«Гильзы под ёлкой» – мнение о фильме «Охота на Санту»


Каждый год в ноябре-декабре появляется фильм, желающий вклиниться в тесную группу общепризнанных «хитов Рождества/Нового Года». В прошлом году анимационный «Клаус» рассказывал историю праздника, попутно намекая, что рисованная анимация ещё не зачехлила кисточки – и для многих мульт как раз пополнил список «смотреть зимой регулярно». В конце беспокойного 2020-го в немногочисленных кинотеатрах и на стриминговых сервисах появилась иного жанра картина, которая в оригинале называется «Fatman» (вразумительно перевести это уничижительное прозвище на русский сложно, так что название «Охота на Санту» допустимо). Для меня это повод закатать рукава футболки и настучать десяток абзацев текста клавишами.



Афиша, трейлер и любая заметка о фильме обязательно засветит козырь картины. Имя ему Мел Гибсон. В нашем, открытом для высказывания мнений, обществе нет предубеждений против этого несдержанного на язык австралийца, но в крупных голливудских студиях ему дверь не открывают до сих пор. Поэтому Мел либо сам снимает кино, либо участвует в постановках, снятых энтузиастами за 1/20 от бюджета «Мстителей». В таком недорогом кине, где старые-добрые пиропатроны с краской вместо CGI-крови, а эльфы отыграны людьми ростом метр-с-кепкой, в реальность эмоций Гибсона веришь. Потому что он не отрабатывает чек, а явно участвует в постановке у знакомых знакомых, где выкладывается по полной, следуя сценарию, который его заинтересовал. И создаёт на экране Санта Клауса, который таки не сливается с предшествующими вариациями.


Стереотипный мужичок в красном мелькал на больших и малых экранах часто, но отдельных исполнителей в этой роли сразу и не вспомнишь. Был крайне классический образ в серии фильмов с Тимом Алленом. Был «Плохой Санта», где Билли Боб Торнтон отжигал по-взрослому. Были разной степени фигуристости мультипликационные Клаусы – уже и не вспомнить, в чьей озвучке… А теперь вот есть персонаж, которого воплотил Мел Гибсон: этакий Санта, прошедший курсы военной подготовки и на полшага вышедший за пределы возможностей обычного человека. Можно сказать, что дух рождества немного покусали комиксы, но именно что немного – без тяжёлого уклона в сторону лосин с развевающимися плащами.


Второй ключевой актёр фильма – Уолтон Гоггинс. Вы знаете этого красавца – он сейчас нарасхват в фильмах, где нужен «мужик, вызывающий плохое предчувствие одним своим видом». В «Охоте на Санту» он является главным и единственным охотником, готовым пересечь несколько государственных границ и оставить десятки трупов по пути. С небольшими оговорками персонаж Гоггинса это Антон Чигур из «Старикам тут не место», потому что когда он начинает диалог с любым из персонажей, ты решительно не знаешь, останется ли собеседник в живых, когда скажет что-то нужное или неправильное.


В общем, актёрские работы Гибсона и Гоггинса это главный плюс и главная причина для просмотра фильма. Если вы регулярно смотрели фильмы с этими фамилиями, то дальнейшие строчки текста можете не читать, мои выводы вам не нужны. Я же приступлю к раскрытию лютого микса положительных и негативных моментов, которые фильму присущи.

Главная проблема, которая смутит и покоробит многих: миссис Клаус теперь выглядит вот так:


Ага, и вот тут надо оставить пару предложений сдержанной критики. За фильмом не стоят крупные студии, так что кастинговое решение в виде актрисы Марианны Жан-Баптист можно списать на творческое видение авторов. Увы, но это творческое видение не приносит в фильм никакого поворота. Миссис Клаус могла быть любого цвета кожи и разреза глаз – с существующими диалогами её внешний вид никак не коррелирует. То есть если это не «повесточка», то следствие всеобщего доминирования «повесточки» в головах креативных людей.


Лучше бы творческая группа вместо раздумий о том, как диверсифицировать актёрский состав, довела бы до ума сюжет. Потому что там есть, что доводить до ума. Есть персонажи и упоминания, которые остались от переработок сценария и никуда не ведут. Пара агентов из правительственных структур, ситуация с вечно отсутствующим отцом у богатого мальчика – это явный каркас, на котором хотели что-то строить, но, что называется, руки не дошли. Можно сказать, что отмеченные сцены дают чуток экспозиции, и я с этим соглашусь, но эта экспозиция в контексте основного сюжет фильма могла бы и отсутствовать – ничего бы не изменилось.


Фильм имеет линейную историю: обиженный ребёнок вырос в матёрого киллера и хочет Санте отомстить. Это уже интересная история, которой достаточно быть такой прямой и жёсткой, как гвоздь. Однакоавторам показалось важным обклеить историю подсюжетами про парня с комплексом Наполеона, про финансовую несостоятельность фабрики Санты, про сравнительную эффективность остроухих эльфов и твердолобых бойцов армии США. В итоге между завязкой и экшеном, которыми привлекает трейлер, прячется ещё 50 минут фильма, которые не сбалансированы по своей интересности. Я даже посмею сказать следующее: включаете фильм на отметке 1:05:25 – и смотрите всё самое лучшее до титров.


Возвращаясь к первой мысли в моих мыслях: «Охота на Санту» всё-таки не бессмертная классика на все последующие зимы. Но с темой противостояния коммерциализации с духом светлого праздника обходится хорошо, аккуратно вплетая социальный комментарий. Поэтому на грядущий Новый Год можете сохранить кино во вкладке «Запланированное» и посмотреть – именно к этому времени подготовят переводы студии локализации, способные передать смысл каждого метафорического сквернословия. Фильм не хватает звёзд с неба, но то, что будет идти в кинотеатрах и по ТВ первые дни января, заткнёт за пояс с усмешкой: «Хо-хо-хо, мать твою».

10 комментариев

Вдруг решил оставить заметку о фильме, который желающие, наверно, успели посмотреть, а не интересующиеся в принципе не посмотрят.
Так ради этого и читаю — про то, что смотреть не буду!
Окажется интересно — вдруг посмотрю?
этакий Санта, прошедший курсы военной подготовки и на полшага вышедший за пределы возможностей обычного человека
Это как Санта в исполнении Халка Хогана в «Силач Санта»?

обиженный ребёнок вырос в матёрого киллера и хочет Санте отомстить
если этот ребёнок вырос ещё и бизнесменом&киллером — то это уже было в одном тридюшном мультике, названия которого в упор не помню, но особая примета — там с санях Санты была встроена машина времени, действовал эльф-изобретатель/неудачник/дерпанутый, и в конце злодея задружили и он даже оказал сопросивление своей ещё более крутой и злой мамаше…
Ага, я так и подозревал, что определённые идеи уже мелькали в не очень известных, подзабытых или прошедших мимо меня проектах. Уж очень много всяких рождественских спешиалов существует.
Интересно, скоро ли Голливуд отчается настолько, что ремейкнет фильмы Халка Хогана с Джоном Синой или другим нынче известным реслером?
скоро ли Голливуд отчается настолько, что ремейкнет фильмы Халка Хогана с Джоном Синой или другим нынче известным реслером?
Думаю — уже в планах и ждут только, когда Халка Хогана забудут за давностью лет!..
(ДОЛГО ЖДАТЬ ПРИДЁТСЯ!!! 888-))



А мульт вышепомянутый нашёл, «Спасти Санту» называется!
На фото главгад как раз между оленем и дерпанутым эльфом-изобретателем, а по другую сторону от эльфа — его мамаша!
«Fatman» (вразумительно перевести это уничижительное прозвище на русский сложно

«Жиртрест», нет?
Нет, в слове «Fatman» есть, извините за иронию, тонкость. Оно как бы имя нарицательное, в Америке относящееся непосредственно к Санта Клаусу. Перевести его дословно на русский несложно, но перевести с сохранением рождественской тематики никак.
Можно локализовать как «Дед».
Я лично рад, что не локализовали как «Новогодняя братва» или «Дедушка морозного поведения»)
«Жиртрест», нет?
«Толстяк», «Толстопуз» тоже подойдут.
И не только как Санта сие воспринимается, но и как чрезмерный толстяк вообще.
В частности — в своё время выходил клип-пародия на Майкла Джексона, называющийся «Fatman». Основной прикол был в «раздувании» персонажей в толстяков (пародия на превращения в зомбов в «Триллере» и отплясывание супертушками с грацией тощенького Майкла…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.