Уильям Голдинг. "Бог-Скорпион"



Бог-Скорпион«Вдалеке на дороге, там, где кончалась отбрасываемая пальмами тень, показался человек. Он двигался неуверенно. Движения зыбкостью напоминали дрожание скал. Даже и на большом расстоянии его было не спутать ни с одной из фигур, рассеянных группами вдоль обочин. Он был одет не как все, и именно на него все смотрели. Когда он вышел на открытое пространство — жнивье справа и слева, — стало отчетливо видно, как он бежит, продвигаясь с трудом, и как люди, стоящие на обочинах, машут руками, выкрикивают приветствия и хлопают в ладоши, провожая его глазами. А когда он оказался возле границы ближнего поля, сделался ясно виден весь его наряд, такой же странный, как и его движения. Он был в юбке из белого полотна и высоком головном уборе из той же материи. Сандалии, браслеты, массивное украшение, которое свешивалось на грудь и подскакивало при каждом движении, искрились синими и золотыми лучами. Еще ярче сверкали крюк и цеп, которые он крепко сжимал в руках. Кроме того, блестела и смуглая кожа: пот капал с нее на растрескавшуюся землю. При виде этих капель пота крики толпы усиливались. Мужчины срывались на бег, но вскоре замедляли шаги, утирались и только взглядом сопровождали бегущего, который был уже за пределами их полей.

Теперь, когда он оказался так близко, стало возможным еще подробнее разглядеть его. Лицо было когда-то овальным, но сытая жизнь и власть сделали из него массивный четырехугольник, который был как раз под стать отяжелевшему крупному телу. Он выглядел человеком, чья голова вмещает всего лишь несколько мыслей, но те, что есть, сомнению не подвергает. Сейчас он сосредоточился на одном: бежать — бежать во что бы то ни стало. Мысль эта порождала в нем, казалось, два ощущения: изумление и гнев. Гнев был вполне резонным. Матерчатый убор непрерывно сползал на глаза, и приходилось крюком подпихивать его кверху. Подними он цеп повыше, плети, сделанные из синих и золотых бусин, хлестали бы его нещадно по лицу. По временам, словно вспомнив о чем-то, он скрещивал крюк и цеп на уровне живота, и они терлись на бегу друг о друга, так что казалось — он точит нож. От всего этого и от клубящихся роем мух бесспорно можно было прийти в ярость. Но вот что вызывало у него изумление — оставалось неясным. Он с грузным топотом пробежал оставшийся кусок поля, сопровождаемый сейчас одним только спутником — худощавым и мускулистым юношей, который не умолкая подбадривал его, молил, превозносил:

— Беги же, Патриарх! Ради меня! Беги! Будь жив! Будь здрав! Будь могуч!»

Уильям Голдинг. «Бог-Скорпион»

Уильям Джеральд Голдинг один из самых известных писателей и, наверное, самый известный писатель Англии вообще. В первую очередь по произведениям «Повелитель мух» и «Свободное падение».

Но сегодня речь пойдет не о них. Предлагаю же кратко ознакомиться с тремя произведениями, объединенными в книге «Бог-Скорпион». Носят они следующие наименования:

«Бог-Скорпион»

Первая новелла рассказывает о жизни сословий в Древнем Египте, показывая противостояние назревших противоречий между традиционной религиозностью и неприятием догматов.

Юный принц, его сестра, странный бродяга — каждый из них расскажет о своих переживаниях и восприятии окружающего мира, попытается по своему противостоять устоявшемуся порядку или же подчиниться воле привилегированных классов, поддерживающих незыблемость властной иерархии.

«Клонк-клонк»

Следующий рассказ поведает о нелегкой жизни первобытных племен, где сюжет сосредоточен вокруг четкого разделения женского и мужского миропонимания. По стилю данное произведение отличается своей сумбурностью, некоей поверхностностью, хорошо отражая примитивное мышление и образность существования древнейших людей.

«Чрезвычайный посол»

Завершающее произведение расскажет о Римской Империи, размеренную и скучную жизнь которой нарушает приезжий изобретатель со своей дочерью, предлагая самому Императору ознакомиться с неведомыми технологическими новшествами, которые в умелых руках могут перевернуть весь привычный уклад жизни огромного государства.

Здесь не нужно задумываться о соответствии придуманных ситуаций исторической действительности. Внимание автор сосредотачивает на иных проблемах и вопросах — начиная от соотношения мужского и женского начала в обществе, вопросов противостояния различных типов мышления и заканчивая дилеммой превосходства технологического прогресса над общественным.

Подобные произведения просто приятно читать — они открыты и для тех, кто любит размышлять над многочисленными сложностями развития человечества, и для тех, кто желает просто насладиться приятным стилем повествования и добротно проработанными короткими почти что приключенческими историями.

Яркие образы, отличный стиль, продуманные диалоги и далеко не типичное развитие событий, совершающее порой увлекательные повороты — этого достаточно, чтобы ненадолго утянуть в несколько выразительных сюжетных перипетий, которые всегда готовы рассказать нам о том, какие проблемы и вопросы остаются актуальными для людей на протяжении бесчисленных тысячелетий.

Эти внешне незатейливые истории стоит прочесть, хотя бы для того, чтобы сформировать свое отношение к их содержанию. И решить для себя индивидуально, что же окажется в итоге нужнее — попытаться задать себе дополнительные вопросы об изменении представлений человечества о мире, вкупе с возникающими философскими проблемами о существовании всеобщих взаимосвязей, или же только лишь неприхотливо пробежаться по нескольким десяткам страниц каждой из трех историй, чтобы отдохнуть от повседневной суетности.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать