Нет худа без добра. Провал прошлогоднего «Ледникового Периода 5: Столкновение Неизбежно» (а падение по сравнению с предыдущей частью общемировых сборов в два с лишним раза и домашних – почти в три, иначе назвать невозможно), с одной стороны, лишил Fox и Blue Sky Studios вечной, казалось бы, дойной коровы и залога финансовой стабильности студии. Однако, на своей шкуре прочувствовав, куда может в конце концов завести бездумная штамповка конвейерных сиквелов, в том числе, и в репутационном плане, команда с Восточного побережья сделала правильный и объективно хороший в наш век тотального засилья продолжений разной степени (не-)нужности, вывод – стоит вернуться к разработке и созданию оригинальных фильмов. Таким образом, и в уже официально анонсированном производственном плане студии до 20-го года включительно, и в общих творческих планах на будущее, пока ещё неподтверждённых, мы видим не новые части «Ледника» или «Рио», который, как я опасался, может стать новым конвейером, а сплошь оригинальные проекты. Первым из них и стал «Фердинанд» — вторая по счёту после диснеевской короткометражки далёкого 38-го года анимационная адаптация одноимённой классической детской книжки американского писателя Лифа Мунро о приключениях огромного, но исключительно милого и доброго бычка-пацифиста, отобранного для участия в мадридской корриде.
Подробнее
Вообще, полнометражные адаптации детских книжек – это отдельная тема для разговора. Далеко не все они в одинаковой степени подходят для переноса на большой экран в своём первозданном виде, и командам создателей приходится проделывать огромные объёмы работы по адаптации материала, в результате чего на выходе от оригинала подчас остаётся одно название. Есть примеры удачных весьма близких к оригинальному произведению фильмов (например, «Хортон») и менее удачных («Лоракс»), есть примеры шедевров, в которых от книжной основы остаются рожки да ножки («Как Приручить Дракона»), и фильмов, которые широкий зритель не понял и не принял («Легенды Ночных Стражей»). С «Фердинандом» ситуация интересная. С одной стороны, да – скелетной основой фильма является та самая книжка Мунро, ключевые события которой, вкупе со смысловым посылом, являются таковыми и фильма, разве что осовремененными и перенесёнными в наши дни. Но надо понимать, что собой представляет книжка – это буквально 25-30 страниц с минимумом незамысловатого текста и огромными картинками практически во весь лист. Да, к тому же, и из героев там есть, по сути, только сам Фердинанд, ну и ещё его мать, произносящая одну-единственную реплику. Та же ранее упомянутая диснеевская короткометражка совпадает с книгой и её событиями буквально слово в слово, но, очевидно, что полнометражный фильм на таком материале создать невозможно. Была написана расширенная и видоизменённая в угоду драматургии предыстория героя и того, как он дошёл до жизни такой, добавлены сопровождающие персонажи, в том числе, и практически неизбежные сайдкики-комик релифы, повествование разрослось вширь…
Да, именно вширь – ведь объём ключевых, по-настоящему судьбоносных событий по сравнению с литературной основой практически не изменился. За исключением новой линии спасения Фердинандом своих товарищей по несчастью, но этого мало. В результате сюжет, как мне показалось, страдает от некой фрагментарности, «филлерности» своих событий. При своём значительном хронометраже (106 минут – самый длинный мультфильм Blue Sky), есть целые сцены, подчас – достаточно продолжительные, а-ля танцевальный баттл с лошадьми, которые можно было бы совершенно спокойно выкинуть, в результате чего фильм мало бы что потерял. И таковых достаточно. Да, часть из них была призвана работать на юмор – справляются так себе. Мультфильм вообще сложно назвать смешным, при том, что сам он совершенно очевидно пытается соблюдать оптимальный баланс драматургии и юмора, моментов, где я искренне улыбнулся, было 3-4 за весь фильм, вызвавших же смех не было вовсе. Касательно драматургии – да, есть действительно напряжённые, грустные и мрачные моменты, это то, чего в насквозь мажорном оригинале не было и что Салдане и Ко удалось в фильм привнести. Пару-тройку эпизодов я мог бы даже назвать сильными, несмотря на их банальность. К сожалению, тут тоже не всё дотянуто. Есть моменты, изначально вызывавшие реакцию а-ля: «Ничоси, неужели Скайсы не побоялись такое показать?!..», в итоге закончившиеся сопливеньким локальным хэппи-эндиком, где, по законам жанра, все счастливы и все спаслись.
При всём при этом, трудно сказать, что сюжет где-то прямо откровенно провисает или разваливается. Фильм, несмотря на большой хронометраж и общую предсказуемость (да, неожиданных сюжетных поворотов и какой-то оригинальности не ждите), не выглядит затянутым, в паре мест пробуксовывает, но в остальном смотрится достаточно бодро.
Говоря о героях мультфильма, стоит отметить, что тут у нас есть сам Фердинанд и есть все остальные. Сам главный герой – простой, но безоговорочно приятный персонаж. Огромный, сильный и стр-р-рашно милый и добрый, но с несгибаемым стержнем внутри, не просто идущий к своей цели, но находящий в себе силы в процессе этого самого похода остаться самим собой, простить и не предать свои идеалы перед лицом смерти. Отдельные люди, взглянув поверхностно, углядят лишь христианский, но спорный в условиях нашего времени и пространства принцип «Подставь другую щёку» и толстовщину. На самом деле, идея и фильма, и книги Мунро шире и, в значительной степени, вообще иная. Ты – это тот, кем ты сам себя чувствуешь и как проживаешь свою жизнь, со своими идеалами, взглядами и ценностями, а не тот, кем тебя считают (или даже требуют, чтобы ты им стал) окружающие. Ну, и банальное про не_прогибание под изменчивый мир. Старая, но хорошая и весьма актуальная сегодня, идея. Не зря Ганди считал эту, казалось бы, донельзя простую детскую книжку одним из своих любимых произведений.
С остальным кастом, увы, всё гораздо хуже – по сути, все они лишь оказывают функцию поддержки главному герою, но сами по уровню проработки, мотивации и банальных запоминаемости и вызываемой симпатии и близко не стоят к Фердинанду. Тут есть клишированный и абсолютно типовой комик-релиф («успокоительная» коза Лупе), больше раздражающий, нежели смешащий, есть типичный «плохой парень», противостоящий главному герою, но в итоге всё осознающий и исправляющийся (Вальенте), забавные и милые ёжики, которые сюжету не нужны, но которые забавные и милые, и множество прочих, о которых сложно вообще хоть что-то сказать. Ну, и антагонист, отдалённо напоминающий типажно полковника из «Спирита», но без присущей тому харизмы. Словом, тут у нас во многом театр одного актёра. И примкнувших к нему ёжиков.
О визуальном ряде с анимацией сказать, в общем-то, нечего – они абсолютно типичны для студии, добротны и качественны, но не дают повода восхищаться и говорить о себе в превосходных эпитетах.
Подводя итоги вышесказанному, БлуСкаевцам удалось создать приятную, милую и немножко наивную картину с хорошим посылом. Да, далеко не безупречную, не вполне однородную, страдающую от ряда сюжетных компромиссов и никогда не станущую в когорту шедевров или околошедевров, но от этого не теряющую своего (а, вернее, фердинандова) обаяния. И уж безусловно, это гораздо лучше, чем очередной высосанный из пальца сиквел многострадального «Ледника».
7/10.