«Футурологический конгресс». Станислав Лем

«Футурологический конгресс»« Восьмой Всемирный футурологический конгресс открылся в Костарикане. По правде говоря, я не поехал бы в Нунас, если бы не профессор Тарантога: он дал мне понять, что там на меня рассчитывают. Еще он сказал (и это меня задело), что астронавтика стала, в сущности, бегством от земных передряг. Всякий, кто сыт ими по горло, удирает в Галактику, надеясь, что самое худшее случится в его отсутствие. И в самом деле, возвращаясь из путешествий, особенно в прежние годы, я с тревогой выискивал в иллюминаторе Землю — не уподобилась ли она печеной картофелине.
Поэтому я не очень-то сопротивлялся, а только заметил, что не разбираюсь в футурологии. И в насосах мало кто разбирается, возразил Тарантога, однако все мы кидаемся к помпам, услышав:
«Течь в трюме!»
Правление Футурологического общества выбрало Костарикану потому, что темой конгресса был демографический взрыв и меры борьбы с ним, а Костарикане принадлежит мировой рекорд по темпам роста населения; предполагалось, что это удвоит эффективность нашей работы. Правда, злые языки называли иную причину: в Нунасе наполовину пустовал новый отель корпорации «Хилтон», между тем на конгресс, кроме самих футурологов, ожидалось столько же журналистов. Теперь, когда от отеля не осталось камня на камне, я, не боясь обвинений в рекламных захваливаниях, могу со спокойной совестью утверждать: «Хилтон» был превосходен. Моя оценка имеет особый вес, ведь по натуре я сибарит, и лишь чувство долга иногда заставляло меня предпочесть комфорту каторжный труд астронавта.»
«Футурологический конгресс». Станислав Лем
Рейтинг книги 18+.
Произведение, сделанное в стиле модерна, но содержащее в себе элементы постмодернизма, смешное и пугающее одновременно. Забавно, что в моей печатной версии концовка произведения не завершенная, но тоже, в каком-то смысле, ставящая точку в повествовании. А вот когда я решил прослушать аудиоверсию – то узнал немного больше информации об окончании романа.
Это произведение вполне можно назвать художественной альтернативной историей человечества, где развитие технологий пошло немного по иному пути. И люди в прямом смысле открыли ящичек Пандоры, выпустив на волю галлюциногены нового поколения. Но обо всем по порядку. Присутствуют спойлеры.
Итак, главный герой – Ийон Тихий, участник многочисленных миров автора, ученый-футуролог, собирается на очень важный конгресс в неназванной стране, чтобы обсудить ключевые вопросы того, по какому пути следует идти цивилизации в это непростое время. Мир, который его окружает, нельзя назвать благополучным – многочисленные экстремисты, фанатики и члены закрытых радикальных сообществ не гнушаются никакими средствами, чтобы повлиять на общественное мнение и мировое устройство. Прогнившие и бюрократизированные политические структуры старательно пытаются натянуть на реальность ширму, прикрывая собственные промахи, и отчаянно ищут выход из сложившейся взрывоопасной ситуации. Одним из вариантов разрешения проблем становится революция в химии, где новые препараты оказываются способны в считанные мгновения изменить мировосприятие любого человека, канализировав его ярость в нужную сторону или погрузив в пучину апатичности.
Как и предполагается, во время проведения этого мероприятия всё начинает идти не так, в городе натурально разворачиваются боевые действия. А вот что произойдет дальше – является самым занятным местом в повествовании.
Произведение можно вполне условно разделить на две части – жизнь Ийона до погружения в криостазис и после. Опущу подробности, они стоят того, чтобы ознакомиться с ними самостоятельно. Мир до для Ийона был довольно неприглядным, но привычным местом. А вот мир после — автор живописал намного подробнее и интереснее, подходя к вопросу о будущем устройстве планеты так, что постепенно начинаешь сомневаться в реальности всего произошедшего за время повествования.
С хорошей долей сарказма Станислав Лем пройдется по многим стереотипам об организации общества недалекого будущего, который полнится сотнями противоречий, показной бравадой, и категорическим неприятием иного мнения. Рассказывая историю через, по сути, личные заметки, Лем великолепно подает окружение, умудряясь в равной степени обрисовать вопросы культуры и политики, показать в подробностях иных персон, которые окружают главного героя и многое другое, в том числе и то, как сами же люди надевают на глаза шоры и, не видя ничего, кроме тьмы, остаются в убеждении, что это и есть окружающая действительность. Немного иронично, но реалистично.
Здесь нашлось место цинизму и обреченности, робким росткам надежды на исправление положения и ужасу перед постепенно открывающейся картиной, созданной из понимания того, во что превратилась планета. А уж какой пласт психологических вопросов поднимается здесь – от желания человека утвердиться в собственной правоте и до размышлений над сложностью объективного восприятия реальности.
Создавая великолепные фантасмагоричные образы мира через систему новой терминологии, замешанной на химическом изуверском надругательстве над человеческим осознанием действительности, он отлично раскрывает огромное количество противоречий, потаенных сторон и темных секретов создаваемого мира, где нет возможности довериться собственным ощущениям. Даже не знаю, где тут можно найти отдельные аллюзии на различные варианты пропаганды, потому что это произведение можно воспринимать в различных вариациях: от иронического высмеивания современных автору методов ведения информационной и культурной экспансии и заканчивая предупреждением, что пропитано страхом перед научными достижениями, использованными во вред самому человечеству.
Совместив утопию и антиутопию в одном флаконе, создатель истории показывает гротескный мир, где столь знакомые современные проблемы сначала обретают гипертрофированное воплощение, а затем уходят на третьестепенные роли, потесненные кошмарными последствиями целого ряда неверных решений.
Произведение подойдет тем ценителям книг, которые ищут иронически-предостерегающий взгляд на череду проблем двадцатого столетия, тех самых проблем, которые лишь немного видоизменившись, перетекли в настоящее.