Фильм 1978 г. "Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band"

В 1967 году группа Beatles записала один из своих наиболее успешных и всемирно любимых альбомов – «Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band», запомнившийся не только длинным и неудобным названием, но и оригинальной рисованной обложкой, изображающей два десятка знаменитостей. Я думаю, даже если вы не слушаете «Битлов», вы так или иначе слышали такие песни, как «Strawberry Fields Forever», «When I’m Sixty-Four» или «Lucy in the Sky with Diamonds». Успех альбома до сих пор не даёт покоя любителям «творчества по мотивам», ну а в 1978 году всё безумие, связанное с «Битлами», было и того сильнее. И вот, после успеха экранизации рок-оперы «Томми» решили создать музыкальный фильм по мотивам концепции упомянутого альбома Beatles.

Режиссёр: Майкл Шульц. Продюсер: Роберт Стигвуд
В ролях: Peter Frampton, The Bee Gees, Aerosmith, Alice Cooper и многие звёзды рок-музыки
Рейтинг по RottenTomatoes.com — 12%
Один из отзывов: «A motion picture whose awfulness can hardly be imagined on a human scale» («Фильм, ужасней которого едва ли видало человечество»).



Так ли всё ужасно? Или так плохо, что даже хорошо?



Моё знакомство с фильмом началось с саундтрека – он случайно попался мне на аудиокассете. Думая, что это оригинальная запись, я начал слушать, и только на третьей песне вдруг осознал, что поют другие люди – песню «Here Comes the Sun» вообще пела женщина. Вместо оригинальных записей Beatles записали два десятка кавер-версий – почти всех песен с одноимённого альбома и с диска «Abbey Road» 1969 г. Среди именитых участников проекта были вокальное трио Bee Gees в роли положительных героев, а в числе злодеев – Aerosmith и Элис Купер. Я стал изучать и выяснил, что несмотря на ожидавшийся успех этого проекта, он оказался едва ли не самым крупным провалом для многих участников, причём исполнители главных ролей утверждали, что репутация этого фильма фактически пустила их карьеры под откос. Фильм не окупил затраты на производство, а изданный двойной пластинкой саундтрек и вовсе пришлось снимать с продаж и частично уничтожать. Я думаю, что одной из основных причин провала было то, что многие поклонники Beatles относятся к ним, как к священному, неприкосновенному объекту. Альбом перепетых разными исполнителями песен просто восприняли в штыки, потому что, мол, кто-то посмел покуситься на святое, попрать устои поп-культуры 1960-х. При этом многие записи совсем даже не плохие, они просто немножко иначе передают материал, и некоторые из них очень даже удачные. Например, ту же «Here Comes the Sun» я бы охотней слушал, чем оригинал. Но критики обрушились на запись беспощадно. Звучание, естественно, соответствует моде и технологиям конца 1970-х, поэтому записи намного более вылизанные, причёсанные – что тоже могло возмутить поклонников «Битлов». В большом количестве присутствуют синтезаторы и вокодеры, что само по себе неплохо, но опять же не вяжется с образом «Битлов», которые использовали синтезатор, по-моему, только в одной песне – «Maxwell’s Silver Hammer». Здесь же я, как ценитель электронной музыки, напротив, остался доволен, а восхитительное соло на «Минимуге» в песне «The Mean Mr. Mustard» я и вовсе бы назвал в числе лучших синтезаторных соло в истории рок-музыки (оригинальная версия этой песни длится всего минуту и там нет никакого соло).



Разумеется, критики не могли не ополчиться против диско-ритмов, без которых в конце 1970-х не обходилась, пожалуй, ни одна популярная рок-группа (вспомните хотя бы Pink Floyd – Another Brick In The Wall), но диско-версии песен «Get Back» или заглавной темы, полагаю, были восприняты поклонниками «Битлов» просто как плевок в лицо. The Beatles, безусловно, очень талантливая группа, и их вклад в развитие мировой музыки неоспоримо велик, но понять уж настолько религиозное почитание «ливерпульской четвёрки» я не могу. Не все песни саундтрека по-настоящему удачные, но многие из них – очень хорошая работа, показывающая те же песни в другом звучании или обработке.

Начитавшись отзывов о саундтреке, я из интереса решил посмотреть и сам фильм – так ли он плох, как о нём пишут? И здесь, конечно, впечатление у меня осталось, скажем так, смешанное. Я осознал, в чём основное различие между мюзиклом и фильмом по песням: в мюзикле всё же изначально пишется сюжет, под который потом создаются песни, здесь же задача была совсем другой – взяв набор изначально не объединённых никаким сюжетом или общей темой песен, попытаться их объединить хоть каким-то образом в связное повествование. Увы, но результат получился не сильно лучше, чем российские «Старые песни о главном»: слишком уж часто видны натяжки и дыры сюжета, возникающие именно из-за необходимости обосновать включение той или иной песни. Но обо всём по порядку.

Я думаю, что написание сюжета начали с набора действующих лиц. «Битлы» в своих песнях создали немало интересных и ярких персонажей, которые так и напрашивались, чтоб про них написали фанфик или, опять же, сняли фильм. Главный герой Билли Ширс упоминается в заглавной песне, трое других музыкантов (в исполнении трио Bee Gees) – «Хендерсоны» из песни «For the Benefit of Mr. Kite», а сам Мистер Кайт стал мэром вымышленного городка-утопии – Хартленда. Упомянутые музыканты создают в городе рок-группу «Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» и получают приглашение подписать крупный контракт в Лос-Анжелесе и стать суперзвёздами. Девушка главного героя получила имя Strawberry Fields от одноимённой песни, а среди злодеев присутствуют доктор Максвелл («Maxwell’s Silver Hammer»), Мистер Мастард («The Mean Mr. Mustard») и девичья поп-группа Lucy and Her Diamonds (понятно, из какой песни). Фильм создан в виде сказки-фэнтези, а сюжет вертится вокруг волшебных инструментов сержанта Пеппера, которые обеспечивают счастье и благополучие Хартленда, но после хищения их злодеями начинают действовать в их целях – а именно, создать армию бой-скаутов с промытыми мозгами, во главе которых встанет хард-рок группа Future Villain Band (в исполнении Aerosmith), захватить мир и превратить его в обитель грехов.



Судя по отзывам участников проекта, проблемы сопровождали создание фильма от начала и до конца. Никаким вменяемым сюжетом невозможно объединить разнообразные песни «Битлов», поэтому очень заметно, что сюжет в процессе съемок и постановки продолжал меняться на ходу, и много эпизодов и предысторий персонажей пришлось выкинуть, скорей всего из-за недостатка времени. Диалогов в фильме нет, только голос рассказчика (повествование от лица мэра – мистера Кайта), и с одной стороны, без них вообще не было бы понятно ничего, но с другой стороны ты чувствуешь себя идиотом, как если бы тебе вместо анекдота стали бы нудно и подробно объяснять, в каком месте надо смеяться и почему. Ряд эпизодов, казалось бы, задавали интересные сюжетные линии, но в итоге они ни к чему не приводили. Например, когда группа приезжает в Лос-Анжелес и встречается с продюсером, он старается всеми правдами-неправдами заставить их подписать длинный контракт – и ради этого устраивается грандиозная вечеринка с литрами бухла и соблазнительными женщинами, где пьяный барабанщик (его играет Морис Гибб) в конце концов падает лицом в салат, а лидера группы Билли накачивают веществами. Казалось бы, логичное развитие такого сюжета – какая-нибудь хитрая позиция в контракте, которая в ключевой момент окажется непреодолимым препятствием для героев, но нет, про контракт благополучно забывают на весь оставшийся фильм.

Впрочем, одна из самых интересных песен саундтрека — кто помнит, оригинал, сразу почувствует, насколько в этой версии более гладкий, вылизанный звук, характерный для конца 70-х, но ещё и обратите внимание, как типичная прогрессив-рок-песня превращается в качовое диско с перекличкой гитары и синтезатора на отметке в 6 минут.


Пожалуй, самым худшим недостатком этого фильма является явное несоответствие текста некоторых песен ситуации, в которой они поются. Здесь немало реально «кринжовых» моментов. То, что главная героиня поёт «Strawberry Fields Forever» в качестве любовной песни, обращённой к Билли, ещё можно потерпеть. Но песня «Maxwell’s Silver Hammer» добавляет реальной черноты образу пластического хирурга доктора Максвелла, который по сюжету фильма превращает «развращённых стариков в развращённую молодёжь», но судя по тексту песни ещё и является убийцей-рецидивистом (именно об этом поётся в самой песне «Битлов»). Милая шуточная песня «When I’m Sixty-Four» приобретает совсем уж непристойный смысл, когда её поёт злобный старик мистер Мастард захваченной им в плен молодой девушке Strawberry Fields, привязав её к стулу и заставляя ублажать себя. Но по-моему просто какой-то безумной непростительной шуткой является эпизод, когда гроб с телом трагически погибшего в конце фильма персонажа взваливают себе на плечи главные герои под битловский припев: «Boy, you’re gonna carry that weight…» («Парень, тебе предстоит нести этот груз…»). В течение всего фильма я неоднократно морщился и закрывал лицо руками, искренне сочувствуя сценаристам, которым досталась взаправду невыполнимая задача – вплести в изначально дебильный сюжет фильма песни, написанные на абсолютно не связанную тему.

Отдельно критикуют актёрскую игру, которая вышла довольно слабой – в основном из-за того, что многие из исполнителей не были профессиональными актёрами, а были музыкантами или комиками. Bee Gees и вовсе нередко выглядят так, будто их самих скорее забавляет сюрреалистичность всей ситуации съемок в столь сомнительном проекте. Роль Элиса Купера меня вовсе разочаровала – этому колоритному исполнителю можно было бы дать сотворить больше злодейских поступков. Но на мой взгляд, подкачали и знаменитые актёры, как, например, совершенно невнятный персонаж Brute, которого исполнял великан-голландец Carel Struycken, прославившийся в роли дворецкого в «Семейке Аддамс» и в роли Хомна в «Стар-Треке», но выглядящий бесполезным балластом в этом фильме (ну хоть бы устроили с ним пару рукопашных, что ли…). Судя по всему, провал фильма разрушил и надежды на дальнейшую карьеру начинающей актрисы Санди Фарины (роль Strawberry Fields), которая с тех пор не снялась ни в одном крупном фильме и была позабыта историей. Надеюсь, что у неё всё в жизни сложилось хорошо.

Когда я досмотрел фильм, выяснилось, что поскольку авторы реально надеялись, что их творение станет едва ли не главным фильмом эпохи, вместе с фильмом вышли официальная новеллизация и даже комикс от Марвела. Новеллизация, судя по отзывам, выглядит так, будто создатели фильма попытались хоть как-то увязать все сюжетные дыры и натяжки, прописав дополнительных персонажей или рассказав предыстории и логические связки. Но комикс оказался едва ли не хуже, чем фильм. В самом деле, звучит сюрреалистично – взять изначально музыкальную запись, снять по ней фильм без диалогов, а потом по этому фильму нарисовать комикс, в итоге лишив продукт творчества малейшей связи с оригиналом «Битлов», кроме нескольких процитированных строчек. На комикс снял очень остроумный обзор видеоблоггер с непроизносимой норвежской фамилией и внешностью сильно растолстевшего Amazingmax – Linkara, так что я рекомендую посмотреть его и поржать вместе с ним. Судя по всему, на этапе создания комикса авторы осознали, что творят какую-то дичь, в итоге комикс, что особенно смешно, и вовсе не вышел в англоязычных странах, а был издан лишь в Континентальной Европе с переводом на французский, датский и какие-то ещё языки.



При этом всём у фильма есть и ряд очень хороших моментов, за которые его стоит безо всяких оговорок похвалить. Это хорошая постановка, интересные съёмки, красочные декорации, восхитительные костюмы и впечатляющая хореография. При всём идиотизме изначального сюжета сценаристы и постановщики потрудились выжать из него максимум – чего стоит начинённый фантастическими компьютерами автобус злобного Мистера Мастарда и прислуживающие ему девушки-роботы, или кабинет директора издательства «Big Deal Records» с траходромом в виде гигантской пластинки. Выступление знаменитой негритянской группы «Earth, Wind and Fire» (которые в фильме играют сами себя) по сути можно издавать как полноценный шикарный клип на не менее удачное исполнение битловской песни. По сути, если бы было решено вместо фильма сделать просто набор видеоклипов, то, как мне кажется, было бы намного лучше. Но увы, по итогам фильм не дотягивает до мюзиклов из-за сюжета и малосвязанных с ним песен, а стать просто видеорядом к песням ему мешают попытки показать пресловутый сюжет. Резюмирую – саундтрек стоит обязательно послушать, если вы не являетесь фанатическим почитателем «Битлов», но любите хорошую музыку и звук 1970-х годов, ну а фильм достоин просмотра только в качестве исторического курьёза ну или худо-бедно в качестве видеоряда под понравившиеся вам песни из саундтрека.

2 комментария

Кек
andyfeelin
0
Интересно было бы почитать обзор на легендарную (или «легендарную»? :)) Dark Side of Oz.
xvc23847
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать