Посмотрел я на досуге трилогию «V/H/S» или «З/Л/О» (2012-2014)


Не так давно один из моих читателей упрекнул меня в том, что я «ОСМЕЛИЛСЯ!!! искать положительные моменты» в недавно тихонько прошедшем в кинотеатрах «Слендере». Мол, он не делает ничего нового и вообще посредственен во всех отношениях (что я, кстати, признаю). Тем не менее, в нём действительно были, согласен, не новые для жанра, но прекрасно снятые и поданные атмосферные эпизоды. И, как мне лично кажется, такой фильм хоть и заслуживает быть забытым, но никак не быть приписанным к днищу рядом «Пятидесятью оттенками серого»! Ну, люди, имейте совесть! Собственно, раз мне указали на мою ничтожность, я решил немного углубиться в жанр ужасов и ответить на вопрос: «А всегда ли оригинальность идёт на пользу?» Это мы сегодня и узнаем, рассмотрев трилогию киноальманахов под лаконичным названием «Кас/Сет/А». Ну, или в русском прокате – «З/Л/О».



По сути, все три части представляют собой сборник короткометражек, условно связанных единым сюжетом. Все сняты в так любимом нами псевдодокументальном стиле и фактически не имеют совершенно ничего общего, хотя в первых двух частях и проклёвывалась какая-то прозрачная связь, но к третьей всё это перестало иметь хоть какой-либо смысл. Всего в наличии 15 историй: 6 в первом фильме, 5 – во втором и 4 – третьем. В этом и заключалась фишка данных кинокартин: показать нам не один фильм ужасов, а несколько, с разными героями, различной угрозой для них и сделать упор на постоянную смену декораций и атмосферы. Порыв, прямо скажем, благородный. Но получилось ли?

Скажем так, вышло с переменным успехом. Качество режиссёрских приёмов и сценария рознится от новеллы к новелле, как и актёры, собственно. Все фильмы сняты «из глаз», что как бы намекает создателям постоянных «Паранормальных явлений» — оказывается можно снимать что-то кроме самопроизвольно открывающейся двери по ночам в течении грёбанных полтора часа! Как можно понять, данная концепция удачна ещё и тем, что не успевает приесться, истории не слишком сложны и не сосредоточены на каких-то сильно раздражающих героях. Повествование идёт, места действия меняются, атмосфера меняется, всё это довольно неплохо. Но чтобы понять, удалось ли в полной мере режиссёрам исполнить задуманное, рассмотрим каждую из историй:

Фильм 1 – Основной сюжет. «Кассета 56»
Режиссёр: Адам Вингард
(«Ужасный способ умереть»)
Сценарий: Саймон Баррет («Ужасный способ умереть», «Азбука смерти»)

Сюжет крутится вокруг банды вандалов и гопников, задирающим майки девкам на улице и долбая бейсбольными битами чужую собственность. Однажды им предлагают дельце покрупнее, заключающееся в проникновении в чужой дом и похищении одной особенной видеокассеты, которую «они сразу узнают». Проникнув в дом, они находят мёртвого старика, сидящего в кресле перед телевизором. Решая забить, они начинают шнырять по дому и искать эту видеокассету. Собственно, остальные истории подаются нам именно через видеокассеты, которые бандиты по очереди смотрят в комнате с умершим стариком. Этот сюжет не несёт в себе совершенно ничего интересного (кроме одной демонстрации вполне годных сисек в самом начале), в нём нет напряжения, развязка понятна, да и актёрской игры особенно нет. Если рассматривать этот сюжет чисто как связь между вставками, то свою функцию он выполняет, но воспринимается скорее как надоедливая рекламная пауза, всплывающая между фильмом на 5-10 минут.
3 из 10

«Любительская ночь»
Режиссёр: Дэвид Брукнэр
(«Сигнал (2007)»)
Сценарий: Саймон Баррет и Николас Текоски

История о трёх друзьях, намеренных подцепить девочек в ночном клубе и заняться с ними сексом на скрытую камеру, установленную у одного из них в очках. В одном из таких сомнительных заведений они встречают очень странную девушку, которая таращится на всё широким взглядом и не говорит ничего, кроме фразы «Ты мне нравишься». Разбирающиеся в жанре уже поняли, к чему это ведёт, а новичкам, пожалуй, оставлю простор для фантазии. Сильнейшей стороной данного отрезка я считаю Ханну Файрман, которая и сыграла ту самую девицу. Ей удаётся выглядеть странно и жутко, и даже щеголять сексуальным телом, когда того требует сценарий. К сожалению, кроме неё плюсов мне больше обнаружить не удалось. Другие персонажи не представляют никакой интерес, действие не захватывает дух, а тотальная предсказуемость убивает всё хорошее, что могло бы быть в данной истории. Но самый большой минус, как по мне, операторская работа. Почему так случилось в фильме, полностью снятом «от первого лица»? Ну, потому что, мало нам предсказуемости, манера съёмки ещё и умудряется сильно спойлерить, отчего то, что должно было нас напугать, раскрывается за минуту до того, как прольётся кровь. Посмотрите и вы поймёте, что я имею в виду. Многие называют эту короткометражку лучшей вообще из всех 15, с чем я совершенно не согласен. Хуже было бы, если б вокруг этого был построен весь фильм, однако, слава богу, этого не произошло.
4 из 10

«Второй медовый месяц»
Режиссёр и сценарист: Тай Уэст
(«Дом дьявола»)

Супружеская пара отправляется во второй медовый месяц на запад США с целью посетить тамошние достопримечательности, пока за ними кто-то наблюдает. Откровенно идиотская короткометражка с концом, вылезшим из ниоткуда. Здесь буквально не за что зацепиться, всё посредственно. Есть сюжетные дыры и интрига, которая приводит в никуда. Самая бессмысленная и тупая история, на мой скромный взгляд. Разве что плюс за окунание зубной щётки в унитаз. Это был полный апофеоз бессмысленности, но хотя бы забавно.
2 из 10

«Вторник, 17-ое»
Режиссёр и сценарист: Гленн МакКвейд
(«Продавец мёртвых»)

Четверо друзей отправляются на природу к небольшому лесному озеру. Отдых проходит хорошо до тех пор, пока одна из девушек не начинает рассказывать странные вещи о том, что год назад на этом самом месте было самым жестоким образом убито несколько подростков, и она была одна из них… Данную историю я считаю лучшей в первой части фильма, как в плане нагнетания атмосферы, так и в концептуальном плане. Не поймите неправильно, она всё ещё плоха. Персонажи невероятно тупы и раздражающие, особенно «центральная» героиня, которая должна вроде как быть «мозгом», но в итоге совершает такие вещи, которые даже дошкольник счёл бы дурацкими. Из положительных моментов можно отметить эффект «адских помех», который противоречит логике документальной съёмки, но смотрится прикольно. Ну и, конечно, самым сочным пятном можно считать «маньяка». Невнимательный зритель может найти сходство его с неким «беломордым безликим баскетболистом в похоронном костюме», но нет. Его концепция хоть и похожа, но она продуманнее и опаснее, чем известно какая интернет-легенда. В частности за «маньяка» и сочную картинку я готов завысить оценку.
5 из 10

«Безумная вещь, случившаяся с Эмили, когда та была моложе»
Режиссёр: Джо Сванберг
(«ЛОЛ»)
Сценарий: Джо Сванберг и Саймон Баррет

Собственно, сюжет о некой Эмили, болтающей со своим парнем-медиком по видеочату. И, пожалуй, это всё… Дальше происходит цепочка никак не связанных и не вяжущихся между собой событий, таких как Эмили режет себе руку, по квартире бегает призрак, она получает раны и синяки… а потом выясняется, что её парень всё это время находился в соседней комнате и в сговоре с какими-то пришельцами, которые изображали из себя призраков… В общем, этот бред довольно сложно понять, учитывая, что над ним работали аж два сценариста. Такое чувство, что данному отрывку не хватило хронометража и режиссёр начал резать важные для сюжета отрезки. В итоге бессвязное месиво непонятно из чего. Даже добрая половина игр в «Раннем Доступе» более законченное, чем это. Однако за пару хороших сисек всё-таки плюс.
2 из 10

«10 / 31 / 98»
Режиссёры и сценаристы: квартет «Radio Silence» (Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт, Джастин Мартинес и Чад Виллелла)


Последняя кассета показывает похождения группы приятелей, приехавших на вечеринку в честь Хэллоуина, но натыкающихся на ритуал призыва демона. Единственное, чем может похвастаться данная короткометражка – забавными визуальными эффектами одержимого дома. Двери летают, отпечатки рук появляются, дверные ручки всасываются, из стен лезут руки – милота. Но, к сожалению, ничего больше.
4 из 10

Фильм 2 – Основной сюжет. «Кассета 49»
Режиссёр и сценарист: Саймон Баррет


Двое не совсем чистых на руку частных детектива расследуют исчезновение одного паренька. Первым делом они решаются наведаться к нему домой в поисках каких-либо улик. Выясняется, что тот тоже держал некую таинственную коллекцию видеокассет и, судя по всему, пытался раскрыть их тайну, ведя видео дневник. Любопытство возобладает и парочка решается посмотреть на несколько этих самых записей. Собственно, основной сюжет не сильно отличается от первого фильма и служит всего лишь оправданием для показа новых короткометражек. Однако должен отметить, режиссёр действительно слегка поработал над ошибками и теперь основная история не смотрится блёклым связующим звеном, а даже слегка интригует. Хотя её развязка предсказуема, как и в первом фильме, но теперь мы видим больше актёрской игры, элементов сюжета и даже намёки на какую-то целостность двух этих фильмов. Эта завязка лучше, но не сильно.
4 из 10

«Первый этап клинических испытаний»
Режиссёр: Адам Вингард
Сценарист: Саймон Баррет


Сюжет крутится вокруг чувака, потерявшего левый глаз в автокатастрофе. В качестве эксперимента на его место подсаживают Deus-Ex’овский имплантат со встроенной камерой. И вроде всё круто, мужик видит лучше, чем когда-либо. До тех пор пока не приходит домой и не видит, что в его кровати кто-то лежит… Аналогично первой самостоятельной истории приквела, здесь всё так же предсказуемо и малоинтересно. Сверхъестественная сила, непонятно зачем явившаяся и непонятно зачем его пугающая, бессмысленная девка, нужная ради того, чтобы показать сиськи (они, кстати, весьма клёвые), дурацкие причины, почему мужик не вернётся в клинику и не вытащит этот имплантат. Однако эта история понравилась мне немного больше, и не только в более больших сиськах дело. Радует более-менее адекватный главный герой, который если и тупит, это вполне объясняется недосыпом из-за пережитого стресса, либо воздействием имплантата на мозг. Образы «зла» посредственные, девка тоже появляется, как сюжетная необходимость. Но отдам должное сценаристам, им удалось сделать довольно смешную сцену, где чтобы отогнать призрака голого волосатого жирного дяди, оба ОБЯЗАНА заняться с главным героем сексом. Осознание того, что она вынуждена трахаться на глазах этого комично выглядящего упыря, изрядно меня посмешило.
5 из 10

«Велосипедная прогулка в парке»
Режиссёры: Эдуардо Санчес
(«Ведьма из Блэр») и Грегг Хейл
Сценарист: Джон Дэйвис («Бомж с дробовиком»)

История от лица некого чувака, катающегося на велике по лесам да опушкам. Тут на него налетает некая женщина, умоляющая его помочь и блюющая кровью. После скоропостижной смерти, она поднимается с прокусывает несчастному чуваку горло. Так начинаются весёлые приключения велосипедиста-зомби по местному парку. Признаюсь, это история понравилась мне больше всех остальных, так как я в принципе очень люблю зомби-тематику. Но всё же, для восстановления объективности, должен сказать, что даже в любимом жанре я умею отличать дерьмо от крупиц золота. И эта история мне понравилась. Да, она проста, как три копейки, но, чего греха таить, весь жанр такой. Тем более, что здесь нам подкидывают забавные плюшки. Наверное, впервые в кинематографе мы можем пронаблюдать заражение непосредственно из глаз заражённого. К тому же не обходится и без внутренней драмы, и без крови, и даже без толики юмора. Я считаю, что это одна из лучших историй во всей серии и не побрезгую оценить её высоко.
8 из 10

«К вратам рая»
Режиссёры и сценаристы: Тимо Тьяджанто
(«Дара») и Гарет Эванс («Рэйд»)

Сюжет крутится вокруг съёмочной группы одного телеканала из четырёх человек. Они решают пролить свет на некую таинственную религиозную группу в Индонезии, которых считают культистами. Внутри компании главных героев и так всё непросто, но эти мелкие жизненные неурядицы быстро меркнут, когда звонит колокол и приходит час «очищения»… в общем-то, самая сильная и атмосферная история из всех 15-и представленных. Несмотря на кажущуюся заурядность, если проникнуться атмосферой, навеянной именно японскими хоррорами, то можно получить массу удовольствия от просмотра. По-настоящему жуткие культисты, их акты веры и принесения себя в жертву, тайны и секреты, прячущиеся за ширмой добродушной религиозной общины. Всё это чувствуется и сделано на очень высоком уровня. Но нужно проникнуться, иначе «и самое умное кино покажется клоунадой». Претензии у меня, пожалуй, только к главным героям, которые мало того, что в стрессовой ситуации творят немыслимую хрень, так ещё и как телевизионные работники абсолютно некомпетентны. Уверяю, вы словите от них фэйсплам ещё до того, как начнёт происходить хоть что-то жуткое. Естественно, есть и другие минусы, не позволяющие мне поставить самую высокую оценку, но это уже очень и очень достойный уровень.
8 из 10

«Похищение пришельцев с ночёвкой»
Режиссёр: Джейсон Айзенер
(«Бомж с дробовиком»)
Сценарист: Джэми Нэш («ПараНенормальное»)

Суть данного эпоса в том, что к самым обычным подросткам на ночёвку врываются пришельцы с целью всех похитить и зондировать. Отличительным чертами от тысячи подобных сюжетов являются камеры из ошейника собаки, представление двух поколений (в центре сюжета сисястый несовершеннолетний бабец, её парень и кучка детишек помладше, двое из которых – её братья) и то, что пришельцы – классические серые человечки. Происходящее гораздо вероятнее вызовет смех, чем страх. Откровенно страшных моментом практически нет, всё играет на неожиданности и абсурдности. Так же допущено весьма много ляпов, связанных непосредственно со съёмкой. Почему собака за всю сюжетную линию полаяла всего раза два, когда это было нужно сюжету – мне не понятно. Однако снято забавно, и даже ребячество детишек выглядят мило. Посему не самая низкая оценка, как чему-то из кинематографа, нежели за какой-то элемент страха
6 из 10

Фильм 3 – Основной сюжет. «Порочный круг»
Режиссёр: Марсель Сармиенто
(«Мертвячка»)
Сценарий: Марсель Сармиенто, Ти Джей Симфел («Молчаливый мотель») и Дэвид Уайт

Связующая история фильма с подзаголовком «Вирусный» рассказывает истории молодой парочки. Парень одержим идеей снять что-то крутое, что могло бы взорвать интернет. И тут как раз на улицах города происходит погоня за фургоном, несущимся с бешеной скоростью. Пытаясь заснять это он теряет свою девушку и отправляется за возмутителем городского спокойствия, пока тем временем люди тоже пытаются всё это снимать… честно говоря, данная история хоть и прибавила в динамике, но потеряла малейшие крупицы смысла. Всё происходит спонтанно, слишком быстро, непоследовательно, цепь повествования рваная, а концовка так вообще лишена какого-либо намёка на внятность. «Вид из камеры» постоянно вылетает куда-то в тёплые края. Порой съёмка ведётся вообще не понятно откуда и из камеры ли вообще. Сразу понятно, что сценаристы плевать хотели на логику, плевать хотели на целостность истории и плевать хотели на происходящее, так как всё, что творится на экране – не иначе как сумбуром не назовёшь. Причём это касается всех дальнейших историй. Но обо всём по порядку.
3 из 10

«Великий Данте»
Режиссёр и сценарист: Грегг Бишоп
(«Другая сторона»)

Вот тут-то и начинает прослеживаться, что создатели третьей части курили что-то нездоровое. Сюжет крутится вокруг фокусника-неудачника, нашедшего волшебную мантию, при помощи которой может творить чудеса. Однако взамен она требует жертвоприношения… Смотря на творящуюся вакханалию, мне начало казаться, что создателей фильма забыли оповестить, что они снимают фильм ужасов, а не неудачную пародию на фильм ужасов. Потому что происходящее не вызывает страха ровни ни на одну секунду. Что вообще в голове не укладывается, даже кровь смотрится неуместно в некоторых сценах. Я не знаю, как такое могло получиться в ФИЛЬМЕ УЖАСОВ! Единственной приятной стороной картины является Джастин Уэлборн, играющий… не, лучше сказать «переигрывающий» Данте. Что-то есть обаятельное в этом милахе, изо всех сил пытающегося скорчить из себя злодея. Ну и конечно весьма круто смотрится сцена, как волшебник надирает задницы толпе спецназовцев при помощи своих трюков. Жаль, что эта сцена совершенно идёт вразрез с нелепой и до ужаса идитоской битвой с главной героиней. При должном подходе из этого могла бы получиться занятная треш-комедия, но, напоминаем, мы смотрим фильм ужасов. А для данного жанра здесь провал по всем статьям.
3 из 10

«Монстры из параллельного мира»
Режиссёр и сценарист: Начо Вигалондо
(«7:35 утра»)

Эта короткометражка – натуральный диагноз на психологические и сексуальные отклонения данного режиссёра и номинанта на Оскар, которые никто не должен видеть, кроме его психиатра. Замес в том, что некий испанский учёный создаёт портал в параллельный мир и встречает там точную копию себя, только что завершивший такой же портал. Как зеркальные отражения друг друга, они решают махнуться мирами на 15 минут, но всё оказывается немного не так, как учёный себе представлял… признаться, идея показалась мне абсурдной, но довольно интересной. И где-то первые несколько минут так и было, до тех пор, пока не раскрывается главный сюжетный твист. Я не буду ничего раскрывать, но как только вы до него дойдёте – вы сами поймёте, что разрушило в одночасье весь страх и атмосферу моментально. У Начо явно серьёзные проблемы, если он решил нам «это» показать. Оценку завышаю только из-за прикольной идеи, первых минут напряжения и полтора часа смеха, которые я провёл под компьютерным столом. Смех – это, конечно, здорово, но не когда ты смотришь кино, которое предполагает быть серьёзным и страшным.
4 из 10

«Костяной шторм»
Режиссёры: Джастин Бенсон и Аарон Мурхед
(«Ломка»)
Сценарий: Джастин Бенсон

Здесь я уже полностью потерял всякую надежду быть напуганным. Данный сюжетный отрезок представляет собой интерпретацию игры «Dead Island», где малолетние скейтеры от первого лица убивают кучу мексиканских зомби-культистов. Напряжением, атмосферой и чем бы то ни было здесь даже и не пахнет. Всё происходящее больше напоминает идиотские любительские рассказы школьников на тему: «А вот если на меня напал бы зомби, я бы его!..» Определённое удовольствие можно было бы получить, представляй эти персонажи хоть какой-то интерес, не будь они типичными обкурышими-мудаками и не будь им лет по 15. В происходящее просто не веришь и даже разочаровываешься во всём хорошем, что было в жанре ужасов в принципе… тушите свет…
2 из 10


В итоге, хочется сказать, что получил некое удовольствие от просмотра всей трилогии «З/Л/О». Первый фильм был очень посредственным, неумелым и больше играл на штампах, чем на новизне. Ему я поставил в целом 4 из 10, однако концепция действительно зацепила, и мне стало интересно, как её попытаются развить в дальнейшем. Лучшей частью я по праву назову вторую, так как сценаристы стали смелее, сюжеты проработаннее, появился небольшой чёрный юморок, который всё же не отвлекает от общей атмосферы, да и вообще интерес к местной, скажем так, вселенной был подкреплён. Хотелось бы, чтобы ответили на некоторые вопросы. К примеру, откуда берутся эти плёнки, почему они оказывают совершенно разное воздействие на людей и чем всё это закончится? Но нет, нам выкатили третью часть, которая получилась сумбурной, абсурдной и категорически нестрашной. Жанр сместился к комедийному трешу, о чём я бы не ныл, будь это указано хоть где-нибудь. Или будь это совершенно отдельным фильмом, ничего общего не имеющим с предыдущими. Если второй фильм я считаю лучшим и расцениваю его на 7 из 10, то третий никак выше тройки не поднимается, из-за наплевательского отношения держателей франшизы к целостности. Позорище, дамы и господа. Позорище…

3 комментария

Страх и ненависть в обзорах KiriKiri
Kirikiri
+2
Ты мне нравишься

«Особь»?
причины, почему мужик не вернётся в клинику и не вытащит этот имплантат.

Пиратскую повязку не пробовал? :))
сцена, как волшебник надирает задницы толпе спецназовцев при помощи своих трюков

а отдельно её нет? на ютубе, например? а то в «Иллюзии обмана» файерболы против копа были ничоси…
xvc23847
+1
Неграмотный имбецильный автор, не разбирающийся в кино и видящий везде только «сиськи». Пиздец, убогое *facepalm
KarlUrb
-1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать