Перевоплощение Зевса в Феникса, или ремонт двухподвеса от А до Я
Доброго времени суток! Вам не кажется, что этот блог уже почти умер? Вот и мне кажется =D Давайте оживлять)
Собсноговоря уже давно хотел починить свой двухподвес, но отсутствие свободного времени, и ужасное состояние самого пациента не давало мне подступиться к этой задаче. Так длилось три года! Но этим летом
Итак, что же
Спойлер
Знакомьтесь: Ardis Zeus, 2006-го года выпуска, купленный на Сорочинском ярмарке в том же году за 900грн (в то время это было ~180$).
— Двухподвес(амортизация переднего и заднего колёс);
— дисковые тормоза;
— 21 скорость;
— дискретные манетки в форме поворотного кольца(имхо самые удобные);
— усиленные обода на обеих колёсах;
— практически все механизмы(манетки, переключатель, трещотка, перекидка) фирмы Shimano, которая у нас считается самой лучшей в доступной ценовой категории.
Если брать соотношение цена/качество, то выбор весьма удачный.
О слабых местах этого маунтибайка расскажу в процессе.
История болезни
Самое страшное время для него началось после покупки XD
Я в прямом смысле делал с ним что хотел: ловил все ямы на пути, «проверяя» амортизацию; хорошие тормоза и запас скоростей позволяли «жечь резину» на задней покрышке везде, будь-то асфальт или щебёнка; частенько на раме со мной ездили друзья(sic!); единственным способом смыть грязь для него был только дождь; зимой измерял глубину сугробов, сцепление с покрытой льдом дорогой, а после измерений оставлял его ночевать на улице
В общем вспомнить есть что
Но как говорится, «за всё нужно платить», и на момент начала реставрации у меня уже был «счёт за услуги»:
— абсолютно лысая задняя покрышка
изначально она была такой:
— все возможные узлы, уголки и поверхности забиты грязью
— задняя тормозная колодка сломалась, и была выброшена по глупости /)_- Некоторое время её заменяли колодочные тормоза с какого-то левого велика, но из-за их нулевой эффективности было принято решение отправить их в утиль тоже
— несмотря на полное отсутствие задних тормозов, передние хотя и были, но их действие было практически незаметным, посему можно считать, что тормозов не было совсем
— на заднем переключателе скоростей первая скорость не включалась, а из-за плохой настройки скорости 4 и 5 иногда переключались сами собой =D
— из-за механического спидометра, а также плохо отрегулированной оси переднего колеса не было наката. Вы не представляете насколько это бесит, когда педали нужно крутить, даже во время спуска с горки!
— скоростная езда по бездорожью, или умеренная езда по ямам с нагрузкой ~120кг ушатали ось заднего колеса так, что она согнулась(sic!)
— из-за этого не получалось нормально отрегулировать его (заднее колесо), и оно тёрлось о раму(sic!)
— педали, если их сильно нагрузить(при езде под горку на высокой передаче например) начинали хрустеть) Точнее не сами педали — а что-то внутри вала.
— Вилка. Её качество вызывало сомнения сразу после покупки. Она практически не пружинила, а к настоящему времени с одной её стороны пластмассовая втулка(или как эта хрень называется?) вообще «вылезла», благополучно треснула, забилась грязью, и окончательно заблокировала вилку
Спойлер
— кроме того, краска местами была содрана до металла, а переднее крыло давным-давно отломилось
С таким вот «послужным списком» мой двухподвес и отправился в ремонт)
Ремонт
Глядя на вышеприведенный список не может не возникнуть вопрос: а не лучше было бы просто купить новый велосипед?
Ответ: нет. По двум причинам:
— у меня нет необходимости ставить дорогие и очень качественные детали в процессе ремонта, так как ездить на нём я могу не чаще чем 3 месяца в год!
— сейчас цены на двухподвесы совсем не радуют: от 2500грн (~8800р) за новый, и от 1500грн (~5300р) за б/у.
Спросите «почему именно двухподвес, если можно взять за копейки без амортизации?»
Нифига =/ Большая часть моих маршрутов — грунтовые дороги.
Так что хочешь-нехочешь, а ремонтировать нужно. Вооружившись ключами, отвертками, шестигранниками, молотком, плоскогубцами, пилкой по металлу, а также с молитвой в уме и с матом на устах процесс пошел =D
Первым делом снял колёса и педали
По большому счёту процесс не сложный и весьма однообразный:
разобрать,
почистить,
провести осмотр, при наличии дефектов необходимое заменить/починить,
смазать,
собрать в кучу.
Немного интересней обстояли дела с педалями. Одну таки снял при помощи молотка, а вот вторая без кувалды не поддавалась =D
Но это не так важно, интересно другое:
Это одна из втулок
а если быть точнее — то, что от неё осталось. Скорее всего именно через неё смазка и убежала.
Наверное в этом и была причина «хруста».
В общем когда всё легкодоступное было почищено и смазано — дело дошло до вилки мать её в дрыгало!
Инфы про эту личность гражданской наружности я так и не нашел, поэтому полазив по инету, и узнав какие вилки бывают вообще, решил заглянуть внутрь «ног».
Ожидал я там увидеть пружину. Пружины не оказалось. Зато там оказалась пустота
Причем в обеих «ногах» сразу. Такая ситуация вогнала меня в ступор. Вернулся к ноуту.
Спустя кучу форумов и картинок, возвращаюсь к вилке, искать снизу неё фиксирующий болт
Ну и что прикажете делать дальше?! Сверху зацепиться не за что, снизу болт спилен…
Опять к ноуту, искать в продаже вилки. Первая попалась самая обычная, без амортизации.
Когда я увидел цену — реакция была примерно такая: 700грн!!!(~2500р)
За что такие деньги?! За рогатку из металла??!!!
В общем настроение пошло вниз, я начал думать как из этой ситуации выкручиваться. Решение нашлось довольно быстро, в виде ещё одного, давным-давно поломанного двухподвеса
Зверька этого выиграл мой отец ещё году эдак в 2002-м. Но как и полагается выигранной вещи — качество было чуть хуже китайского. Переключатели скоростей настолько тугие, что для переключения давить на них нужно было всей ладонью(я сейчас не шучу), а на одном из подъёмов и вовсе цепка порвалась =/
Нормально в нём работали только 2 вещи: вилка, и амортизатор заднего колеса.
Короче говоря — у меня появился донор
Теперь работа могла продолжаться, и я оперативно снял вилку и примерил её к корпусу моего двухподвеса. Подходит. Но было одно но:
она оказалась уже родной вилки, и колесо с диском не помещалось в ней.
«Ну и что? всё-равно передний тормозной механизм с диска я перенесу на заднее колесо, а спереди установлю колодочные тормоза. Диск можно запросто снимать.» подумал я.
Но не так быстро дело делается, как скоро слово молвится. Ни один из болтов, которыми прикручен диск, я выкрутить не смог. Только «слизал» шестигранник, да пол рюмки WD-40 впустую вылил.
Ок. Если гора не идёт к Магомеду, тогда Магомед идёт к горе. И таки пошел! С пилкой по металлу! =D
Помогло!
А почему до этого ничего не брало — понял только когда выкрутил первый болт
Дорогая принцесса Селестия!
Сегодня я в очередной раз усвоил одну важную вещь:
Не ко всему «нежный» подход может дать результат. А иногда без пилки по металлу так вообще не обойтись =D
После примерки настало время продумать будущий дизайн. Оставлять родную расцветку даже не думал. Основной целью было что-то простое в исполнении, без «огня» и надписей ака «UltraSpeed», но в то же время не отталкивающее. За сим я провёл вечер в паинте (ахтунг! «шидевр» под спойлером!)
Дизайн есть, можно браться за покраску.
Первым делом — снять слой зелёной краски с вилки. Смывка краски мне в помощь!
после первого нанесения
после третьего нанесения
И хотя мой друг говорил что 2 раза нанести будет достаточно, я с большим трудом, соскребая что можно ножом, а что нельзя — вновь под слой смывки, управился только после 4-го нанесения. может он её лопатой наносил???
А ещё эта хрень при попадании на кожу доставляет похлеще раскалённых углей! Ощущения, будто тебе вырезали маааленькую, но глубокую ямку в коже, и налили туда кислоты =/
После окончательной зачистки вилки мне уже не хотелось ничего, и я не раздумывая отказался от идеи снимать краску со всей рамы.
С одной стороны это плохо — будет трудно скрыть неровности.
Но с другой — хорошо. Заводская краска в любом случае держится лучше аэрозольной, нанесённой в домашних условиях. Так-что даже если где-то и продеру новую — старая защитит металл, и он не будет подвержен коррозии.
Да и вообще: я же не на выставку велосипед делаю. Кто будет выискивать все неровности в покраске?
С такими мыслями сделал последнюю примерку, на случай стоит что изменить в будущем дизайне. Но вродь всё в порядке, приступаем к покраске
Как видите, первым делом нанёс полосы, потом — основной цвет.
Но вот если малярный скотч справился со своей задачей на 5-, то бумага — подвела
Пришлось брать нож, осторожно её соскребать, и потом вновь красить, только уже кисточкой =D
Кстати!
Если кто-то попадёт в похожую ситуацию, советую подождать день-второй, пока краска высохнет окончательно, и только потом соскребать прилипшую бумагу ножом.
Во-первых: так она легче снимается,
во-вторых: краска практически не повреждается
Последний этап покраски — нанести минимум 4 слоя лака(а лучше 6-7), и оставить сохнуть хотя-бы на 3-4 дня.
Когда всё высохло, мелкие запчасти перебраны и смазаны, а посылки уже пришли — перед нами весьма интересный конструктор)
Кстати о посылках. Заказал себе вместо той механической дуры компактный электронный спидометр с кучей наворотов в которых я нифига не шарю =D и красивой бирюзовой подсветкой)
Но как говорится «нет худа без добра, а добра — без худа», без потерь тоже не обошлось…
Когда придумывал дизайн, специально оставил место для названия кстати изначально я хотел переименовать Zeus'a в Pegasus'a, но во время переписки с одной из броняш на Табуне пришла идея наректи Phoenix'ом. А что? Он можно сказать 3 года был «мёртв», и вот ожил =D
Подобрал место. ИМХО нормально.
Дальше — заказать распечатку на самоклеющейся плёнке. На самом деле мне бы хватило 3/5 части А4 в высоту, но как оказалось — сумма минимального заказа — 50грн, и я мог преспокойно заказать целый А4. Ну ладно. Подобрал шрифт и «логотип» как думаете: что на логотипе?) Чем занять место я нашел)
Да, на «логотипе» Philomena)
Заказ мне сделали, и на листе белой бумаги он смотрелся реально красиво. Но стоило мне налепить самоклейку на раму — как вдруг…
Вы даже представить себе не можете, как мне было обидно…
Но что поделать?.. Не сдирать же?.. Оставил так.
Дальше по плану — регулировка переключателей, тормозов, перекидки, и «наката».
Фотографировать особо нечего было: крути, зажимай, да проверяй. Регулировал чуть меньше двух суток, попутно таская тросики/кожуха/гайки со старого двухподвеса)
Благо с регулировкой друг помог(за что ему спасибо!), так бы я дня 3 ковырялся точно)
Ну и последний штрих — свет. Куда же мне, радиолюбу хренову без света на велосипеде ездить? XD
Откопал 2 фары, купил пару 3-ваттных светодиодов, распотрошил старый фонарик, собрал, проверил
Всё работает. Собираем в кучу, где нужно — заливаем клеем
Дожидаемся наступления ночи, и проверять:
оригинальная фара
переделанная фара
обе
В обеих фарах батарейки новые, в процессе фотографирования чувствительность фотоаппарата была выставлена ISO = 800, выдержка — 1с.
На этом процесс ремонта закончился.
Результат
Вот немного фото для сравнения:
Было / стало
Было / стало
Было / стало
Было / стало
Было / стало
Было / стало
Было / стало
Было / стало
А это просто так) фотки понравились)
За сим всё)
Велотред объявляю открытым!
P.S.Запчасть с велосипеда) Два вопроса к вам:
1) что напоминает?) вопрос к задротам =D
2) откуда запчасть? вопрос к велознатокам =D
Спойлер
43 комментария
Напоминает Убунту. Не?
Восемь лет катался на нём где и как угодно (ну, не слишком жестил, но всё же…), при этом вообще толком не обслуживал %) Вот пару недель назад его и добила двухдневная покатушка на 180км с преодолением жидких глинистых говн: лопнувший троссик, сдохшая трещётка, забитые глиной тормоза, расползшиеся нафиг грипсы и ещё по мелочи. Осмотр потерпевшего показал, что и цепь скоро прикажет долго жить, и ведущие звёздочки сточились нафиг. Зато во втулках и каретке, на удивление, всё тихо-мирно, не хрустит, не бьёт, не застревает :D Но всё равно буду перебирать и перемазывать.
В общем, похожее мероприятие мне предстоит в ближайшие дни. Только красить даже не собирался, ибо рама алюминиевая, чего ей сделается-то?
Если на велик ты потратил несколько дней, вокруг вазовской тачки ты сможешь бегать неделями, месяцами! Будешь перебирать подвеску, выяснять, что и где стучит, менять миллион прокладок (и все равно масло будет течь ОТОВСЮДУ), смазывать, подтягивать, закреплять, и все это (при желании) на ежедневной основе!
А еще ты писал, что ты радиолюб, ага? Ну так опять в точку! Сможешь часами ебаться с электрикой! Будешь выяснять, с какого хера при нажатии на тормоз левый поворотник начиинает мигать в три раза чаще, будешь зачищать контакты задних плат, чего-нибудь напаивать, менять всякие коммутаторы, генераторы, сгнившие провода целыми пачками!
Словом, рекомендую для приобретения опыта работы автомехаником. Вот только если потом пересядешь на иномарку, 70% опыта пойдет по пизде, а еще 20% никогда не пригодится (по словам самих пересевших), так что имей в виду.
А уж отчеты, какие ты с ВАЗом сможешь писать отчеты!.. Впору будет отдельный блог под них заводить!
Не поверишь, но оное чудо советского автопрома у меня имеется =D
Только проблема не с маслом, а с тормозами) Как ты их не перебирай — первым всегда мёртво схватывается переднее правое XD
А ещё у ней такая фича, что когда холодная — «холостой» есть; но как только прогреется — начинает глохнуть)
Я возле неё месяцами хоть и не лазил, но мне хватило.
Ха, узнаю любимую болезнь всего ряда ВАЗов с 2101 до 2107))
А еще про
Бензонасос менять не пробовал? Если он старый и умотанный, то вполне может себя так вести. Особенно если это заводской.
Новый. В том то и дело. Но такое впечатление, что он кривой какой-то; прошлым летом он пару раз внезапно переставал работать, и так же внезапно начинал. Один раз вообще учудил мне: я ехал по крутому подъему на третей передаче на средних оборотах, но когда добавил газу(ибо подъем стал круче) — двигатель начал глохнуть, хотя скорость была приличной. Вот так. Пришлось карабкаться второй передачей на средних оборотах меня вродь ещё скутер какой-то обогнал тогда /)_- И даже когда я выехал на ровную дорогу — высокие обороты двигатель всё-равно не держал.
Ну а про «провалы» я думаю говорить и вовсе не стоит
Чтож, у меня не самая печальная ситуация. Двойная восьмёрка на переднем колесе (V-brake не даёт ехать), ненастроенный задний переключатель, люфтит кассета, геркон велокомпа работает через пятое место. Буду делать свой велокомп с датчиком Холла и
шлюхамирасширенным функционалом, которого нет ни в одном велокомпе.Измерение:
1. Скорость
2. Максимальная скорость
3. Каденс
4. Пробег
5. Часы
6. Температура
7. Напряжение на боротовом аккумуляторе 12В
8. Напряжение зарядки
9. Ток зарядки
10. Освещённость
Вкусные фичи:
1. Автоматическое/ручное включение фары и подсветки экрана при наступлении темноты + регулировка яркости всего этого
хозяйства.
2. Автоматическое/ручное включение стоп-сигнала.
3. Поворотники.
4. USB ЗУ
5. Усилитель для динамиков.
6. Real Timer Counter DS1307, где будут храниться все настройки и часы.
Дисплей простой 16х2. МК пока не выбрал, но писать начал под ATmega48.
Давай к нам
1. Несжимающийся передний амортизатор.
2. Почти несжимающийся задний
3. Погнутая ось заднего колеса. Блин только недавно поменял лопнувшую ось на новую и вот новая тоже погнулась.
4. Надо перебрать каретку.
5. Тоже подумываю перекрасить. Хех, один мой друг помнится покрасил свой велик маркером))
6. Ну и так, по мелочи
Котёнок тоже в комплект входил?)))
Побольше свободного времени тебе, чтобы можно было отремонтировать!
Я думал для небольших дистанций с ужасной дорогой
Именно!
Давай брохуф /)
P.S: триггерные манетки намного удобнее.
И да: вечная борьба двух религий навесок — SRAM и Shimano…