Личное мнение и пространные рассуждения о фильме "Маленькие Женщины"


И коль уж уважаемый и, зачастую, несущий этот блог на своих плечах Ovnd решил обойти стороной новый фильм Греты Гервиг (не осуждаю ни в коем случае), то возьмусь за рецензирование сам. Очень уж не хочется, чтобы новая работа постановщицы, которая поставила обворожительную «Леди Бёрд», на основе знаменитого американского романа прошла вот прям совсем-совсем незамеченной. Заодно поругаем Оскар, вспомним едва не забытых, и, конечно же, поговорим о любви.

История знакома всем ещё с романа (или, как минимум, с нескольких экранизаций): мы наблюдаем за жизнями и взрослением четырёх девочек из семейства Марч: бойкой, с явным даром к писательству и сама-себе-на-уме Джо, взвешенной и при этом тяготеющей к роскоши Мэг, умной, но вредной Эми, и Бет, которая выполняет в повествовании роль того ангела и центра всего хорошего, который связывает всех персонажей. Казалось бы, известная литературная история, написанная два века назад. Монументальное произведение американской истории. Разве можно что-то здесь изменить, при этом не испортив, и не извратив оригинального текста? Как оказалось — можно. Например, куда-то в прошлое отправляется строгое линейное повествование — на смену ему приходит бодрое и зачастую крайне остроумно рифмующееся переплетение прошлого и настоящего. Вот мы видим, как Эми радостно встречает друга из детства — мальчика по имени Лори, а в следующей — первую встречу парня с этой странной и очень обаятельной семьёй. Сцену спустя — куда его это знакомство в конечном итоге приводит. Эпизоды перемежаются друг с другом, эпизодов много, и вот тут стоит отдать должное невероятному писательскому таланту Гервиг — каждый эпизод оказывается на своём месте, и ни один не кажется лишним.

Вообще, текст — это отдельная заслуга фильма. Как и её давний партнёр и в жизни, и в кинематографе, Ноа Баумбах (который в этом же году отметился «Брачной Историей») Гервиг продолжает исследовать сценарный метод, когда киношный диалог — это не типовые реплики двух акторов, вежливо ожидающих, пока собеседник закончит фразу, а то, что мы обычно видим в нашей повседневной жизни — совмещение реплик с репликами, когда все говорят одновременно, друг друга перебивают, стараются перекричать и творится неразбериха. Но это неразбериха только с одной стороны. А с другой — у нас живой портрет разношёрстного семейства, в которое ты веришь, и в которое влюбляешься, стоит только хоть кому-то впервые открыть рот. Благо, будучи ещё и умным писателем, Гервиг не идёт с этой реалистичностью до конца — диалоги здесь остры, и каждый персонаж — это такой сборник метких фраз и уморительных замечаний, который всегда знает, что лучше всего сказать в данный момент (чего в жизни, к несчастью, как раз редко случается).
Этой задаче как раз и помогают актёрские работы, которых здесь собралось какое-то удивительное количество. Роли девочек (а после и девушек, хотя на возрасте Гервиг как раз не делает никакого акцента) на себя примеряют Сирша Ронан (которая, простите, то самое, Пушкинское: «Ты божество, ты вдохновенье, ты гений чистой красоты»)) в амплуа Джо, мечта мальчишек-фанатов Поттерианы Эмма Уотсон в роли Мэг, набирающая славу в Голливуде Флоренс Пью в роли Эми, и в роли Бет Элайза Сканлен, для которой это первая роль в большом полнометражном кино (на самом деле, первая, но на пару с ещё одной из того же года). Пестрит и каст для второго плана: Тимоти Шаламе в роли Лори, Мэрил Стрип (которой таки удалось прошмыгнуть мимо Оскара, хотя казалось бы), Лора Дерн, Боб Ондекёрк и прочие. Каждый из актёров — или большой профессионал своего дела, или одарённая личность (интересно то, что чаще — всё сразу), и большое достижение то, что каждый герой при этом полностью самодостаточен, у каждого в фильме находится своё запоминающееся место.

Впрочем, абсолютного равенства между персонажами не случается, и одеяло на себя уверенно перетягивает альтер-эго и писательницы романа, Луизы Мэй Уолкотт, и режиссёрки Греты Гервиг — Джо Марч. Уверенная в себе начинающая писательница, которая отважно идёт к достижению своей цели — стать знаменитой женщиной-автором в среде, которая таких вот «выскочек» не очень то любит. Можно сказать, что её амбиции — это и есть смысловой костяк ленты (эмоциональным центром незыблемо остаются отношения сестёр). Сможет ли Джо исполнить свою мечту, и при этом не расстаться со своей независимостью? Выйдет ли она в конце замуж? А если не выйдет, то пусть хотя бы умрёт, ну ей богу. Знающие роман знают и ответ, хотя Гервиг и вносит в концовку некоторую остроту кавычек (реальная Уолкотт всю жизнь прошла незамужней).

И так перед нами — очаровательнейшая кинолента о семейных ценностях, добре и женских амбициях. Прекрасно срежиссированная, написанная и сыгранная. Многие называют «Маленьких Женщин» самым слабым фильмом на грядущем Оскаре, но я позволю себе не согласиться — конечно, семейство Марч сильно выделяется на фоне громких высказываний или технических достижений, которыми отметился Оскар в своих номинациях в этом году, но, на мой взгляд, как раз эта близость к классики, и при этом ряд новаторских идей и решений делают «Маленьких женщин» может не самым громким фильмом наградного сезона, но одним из самых приятных и душевных. По крайней мере, я точно знаю, что ещё вернусь к интерпретации Гервиг — не для великого потрясения, но для душевных нужд.

А теперь я буду крыть Оскар фекалиями…

Говорят, что пост на Табуне без материала для срача — это не пост на Табуне. Ну что ж… Вот какого это такого чёрта в Оскаровских номинациях на режиссуру есть Тодд Филлипс of all people, а вот Греты Гервиг — нету? Кто-то скажет «потому что заслуженно», и да — работа Филлипса в «Джокере» действительно выше среднего. Страшно сказать, но даже чувствуется такая штука, как эта… как там её… высказывание автора, дааа!.. Оно х*р знает какое, Филлипс вообще не берёт на себя никаких обязательств НИ ЗА КАКИЕ темы в фильме, но чувствуется оно там прекрасно, это да. «Не относитесь к душевно больным плохо, потому что иначе… они вас убьют нахр*н»? «Богатые притесняют бедных, а бедные от этого восстают… круто. Или не круто. Джокер не выступает с политическими заявлениями, и отказывается возглавлять движение… за исключением того раза, когда он вполне возглавляет его».

Я даже не спорю с тем, что «Джокер» — хорошее кино. Хорошее. Спорное, хитро-вывернуто сделанное, абсолютно непонятно, какое конечное послание в себе несущее, но — тут я всё признаю — до мурашек мощное, актуальное и давящее на нужный нерв времени. И всё же… Филлипс в «Лучших режиссёрах»? Ну правда? А Сириус ли? В том контексте, когда у нас есть Гервиг с очень тонкой и бесшовной режиссурой в «Маленьких женщинах», в которых эпизоды работают идеально и вся картина выверена едва ли не по нотам? Здесь правда очень сложно не открыть тему о признании женщин-режиссёрок на крупных церемониях, и особенно на Оскаре (напомню, за всю историю церемонии женщины за статуэтку «лучшего режиссёра» боролись аж целых 5 раз). Спасибо хоть за номинацию «Лучший адаптированный сценарий». Времена «Маленьких женщин» прошли, и женщин теперь можно признавать писательницами. Глядишь, там и до режиссуры доживём.

Спасу ваше время, и скажу, что я же и сам всё прекрасно понимаю: оцениваться должно качество работы, а не половые признаки (хотя опять же «А какого чёрта Филлипс?»); продвигать фильмы женщин потому что это фильмы женщин, и только поэтому — тема очень интересная в том, насколько же она сомнительная; да и просто «номинаааацииий, их не хватааааает, ограниченное число, статуэтки делать дорого, имена на конвертах писать муторно». Это всё да. НО! Но вообще-то Оскар, будем честны — это, наверное, абсолютно всё, что угодно — знаменитое мероприятие, громкая попойка, радужный единорог — но уж никак не знак объективного качества и справедливого суждения. Прежде всего, Оскар — большая медийная нечта, волны от которой ударяются об каждый камушек в индустрии. Поэтому и элемент репрезентации — важный и влиятельный. У нас огромное количество женщин-режиссёров, которые точно заслуживают если не статуэтки, так хоть номинации, чтобы быть как можно более услышанными. Кто вообще знает о каких-то там Лиенн Рэмзи, Дебре Гранник или Мариэлль Хэллер. Так вот, те, кто знает, также понимает, что это я тут перечисляю самых хайповых (относительно, конечно же). Благо (или хочется верить), у нас уже прошли времена, когда женского начала в культуре было не встретить практически СОВСЕМ, и мы не наткнёмся на новую Эмили Дикинсон (современница Уолкотт, написавшая под 1000 стихов, 5 из которых были опубликованы при её жизни после безвкуснейшей редактуры. Ныне — величайший американский поэт вообще из всех, которых мы знаем), причём неважно в обличии какого пола. И тем не менее, стремиться ещё есть куда.

Ну и да… Филлипса долой, Гервиг — на сцену, вот к чему я вёл, и о чём был весь этот текст… ага.

9 комментариев

На самом деле, весь этот текст был исключительно о том, что Сирша Ронан — в принципе, самое прекрасное, что мы имеем сейчас в этом мире, и вообще пока даже можно ещё пожить.
Lorenzo_3
+1
Ну видимо решили не выставлять Грету пока после «Леди Бёрд». Может не настолько сильная по режиссуре работа, по сравнению с той, хз. Но даже если бы она вдруг и оказалась в номинации, то ничего не взяла бы.
Мэрил Стрип (которой таки удалось прошмыгнуть мимо Оскара, хотя казалось бы),

Давно пора.
ovnd Изменён автором
0
Это да, но надо понимать, что и просто сама по себе номинация — это нифига ж себе, и вообще ты на слуху, и клёво карьере, и вообще. Понятно, что в режиссуре или Мэндес, или Олдбой Пон Джун Хо.
Lorenzo_3
+1
Понятно, что в режиссуре или Мэндес, или Олдбой Пон Джун Хо.

Могут и Тарантино, есть такая вероятность и мне бы такого не хотелось, например. Хотя с таким же успехом и Филлипсу могут. Хз, посмотрим.
ovnd Изменён автором
0
Ай ладно, вошёл в кураж! Пара слов и о российской «Коме», потому что как бы и сказать хочется, и нечестно целый отзыв пилить так, будто не ушёл с сеанса: Там восхитительно работает начало и последующее кино: типа, начинается сразу с действия, тебе вообще ничего не объясняют, ты потерян, как и гг, и такой: «о, круто! Концептуально, дерзко, прям пошли против учебников». А потом проходит 10 минут, и сценарист такой «да пошло оно б*дь нах*й!!!», и заряжает такую длинную, мясистую экспозицию, которая ВООБЩЕ ничего толком не объясняет, персонажи несут такую отборнейшую чушь и *банину, что не смеяться не выходит.
А актёрская игра, ммм… Там есть злодей, который рычит, пучит глаза, ведёт себя просто как отбитый, и когда герой открывает свои суперспособности, он смотрит на это самым ох*евшим взглядом в моей жизни (примерно вот так, только ещё экспрессивнее: ), это восхитительно. Ну и всё, что идёт в комплекте с «крутым русским фэнтези»: герой знакомится с девушкой, и чуть ли не с порога на неё набрасывается (но она гордая, сильная и независимая, так что даёт только на следующий день), главный актёр и его фетиш на эти длинные рукава свитера; графика из заставок на PS 2, ПРОСТО ОБВОРОЖИТЕЛЬНЫЙ момент, когда злодей к другим недругам заходит с тыла, они его видят, подпрыгивают, типа «Них*ра ж себе, ты здесь откуда?», он стреляет в их бронежилеты, и это смертельно!..

Восхитительный фильм. Но дождитесь известного обзора, чтобы сделать его ещё лучше.
Lorenzo_3 Изменён автором
0
Погодите ка, такой фильм уже был. Это ремейк?
Olgfox
+1
Спасибо за мнение о фильме. Интересно, это уже которая по счёту экранизация?)
Вот мне почему-то совсем его смотреть не хочется в кинотеатре, хотя признаю, что он наверное хорош.
А насчёт «конечного послания» в Джокере, так ли уж оно важно после всего того, что мы увидели?
И да, про Оскар, парнишу сигравшего Элтона Джона (забыла имя актёра) тоже нехило прокатили — ни Оскара, ни глобуса, а мне кажется он вполне достоин похвалы.
Almira
+2
парнишу сигравшего Элтона Джона (забыла имя актёра) тоже нехило прокатили — ни Оскара, ни глобуса

ни глобуса

Он его получил.
ovnd
+1
Правда?)) Ну пардон, значит я пропустила. Рада за него.
Almira
+2
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать