Посмотрел я на досуге: «Забавные игры» (1997 и 2007)

Друзья, хочу задать вам весьма каверзный вопрос. Подмечали ли вы когда-нибудь, что в фильмах о маньяках в большинстве случаев главным героям благоволит подавляющее число случайностей? Преследует убийца, а тебе некуда бежать? Не беда! Где-то под рукой обязательно есть ружьё или нож, который вырубит его на время или убьёт на месте, если драматично спрятать его в кармане штанов до ключевого момента. Он загнал тебя в ловушку? Ну, так именно для этого строили вентиляционные шахты или те маленькие окошки, через которые удобно ускользнул в самую последнюю секунду, прямо перед тем, как его мачете оттяпает тебе ногу. Знакомая ситуация? Но как повернутся события фильма, если все эти столь удачно играющие обстоятельства начнут работать против жертв?



Да, именно так, сегодня на рабочем столе перед нами распластались обе «Забавных Игры», снятых Михаэлем Ханеке для немецкой и англоязычной аудитории. Фильмы, кто бы мог сомневаться, заслуженно культовые и знаменитые среди поклонников триллеров тем, что их казуальная аудитория не поняла, чё там вообще происходит, либо посчитала происходящее банальным безыдейным пшиком, пропустив мимо глаз и ушей все косвенно-поясняющие сцены, не посчитав их важными. На мой взгляд, именно этим обусловлены довольно низкие оценки на большинстве ресурсов. То, что данные кинокартины на самом деле собой представляют – распинаться не буду. Вы и сами вполне можете найти интервью режиссёра, где он понятно всё всем разжевал. Я же ставлю себе задачу в этом тексте проанализировать в силу своих скудных способностей к сравнению, которая из двух картин получилась удачнее и какую из них стоит посмотреть новому зрителю, не тратя время на другую. Так как, сюрприз-сюрприз, версия 2007 года – практически покадровый ремейк оригинала.

Сюжет обоих версий разворачивается на курортной территории загородных домов, куда приезжают отдохнуть семья наших центральных героев. Довольно скоро их спокойствие нарушают два молодых паренька в белых перчатках для гольфа, которые берут хозяев в заложники и всячески развлекаются, предлагая сыграть в разнообразные игры. Разрушая интригу сразу, хочется сказать, что в плане повествования фильмы абсолютно идентичны, повторяя не просто сцены с диалогами один в один, но даже ракурсы камеры и звуковое оформление. Серьёзно, смотря один фильм за другим, было поразительно подмечать, насколько каждая деталь дотошно воспроизведена в ремейке, обходясь исключительно мелкими косметическими и незначительными элементами (в немецкой версии один из маньяков, глядя через стеклянную дверь на улицу, произносит фразу: «О, снова солнце встало», а в ремейке: «Ну, вот, снова тучи налетели»).

Причём это не хорошо и не плохо. Оригинал сам по себе рассказывал весьма кинематографически-уникальную историю, тут и там растаптывая ожидая зрителей. По сути, диалоги весьма эффектно порой обращаются к зрителю, даже без явного пролома четвёртой стены, который также здесь присутствует. Главный из парней-маньяков глумится над желанием аудитории узнать причину того, что они делают, и что подтолкнуло столь молодых ребят к этому. В один момент мы можем подумать, что главную героиню собираются изнасиловать, но нет… Чертяка даже указал на то, что его друг очень скоро по сюжету случайно испачкает ковёр! В смысле, не это ли верх наглости? Ну, и да, это из неочевидных примеров, которые мало кто замечает. Моменты с пультом и подмигиванием в камеру бросаются в глаза моментально.

Однако, как сама история не была бы оригинально построена, дьявол кроется в деталях. Например, если постановку сравнивать очевидно сложно, то актёры – разговор совсем другой. И тут ситуация не столь однозначная. Ожидать, что хоть кого-то привлекут актёры немецкой версии, основываясь на их именах, не приходится, особенно когда в ремейке светятся такие индивиды, как Наоми Уоттс и Тим Рот. Но известность не всегда говорит о качестве игры. Аль Пачино и его игра в ремейке «Бессонницы» трубят об этом во всеуслышание. В целом же, фильмы 1997 и 2007 идут практически ноздря в ноздрю. Что оригинал, что ремейк, оба справляются с отыгрышем того, что нужно, однако я, пожалуй, отдам предпочтение оригинала, благодаря Сюзанне Лотар, сыгравшей мать семейства, и Арно Фришу, главному маньяку. Не то, чтобы Уоттс и Майкл Питт сыграли значительно хуже, вовсе нет. Однако в сравнении они серьёзно проигрывают по ряду очевидных причин. Игра матери в новой версии ощущается ровно настолько, чтобы отыгрывать все эмоции, которые необходимы в сцене, но Лотар буквально вжилась в свою героиню полностью и ощущает тут ситуацию, в которой находится. Если не верите мне, пересмотрите сцены с раздеванием и не обращайте внимание на грим. С маньяком же чуток наоборот, Майкл Питт серьёзно вжился в образа психопата и отыгрывает на должном уровне. Проблема лишь в том, что при этом он забывает о той небольшой детали: при этом его персонаж должен выглядеть и вести себя абсолютно нормально и не вызывать подозрений во время первого же появления. Проще говоря, присутствует типичная для американской актёрской школы манера отыгрыша скрытого психопата, выражаемая речью, внешностью и жестами. К сожалению, подобный подход при данном сценарии несколько рушит эффект напряжения, чего в оригинале не наблюдается.

Но, чтобы быть честным, скажу, что и у оригинала в этом плане есть одна проблема. И это игра отца семейства в исполнении «Акому Непофиг», которая просто никакая. Он выглядит доской, не смотрящейся в кадре абсолютно ущербно лишь благодаря гриму. Само собой, та же роль Тиму Роту пришлась более органично. Двоякая ситуация с ребёнком, так как парень в ремейке наголову лучше актёр, чем в немецкой версии, хотя при этом сюжетно по возрасту и поведению оригинальный актёр гораздо больше к месту, чем его более взрослый американский аналог.

Касательно странностей постановки, новая версия вводит в ступор некоторой своей суматошностью, но при этом аналогичным хронометражем. В качестве примера – известная сцена одним дублем. Оригинал: около 11 минут. Ремейк: около 9. Куда они так спешили во время самой эмоционально-сильного момента, но сохранив тайм-коды – я не знаю. Вообще, многое в ремейке, в сравнении, кажется чуть более выверенным, но и более спешащим, что щепоткой влияет на саспенс. Всё это не критично, но при честном сопоставлении такие детали упускать нельзя.

Переходя к личным ощущениям, так и не сделав однозначным выводов, поскольку лично для меня ремейк чего угодно – абсолютно бессмысленное зрелище, если он не привносит ничего нового, я бы сказал, что отдаю предпочтение оригиналу, в большей степени из-за того, что новый фильм серьёзно разочаровал отсутствием чего-то иного, нежели покадровой копиркой. И не поймите неправильно, адаптация под широкую аудиторию, не искажающая оригинальных идей – это неплохо. Проблема в самом ядре, в самой задумке. Первый фильм игрался с идеей, что аудитория перед глазами одного из персонажей, и он делает всё, что нас, конкретно нас, всё это время развлекать. Лично я ожидал, что, вероятно, второй фильм подымит эту идею на новый уровень, сыграя на ожиданиях аудитории совершенно иным, непредсказуемым образом. И разве именно в непредсказуемости и была основная цель данного фильма?..

Ну, что ж, вот и оно. Всем, кто дочитал досюда – гигантское спасибо, и надеюсь, вам не было слишком скучно, и вы открыли для себя что-то увлекательное. Я люблю говорить о кино и жажду поговорить именно с вами. Может, я что-то недокрутил или перекрутил? Скажите своё мнение…
Странно, правда? Я вернулся сюда спустя долгое время, когда фандом постепенно уже начал умирать в связи с окончанием сериала, который я даже не досмотрел… печально как-то… мне хотелось, чтобы это не прекращалось, хотелось найти здесь новых друзей и делиться впечатлениями о разных вещах… может, поздно уже, да и вряд ли много кто-то это текст и до сюда дочитает, но… я прохожу через не самый приятный период моей жизни, и надеялся хоть с кем-нибудь, о чём-нибудь поговорить… найти друзей, может быть, если возможно… пока ещё не поздно… Я вон подумывал фанфик продолжить писать, вот этот вот…
ponyfiction.org/story/5185/ ficbook.net/readfic/1617403
Он ОСочный, селфинсёртный, да и в канон уже никаким боком не влезает, а некоторые идеи так вообще реализовались в самом МЛП, но… не знаю, вдруг кому-то всё-таки будет интересно почитать. Я пытаюсь централизоваться на приключениях и захватывающих событиях, сохраняя добрую атмосферу сериала и не уходя в дебри «всесильного и всеми любимого ОСА»… хотя, скорее всего, не без этого…
Так или иначе, спасибо за внимание. Желаю счастливых последних летних деньков!

13 комментариев

привет всем. Я вернулся…
Писать статью о триллерах на табуне — это, конечно, мощно.

Смотрел оригинал, о просмотре ремейка не задумывался. Спасибо, что разжевал, читать было интересно.
я про всё писал. Про танцы, про боевики, про накуренные пародии, про слэшеры xD
всегда пожалуйста) в принципе, если оригинал смотрел, и его же хочется пересмотреть, то можно глянуть и ремейк. В ином случае, бессмысленное занятие. А жаль
Не люблю ремейки. Зачем? Зачем два Полтергейста? Было ещё ужасное продолжение Полтергейста. Хотя, есть хорошие примеры-Дюна например, или Сияние. Но в остальном…
с ремейком Сияния я поспорил бы, но да, согласен. Ремейки, по большей части, бессмысленное с творческой точки зрения занятие, если они не пытаются делать что-то новое
Давно Куджо не смотрел. Даже не скачал до сих пор.
это аниме про картёжника или ужастик 80-х про бешеную собаку? Я прост не понял, о чём речь…
Про бешеную собаку, по роману Стивена Кинга. Первый раз смотрел на видеосалонах, аж трясло.
надо тоже будет глянуть. Совсем забыл о нём, как и о Забавных играх до недавнего времени
У Кинга есть книга Солнечный Пёс,-там упоминается Куджо.
А в продолжении темы собак, рекомендую советский триллер Псы, снятый под конец СССР.
ru.wikipedia.org/wiki/Псы_(фильм)
у меня был в закладках он достаточно давно, но спасибо за напоминание. Кто знает, сколько б ещё он там лежал не просмотренный)
Здравствуйте, Кирикири
Я даже эти фильмы не смотрел, но до конца пост дочитал. Здорово, что так тонко подмечаете детали.
Было интересно читать, хотя подобного жанра фильмы я не сказать, что люблю.
Надеюсь, не самый приятный период в вашей жизни закончился и появилось окружение в реальной жизни, не здесь, которое стопорило бы ощущение одиночества, если таково вам было. Сомневаюсь, что в интернете можно найти друзей: не видишь и не слышишь человека. Одни лишь собственные восприятие и воображение дают картину того, кто мог бы быть по ту сторону экрана. Хотя, может, это просто мои представления о таких отношениях и могу ошибаться.
«хлопок по вашему плечу»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.