить с ними что-нибудь путное :)
II. ПаззлПрактически любая композиция состоит из частей подобно мозаике. Задача нетривиальная — сложить все части правильно, чтобы получилась одна готовая красивая музыкальная картинка. За время практики в композиторстве у меня уже выработались определённые каноны, так сказать, стереотипы музыкального мышления, т.е. совокупность взглядов на структуру композиции в целом. Сюда же входит опыт, полученный путём прослушивания чужой музыки. Так что следующим этапом идёт сборка композиции из риффов, кусков, заготовок, словом, всего накопленного багажа идей, описанного в предыдущем пункте. Когда весь костяк песни готов и все элементы заняли свои места, пора переходить к следующей части.
III. Всё по-новойНа самом деле не совсем, но обычно этот пункт стоит должного внимания. Дело в том, что на стадии паззла я не уделяю достаточно внимания качеству записи, ибо в первую очередь ставлю задачу собрать композицию. Поэтому в этом пункте идёт перезапись нужных частей трека. Иногда приходится перезаписывать все партии гитар, например. Или исправлять вокал. На этом же этапе композиция может обрасти какими-либо украшательствами и мелочами, которые придадут композиции впоследствии законченный вид. И, да, к слову о записи вокала…
Примерно так выглядит место, где я пишу свой голос: носок в кач-ве поп-фильтра, открытый шкаф с одеждой и всё прикрыто плащом. Не самая лучшая шумоизоляция, но реверберацию комнаты всё-таки сглаживает.
IV. «Check… check… check...»Одна из самых долгих стадий становления композиции. Это когда ты загоняешь в плеер файл с названием «mix5.mp3», садишься в троллейбус по дороге на работу и слушаешь, слушаешь, слушаешь… На повторе. Один и тот же трек. Желательно при этом запастись ещё блокнотом и ручкой, чтобы делать пометки по мере прослушивания. Например, «на 2:45 вокал тише», «гитары развести дальше по панораме», «соло чуть громче, добавить флэнжер», и тому подобные замечания. После того, как возвращаешься домой и делаешь исправления, в плеер загоняется трек с названием уже «mix6.mp3», и всё повторяется по-новой ровно до тех пор, пока не скажешь «я сделал всё, что мог, это предел моих возможностей на данный момент, мне больше не к чему придраться». На этом этапе можно рендерить финальный вариант в .wav и заливать на различные ресурсы.
4) Программности
I. DAWЯ использую спираченный когда-то давно Cubase 5 x32, даже несмотря на то, что система у меня 64-битная. Мне советовали переходить на Reaper, но я до такой степени привык… Словом, мне лень переходить на что-либо другое и осваиваться в другой программе. Не скажу, что владею кубэйсом на должном уровне, я не знаю ещё очень многих хитростей, горячих клавиш, мелочей и всего того, чему обычно учат в видеоуроках по данной программе. Но с другой стороны мне это и не нужно — я вполне доволен тем, что умею, и что использую. В дополнение — пару скринов проектов:II. GuitarПосколько ни кабинета, ни усилителя, ни даже комбика у меня нет, соответственно звук снимать микрофонами не с чего, я использую эмулятор гитарных усилителей/кабинетов TSE x50 v.2.0. Раньше я использовал связку из эмуляторов усилителей этой фирмы с импульсами кабинетов LePou, но затем вышла версия, в которой были и головы, и кабинеты, поэтому я пересел на неё. Накрутил более-менее приятный звук (ох, сколько же раз я его крутил...) и сохранил как пресет для последующего использования. Да, мне советовали не раз различные другие эмуляторы, но я остаюсь, так сказать, верен тому, что есть. Тем более что не такой уж и плохой звук извлекается из этого плагина. Я не аудиофил и не лампоман, мне не столь принципиальная разница между эмулятором и живым звуком, как не принципиальна разница между транзистором и лампой. Мне просто нравится то, что я использую.
III. BassРаньше я использовал Ampeg SVX, но звук MarkBass Studio 2 мне понравился куда больше. Самое забавное, что настоящие усилители и кабинеты этой фирмы мне своим звучанием не нравятся от слова совсем. А вот данный эмулятор устраивает по всем параметрам.
IV. DrumsВ качестве синтезированной ударной установке я использую связку из двух разных библиотек — Addictive Drums 2 и EZDrummer 2. То есть смешиваю две ударные установки в разных пропорциях для получения более-менее сбалансированного звука. Опять же, несколько раз сильно крутил и настраивал звук под себя, затем забил всё в пресеты и пользуюсь.
V. SynthsДля различных клавишных инструментов, струнных, духовых и просто синтезированных эффектов, морфов, пэдов, всего-всего я использую всего один плагин-библиотеку: Colossus VST. Его звук довольно узнаваем, в частности в моих треках, да)
VI. OtherЧто ж, в остальном я пользуюсь стандартными кубэйсовскими плагинами, например, эффектами: флэнжер, хорус, дилэй, реверб, фэйзер и прочие. Мой любимый эквалайзер — FabFilter Pro-Q. Компрессоры — VC-2A, VC-76, VC-160. Для обработки вокала — пакет плагинов от Waves. Вот, пожалуй, и весь основной набор утилит, используемых мной.
5) Завершение
I. FazitЧто хочется сказать в завершение… Это мой путь создания музыкальных композиций, я не мастер и не профи в плане звукозаписи и дальнейшей пост-обработки, я всему учусь, причём в основном методом научного тыка. Да, я не описал в этом посте, например, процесс эквализации каждого инструмента, наглядный пример использования тех или иных плагинов, да что там, даже темы мастеринга не коснулся! Тем не менее я надеюсь, что весь изложенный материал был в какой-то мере интересен и, возможно, полезен. По крайней мере теперь Вы знаете, из чего я делаю свою музыку :)Всем добра, обнимашек и побольше музыки в жизни!
51 комментарий
Кстати, насчет внешних эффектов и инструментов — интересно, можно ли обойтись только бесплатными плагинами? У меня пару раз бывало, что авторизация на амплитубе слетала и вместо сведения приходилось шаманить с кейгенами.
Рипер, кстати, примечателен тем что его ломать даже не надо, триал версия не ограничена в функционале и времени и все, чем досаждает — пятисекундным стартовым окном.
А мой знакомый всё равно его купил)
Кстати, андроидная версия музскора очень практична в качестве папки с нотами. Я пою с него. Иногда даже удобнее, чем с бумаги.
60$ не жалко отдать за столь функциональную и одновременно компактную DAW
Спасибо!
А что именно интересует в записи? Из самого общего и без особых ошибок написанного, есть, например, Загуменнов «Запись и редактирование звука», она встречается в сети. А если какие-то конкретные частные вопросы нужно решать — то более специализированную литературу, конечно, смотреть: например, если разбираться с акустикой звуковых помещений, то хорошо начать с Ф. Ньюэлла «Звукозапись: акустика помещений».
Методом тыка тоже можно, но это очень долгое дело, и чреватое к тому же дорогостоящими ошибками. Ведь почти всегда звукозапись связана с затратами на оборудование, а ошибок в выборе при прохождении этого квеста своим умом и по наитию, скорее всего, будет больше.
Ну, у меня группа, хотелось бы научиться грамотно сводить, эффекты на гитару накладывать, итп. И то, и то, короче) За огромный пак книг по звуку — отдельное спасибо)
Или наоборот, тхе)
Когда мы начинали, мы тоже думали: "А капелла, какие мы счастливые, нам ничего не нужно, кроме своих собственных глоток!"
«Ха!» еще три раза ;)
Если честно, изменений случилось за год не так уж и много, так что…
*набирает побольше воздуха*
Государственное Учреждение Заслуженный Коллектив Республики Беларусь Государственный Академический Ансамбль Танца Беларуси
В Доме Который Построил Джек!И этому посту почти два года. И не обновлял я его. И новый писать лень. Да и не для кого уже писать.
В Доме, Который Построил Батька Ляксандр Грыгорич! (щютка). ;)Грац, кстати. =)
Пост просто подниму, раз уж наткнулся, тхе)