Личное мнение о "Балканском рубеже"
Совместный кинопроект России и Сербии, посвящённый событиям в Югославии 1999 года и конкретно знаменитой операции по марш-броску в Приштину с захватом аэродрома и дальнейшей острой эскалацией конфликта между НАТО и Россией. Достоверно историческое кинополотно или же бескомпромиссный и динамичный боевик со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами?
Начну сразу с хороших моментов — как и январский «Т-34», этот фильм отрабатывает свой хлеб, как динамичный аттракцион с приятно поставленным экшеном, чувством юмора отдельных лиц и даже любовная линия здесь выглядит отнюдь не лишней и не взятой с потолка, как в «Т-34». Технически здесь всё очень удовлетворительно исполнено, начиная от монтажа и заканчивая постановкой боевых сцен. Саундтрек подобрали годный и соответствующий тому времени. Сплин, Виктор Цой, Сектор Газа и Наутилус Помпилиус(другая версия песни «Скованные одной цепью»). Свой композитор тут тоже есть, но к одному из треков у меня будет претензия позднее. Авторы фильма не стесняются показывать здесь ужас всей трагической ситуации — безжалостные смертоубийства мирных жителей от рук албанского ОПГ с оторванными головами прилагаются. Ровно как и декалитры крови во время финальной обороны аэродрома. Без лишних соплей и ненужных заглаживании. Война, как она есть. Патриотическая направленность ленты также имеет место быть тут, однако здесь это палка о двух концах и о проблемах, с которыми я столкнулся, можно уже поговорить.
Весь фильм состоит из трёх сюжетных линии, которые встречаются под самый конец. Есть группа российского подразделения под предводительством Гоши Куценко, одного из его подчинённых и отряда из той самой колонны бронетехники, что направилась на марш-бросок. Шатай(Антон Пампушный) — подчинённый Куценко — нарушает прямой приказ командира, за что того лишают звания, ордеров и распускают команду. Позже Гоше предлагают в качестве наёмника захватить аэродром, тогда его людей и самого восстановят в званиях и вернут на Родину. Шатай же пытается обжиться в Сербии, ровно как и его сотоварищи, о которых он ничего не слышал со времён фиаско. Ну а молодые ребята в БТР… Лично мне жаль, что их так мало показали, поскольку взглянуть на события тех лет с позиции обычного солдата было бы неплохим подспорьем в сравнении с Гошей Куценко и его отрядом. Он и его отряд сами по себе вполне запоминаются и им можно сопереживать. Но мотивация их участвовать во всём этом очень невнятная. Они соглашаются ради возвращения домой, но по их лицам не сказать, что им это сильно нужно. Они и так неплохо прижились в Белграде то. Один из них и вовсе запросил денег за выполнение задания. Если эти герои должны были патриотически настраивать зрителя, то с этим у них не всё сложилось.
Дружба России и Сербии? Нет, я всё понимаю, но тут с сербами многие персонажи обращаются чуть ли не лебезя. Лишний раз подчёркивают их уникальность там, где это не нужно. Со стороны сербов тоже лозунги в духе «Эй, русские, мы же братья, где вы все?». Конфликт весь здесь сильно прошёлся по геополитической обстановке Европы, но мы же помним конечный итог, да?) С точки зрения тактических манёвров как наёмников Куценко, так и главгада с его ОПГ оставляют желать лучшего — в угоду зрелищности и пущей яркости происходящего все солдафоны тут выполняют глупейшие действия разного вида. Аэродром захватил неизвестный противник и он мог подготовить засаду, что он и сделал. Но нет, местный злодей хоть и очень фактурный, но до него такая очевидная мысль не дошла, почему-то. С Куценко и его людьми тоже свои проколы — почему на дозоре всего один человек? Почему нельзя было распределить людей по всему периметру объекта, чтобы те смотрели по сторонам, а не в одну точку, как снайперша? Присутствуют и набившие оскомину клише, присущие жанру. Шатай мог спокойно убить злодея на 20 минуте фильма, но нет — оставил в живых.
Зачем-то присобачили ко всему этому действию возможный задел на товарооборот наркотиков от местного щвейцарца, что спонсировал албанцев. Эта линия настолько внезапно возникла, настолько же внезапно и выпилена из фильма прямым выстрелом в голову. Аллюзия на поддержку конфликта натовцами? Знаменитый и любимый в России Эмир Кустурица засветился в фильме в качестве камео ради камео. Серьёзно, его могло тут и не быть, фильм ничего не потерял бы. Ну и претензия к композитору, который вряд-ли увидит эти строки — за плагиат одного из треков Ханца Циммера из «Интерстеллара» его по головке не погладят. Серьёзно, ближе к финалу на заднем плане играла музыка именно оттуда. Слегка подрихтованная, да, но блин, что за палево, ребята??? Ладно, по телевидению ещё могут использовать треки в отдельных передачах, но тут я конкретно услышал знакомые до боли музыкальные мотивчики. И этот трек тут используется, как собственно написанное композитором, а не добавленное, как Сплин или Сектор Газа.
Стоит ли смотреть фильм? Экранизации событии 1999 года на Балканах не так уж много, особенно крупнобюджетных. А тут Россия и Сербия объединились ради такого. Конечный результат здесь имеет множество своих нюансов и неудобных вопросов, но я честно получил свой фан от просмотра. Отличный боевик и очень спорный историческо-патриотический фильм.
7/10.
Спасибо за внимание!!!
16 комментариев
Отличное было снотворное.
Никакого… Не знаю и знать не хочу…
Единственное, что я знаю — проект «Москва — Третий Рим» ноги протянул именно на балканах ещё в XIX веке.
И кому то надо было совершенно потерять разум, чтобы сейчас попытаться снова в это вляпаться.
Военную кампанию мы проиграли ещё во время Прутского Похода Петра Первого.
Политическую кампанию мы проиграли в XIX веке.
Сейчас мы проиграли третью — идеологическую.
А Россия, после того как положила в этой военной кампании, кучу народу — шиш с маслом.
Но всё, как видете, не унимаются там с этим проектом. Не свои же дети погибать то будут. Чего их беречь?