[Перевод] OvermareStudios: C&D это Магия

Доброго времени суток. Представляю вашему вниманию перевод одного из самых первых постов The Overmare Studios — команды, занимающейся разработкой компьютерной игры по культовому фанатскому рассказу «Fallout: Equestria» Разговор в нём пойдёт о законности такого рода фанатских работ, подробно разбирается суть авторского права и сложности, которые могут с ним возникнуть. Полный перевод новости под катом. Оригинальный пост был опубликован аж в конце декабря 2013 года, но в целом всё сказанное остаётся актуальным. Тематика юридическая, поэтому местами текст может быть сложным для понимания, как на языке оригинала, так и в переводе. К оригинальному видео сделал русские субтитры.



=======Что такое C&D
Часто так же говорится «получить C&D» или «C&D письмо». C&D расшифровывается «Cease and Desist», что можно перевести, как Прекратить и Воздержаться, таким образом, «получить C&D» означает получить обращение с требованием прекратить свою работу и больше так не делать. На нашей памяти есть немало отличных проектов, прикрытых такими «письмами счастья». Сама эта тема уже обросла мифами и страхами, поэтому-то такой пост и был подготовлен этой командой ещё в конце 2013-го года.
====================


Эй, жители пустоши! Мы надеемся вы наслаждаетесь праздниками! Не спешите давиться своим горячим шоколадом, рады вам сообщить, что мы не получили C&D. Наоборот, мы сделали информативное видео, объясняющее авторское право и торговые знаки и как это относится к фанатским проектам типа нашего. Мы собирались сделать этот пост ещё на прошлой неделе… упс. Так или иначе, мы надеемся, что вам понравится видео и вы расскажете друзьям, лайкните, подпишетесь и т.д. Кто знает, может после этого на нашем канале внезапно появится лакомое видео из игры?

Эй парни, нам поступило множество предположений касательно авторского права и нашего проекта, о том что это вообще для нас означает, если мы и дальше продолжим разработку. Чтож, мы прислушались к этому и сейчас хотим открыто расписать всему комьюнити общее положение дел касательно того, как фанатские проекты вроде нас могут разобраться с такими возникающими трудностями.

Причина в том, что в фэндоме существует много мифов и непонимания вокруг таких проблем. Такое накручивание страхов лишь тормозит развитие фэндома в целом.

Мы собрали информацию из публичных источников, опыта и консультаций с практикующим юристом. Отметим, что такие советы без профессиональной консультации никогда не должны восприниматься, как абсолютная истина, но они всё же смогут дать вам лучшее понимание авторского права и торговых знаков. Мы уверены, что всё ещё будем получать тонны гневных писем, но пони-будь должен был вот так вот разобраться с этими трудностями.

Начнем с простого; что именно из себя представляет авторское право? Кратко, это эксклюзивное право владения, предоставленное создателям, в целом позволяющее им делать что угодно с чем угодно ими созданным.

Величайший миф который мы слышали это то, что авторское право защищает идеи. Это неверно. Авторское право защищает конкретные реализации, а не сами идеи. Так оно описывается в США, но Канада ещё расширяет и уточняет формулировку, добавляя, что авторское право должно иметь точное описание того, к чему относится. В то время, как вещи могут казаться схожими, важно конкретизировать различия между ними. В противном случае все фильмы, в которых есть сцена, где протагонист уходит в закат, нарушали бы закон.

Теперь давайте посмотрим на то, что из себя представляет фанатские проекты. Обычно они заимствуют персонажей, описание мира и сюжет из определённых популярных медиа и вместе с собственными новыми идеями проецируют всё это на чистый холст. И делается это из-за личного интереса или желания творить.

Взглянем на пример: скажем, вы взяли целый сезон MLP и переделали его в 3D. Затем вы разместили его в интернете, чтобы каждый мог посмотреть. Вы говорите себе: это моя оригинальная работа, авторское право не обязательно. Но это совершенно неверно. Это подпадает под категорию работ «по мотивам» (derivative). Преобразование медиа не гарантирует защиты от нарушения права.

Фанатские проекты, даже фан-арт, именно этим и являются — работами по мотивам. Не совсем полностью и не без исключений, но как минимум большей частью. Но, имейте в виду, что защита авторского права ни в коем случае не распространяется на оригинальную работу, развивающую любую идею, процедуру, процесс, систему, метод работы, концепт, принцип или открытие, вне зависимости от формы в котором оно было описано, объяснено, проиллюстрировано или воплощено в этой работе.

Весьма аккуратно подходит для нашей ситуации. Что-что, а вот обилие удивительного контента, созданного пользователями, у этого фэндома есть. И это не просто фан-арт. Джош Ватлес (Josh Wattles), консультант Deviant Art'а хорошо расписал о фан-арте. Так или иначе, иногда бывает не совсем ясно. Даже Томми Оливер затронул авторское право, когда защищал фэндомы.

В чём же отличие между фан-артом, анимациями и играми? Ни в чём. Всё это формы выражения; различные медиа не имеют различий между собой, когда дело касается авторского права. Когда проекты типа MLP:Online и Mane6 меняли своё направление или вовсе закрывались, там всегда были огромные противоречия. Это можно объяснить тем, что эти игры так же стали серьёзными оригинальными работами, что придало им значимости и популярности. Так или иначе, за обладателем авторского права всё ещё остаётся эксклюзивная возможность пожаловаться на любую работу «по-мотивам», поэтому по фэндому быстро распространилось ошибочное мнение о фанатских проектах типа нашего.

Давайте-ка слегка подвинем перспективу. Мы хотим представить вам Канадское законодательство в области авторского права. В зависимости от шрифта и формата верстки, в котором вы можете получить соответствующий законодательный документ, он содержит в себе примерно сто семьдесят шесть страниц, считая вместе Английский и Французский.

Канада подписала международные соглашения о интеллектуальной собственности, такие как Berne Convention, UCC Geneva, UCC Paris, TRIPS, and WCT. Помимо того, что они в целом направленны на единообразие закона, что ещё интересно в этих международных соглашениях, так это то, что они имеют некоторые оговорки о авторском праве для того, чтобы сделать возможными вещи вроде честного использования. И этим можно воспользоваться, что собственно Канада и сделала. Для того, чтобы Акт о Авторском Праве соответствовал 21-му веку, был подготовлен Биль C-11, он был одобрен и решением Генерал-Губернатора вступил в силу 29 июня 2012 года.

Что такого хорошего в этом биле? Помимо того, что честное использование уже само по себе хорошо, так же было добавлено исключение специально для некоммерческих, созданых пользователями работ, в целом считающихся «побочным материалом» (mashup provision).

29.21 Использование лицом существующей работы либо любой иной соответствующей формы собственности или её опубликованной либо иным образом сделанной общедоступной копии, с целью создания новой работы либо любой иной соответствующей формы собственности к которой применимо авторское право и для лица либо, с его согласия, члена их группы — для использования новой работы либо любой иной соответствующей формы собственности или для согласия на распространение посредниками, не явлется нарушением авторского права, если

(а) использование либо согласие на распространение новой работы либо любой иной соответствующей формы собственности носит сугубо некмомерческий характер;

(б) сам источник и, если указано в источнике, имя автора, исполнителя, изготовителя или вещателя существующей работы либо любой иной формы собственности или её копии указаны, в случае если имеются обоснованные условия для этого;

(в) лицо имеет основания полагать, что существующая работа либо любая иная соответствующая форма собственности или её копия, как это может быть, не нарушает авторское право;

и

(г) использование либо согласие на распространение новой работы либо любой иной соответствующей формы собственности не имеет вредного замещающего эффекта, будь то финансового либо любого другого, на продвижение либо потенциальное продвижение существующей работы либо любой иной соответствующей формы собственности или её копии или же на существующий либо потенциальный рынок для неё, включая то, что новая работа либо любая иная соответствующая форма собственности не является заменой для существующей.


Это исключение, вполне честно, устанавливает несколько условий, а именно: пользователь указывает исходник оригинальной работы, то, что её копия была легально получена и то, что использование оригинальной работы не является вредным для коммерческого продвижения исходной работы.

Это будет полезным для любого фанатского проекта, чтобы сказать: да, мы легальны — по крайней мере если вы живёте в Канаде и ваша инфраструктура базируется там же, как у нас. Так или иначе это не всегда останавливает письма с требованиями прекратить и воздержаться. Такие письма валят на всех и всё. Google получила письмо от Microsoft по поводу почтового сервиса Gmail

Очевидное заблуждение, но при этом такие смехотворные выходки могут быть использованы как тактика устрашения. Есть ресурсы, которые могут помочь вам и при этом это ничего не будет вам стоить. Когда получите подобное письмо с требованием прекратить и воздержаться — разместите его на Clearinghouse.

Хоть они и не могут предоставить совет по законам, они всё же конкретизируют вашу ситуацию и составят список конкретных вопросов и ответов, а так же предоставят определённые полезные ресурсы, которые позволят вам понять в чём именно проблема в вашей ситуации.

Касательно торговых знаков, мы лишь кратенько опишем ситуацию. Торговый знак это слово (или слова), дизайн или их комбинация, используемая для обозначения товаров или услуг конкретной персоны или организации и выделения этих товаров или услуг среди других подобных имеющихся на рынке. Так или иначе, два продукта могут существовать на рынке с одним итем же зарегистрированным торговым знаком, но отличающимися сферами. Сфера торгового знака обязана быть определена при регистрации не может быть изменена после этой даты. На данный момент, Fallout зарегистрирован компанией Bethesda Softworks и в Канадской сфере не покрывает «скачиваемая компьютерная игровая программа».

Их более новое наименование, Fallout: New Vegas это уже покрывает. Так как мы не подпадаем под определение сферы для Fallout, мы можем использовать это.
В целом касательно торговых марок, имена шести главных персонажей в My Little Pony: Friendship is Magic имеют сферы, ограниченные лишь игрушечными пони, и по какой-то причине Fluttershy было брошено. Хоть это и не снимает авторского права с персонажа, это всё же интересное открытие.

Вот так, прояснив это всё, мы вновь вернули игру в разработку.
Счастливых выходных!

— Команда The Overmare Studios

Ссылка на оригинальный пост

4 комментария

A lot of the scare tactics employed originate from the affected company trying to claim statutory damages. This is what hits everyone hard. Being noncommercial reduces any potential statutory damages significantly if you find yourself in a tight spot. However, you should never be manipulated into submission to begin with.
TotallyNotABrony
0
И правда
Vex
0
Таки я правильно понимаю, что overmare studios позиционируют свой продукт как полностью некоммерческий?
narf
0
Да, в этом и суть их «легальности». Они неоднократно уже публично отказывались от предложений закинуть им денег.
Vex
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать