Pixar's "Лука": рецензия, рассуждения, римские каникулы.


Не без удивления я обнаруживаю «Табун» здравствующим и функционирующим, отчего ностальгические чувства так и тянут написать пару строчек о последних киновпечатлениях и заодно проверить не утрачен ли навык. Благо, так кстати вышел новый проект от гениальных Pixar, которые вот совсем недавно разразились своим огромным шедевром обо-всём-и-сразу про души и смыслы жизни. Сегодня же речь пойдёт про мультфильм, который рискует незаслуженно затеряться на фоне большого брата, но с которым, возможно, не так всё однозначно — «Лука».

В далёком 1989 году с выходом наиуспешнейшего мультфильма «Русалочка» про столкновение двух миров — океана и суши — взросление, преображение, как личностное, так и внешнее, Disney вошёл в свой ренессанс после долгого периода выпуска пусть временами и успешных, но явно не дотягивавших до классических работ студии. «Лука» — мультфильм практически о том же самом — возможно на наших глазах позволяет нам заглянуть в новую веху истории Pixar, которая тем не менее, кажется, идёт в обратном направлении. И это не обязательно что-то плохое.

История проста, как две копейки (слишком проста для портфолио студии). Лука — подводный мальчик, человек-амфибия, живущий с гиперзаботливыми родителями и пасущий рыбок на лужайке из водорослей. Однажды наткнувшись на артефакты из мира людей, он очень вскоре встречается с Альберто — таким же, как он, морским обитателем, живущим сам по себе и чувствующим себя на суше, как рыба в воде (простите, я обещаю больше так не делать). Вместе с ним они проводят дни, бегая по травке, веселясь на острове и мечтая о веспе — знаменитом итальянском мопеде, таком же иконическом символом той эпохи и тех мест, как коллизией или Одри Хепберн среди улочек Рима. Вопреки родительским запретам, Лука и Альберто отправляются осуществлять свою мечту в ближайший городок, где знакомятся с девочкой Джулией, сталкиваются с задирой всех местных детей Эрколе, а также с одноруким отцом Джулии и ужасно обаятельным котом Макиавелли. Вместе троица новообразованных друзей намеревается выиграть в местном соревновании, чтобы обставить всех обидчиков и приобрести заветную весту. Всё это — при постоянном риске быть обнаруженными, ведь жители городка очень не любят и боятся морских чудовищ.



«Лука» пронизан ностальгией и ощущением реальности места, несмотря на очевидную нарисованность окружающей Италии. Сама графика уже не так поражает воображение, да и силуэты персонажей порой принимают причудливые, если не сказать «схематичные» формы. Разве что вода, будь то толщи океана или мокрые каменные дорожки, сияющие на солнце, оставляют впечатление, будто можно через экран почувствовать их шероховатость и текстуру. Во всём этом чувствуется не только знаменитое внимание Pixar к деталям, но и лучшие работы 2Д анимации, где движения героев, то приземлённые и реальные, то экспрессивные и ненатуралистичные, явно берут вдохновение у работ Хаяо Миядзаки. Даже сам городок, в котором происходит действие, несёт название Портороссо — более явно намекнуть на источники вдохновения почти и невозможно.

Сам автор «Луки», режиссёр-дебютант Энрико Касароса даже не скрывает откуда в его голове столько ярких образов. Вон на стене висит поблекший постер «Дороги» Федерико Феллини; вон в кинотеатрах показывают пародию на «Чудовище из черной лагуны»; а сам Косароса в качестве главного ориентира называет «Земля дрожит» Лукино Висконти. У такого обилия отсылок помимо принесения радости эстетам есть и другое немаловажное значение — Касароса, сам проведший своё детство где-то в тех краях, в Генуе, имевший схожие приключения в детстве, конструирует мир мультфильма как из своей собственной биографии, так и из нашей коллективной ностальгии о тех местах, сформированной из культовых картин тех лет. Непрекращающееся лето и грёзы об увлекательном будущем, вкупе с весёлыми приключениями в настоящем — пусть вас не обманывает простота и явная детскость мультфильма. По содержанию и атмосфере «Лука» не очень многим уступает мастадонтам, вроде «Коко» и той же «Души».



С последней же он, однако, обречён на сравнение и, я подозреваю, не в пользу истории об итальянских монстриках. Действительно, там где «Душа» затрагивала темы смерти, смысла жизни и параллельности путей к реализации и счастью, «Лука» кажется совсем уж лёгким летним и простецким мультфильмом. Уже сказано о пересечениях с «Русалочкой» — ничего нового в теме взросления и сепарации себя от родителей и мира, который они представляют, мультфильму, кроме своего яркого и ностальгического подхода, предлагать нечего. Самый максимум анализа о якобы значимости, на который «Лука» может рассчитывать в профильной прессе можно усмотреть разве что в той самой теме принятия непохожего, которая вкупе с очень сильной химией между двумя главными мужскими персонажами может преображаться в глазах ищущего смотрящего из истории о крепкой дружбе в историю о первой влюблённости (стоит сказать, что одинаково хорошо для сюжета работают обе этих линзы и каждая привносит в действо что-то своё).

Но я здесь отнюдь не затем, чтобы в очередной раз повторить этот уже разошедшийся факт или, напротив, пойти против всех: сказать, что перед нами непризнанный шедевр, который лучше всего, что выходило за последние несколько лет. Всё гораздо проще: «Лука» — именно то, что он вам обещает. Красочный летний мультик о ярких похождениях троицы друзей под мелодичный саундтрек, как будто прямиком из «Римских каникул». Всё это не под соусом претензии на гениальность и без заявок на манифест о какой-то нераскрытой в нашем обществе теме. «Лука» — мультфильм самодостаточный, первый такой мультфильм у Pixar в отрыве от их признанных шедевров и досадных проходняков.

Pixar — во многом, компания-заложник своего резкого взлёта в 2000-х, когда один за другим из под пера студии выходили мультфильмы, переворачивающие доску всей мировой мультипликации. Простые для понимания, сложные внутри, безумно оригинальные и такие новаторские — со временем поток шедевров начал всё больше сменяться потоком разочаровывающих сиквелов и неудачных экспериментов («Хороший динозавр»), которые отчаянно пытались ухватить ту самую магию ранних работ гениальной студии, и у которых по тем или иным причинам не получалось этого добиться. «Лука» — мультфильм в этом плане совершенно иной, новый. С ярко выраженным режиссёрским виденьем, практически биографической историей, при этом точно отдающий себе отчёт, для чего он здесь. Не гонясь за тем самым вайбом великих первых, он, однако, находит свою собственную интонацию, не менее пронзительную и влюбляющую в себя. Лично мне бы очень хотелось верить, что именно в этом студия нашла бы принципиально новый подход к выпуску своих работ и собственный вход в своеобразный ренесанс — идя не по пути усложнения и попыток удивить всё больше и больше, но предоставляя зрителю меньшие, при этом разнообразные истории.



Как и было уже сказано, «Лука» — проект отнюдь не величины оскароносной «Души». Но ему и не нужно это. Нам всем, я на самом деле убеждён, это не нужно. Всегда круто прийти на великое высказывание и посмотреть «Большое Кино», которое оставит после себя глубокие впечатления. Но иной раз не менее важно расслабиться и вспомнить, что повеселиться и побыть ребёнком — это тоже, в общем-то, полезно (особенно в наше и так не очень располагающее к расслаблению время). И очень приятно. Лично я буду очень рад, если студия пойдёт по модели всё той же Ghibli, которая тоже между «Принцессой Мононоке» и «Унесённых призраками» умудрялась выпускать практически слайс-оф-лайфовые «Шёпот сердца» и «Ещё вчера».

Теги: ,

  • В избранное

3 комментария

Это прекрасный летний семейный фильм, пускай без должной степени глубины той же «Души» или «Тайны Коко», но тем не менее яркая, красочная и очень добрая сказка в антураже солнечной Италии и многочисленными отсылками к итальянскому кинематографу. Четыре раза уже успел посмотреть=)

СЕЛЕНСИО БРУНО, НЕНОРМАЛЬНЫЕ ИДИОТИ=)
Ещё одно земноводное, которому надоело прозябать на дне… Не знаю плохо это или хорошо. Не моё.

Мне бы Райку да поня,
Да дракониху с меня.
А семейные интрижки,
Будут чутку опосля...
=))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.