Солнечная монетка
Как обычно, жизнь любит корректировать планы, не спрашивая на то разрешения :)
Благодаря этому работа с металлом сильно замедлилась, а в какой-то момент даже остановилась. Но пауза дала возможность продумать и реализовать несколько идей по улучшению точности.
Итак, Селестия. Снова без номинала, будем считать монету неразменной. Материал — лист Л63. Идея рисунков взята из комментариев к Лунной монетке, за что спасибо Navk и akela . Единственно сразу на обеих сторонах Тия выглядит нелогично, потому на обороте только Солнце. Изначально монетка задумывалась одноцветной, но во время подготовки вспомнился еще один коммент и было решено попробовать. Так на монетке появился бонус из чистого никеля, а у меня состоялось знакомство с нанесением этого металла.
Немного фоток с разных стадий готовностиУвы, не всегда была возможность сделать приличный снимок, так что многое осталось «за кадром». Попробую учесть это в дальнейшем.
Пара фотошаблонов. Для контроля (и при необходимости — ретуши) и позиционирования на рамке проектора использую маленький «световой стол». Это остатки матрицы от разбитого автомобильного нафигатора: разбитые сенсор и ЖК-панель удалены, остались только линейка светодиодов и пленки, распределяющие свет. С этой штукой удобно работать с разными [полу]прозрачными материалами (классические негативы и слайды на пленке и фотопластинках, пленка для принтеров, калька).
Первый слой до травления, фоторезист уже проявлен. Заготовка находится в оправке и останется там на протяжении всех этапов печати одной стороны. Оправка позволяет жестко крепить заготовку на стол проектора и работать, не прикасаясь к обрабатываемой поверхности.
Вытравлен первый слой. Половина поняши выглядит страшненько, но в целом все нормально.
А вот что бывает при нарушении режима травления: металл растворяется неравномерно и получающийся рельеф портит всю работу.
Вытравлен второй слой. Уже более-менее узнаваемо, а рельеф стал немного интереснее.
После травления третьего слоя появились мелкие детали. Это уже готовая и отполированная сторона, но еще не финиш, и заготовка снова закрыта фоторезистом.
Немного о никеле. Из нескольких способов нанесения была выбрана гальваника в ванне с жертвенным анодом. По сравнению с химическим покрытием электролит почти не расходуется, а по сравнению с «гальваническим карандашом» нет механического воздействия на обрабатываемую поверхность и прежде всего — на нежный фоторезист. Процесс организован пока не очень красиво, в дальнейшем планирую сделать удобную ванну с термостатом и подходящий питальник.
ЗЫ. Не все получилось хорошо. Фоторезист плохо держится на латуни, поэтому ободок стороны с Солнцем немного перетравлен: я слишком поздно заметил, что резист начал разрушаться, но решил продолжать, поскольку одна сторона уже была готова.
37 комментариев
Это вам не штамповка.
Но монетка всё равно шикарная.
Ну красотища же. Ждём новых проектов )
Ждем еще интересных монеток :3
то есть… Спасибо! Будем стараться!
Блин! Просто кайф!
Одним словом — ХОЧУ! )))))
Лай за офигенную работу! =)
В принципе, привычно: трафареты под групповой SMD-монтаж (на паяльную пасту) из латуни 0.12 мм делаю
Но с партией все печально. Пусть технология и позволяет относительно быстро поменять изображение и не требует больших мощностей (по крайней мере не нужен пресс), но сама печать затратна и очень медленна.
У меня кроме плоттера (резка/гравировка) еще есть мысль использовать матрицу DLP вместо печати шаблонов, по сути — переделать медиапроектор под другой объектив и добавить держатель для заготовок. Это позволит избежать юстировки шаблонов, останется только правильно готовить файлы.
А кроме оптики вроде бы и нет вариантов: фрезу 0.1 мм найти или изготовить в принципе можно, но она не даст такой чистоты поверхности, как химическая обработка, т.ч. снова возвращаемся к химии и фоторезисту.