Как всё исправить и сохранить при этом стиль

Приветствую, Броняши, позвольте обратиться к вам за художественной помощью.


Пытаюсь сделать похлебку из своей вкусовщины, но сталкиваюсь с проблемами в анатомии.



Не знаю как рисуют другие художники и от чего они отталкиваются, но мне же приходится вдохновляться другими работами и делать всё на свой лад, не прибегая к копированию. Добавляю свои фетиши по типу пухлых мордочек, клыков, пушистость и тому подобные забавы, а затем миксую их уже в когда-то увиденных формах, либо нахожу новые образы в разлитых чернилах. Взять например эту картинку:
Чужой рисунок «пример»
Не знаю кто её автор, но думаю найти его не займёт много времени, однако она мне понадобилась для сегодняшнего рисунка. Дело в том, что в моей пустой голове нет места для воображения. Я могу описать картину, но не представить, а поэтому мне тяжело иногда понять, как будет выглядеть, например, лицо на изображении. Его можно разбить на 3 формы: профиль, анфас и полуанфас. Все три варианта выглядят при своём повороте по-разному, а потому мне и требуется иногда хоть какой-то пример для базового скетча. Вот мы и закончили с предысторией моего рисунка, а теперь перейдём непосредственно к нему.
Вот что в конечном итоге у меня получилось
Как именно это рисовалось

Ну, вроде как два разных рисунка, кроме того что положение головы примерно под тем же углом. Однако из-за того что я пытаюсь сделать что-то вроде своего «стиля», мне не откуда его срисовать, кроме как придумать в своей голове, из-за чего происходит путаница в линиях из когда-то увиденных примеров. Например, взять те же глаза. На рисунке «примере» они куда более каноничные к оригинальному сериалу, как и сама мордочка, однако я же пытаюсь всё сделать по-своему и мы приходим к тому, что сейчас имеем:
1. Широкие глаза от носа до уха.
2. Непонятный изгиб глаза с другой стороны.
3. Невнятный объём глаз
4. Резкий переход от подвижного века на лоб, без учёта неподвижного века.
Как это выглядит

Окей, первое — это не проблема. Такие широкие глаза я уже не раз видела на многих других артах. Проблема — это то, во что вытекает второе — изгиб глаз под углом. Он здесь будет либо несколько выпирать, если глаз повёрнут в нужную сторону или угол обзора соответствует, либо будет видно хоть какой-то его изгиб, наверное, у белка. У меня же просто какая-то ахинея. Это выглядит так, как будто глаз у меня выпирает сверху, а снизу наоборот проваливается внутрь. Это особенно заметно на этапе покраски, где за линией радужки выпирает белок. Я просто не понимаю что с этим делать. Мне на ум приходит только 2 вот таких варианта:
Изгибы

Но и они мне оба не нравятся. Я прям вижу, что они неправильные и откровенно ломают лицо. Здесь остаётся только одно — переделывать мордочку, но и этого я не желаю! Дело в том, что мне нравится стиль с круглыми щёчками, например как у t-Hoodie. Когда основа головы это круг, а ниже центра выпирают щёчки уходящие в подбородок. Не знаю как ещё это можно объяснить.
Вот как примерно это должно выглядеть
Поэтому в полуобороте та щека примерно так и должна выглядеть, как мне кажется. Разве что стоит возможно как-то её видоизменить не теряя формы.

С глазами же тоже проблема, как только мне показали, что они у меня какие-то «неправильные», я себе места не нахожу. Не понимаю как они должны рисоваться, в зависимости от того, в какую сторону смотрят. В камеру? — без проблем, просто два шарика ровной величины. Избегающий взгляд назад? — Два шарика ровной… ну вы поняли. Не понимаю я как это должно выглядеть.
Неверный объём глаз у Скуталу
Пытаюсь их изогнуть, чтобы было видно что те под углом, но выходит убого если прикинуть как это выглядит с цельным глазом. Пришлось уже просто вместо радужки с зрачком сделать цельную радужку с полоской как у вампиров. На втором рисунке со Скуталу пришлось вообще двойную радужку сделать, по крайней мере в виде контура. В ином случае выглядит нелепо.

И наконец последняя проблема — это резкий переход век ко лбу. Как мне уже сказали — глаз находится в углублении, а сам же немного выпирает. Вот только я рисую глаза так, что у меня нет даже места для бровей. Точнее я уже пытаюсь их запихать на лоб, но под ними должно быть резкое углубление к неподвижному веку. Особенно под теми углами, что я сейчас рисую. Однако вместо этого у меня показано лишь слегка подвижное веко и сразу закрывается лбом. Не знаю… может быть мне как-то нужно изменить верхнюю форму глаз или не показывать сам лоб? Изобразить наличие лба лишь посредством теней, а саму линию просто удалить? Без них мне как-то не по себе...

Примерно вот так выглядит голая голова
Надеюсь я ничего не упустила, пока пыталась описать свою проблему, а вы без труда сможете её понять в полной мере. Может быть даже кто-то покажет редлайн. Я пытаюсь рисовать в далеко не похожим на сериал стилистике, а потому и довести до анатомически правильного идеала сама как-то не могу. В принципе, я могла бы прямо сейчас уже залить тенями и светом рисунок, а затем всем говорить какая я хорошая, что смогла нарисовать милый портрет не за неделю, а лишь один день! Но… если немного приглядеться, то в милой мордашке так и выпирают проблемы анатомии, которые мне стыдно было бы показывать всё дальше и дальше, постоянно повторяя одни и те же ошибки.

45 комментариев

Попробуй нарисовать глаза как в 4-ом примере на картинке с последовательностью рисования. Чуть большего размера и расположи их чуть пониже.
Кажется, я несколько перестала понимать что рисую. Оно вроде бы и вменяемо стало на половину, а задняя щека стала ещё более странной. Сделала её по другому совету, чтобы убрать изгибы в белке/радужке при повороте головы, но выглядит упорото.
Спойлер
О, вот так лучше! И задранные уголки глаз уже не бегут к ушам и нормально смотрятся.
Я бы ещё вот так сделала, чтоб дальний глаз не торчат сверху больше, чем снизу, но не знаю, насколько это критично:
Спойлер
И, может, всё же сильнее надбровную дугу.
То ли ты слишком расплылась мыслью по тексту, то ли я дело в моих проблемах с концентрацией внимания, но я чет не поняла сути вопроса. о_0
В основном вся главная проблема в этом:
Спойлер
В основном главный ответ: глаз сбоку даёт дугу, выгнутую вовне. Остальное, как ты представляешь понячьи головы, вариативно.
По первому.
Глаза длинноваты, и внешние уголки ну прям очень хотят в уши. Я понимаю, стиль таких остреньких глазок, но не будет ли лучше чуть опустить внешние уголки, сделав верхнюю границу глаза вытянутой дугой с небольшим выпиранием вверх?
Щека выпирающая идёт от скул, где-то от середины глаза в твоём примере, на который ты хочешь равнятся. У человека в анфас дуги надбровной дуги (сорян за тафтологию) и скулы сходятся во «впуклость» где-то на уровне внешнего уголка глаза, плюс-минус. В полуобороте примерно так же, потому что обычно мы там видим внешний край глаза сходящимся в точку, или образующим сильную дугу, тоже считай с точкой касательной, от неё и идут эти дуги вверх и вниз. Но если такие глазищи как у пони — ну да, верхняя дуга от верхнего лежащего на контурк края глаза, нижняя — от нижнего. Для сильного оборота я б чуть завела нижнюю дугу вверх, но всё равно получается выполнение предыдущего условия, Завести вверх просто ведёт к выгибанию глаза, имхо, чуть более гармоничному. Всё же эти щёки, поолагаю, сильно выступают по бокам, а прям под глазом постепенно уменьшаются, и в полобороте щека (тут, скорее, скула) не так мощно торчит.
Спойлер

По второму.

Глаза в профиль вроде соответствуют их форме в других ракурсах (просто сама эта форма… стиль стилем, но да, они странные, имхо), так что если тебя устраивает в целом выбранная тобой форма глаз — всё ок. А отличия формы на наброске и цветном в приведённом примере со Скуталу — такие отличия можно делать индивидуальными чертами той или иной пони (как в каноне у Рэрити острые уголки глаз внутренние и внешние, у Твай острые внутренние, у прочих — сглаженные). Единственное, я бы сделала вот так:
Чтоб было видно, что веко тоже закругляется туда, к носу.И, может, получше последить за дугой глаза, которая должна быть спереди, при этом не делать такого резкого загиба вот под той дорисованной мной линией, будто у глаза там под углом срезан кусок от его круглой формы.
От направления радужки вперёт или назад форма не зависит, при сильном взгляде вниз верхнее веко опускается, но для пони-мультяшки это не обязательно, потому что создаст дополнительную эмоцию (смущение, или утайку чего-то, или ещё какую в зависимости от остальной мордочки и контекста).

По третьему.
Глаз круглый (или просто выпуклая линза, как фанонят, когда пытаются придумать, как понячьи глаза умещаются в голове). Вот и выгни его чуть дугой. Как у тебя по бордовой линии под спойлером «голая голова». Такая волнистость прям на глазу, как на картинке в превью — странно.
Но посмотри на эту волнистость — вот как она выпирает над вогнутостью глаза, так делай над глазом (ну, не так протяжённо, но идея ясна, думаю). У тебя над глазом сразу скашивается назад, а надо сделать над ним выступ надбровной дуги (не переборщи только), которая будет защищать выпуклость глаза. Посмотри как это у людей в ракурсе 3/4 и адаптируй под пропорции и сглаженность круглой пони-головы.
Ох, спасибо большое! Вроде начинает проясняться, пока перевариваю, остаётся только применить на практике.
Не знаю, поможет ли, но я пыталась
Спойлер (с рисованием прям по рисунку автора поста)
В целом я сделала противоположный глаз чуть больше (небольшие фиолетовые линии — передний глаз, повернутый и сжатый по горизонтали) и увеличила наклон линии нижнего края дальнего глаза
По глазам можешь (если вдруг ещё не видела) посмотреть работы Yakovlev-vad. У него хорошо видно их строение
Какая красота Этот набросок мне нравится даже больше, чем собственный.
Ухты, в глаза у него не особо всматривалась, а я теперь кажется знаю чем можно заняться. Глазки там и впрямь хорошие.
— Проблема в неправильном построении в принципе, отчего появляется неестественный изгиб по линии поверхности глаза. Вот у того художника Флаттершай, с закрытыми глазами, веко верхнее как шторка опускается вдоль линии глаза вниз, формируя линию между верхней дугой глазницы и нижним изгибом скулы.
Спойлер
— Точное так же с глазом… Нужно простраивать весь глаз целиком, а не только зрачок, а потом уже делать разрез глаза поверх, стирая ненужные части шара. Так получится вписать его верно в мордочку и верно расположить оба века.
Спойлер

Вот что в конечном итоге мне удалось сделать. Честно говоря, у меня даже мозг немного перегорел пытаясь представить, как именно должны выглядеть адекватные глаза, которые будут меня удовлетворять и передавать нужную эмоцию, а так же нормально изгибаться. Постаралась учесть все советы, а так же задействовать скетч NevilleRob — за что отдельное спасибо. Особенно помогла разметка для бровей и ресниц, но так или иначе, я столкнулась с проблемой, что не понимаю как повернуть дальнее веко, чтобы у неё был адекветный поворот. С теми ресницами, что у NevilleRob были нарисованы, смотрелось конечно же идеально, но как я уже сказала, мне пришлось много времени потратить на то, чтобы сделать идеальную форму глаз, которая не резала бы мне глаза и соответствовала передачи эмоции персонажа. Милые глазки — хорошо, но мне хотелось сделать немного озадаченное лицо, как если бы кто-то вошел в ваш сарай (с яблоками), а так же опустить ещё немножко веки. Но не знаю, наверное я неправильно понимаю как они должны отображаться. Так же подняла скулу немного повыше, как писала Dany, а так же опустила глаза немного пониже и изменила форму глаз. Правда из-за выпирающих ресниц может показаться, что они всё так же пытаются проникнуть в ухо. Глаза на самом деле укоротились по сравнению со скетчем NevilleRob, но остались на том же уровне снизу, чтобы соответствовать нормальной посадки у носика.

К слову говоря, на конечном результате мне пришлось добавить пару локонов на уголок лба, потому что выпирающая ресница выглядит слишком уже нелепо. Идея пришла когда я утром уже сгорела.
Без локона
А пока писала, решила ещё разок переделать веко/ресницу, как на скетче NevilleRob, просто потому что то как я сделала свою мне не очень нравится, хоть я и попыталась учесть угол под которым часть века должна быть скрыта.
Фикс
Так лучше, нооо у тебя сейчас низ дальнего глаза ниже, чем надо, если ориентироваться на ближний, и его же верхнее веко выше, чем надо.
Хотя не, верхнее веко, наверно, норм, так кажется из-за нижнего края глаза. А ещё внешние края бровей на разном уровне от глаз.
Поняла, у верхнего века изгиб не тот был, не как у века ближнего глаза.
Спойлер
Там над нижней синей линией справа границу ресниц верхнюю надо чуть опустить, я забыла.
После первого коммента сделала вот так, не знаю, лучше ли. А бровь я хотела, чтобы одна была приподнятой, та что слева, а дальняя (правая) — в нормальном состоянии. Но я так понимаю нужно было поднять другой конец?
Спойлер
Лучше, плюс посмотр по синим линиям и линию ресниц. С бровью задумка не считывается, возможно, стоило сильнее выгнуть её дугой, чтоб было видно, что её тянет вверх, тогда как вторая лежит ровно. Ну и можно было приподнять внётренний край, хотя не обязательно, поднятие его или нет даст разные эмоции (возможно).

Вообще, я может и хрень несу, т.к. далёкий от меня стиль, что-то могу не считывать как задумку, воспринимая ошибкой.
Спойлер
Вроде как уже начинает казаться получше. Выровняла линии век и ресниц и сделала бровь более выразительной. Посмотрю как будет на этапе покраски выглядеть. Спасибки.
Во, теперь с бровью считывается!
Меф, начинаю всё-таки понимать настолько действительно важно рисовать до конца скрытые объекты, чтобы понять полностью их строение. Но это куда сложнее чем кажется. Иногда я создаю себе дополнительные проблемы, лишь бы придать картине как можно больше деталей.
Спойлер
Вроде как что-то уже получается, но всё равно как-то странно. Видимо неправильно изображаю откуда оно растёт и закругляется.
Спойлер
Ну конечно же.
Глянь:
Нахерачил чуток построений, соррян за пейнт мышкой. Вертикальная красная линия — линия симметрии по грудке. Круглый срез. Линия в срезе идет до середины позвоночника по горизонтали. Таким образом, если у тебя одно крыло в 1, то второе должно быть в 2, а никак не в 3, как у тебя сейчас.
Получается нужно несколько поднять крепление, но мне кажется оно ещё должно как-то изгибаться, если ровняться на левое крыло и крепиться другой стороной, что ли. Иногда так и хочется покрутить картинку, как 3D модель, чтобы увидеть что с деталью не так.
Если же мысль в том, что Флатька смотрит через плечо, то тогда грудка не может быть так видна.
Не, она смотрит ровно вперёд. Там по идее должно быть второе плечо, но не особо приложу ума как его лучше добавить.
Да вот точно так же, через симметрию и срезы, строишь, где должен быть его верх:
Я ведь правильно угадал, что из-за грудки там тоненькой полоской левое плечо выглядывает?
Агась, именно оно. Пыталась сегодня уже такими кругами себе что-то прочертить, но так и не поняла зачем они мне были нужны, пока вы не показали мне про срезы.
Ну, собственно, весь процесс построения сводится к тому, чтобы разбить то, что рисуешь, на более простые фигуры, с которыми удобно работать. Как видишь, тот участок тушки, к которому крепятся крылья, это всего лишь усеченный конус. Ничего сложного. Мы знаем, где у нас идут плоскости симметрии, поэтому несложно понять, куда крылья крепятся — ведь они симметричны относительно плоскости, проходящей через середину груди и позвоночник.
Советую посмотреть туториалы и поучиться именно простраивать головы и тела поняшек, потому как на картинке «как рисовалась Флаттербэт» видно, что ты сразу начинаешь с контуров. Если хочешь, можешь добавиться ко мне в какой-нибудь мессенджер, я тебе подробнее объясню.
В основном да, я когда тренируюсь, то просто пытаюсь срисовать картинку, пытаясь понять как она выглядит и запомнить контур. А когда дело доходит до собственных рисунков, то как правило я рисую одно, а случайно выходит другое, и за неимением возможности нарисовать то что мне нужно, приходится работать с тем, что уже получается. Из-за этого постоянно приходится искать другие рисунки и понять как выглядит та или иная деталь в повороте. А вот когда делаю круги и палочки и пытаюсь по ним что-то нарисовать, получается что-то странное и непонятное, поэтому просто поверх них делаю ещё контуры в 200 слоёв.

А по поводу добавиться, то… можно наверное, правда я побаиваюсь немножко, но порой так и хочется у кого-нибудь спросить, как сделать ту или иную вещь, а никого нет.
У вас есть дискорд или вк? В профиле только ссылки на девиант и патрон.
Пришлю сейчас в ЛС свой ник в Дискорде.
При тренировочной срисовке построение обязательно нужно — чтоб понять, почему контур выглядит так. Почему та или иная деталь в повороте загибается так. И смочь применить это знание к другим поворотам и деталям.
Иначе ты занимаешься бестолковой переводилкой.
Рефы — хорошо и не зазорно, проф.художники их используют, но на каждую линию не наищешься, не зазубришь — базу надо уметь понимать. Плюс без этого даже срисовку с рефов адекватно не склеишь, так и будут глаза и прочее скакать в асимметрию.
Ну то есть, когда не срисовка, а уже свой рисунок (с рефами или нет), построение тоже надо, но при понимании и набитой (на работах с пониманием, а не просто повтором контуров!) руке какие-нибудь быстрые наброски и без детального построения, так, с осевой и одной линий для глаз (это если речь о мордочках) могут смотреться хорошо. Но при проработке из в более детальную работу надо будет для деталей же что-то да простраивать.
Помимо построений из кубиков, еще надо порисовать реальные вещи. Черепа, головы людей, животных, мультяшек из 3d мультфильмов, хорошие статуэтки и 3d модели.
Так же стоит подмечать в чужих артах и схемах построений точки слома формы и их соответствия структуре объекта (выступы костей).

Конкретно по твоему рисунку — склеился контур век на глазном яблоке с контуром лица (бровь-углубление под глаз/висок — скула — щека). У меня у самого такая ошибка была, пока я не порисовал лица с натуры.
еще надо порисовать реальные вещи
С построением — ну хоть какими-нибудь наводящими линиями, что важно.
Но что в таком случае с ней сделать? Как раз из-за этого я не знаю как изобразить впадину от брови до глаза. Она как препятствие в виде лба, разве что просто стереть её и доделать всё тенями.
Спойлер
Вот тут по идее тоже начинается линия от носа до брови, а на финальном этапе лишнее стирается, чтобы показать плавный переход от света в углубление. Но за исключением того, что тут один контур переходит из носа в бровь, а у меня бровь отдельно и выше…
— Ага, да, именно так. Причём тут стоит учитывать, что бровь — подвижная часть лица, а вот верхняя дуга глазницы — кость, и она не может шевелиться как бы этого не хотел персонаж (если это не мультяшка, но там принцип искривления тот же что и у мышц, просто кости черепушки повторяют изменения мимики).
— Тут такой момент, что при рисовании реальных предметов или чего-то похожего, не выйдет сделать нефункциональную стилистику. А понять как стилизовать функционал — потребует отличного представления в воображении предмета который нужно изобразить. Так что тут не только придётся автору поста тренировать навык построения, но и развивать образное мышление.
но и развивать образное мышление.
Чему вряд ли поможет простая перерисовка контуров, а вот построение с попыткой понять, почему что-то выглядит так, а не иначе — поможет и придумывать, как выглядит то, что нужно вообразить)
— Соглашусь.
Всё же тема медленно подошла к главной проблеме, которую я испытываю, подчеркнула её и надавила. Дело в том, что я действительно вообще никак не занимаюсь построением деталей, не думаю над тем, как объект будет выглядеть анатомически-правильно под углом или изгибом. Я всё время только и делаю, как уже написали выше — рою лопатой интернеты в поисках нужной линии для каждого случая, с которым не могу справиться сама. Не обладаю образным мышлением и толком не знаю анатомии существ, которых хочу изобразить. Собственно именно поэтому у меня завалялась просто гора набросков, которые я в порывах внезапного вдохновения начинаю плодить один за одним, пока не приду к какому-нибудь тупику. Некоторые рисунки и вовсе забрасываются на этапе покраски, когда я понимаю, что мне конец, если попытаюсь наложить хотя бы одну тень. Например взять хотя бы вот этот скетч с дренейкой: Спойлер
Однако вместо того, чтобы покопаться в голове и нарыть источник проблем, я решаю просто поставить себе ультиматум: Делать 1-3 готовых рисунка в месяц в надежде набить руку как в лайнарте, так и придти к общему методу многослойного затенения и расставления источников света на рисунке. Но в целом, если так подумать, то даже не знаю, стыдно такое вообще признавать или нет, но то что это необходимо — я думаю точно. Так просто вышло, что я лишь в этом году переосмыслила тленность всего того чем занимаюсь и поняла, что рисование — это единственное, чем мне нравится заниматься за последние… кхм… семь лет. Звучит наверное слишком постыдно, но я не то чтобы рисовала все эти семь лет, скорее так, делала пару артиков в год, а оставшееся время уделяла другим занятиям, которые оказались вообще бесполезными для всей моей жизни в целом, либо просто унывала. Но одно я поняла точно, что в каком бы я не была состоянии, рисовать я могу даже в депрессии. Поэтому с начала этого года я стала активнее рисовать и уделять этому больше времени, всё равно в моём распоряжении времени больше, чем у любого школьника. Единственное лишь обидно, что из-за одиночества и замкнутости мне никогда не доводилось хоть с кем-то пообщаться на тему рисования и о том, как сделать в этом себя лучше. Даже немного грустно, что в детстве меня не отдали в художественную школу.

Так что, видимо мне не убежать от этих шариков с квадратами внутри тел и придётся обучаться строить объект, а не рисовать его сразу, если я хочу чем-то научиться. Надеюсь только, что я смогу правильно распорядиться информацией и грамотно применить её на практике. Так что, спасибо тем, кто давал мне советы в этой темке. Проблема не в глазе или мордочке — проблема внутри и её нужно вскрыть.


upd: у меня планшет появился только 1.5 года назад, так что до этого я вообще рисовала мышкой.
— Мышкой рисовать тяжело, знаю по себе. Пока не изобрели планшеты, только мышка и оставалась. Хотя, мышка отлично годится для векторного арта. Что же до кубиков и шаров, это не так уныло и скучно как кажется. Есть масса туториалов и уроков, где на примере вполне фантастичных вещей, показывается разбиение на примитивы, как это было в детстве когда замки и прочее складывалось из кубиков. Так что если не подходить к изучению как к сложной и унылой деятельности — получаться будет лучше.
Ну а понимание, что рисовать хочется всегда вне зависимости от того, какое настроение — это вообще прекрасно. Если потребуются какие советы, туториалы или возможно разобрать что-то — попробую помочь с радостью.
— Кстати, изучение объёма помогает и с покраской… например отлично изучать объём в градации серого, а потом уже добавлять цвет.
рою лопатой интернеты в поисках нужной линии для каждого случая, с которым не могу справиться сама.
То-то и оно, что без понимания строения чего-то в целом, ты эти отдельно нарытые кусочки с рефов склеишь неправильно.
Так что вперёд! Это даже интересно, когда сидишь т думаешь, почему в анфас те же скулы идут так, а в 3/4 эдак, а потом понимаешь — аа, да они просто огибают всё вот так! (Ну, ок, не самый лучший пример, потому что понять это — достаточно посмотреть на череп, хотя я в своё время в художке хоть и рисовала череп, а с лицом параллели не провела, гы).

у меня планшет появился только 1.5 года назад, так что до этого я вообще рисовала мышкой.

Пока учишься пониманию, что как, то, что бы тебе не мешали технические проблемы, вроде той же мыши — стоило тренироваться на бумаге. Чтоб потом набивать руку уже собственно на технические моменты работы в цифре, а не совмещать и это, и сложности построения.
(Впрочем, я до сих пор что-то не поняшное, а людей, например, нормально построить могу на бумаге, потом обвожу на компе, а сходу на компе — пропорции едут в срань, и почему-то это я не замечаю так, как при работе на бумаге.)
а сходу на компе — пропорции едут в ср**ь, и почему-то это я не замечаю так, как при работе на бумаге

— Вполне вероятно что в планшете не настроен пункт пропорций относительно рабочей поверхности к экрану, отчего они тянутся или не используется принцип двух окон. В одном видна картинка целиком, во второй добавляются и правятся детали, позволяя отслеживать и изменять пропорции.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.