Джон Уиндем. "День триффидов"



День триффидов«Я прозевал конец света, того самого света, который я так хорошо знал на протяжении тридцати лет; прозевал по чистой случайности, как и другие уцелевшие, если на то пошло. Так уж повелось, что в больницах всегда полно людей и закон вероятности сделал меня одним из них примерно неделю назад. Легко могло получиться, что я попал бы в больницу и две недели назад; тогда я не писал бы этих строк – меня вообще не было бы в живых. Но игрою случая я не только оказался в больнице именно в те дни, но притом еще мои глаза, да и вся голова, были плотно забинтованы, и кто бы там ни управлял этими «вероятностями», мне остается лишь благодарить его.

Впрочем, в то утро я испытывал только раздражение, пытаясь понять, что за чертовщина происходит в мире, потому что за время своего пребывания в этой больнице я успел усвоить, что после сестры-хозяйки часы здесь пользуются самым большим авторитетом.

Без часов больница бы просто развалилась. Каждую секунду по часам справлялись, кто когда родился, кто когда умер, кому принимать лекарства, кому принимать еду, когда зажигать свет, когда разговаривать, когда работать, спать, отдыхать, принимать посетителей, одеваться, умываться – в частности, часы предписывали, чтобы меня начинали умывать и приводить в порядок точно в три минуты восьмого. Это было одной из главных причин, почему я предпочел отдельную палату. В общих палатах эта канитель начиналась зачем-то на целый час раньше. Но вот сегодня часы разных степеней точности уже отбивали по всей больнице восемь, и тем не менее ко мне никто не шел.

Я терпеть не могу обтирания губкой; процедура эта представлялась мне совершенно бессмысленной, поскольку проще было бы водить меня в ванную, однако теперь, когда губка так запаздывала, мне стало не по себе. Помимо всего прочего, губка обыкновенно предшествовала завтраку, а я испытывал голод.

Вероятно, такое положение огорчило бы меня в любое утро, но сегодня, в эту среду восьмого мая, должно было произойти особенно важное для меня событие, и я вдвойне жаждал поскорее разделаться со всеми процедурами: в этот день с моих глаз собирались снять бинты. Я не без труда нащупал кнопку звонка и задал им трезвону на целых пять секунд, просто так, чтобы дать им понять, что я о них думаю.

В ожидании возмездия, которое неминуемо должна была повлечь за собой такая выходка, я продолжал прислушиваться.»

Джон Уиндем. «День триффидов»

Произведение, с которого начался мой интерес к творчеству данного автора. Интересное видение посткатастрофы, не совсем типичные для человечества противники, достаточно проработанные образы персонажей — всё это остается увлекательным даже спустя более полувека после первой публикации. Ведь мало что может сравниться с ощущениями от крушения привычного мира и всестороннего рассмотрения ужасающих последствий, к которым приводят катаклизмы на сотнях страниц занятной истории.

Книга состоит из двух частей — вступления с короткой предысторией и основной части, где показана авторская вариация конца света.

Несколько слов о мире, где происходит действие. В его жизни важную роль играют опасные плотоядные растения -Триффиды, предположительно появившиеся по причине неудачного эксперимента, которые обладают опасным отравляющим шипом и превосходно умеют им пользоваться для охоты на двуногую дичь.

Один из героев книги, Билл Мэйсон, во время работы получает травму от этих растений и попадает в больницу. Он ещё не знает, что в дальнейшем это окажется для него большой удачей.

В этот же период Землю накрывает странное явление — поразительной красоты небесное гало ярко-зеленого света. Только все, кто видел этот феномен, через непродолжительное время необратимо слепнут.

Триффиды, над которыми был во время переполоха потерян контроль, вырываются на свободу и начинают терроризировать почти беспомощных людей. А тем, кто по чистому совпадению сохранил способность видеть последствия, придется выживать в новом негостеприимном мире.

Автор сотворил до сих пор остающееся интересным видение мира после сразу после двух глобальных катастроф, к последствиям которых людям придется разбираться не месяцами и даже не годами.

Привлекательным для чтения это произведение делают несколько моментов. Здесь собраны многочисленные типажи персонажей, со своими жизненными принципами и мировоззрениями, за которые готовы убивать и умирать; с различных точек зрения показан всеобъемлющий кошмар бедствия и плеяда последствий необходимых, но немилосердных решений; рассказаны многочисленные драмы о том, что не может произойти выживание и приспособление без жертв; ставится бескомпромиссный вопрос о том, какие пути решений стоящих вопросов выбирать — искать подход к спасению в технологиях, новой религиозности или возвратиться к уже прошедшим этапам становления человечества?

Шаг за шагом показано, как на примере одного участника событий из бывшего простого гражданина уходят более не требуемые нормы и правила, сформированные обществом, и на первый план выдвигаются обоснованно жестокие поступки.

Разные пути выхода из тяжелого положения люди находят в противоположностях — жестокости и сострадании. Но никто не может предложить единый верный вариант спасения человечества из состояния беспомощности.

Насыщенное действием и сложными ситуациями, книга до сих пор ставит актуальные вопросы для тех, кто хоть раз задумывался, а что будет после того, как цивилизация рухнет и на её остатках придется бороться за то, чтобы просто существовать.

Произведение можно смело рекомендовать всем, кто интересуется классическими примерами продуманных посткатастроф с примесью научной фантастики, где важную роль в сюжете играют несколько человек, проходящие по дороге понимания новых условий своего существования в смертельно опасной среде. И, разумеется, книга привлекает тем, что не дает ответы на многие вопросы, оставляя большой простор для размышлений о причинах весьма своеобразного конца света.

3 комментария

О-о-о, знакомая вещь, читал, как же. И тоже давно. И даже перечитывал пару раз. Очередная вещь из разряда «День, когда людям пришёл большой северный пушной 3.14здец». Права, жаль, что так и не было раскрыто, что то вообще были за странные метеориты и каким образом они давали то излучение, а ещё почему оно так подействовало на всех, кто на них смотрел. Ну, или я уже не помню этого…
GORynytch
0
Права, жаль, что так и не было раскрыто, что то вообще были за странные метеориты и каким образом они давали то излучение, а ещё почему оно так подействовало на всех, кто на них смотрел.
Не было раскрыто.
Но в переводах, изданных во время СССР, проводилась настолько прямая аналогия с последствиями любования атомным взрывом, что у многих вообще в памяти откладывалось, что люди ослепли не от метеоритов, а от ядерной войны. А тут и триффиды из горшочков повылазили…
Navk
0
По-моему, авторы фильма «28 дней спустя» весьма немало из этой книги почерпнули.
Randy1974
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать