Как перестать бояться белого листа?

Привет. У меня есть проблема, что я никак не могу преодалеть страх перед чистой бумагой. Слышала, что не у одной меня такие заскоки, и что это можно как то побороть. Но что то у меня не очень выходит.


Я более чем уверена, что у кого то из вас была или есть похожая проблема. Каждый раз мне просто страшно начинать новый скетчбук. Особенно когда в голове нет хорошей идеи для рисунка. А у меня ещё и осталась с детства дурная привычка сильно нажимать на карандаш, когда рисую (особенно если он недостаточно мягкий).
Уже не говорю о плотной чертёжной бумаге формата А4, которая покупалась мной для полноценных работ. Как купила её более полугода назад, так практически к ней и не прикасалась. Боюсь испортить зря. Проблема могла бы быть частично решена, если бы я перешла на диджитал с традишки, однако пока такой возможности у меня нет, я еле собрала себе на новый ноут, а денег у нас не так много из-за определённых проблем в семье. У меня вообще некоторая паранойя касательно художественных материалов. Каждый раз, когда ломается/кончается карандаш у меня сразу же «художественный микроинсульт». Не пишет каппилярная ручка — у меня ИНКфарт. Испортила лист в скетчбуке — едва ли не психую у себя в голове.
Из-за своего комплекса у меня не получается даже использовать скетчбуки по их прямому назначению. В них я не калякаю, как все другие люди, а напротив, пытаюсь всё нарисовать как можно красивее, а в качестве черновика использую либо офисную бумагу, либо дешёвый альбом для рисования из фикспрайса/ашана.
Подскажите пожалуйста, что делать. Очень нужна ваша поддержка в этом вопросе. Я учусь на дизайнера, и мы довольно часто рисуем всякие штуки уже на протяжение 4 лет. Но эта проблема мне порой очень сильно мешает начать работу или реализовать какую то свою задумку. Спасибо заранее всем, кто откликнется!

142 комментария

Лично я напиваюсь, пишу разную хрень, а отрезвевши редактирую, а как художники дерутся с белым листом я не знаю. Да пить одной — это очень весело.
Хах, забавно)
Лично я напиваюсь, пишу разную хрень, а отрезвевши редактирую, а как художники дерутся с белым листом я не знаю. Да пить одной — это очень весело.

Не это не выход. Просто нужно брать и делать не смотря но на что. И главное не бояться это показать другим людям. Здесь тебя за творчество точно ни кто не «укусит». Покритикуют может быть и только.
Да пить одной — это очень весело.

Ты хоть закусываешь-то? И что предпочитаешь?
Название — жиза.
А ответ простой: рисовать через страх, наперекор сомнениям. И, кстати, когда параллельно опираешься на учебные материалы, то страх преодолеть проще, а результат оказывается качественней.
Ну переход с бумаги на цифру может и не сработать. Было у меня в начале (когда я только купил планшет) такое что на пустой электронный холст я пялился также долго как и на пустой бумажный лист. Здесь проблема возможно может лежать в излишнем перфекционизме (у меня до сих пор мелькает). Тут надо проработать в сторону «бумага всё стерпит». Я боролся тем что брал какой-нибудь рисунок или рефку (например с рукой в различных проекциях) и рисовал по ним. Тут главное в процессе пытаться отсекать мысли которые обесценивают это занятие.
Перфекционизмом я тоже страдаю, есть такое. Но мне реально кажется, что мой стиль рисования настолько примитивен, что мне надо не на 4 курсе специальности «дизайн» учиться, а в младшей группе детского сада…
— Можно быть шикарным дизайнером, но рисовать так себе… в профессиях есть нюансы. Дизайнер =\= художник и наоборот, отличные художники могут быть отвратительными дизайнерами (знаю, т.к. и там и там довелось работать). Так что не страшно — главное чтобы получалось то, что нужно, а остальное добивается практикой и изучением того, что у других пришлось по вкусу.
Примитивен стиль рисования. Не примитивен стиль рисования. Всё это вещи сугубо субъективные. А если рисовать по рисунку в год, то он ни в какую сторону и не сдвинется. В рисовании пропорциональность вложенного труда результату довольно весома. Чем больше рисуешь, тем больше влияние в итоге на «стиль». Я вообще сторонник мнения что никакого стиля в начале быть не может, а есть лишь ворох ошибок которые надо прорабатывать, а сам стиль проявится куда позже. И даже тогда кому-то он будет нравится, а кому-то нет. Всем угодить нереально.
— Ага, когда ворох ошибок становится фишкой — появляется стиль.
Если ошибки не из разряда ключевых, то вполне.
— Стилизация изрядно гибкая штука, можно и ошибки скрыть.
Спойлер
— Именно.
Это да, тут я соглашуся.
— Главное чтобы смотрелось органично.
Хотел было посоветовать цифровой рисунок — но дочитал до середины поста и понял, что совет был бы не к месту)

Пробовала рисовать на совсем дрянной бумаге, чем-нибудь вроде угля? У меня для этих целей есть пара рулонов старых обоев: отодрал кусок — покалякал — закинул в корзину где собираю макулатуру. Так мне победить стремление к совершенству прям сейчас на этой вот бумажке намного проще
Надо будет попробовать что то подобное. Вообще, хочется нарезать офисную бумагу на много-много мелких листов и на них оттачивать свои навыки, чтобы не было потом стыдно за неудачные попытки в скетчбуках. Ну а угля у меня нету, только ручки, да карандашики (кстати карандаш — мой любимый инструмент ещё с детства).
— A5 идеальный размер.
Яростно плюсую!
— Всегда наброски на А5 делаю… да и планшет того же размера. Больше размер — толку мало даёт. Только стол занимает.
А5 вообще мой самый любимый формат. Он универсален. На нём и набросать можно, а при желании и арт неплохой сделать)
— И рука не устаёт.
Точно, пока А4 заштрихуешь уже умрёшь 3 раза. А вот пятёрку можно закрасить в два счёта! К тому же это плюс для художников, у которых не очень хорошая камера на телефоне, фоткать гораздо удобнее, ведь изображение маленькое, и фотки выходят гораздо более чёткими за счёт маленького формата листа.
— Нуу, я растушёвку предпочитаю… натереть 8B на картон, потереть ватной палочкой и потом аккуратно наводить тон, подтирая где нужно клячей.
А так, наборчик который теперь редко используется, потому что планшет его заменил.
Хорошенький набор)
— Лет 20 назад был самым ходовым… а потом уже цифра захватила целиком и полностью. Там куда более гибкие возможности.
Согласна, на планшете есть уже всё, что нужно. И ластик, и разные кисти, и точилки не нужны. Неограниченная цветовая гамма, работа со слоями, отзеркаливание — всё это большие преимущества цифры, я с этим не спорю.
— А ещё имитация аналоговой медиа, акварель, динамическое смешение, затухание количества краски на кисти, учёт наклона, аэрограф и многое другое… и ещё лепить фигурки можно.
Инструмент «палец», градиент, параметры наложения, цветокор, возможность отменить действие, возможность работать на любом выбраном фоне, фозможность двигать элементы рисунка, перечислять преимущества цифры можно бесконечно!
— О дааа… а ещё слои… маски, режимы наложения, работа с освещением и фактура бумаги, текстуры и клон-кисти…
Ооо, да. Печати, разные формы кистей, настройки прозрачности кистей, диффузия, возможность подправлять косяки инструментом «пластырь»!
— Дааа, ещё динамика, повороты и компановка!!! А ещё слой корректуры гаммы, баланса и чёткости.
Да можно хоть всю ночь преимущества перечислять, всё равно всё не перечислим, их ооооочень много!
— Даааа… вот поэтому я обожаю цифру… а карандашиками сразу цветное и красивое, гладкое и блестящее сделать не выйдет. Ну и трёхмерка в карандаше не очень динамичная.
Я мечтаю о графическом планшете… надо попробовать попросить у маман на НГ.
— Это шикарная штука… Но выбирать нужно из годных моделей, потому что иначе вместо удовольствия одна морока будет. Лучше конечно из Wacom что-то подобрать по цене.
Я наслышана про wacom, все поголовно говорят, что это хорошая марка. Надо будет присмотреться к нему.
— Очень хорошая… Линейка Intous (особенно 3 и Pro(6)) версии считаются профессиональными, A5 формат отличный, а Bamboo, чуть проще. Старые Bamboo Fun вообще надёжные. Но их уже не достать.
А так…
Самый дешёвый будет A6, но он мелковат во всех смыслах. Хотя и на нём можно. Размер холста не планшет, а монитор.
Чуть дороже уже A5
Ну а если заняться профессионально артом, то вот эта модель уже всё что нужно для шикарного арта, наворотов масса просто.
Спасибо! *цмок*
— Есть ещё всякие китайские планшеты… но, у них непредсказуемый характер конечно.
Надеюсь поможет в выборе.
На мой взгляд если и брать, то проверенные марки. Очень уж не хочется разочаровываться.
— Нууу, главное преимущество вакомов, это надёжность стилуса и отсутствие необходимости его подзаряжать, что на стабильность влияет. А ещё матрица приёма сигнала намного точнее, чем у других, отчего нет странных искажений в линиях, когда ведёшь точно, а линия кривится. Остальное уже практика.
У меня wacom ctl-471. Хорошая машинка, работает без нареканий. Но такой уже нигде не достать. Разве что на каком-нибудь пыльном складе завалился.
— О, более младшая модель Bamboo Fun. А она у меня походная уже с 2007 года. Везде с ноутом таскаю.
Я случайно наткнулся на него в 2016-м. Я тогда застрял в Тобольске и просто бесцельно гулял по городу в свой день рождения. Увидел в магазине и решил купить совершенно спонтанно.
— Вот это крутое стечение обстоятельств.
Вот еще бы мониторы по цветопередаче меж собой не различались…
— Это да… но если ориентироваться по качественному монитору или цветокоррекцию настройкой делать время от времени — всё будет ок.
Ага. А еще некоторые ньюансы некоторых редакторов тоже делают грустно.
— Нууу, фотошоп, пайнтер, MSEX, CLIP, Крита, OC, Саи… всякие стрёмные штуки вроде скетчбука, артрэйджа, и пр даже рассматривать не стоит.
Вот кстати одну функцию артрейджа я бы хотел в другие редакторы. Это про прикалывание рефки поверх рабочего пространства чтобы не переключаться.
— В фотошопе тоже такое есть… дубликат окна и второй монитор называется.
Работу на двух мониторах я еще на проектировании ОПС счел не удобной для меня. А дупликат окна занимает слишком много места, в отличии от «прикалываемой» рефки артрейджа которую можно очень гибко настраивать.
— *Смотрит на три монитора стоящие в ряд...* — Ээээ… прога по центру, слева чатики и видео с туторами, справа панели настроек всего что нужно + референсы…
не удобной для меня

Что в этой фразе тебе не понятно?
— Грустно что неудобно…
А САИ за****а разваливаться… На днях решила что другие локальные диски в принципе видеть не хочет…
— А что за версия? Двойка? Или портабл 1.1-1.2? Там от версии всё очень зависит. И настроек. Можно файл настроек снести и увидит их снова.
Для рефов есть очень удобная программка PureRef. Она предоставляет бесконечную рабочую область, на которую можно накидать кучу картинок, которые ты собираешься использовать в качестве референсов. Её можно поместить поверх всех окон, настроить её прозрачность, сделать её прозрачной для курсора мыши. Если я правильно понял, она может заменить ту функцию артрейджа. Нужно только привыкнуть к тому, что в ней всё делается с помощью горячих клавиш.
Скрин
— YAY!!! Я вижу свои картинки, прелесть!!!
Ну я по этим рефам рисовал картинку с Аргентой, которую показывал :)
— Ого, серьёзный подход был…
Спасибо. Это то что нужно.
Богатенько. Я вчера купил стержни для лайн карандаша 0,5 ,-кох и нор, там штук десять всего,-так блин аж за 70р!!! Это грабёж!
— Ну, у меня один автоматический карандаш 2мм 2B обошёлся примерно в полтора евро… а надо было штук 20 взять и ещё запасок к ним на 10 евро. Зато стабильно на год хватит даже если потеряется что. Так что ещё ничего…
Карандаш твердости от 5B уже сойдет за уголь.
Я в принципе обожаю мягкие карандашики. Моя любимая мягкость пожалуй это 3B и 4B
У меня самый мягкий это 12В.
— тут уже и до пастели недалеко.
Для меня баночка гуаши на 40 мл уже давно «очень мало»…
Огого, а какой марки? Мне всегда казалось что максимальная мягкость у простых карандашей — это 8B
— Ооо, а эти у меня есть… как подарок, тратить жалко даже.
От Faber Castell у меня набор акварельных.
А я мечтаю о полихромусах. Но какие же они дорогие, это ууужас.
— Ещё техника рисования копиками бывает очень потрясающей…
— Влаги только боятся… а так да, хорошие.
*думает о том говорить ли про лак-закрепитель или нет*
— Лаком коробку карандашей полить!? Эээээ…
Карандаши в пенал. Лак на рисунок.
— Пенал… точно.
Ъ!
— Бхахаххахахаах!
что за копики?
— Copic, спиртовые фломастеры напоминающие чем-то рисование акварелью. Быстрой акварелью.
Спойлер



Ааааа ясно. Я думала карандаши есть такие.
— Нее, фломастеры, но очень классные.
Та уж верю)
— Растушовочка кох-и-ноиром 8B мммм… но точить такая морока.
Ну, уголь, или угольный карандаш, или совсем мягкий графитовый — сейчас совсем не проблема, в любом приличном канцмагазине такого навалом.
Кстати, тут хороший совет дали насчет механических карандашей. Это к углю тоже относится, сейчас есть очень удобные цанги для стандартных стержней 5.6мм, а к ним грифели и уголь на любой вкус и кошелек.
Вроде вот такого.
Обожаю механику… ещё с тех пор, когда она и шариковые ручки выводили из себя тру художников с ножиком и карандашом. Главное у механики сразу оторвать петельку для крепления за карман. Так вращать её становится удобнее, чтобы рисовать или тонкие линии или более широкие сточенной стороной.
Фишка заточки карандаша ножиком проявляется лишь при рисовании на мольберте академическим методом. И только в ситуациях когда карандаш надо приложить к бумаге плашмя. Тут и проявляется удобство заточки «коготь ведьмы». В остальных случаях это не особо и нужно по большому счету.
— Мольберт… да ну… мне и монитора хватает, а если что — сканер и а5 лист бумаги.
А мне после него уже на горизонтальной поверхности рисовать не очень удобно. Как говорится жизнь поделилась на «до курсов» и «после курсов». Хоть они и были краткими.
— Доска на колени и всё ок, небольшой наклон… или если на столе — то та же доска с уклоном аля стол аниматоров (15градусов)
Не небольшой. Вертикальное расположение листа и на уровне глаз.
— Фууу… как на таком рисовать-то…
Тебя никто не заставляет.
— И это радует…
Не всем так не повезло получить при рождении травму шеи как мне. Так что описанное мной удобно лично для меня.
Но это так, лирическое отступление от моего рассказа откуда ноги у фишки с заточкой карандаша и его хватом.
— Ааа, ну это да… Думает о повреждённом запястье которое приходится подлечивать каждые полгода.
— Ооо, тут всё просто. Прежде всего переходим на механические карандаши с мягкостью в 2B. 0.5, 0.7 и 2мм. Первые два для быстрых набросков в плане поиска линии, они тонкие и легко стираются даже с офисной бумаги. Третий, для живой линии. Это сразу решает проблему заточки и целостности карандашей, экономит нервы и время. Всё черновое — на офисной бумаге. Она прекрасна для рисования всякого. Так что расходуем её напропалую. Далее нам пригодится такая штука как светостол — кусок прочного стекла или акрила прозрачного (желательно в 1см толщиной) и лампа. Всё что вышло на офисной бумаге — проецируем на красивый листочек чистовика. Решается проблема с «удачное не вышло». А потом уже живая линия, растушёвка, ватная палочка и кляча. Красота и уняняшность.
В цифре ещё проще, слой за слоем — поиск формы и движения: линии фокуса на том, что важно и куда движется. Перебирать можно пока что-то не выйдет, точность не нужна вообще. Второй слой — уточнение, пробы, изменения пропорций и пр. Подгонка и так далее. Третий слой уже более менее точный контур. Возможно даже с разметкой ещё. Ах и да, основа основ — лист не белый, он всегда на 40% серый, так можно сразу строить тени и блики — более тёмным оттенком и более светлым. Сразу работая с формой на уровне наброска, что делает задачу проще в разы. Если совсем идей нет — ляпаем пятна пока из них не появится что-то интересное, попутно просматривая галерейки или референсы по теме, чтобы сложить в голове образ нужного. Правило — на один финальный арт: от 15-45 набросков это нормально.
Спасибо за такой полезный комментарий) Я прислушаюсь обязательно)
— Попробуй, вдруг понравится. По второму варианту я примерно так и рисую.
Очень красиво)
— Спасибо!
Далее нам пригодится такая штука как светостол — кусок прочного стекла или акрила прозрачного (желательно в 1см толщиной) и лампа.

Китайцы барыжат вот такими штуками
У меня для этой цели кусок светорассеивающего акрила, выломанный из старого ЖК-монитора. Светишь сбоку фонариком и получаешь роскошную ровную засветку.
Давно мечтаю сделать столик с подсветкой, но пока использую стекло, офисные прищепки, и настольную лампу.
Ну вот ищи на помойке битый монитор. Я свой на своей помойке уже нашел)
Я летом лишний монитор в общий коридор вынес,-забрали. На будущее буду знать,-если попадётся.
— Своими руками сделать куда приятнее…
Не все это могут даже на уровне орков…
Ну вот опоздал с комментарием, за меня уже всё сказано
Как перестать бояться белого листа

— Использовать тетрадь в клетку?
В косую линию!
— Как-то излишне радикально…
Прочитал название поста, хотел было что-то посоветовать, но потом понял, что тут говорят о традишке...
— Нее, тут цифра тоже есть, так что вливайся!
Да вы уж там всё обсудили выше
Да и я скоро на боковую пойду
— Всё равно вливайся…
Пускай Ронни Джеймс Дио предложит вам правильную мотивацию…

Stand Up And Shout

Проще говоря...
Упустил важный момент — исправляю…

Спойлер
купи графический планшет, или укради, и рисуй на компьютере хоть до катаракты, потому что цифровая бумага все стерпит и ты не будешь переживать за то, что можешь запороть рисунок, а через пару месяцев твоя фобия испарится без следа.
Вызовы (ну или на английский манер challenges, по типу InkTober), конкретные поставленные задачи, ограниченные сроки или график выполнения работ и их публикации. Всё вышеперечисленное — довольно эффективные способы справиться с «боязнью чистого листа». Когда есть вызов или ограничено время, просто не остаётся времени бояться листа и рассусоливать процесс, просто надо делать, и всё тут. Помочь с отсутствием идей могут разные референсы или подборки картинок по заданной теме. Или более сложный уровень — контекстно-сюжетная проработка рисунка, то есть придумывать персонажей, сюжеты и разные варианты взаимодействия героев зарисовки и окружения. Но, зачастую, с этим у людей могут возникнуть проблемы, ибо сюжеты с контекстом не сразу легко даются в продумке, и в данном случае удобно совмещать рисование с чем-то писательским. Благодаря этому, со временем, становится просто неинтересно рисовать без контекста, соответственно, и с идеями проблем не возникает, да и боязни листа никакой.
«Микроинфаркт» каждый раз, когда перестаёт писать ручка или ломается карандашик? Не стоит так сокрушаться по этим поводам, это ведь всего лишь расходники… ну сломался стержень у карандаша, чёрт с ним, заточить, и снова в бой! Хотя излишне сильно давить на карандаш при рисовании — не очень себе затея: тут как раз и стержни чаще ломаются, да и бумага «запоминает» то, как по ней вели карандаш — мало того, что сильно проведённую линию полностью почти не стереть, да ещё и сама бумага останется продавленной в месте проведённой линии.
Рисуй на листе круг. Просто тупо круг. Во первых, лист уже не будет белым, первый шаг сделан. Во вторых, круг в любом рисунке пригодится, от мордочки, до крупа. В третьих, круг нарисовать ты точно всегда можешь, это все могут кто прошёл алфавит до буквы О. В четвёртых, нарисовать круг, дело секунды, не будет оправданий себя «я устала, я потом», это долбанная секунда, её всегда можно найти.
И да, купить себе Вакомовский Бамбу можно за 3 с копейками.
— Круг конечно прикольно… но если в планах нарисовать горы с ущельем и злопыхающего дракона от которого бегут пони размером с рисовое зерно… круг может оказаться лишним.
Так что да, лучше бамбу…
У метода круга есть преимущество. Он бесплатен и даёт тебе начальный толчок. А то купишь себе профессиональный планш за 5000$ и будешь так же пялится на чистый лист.
И да… Дракон это тоже круг. Точнее круги, это круглое брюхо и круглая башка с круглыми глазами выдыхающее круглую струю пламени.
— Эммм… Нуу, так-то да… С планшетом иначе, там чистый лист не белый, он серый на 40%, отчего рисовать проще сразу — тёмный контур, светлый блик и тенюшечки. А дракон — этот боб.
А боб это круг и круг поменьше. Всё круг, что не квадрат.
По поводу же листа повыше было признание:
Было у меня в начале (когда я только купил планшет) такое что на пустой электронный холст я пялился также долго как и на пустой бумажный лист.

Серый лист, он тоже чистый. Чисто серый.
— Нее, боб, это плющенный овал… Но да, что не круг, то квадрат.
— Чисто серый, уже не белый, чисто подсознательно набрасывать проще, чем на чисто белом или чисто чёрном листе.
Вспомнилась старая бункеровская шутка про рисование шаров и выкладывание их на Табун.
Все рисунки это хитро замаскированные круги и прямоугольники! А маскировка, чтобы мы не раскусили заговор художников, что рисовать легко правда, хорошо рисовать не так уж и легко, но это детали.
— Эта?
Как рисовать...
Нет. там чувак рисовал шары со светотенью, выложил на Табун и даже получил фидбек.
Сильвман это вроде был…
Ага. Оно и есть. На самом Бункере стало локальным мемом.
— Эпично…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.