Бегущий по лезвию 2049 – аудиовизуальный экстаз v. 2.0
И да возрадуются фанаты киберпанка, и старых позабытых франшиз! Киноиндустрия в очередной раз услышала ваши молитвы и вернула из Чистилища утерянную душу!
Продолжение следует… туда ->Кхм, а что поделать? Раз дедуля Ридли Скотт на старости лет столь резко уверовал в бога, то почему бы и статью о продолжении его фильма не начать в том же духе?
Многие любители скоротать вечерок за просмотром фильмов знают, что по причине отсутствия новых идей и больших рисков на придумывание оных, Голливуд решил вернуться в прошлое и выудить оттуда шедевры того времени. За последние два года я уже застал два таких возвращения: это Звёздные Войны, продолжающие шестой эпизод 1983 года и Безумный Макс, не имевший новых адаптаций прям с 1985 года. Но если эти две франшизы содержали за собой популярность и бешеные успехи в денежном плане, (а ЗВ ещё и приквелы, компьютерные игры, расширенную вселенную) то Бегущий по лезвию оказался крайне провальным фильмом, который ещё долгие годы переделывался. К счастью, проект не канул в лету благодаря истинным ценителям высших произведений искусства.
Только глупец не признает грандиозного вклад Бегущего в киноиндустрию по части визуального и музыкального плана. Он с филигранной точностью показывал тогда ещё неискушённым зрителям тёмный, гнетущий мир киберпанка – крайне интересного жанра, соединяющего в себе фантастику и нуар 50-х годов, а также полностью изменил видение будущего человеческой цивилизации. Это был фильм, далеко опередивший своё время, но проблема заключалась в том, что не каждый стал бы его смотреть. В подобном плане мне на ум приходит ещё одно произведение искусства, незаслуженно провалившееся в прокате: Последняя фантазия: Духи внутри.
Новый фильм, единственное продолжение, выходящее спустя тридцать пять лет, берёт пример у вышеупомянутых коллег, а именно строя на паре ключевых особенностях предшественников весь хронометраж, попутно расширяя его. У Пробуждения Силы – это повествование сюжета и Звезда Смерти; у Безумного Макса – это финальная погоня второй части, помноженная раз этак в десять, а Бегущий по лезвию 2049 – это фантасмагорический образ города и необычная музыка, будто пришедшая из иного мира. Прискорбное отличие в том, что у нового фильма нет интересных новых персонажей.
Сюжет почти трёхчасовой истории передаётся нам исключительно через нового бегущего по лезвию, репликанта Кея, которого играет Райан Гослинг. Ближе к концу фильма к нему присоединится персонаж Харрисона Форда – Рик Декард (жаль, что так поздно, сценки с его участием одни из самых лучших в фильме). По сути, эти двое – и есть все ключевые лица БЛ 2049, не считая девушки-голограммы, подруги Кея по имени Джой. И все основные действия крутятся вокруг наследия, которое оставил за собой роман между Риком и Рэйчел, что подаётся зрителю в виде детективной истории. Прочие ребята и девчата – это так, декорации. А вечно переигрывающий Джаред Лето по большей части раздражает, хотя преподносился он наравне с репликантом Роем Бэтти. К его диалогам явно приложил свою руку сам Ридли Скотт, настолько много в них религиозного бреда! Правда, не стоит беспокоиться, хронометраж магната Уоллеса столь мал, что о нём быстро забываешь.
Собираясь идти в кино, вам стоит расставить важные приоритеты. Фильм вам не понравится, если вы фанат боевиков, вроде Трансформеров и Форсажей и если вам нужен глубокий сюжет с множеством неожиданных поворотов и запоминающихся персонажей. Также он слегка не рекомендуется тем, кто не смотрел первую часть, или не любит жанр киберпанка в принципе. Если же вы не относитесь к этому списку, то поход строго рекомендован и лучше всего в кинотеатрах IMAX.
Бегущий по лезвию 2049 – это целый сборник шикарно нарисованных сцен, и непередаваемых словом образов. Это фееричный экстаз для вашего слуха и зрения. Артхаус по стоимости многобюджетного блокбастера. Вы помните, какой была первая часть? Так помножьте всё это в три раза. В новом фильме, помимо Лос-Анджелеса появились другие зоны: вроде города-свалки с детьми-сиротами и мусорщиками; или безжизненная туманная пустошь, где стоят одинокие фермы по разведению червей, с русскими надписями “Целина”; иль моя самая любимая – заброшенный, но нетронутый Лас-Вегас будущего, затянувшийся непроглядной пеленой после взрыва грязной бомбы. Даже погодные эффекты расширили авторы, и, помимо дождя, вы увидите город ангелов, укутанный снегом. В каждой сценке есть множество любопытных деталей, например, пирамида разорившейся корпорации Тайрел ныне принадлежит Уоллису. Позади неё возвышаются два гигантских небоскрёба и всё это окутано тьмой, без единой искорки привычного нам света, лишь габаритные огни моргают изредка. Что весьма символично, ведь новый владелец слепой.
Две части Бегущего по лезвия идут по одному пути, но выполняют разные роли. Если первый был сосредоточен на персонажах, то второй расширяет лор вселенной. В новом фильме уйма любопытных идей, вроде того, каким образом создавались ложные воспоминания для репликантов, или шикарной любовной сцены, необычное исполнение которой вам точно запомнится. Разумеется, есть и негативные моменты, рождённые, по сути, за счёт нынешних тенденций: клише, когда побеждённого героя оставляют живым/отпускают, чтобы он потом вернулся и навалял обидчику; или экшен-сцены/сильный независимый женский персонаж/судьба всего мира, ложащаяся на плечи главного героя, засунутые в фильм чисто для галочки. Правда стоит признать, что без этих штампов фильм могла ожидать участь первой части, а мы ведь не хотим, чтобы киберпанк опять загнулся, едва вернувшись из небытия?
Напоследок же я бы хотел отметить довольно устоявшийся стереотип Бегущего по лезвию, а именно, что это идеальное кино-снотворное. Мой сеанс начинался в девять утра, а до этого я ещё и заснул в два часа ночи. И ничего, весь хронометраж я просмотрел, даже ни разу не зевнув. Должно быть, я просто соскучился по киберпанку, по старому-доброму, мрачному, пугающему и одновременно загадочному, да столь притягательному киберпанку.
Пропускать такой шедевр точно не стоит, ведь нельзя предположить, когда выйдет следующий представитель жанра, особенно после того, как Призрак в доспехах и Бегущий уже отстрелялись. Да и выйдет ли вообще – не менее важный вопрос. Дени Вильнёв и Роджер Дикинс проделали колоссальную работу над этим фильмом, а Бенджамин Уоллфиш и Ханс Циммер трепетно отнеслись к музыке Вангелиса и перенесли её в современный антураж, отчего такое сокровище в наше время дорогого стоит.
57 комментариев
Хотелось бы поделится парой кадров:
Да и как можно было не оценить FF:TSW, первая компьютерная графика такого класса, помню мы смотрели и фигели…
И это всё 2001 год полностью на компьютерной графике… Хотя что уж там, японцы всегда были богами дизайна и визуала.
Это фиаско, чувак.
Два клевых sci-fi фильмеца за неделю.
(И да, этот фильм я не отношу к шлаку, сделан действительно клёво).
Помимо фермы с надписью «Целина» прикололи ещё бомжи со свалки, кричащие по-немецки. Я даже расслышал «майн фюрер». )))
Непонятно, почему секретаршу, а вслед за ней и босса не привлекли за двойное убийство служащих полиции. Хотя там по идее повсюду должны быть камеры, так что всё было бы видно.
Ну, и ещё.Примерно с начала фильма было ощущение, что тульпу убьют. Когда она попросила перенести себя на флэшку, понял — точно убьют.
СпойлерКей по ходу фильма начинает считать, что он не репликант, а живорожденный ребенок.Пусть он ошибся и не был на самом деле ребенком Декарда, у него ж ведь оказалось истинное воспоминание. Получается, он все-таки не репликант?
Да и вообще, если порассуждать более широко, нам эту сцену показали затем, чтобы убедить в достоверности воспоминаний Кея. Значит, сценарист хотел, чтобы мы так думали. А затем нам так и не объяснили, почему мы должны на это воспоминание смотреть как на пустышку. То есть по задумке авторов это воспоминание и вправду истинное. Да, Кей не тот ребенок от репликанта, но то, что он может быть человеком, не было опровергнуто.
А проблему воспоминания это не отменяет.
из нового фильма вообще не понял, что есть репликант, кроме того, что он создан искуственно. Это терминатор как Арни, железка внутри, мясо поверх? Вряд ли. Это живое существо, которое ментально запрограмировали быть как робот? Тогда в чем проблема сломать эту программу и получить из репликанта полноценного человека? Это генетически усиленный человек? И что, эти генетические усиления никак нельзя определить внешне?
Советую посмотреть первую часть, она идейно лучше этой.
СпойлерКей узнаёт, что от Рэйчел было два ребёнка: мальчик и девочка (вроде не объясняется, родились ли они репликантами, или людьми), и то, что девочка умерла от осложнений. Затем, найдя коня и проверив воспоминание, Кей считает себя тем самым мальчиком. Что у него было детство и всё такое. Но в Вегасе лидер революционеров говорит, что умер мальчик, а девочка выжила и стала работать в центре по созданию воспоминаний. И тогда что, Кей — это репликант, созданный уже взрослым, но с воспоминанием погибшего мальчика? Честно говоря, этот момент мне тоже был не совсем понятен.
Отчего же? Я вот не смотрел, но этой весьма доволен! Особенно, конечно, шикарна девушка-голограмма. Есть такое ощущение, что мы ещё увидим фанф с пони-голограммой, причём не один:-) Тема незаезженная, к тому же вполне перспективная.
Кроссовер киберпанка БЛ и пони-вселенной? Ммм, я б такое почитал.
«Далёкое-далёкое будущее. Тёмный Мейнхеттен. Голограммы Рэрити. Мрачные пони в длинных пальто...» Да не, вряд ли это напишут))
дескать, помер в конце. Я неправильно смотрел?
то он от них должен был откинуть копыта задолго до. А раз не откинул сразу, то не должен вовсе. А если не от ран, то от чего тогда?
Я считаю, сценаристу стоило показать действия под другим углом. Если в первом фильме мы сопереживали человеку, бегущему по лезвию, то в этот раз стоило сделать главным героем репликанта. В Терминаторе 2 такая смена оказала невероятный эффект и сиквел намного превзошел оригинал.
В качестве сюжетной завязки, я бы сделал так:
Все начинается с того, что на производстве репликантов происходит сбой. Девушке-репликанту не успевают внедрить искусственные воспоминания и покорность человеку. Допустим, сбой неслучайный, и за тем стоит Рик Декард, который после всех событий в первом фильме стал симпатизировать репликантам, при этом считая действия своей бывшей организации аморальными.
И вот, сама основа второй части (я бы назвал её Бегущий по лезвию 2054, все-таки прошло 35 лет с момента выхода) будет являть собой погоню от лица свободно мыслящего, но преданного системе Кея за несчастным созданием, у которого нет воспоминаний и она не понимает, за что её пытаются лишить жизни.
Жалкое зрелище.
Хотя тема зарождения жизни есть в каждом втором аниме про клонов…
… Скажите, а вы смотрели «Armitage III»? если есть желание пересмотреть Бегущий по лезвию еще раз, посмотрите, сравните…
P.S. Как вы думаете, та коняшка — это был единорог?
Если это все, что тебе открылось из оригинального фильма 1982 года, то мне тебя жаль.
Где ты это увидел?
Сам фильм неплох, но до первого недотягивает, имхо.