Чак Паланик. "Ссудный день"


Ссудный день«О таком вот честном парне до сих пор кто-нибудь да вспомнит. Славный малый, верный товарищ и брат. Заходит этот пай-мальчик, мамина радость, в участок по юго-восточному округу, воровато озирается по сторонам и что-то шепчет, прикрывая рот ладонью. Время позднее, к полуночи дело, а у пацана на пороге участка темные очки на носу. Натурально очки от солнца, капюшон толстовки натянут на лоб, глаза в пол. Типа ничейный Стиви Уандер, разве что пса и белой трости нет. И такой к дежурному сержанту: «Кто у вас тут главный? Я хочу сообщить о преступном замысле». Все шепотом, значит. А сержант ему: «Документики».
У пацана на башке бейсболка, козырек опущен до самых бровей, сверху капюшон — короче, наружу только нос и торчит. Толстовка на спине аж насквозь промокла. И вот, значит, этот кайфолом, этот активный гражданин трясет головой и говорит: «Я сообщаю анонимно. И не тут, не на людях».
Ну, господин дежурный сержант набирает номерок. Со всеми церемониями снимает трубку, прикладывает к уху, тыкает по кнопкам и, не сводя глаз с пацана в темных очках, просит прийти детектива. Да, возможно, наводка. Бросает взгляд пацану на руки. Рук не видно, они спрятаны в карманы толстовки, а это подозрительно. Сержант дергает подбородком и требует: «Слышь, уважаемый, а давай-ка ты руки из карманов вынешь».
Пацан делает, что ему велят, но выглядит все равно как-то мутно. Переминается с ноги на ногу, словно забыл отлить, причем с прошлой недели. И все головой вертит, будто ждет кого-то. Будто следом за ним в дверь вот-вот должны зайти. И мямлит жалобно: «Нельзя мне тут… увидеть могут…».»

Чак Паланик. «Ссудный день»

Рейтинг книги 18+.

Немного слежу за творчеством указанного автора.
Из его произведений был знаком с четырьмя книгами. Теперь к этому добавим «Ссудный день».
На мой взгляд, это один из самых откровенных и прямых современных авторов, который хорошо создает бескомпромиссную социальную сатиру, в какие бы маски не рядил героев своих книг. Сочетая простой стиль и много занятных размышлений, он делает весьма специфично выделяющиеся из серой массы публикуемой туалетной бумаги авторские коктейли из людских пороков и страстей, закрученных вокруг повседневности и потаенных желаний, при этом умудряясь саркастичным катком пройтись по всем типажам героев и ситуациям, упомянутым в своих книгах.

Даже если учесть, что многие его книги, по большей части, наполнены разухабистым трешем ради самого себя, многочисленные идеи являются лишь чрезмерными преувеличениями и доведением некоторых современных западных социальных тенденций до абсурда, Паланик умеет создавать специфическо-ироничные миры, отдаленно похожие на мрачные предостережения, созданные как коридоры из кривых зеркал.

Теперь о романе.

В мире книги в один не самый прекрасный день политики решают, что молодежи больно много скопилось под их окнами и что естественным следствием может быть новый бунт против сложившегося порядка. Не придумав ничего лучшего, люди во власти решают развязать войну и отправить на нее излишек человеческой массы. Одновременно с этим в интернете появляется список на убийство, в который можно было занести любое ненавистное имя — профессора, политика ли, не суть важно. Главный момент заключался в том, что люди начали поддерживать внезапных кандидатов на выбывание своими виртуальными голосами.

А потом пришел Ссудный день, который изменил всё, что долгие десятилетия выстраивало западное сообщество, взорвав и расстреляв многочисленные подпорки, на которых держалось общество, перевернув всё с ног на голову, исказив до неузнаваемости систему ценностей. Грязь, кровь и пороки стали движущей силы нового порядка. И да, это всё подается гиперболизировано отвратительно.

Героев в произведении довольно много, действие постоянно переходят от одного персонажа к другому, иногда это сбивает, но где-то после первой трети книги подобные переходы для меня начали выглядеть вполне естественно. Они все колоритны как на подбор — от простой домохозяйки, до маргиналов, которых сила оружия возвысила в новом мире.
Люди здесь показаны по-разному, единственно объединяющая черта выглядит примерно так — что произойдет с человеком, который вынужден приспосабливаться в новом мире, где белое названо фиолетовым, разумность под запретом, а закон джунглей стал повседневностью?

Прекрасно показано быстрое обесценивание человеческой жизни и всей общественно-экономической системы в условиях, когда одна полубезумная идея нашла воплощение в новом квазирелигиозном завете для десятков миллионов людей.
Провокационно рассказывает он об образе мысли людей во власти и том, что они готовы делать и то, что с успехом реализуют ради сохранения и приумножения власти. Но только в этот раз все идет не так, как задумывалось и настает час расправы.
Искажая многочисленные исторические факты в угоду создаваемому облику абсурдно-отталкивающего мира, автор рисует масштабную картину перекроенного окружения вокруг созданных персонажей — чередуя места, время действий и события, которые разворачиваются на страницах.

Роман полон едких издевок над всем, что в нем упомянуто. Создается впечатление, что нет категорий населения, по которым бы не прошлись ершиком, измазанным в помоях — расисты и пацифисты, лица нетрадиционной ориентации и репортеры, политики и представители профессуры, каждому досталась хоть щепотка насмешек разного уровня жестокости. Даже для самоиронии автор нашел немного места.

Концовка в книге остается открытой и, на мой взгляд, немного смазанной. Допускаю, что рассказать подробнее о том, что стало после столь радикального изменения общественного устройства, можно было в завершении подробнее. Добавить немного разъяснений о том, откуда взялись в мире определенные технологии и прочее. Но подробный рассказ об этом вполне мог уничтожить всю старательно выстраиваемую абсурдность происходящего(или слишком далеко ушел бы в отсылки на многочисленные произведения разного жанра), так что здесь вопрос предпочтений.

Книга оставляет после себя странное впечатление — изначальный запал серьезности быстро сменяется открытым высмеиванием пополам с нелепостью, густо замешанную на многочисленных вопросах культурного характера, которые волнуют западное общество в современное время. И всё это подается под заливкой из сюрреализма, без малейшего намека на то, что читателю делать со всей этой пестро-отвратительной картиной из страстей и безумия человека. Предположу, что Паланик решил в этой книге в свойственной ему манере указать путь, который некоторым современным обществам ещё предстоит пройти, поскольку первые шаги были уже сделаны.

0 комментариев

Автор запретил добавлять комментарии
Скрыто Показать