Ещё осенью прошлого года, глядя на небывало насыщенную анимационную программу года грядущего, готовился и всячески предвкушал, с ленинским прищуром посматривая на скидочно-бонусно-накопительную карточку своего кинотеатра. Но две работы из всего этого многообразия очередных Ледников, иллюминэйшновскх
бездушныхподелок, разного рода минорной независимой мелочёвки навроде птичек и Рэтчетов и примкнувшей к ним Моаны, для меня изначально стояли особняком. Первая из них, как несложно догадаться, «Зверополис». Вторая – «Дори». Не потому, что дикий фанат «Немо» — мультфильм ещё тогда, в 2003-м, понравился и был оценен как очень достойный, но как-то спокойно, без выпадающей челюсти, бурных и продолжительных оваций и занесения в личный список тронувших за наиглубиннейшие струны души с последующим фанатением, как незадолго до того было с «Корпорацией Монстров». А банально потому, что Стэнтон, который крут и всячески любим и уважаем, и что Пиксар, у которого двух фейлов подряд ещё никогда не случалось, что после «Динозавра» само по себе внушало оптимизм. Никуда не уйти было и от практически общепризнанного шедеврально-культового статуса «Немо», который, с одной стороны, налагал на создателей и сам фильм очень высокий уровень ожиданий и, соответственно, ответственности, а, с другой, практически гарантировал стартап в виде огромного зрительского интереса и мегауспешный (особенно – в Штатах) прокат.
После того, как масштабы успехов «Зверополиса» стали очевидными, понял, что райвалри не миновать. В том, что оба мультфильма будут бороться за звание самых кассовых этого года и одних из – вообще, не сомневался изначально. В том, что предстоит очная дуэль за «Оскар» — сомневался. Всё-таки, не глядя, слишком крутые авансы были бы, пусть даже и для продолжения культовой вещи.
Посмотрел.
И теперь больше не сомневаюсь.
АТТЭНШН, ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!Вообще, я сейчас тщательно пытался вспомнить случай, когда сиквел понравился бы мне больше, чем оригинальный полнометражный мультфильм. Пытаюсь – и не могу. Да, «Дракон» второй неплох, но всё ж не то. Да, «Университет Монстров» понравился, оказался очень приятен и органично встроился в тандем к оригинальной истории, но ставить его на одну с ней полку – увольте. Единственное, пожалуй, исключение – «История Игрушек», представляющая из себя, на мой взгляд, тот уникальный случай, когда оба сиквела в качестве ничуть не потеряли по сравнению с первым фильмом, и хотя в третий раз обозначился некий налёт затасканности, сама по себе история всё столь же великолепна. Но это – НА уровне оригинала. Не выше.
«Дори» — выше. Уникальный, первый и, наверное, единственный случай в моей карьере любителя анимации. По крайней мере, других я, как уже писал выше, вспомнить не могу.
По поводу качества анимации, что подводных красот, что персонажей, писать ничего не буду – тут всё очевидно, это «Пиксар».
А вот сама история – моё почтение. Целостная, бесшовная, аки гладь морская, и вылизанная, как обводы хорошего самолёта. Всё-таки очень чувствуется, что фильм создавался с любовью к своему детищу, очень размеренно, продуманно и выдержанно, своим чередом, а не на фанатском хайпе с целью срочно сляпать хоть какой-нибудь сиквел, дабы накосить бабла и угодить армии страждущих хлеба и зрелищ, как с какими-нибудь, прости, Господи, «Тачками 2». То есть, после пиксаровской лампы я натурально и, во многом, неожиданно для самого себя, взял и погрузился, а всплыл назад в тот момент, когда в зале зажёгся свет. Не отвлекался, не смотрел на часы, не пытался обмениваться с сидевшей рядом подругой впечатлениями и мнениями. Такое со мной бывает редко и само по себе многое значит.
Дори в качестве центрального героя – идеальна. Ну, помимо того, что она является моим любимым персонажем первого фильма. Она практически с самого начала задаёт действию на экране крейсерский темп, разгоняя его сперва сама, а потом — и посредством новых героев, подключая тех к вращению сюжетной «турбины» в темпе вальса =) Причём, учитывая вышеупомянутое качество этого самого сюжета, это всё не выглядит суматошно, бегом-бегом и галопом по Европам. Как, впрочем, нет здесь и некоторой заунывности с – местами – затянутостью, чем, на мой взгляд, моментами грешил «Немо», как и вообще многие роуд-муви. Фильм по-хорошему легко и стремительно, сквозь постоянно сменяющиеся локации, новые лица, простой и понятный всем, но, в то же время, качественный юмор без сортира, рассказывает свою историю. А, вернее, историю маленькой рыбки-хирурга, вспомнившей и стремящейся обрести самое дорогое, что у неё было в этой жизни.
В рецензии какого-то журнала читал мнение, что, де, фильм более весёлый, лёгкий и менее драматичный, нежели «Немо». Как ни странно, согласен с первым утверждением, при том, что одновременно категорически не согласен со вторым. Касательно первого – да, выбор Дори, с которой заскучать невозможно, в принципе, в качестве главного героя, удачная интеракция с отличными и запоминающимися новыми персонажами (в особенности, Судьба и, конечно, в первую и основную очередь, Хэнк). А насчёт второго… В первом фильме Дори ведь, по сути, была классическим комическим спутником главгероя, недуг которой в забавном и исключительно несерьёзном ключе же и подавался с соответствующих ракурсов. Тут же всё принципиально по-другому. С самого начала, с детских флэшбэков, мы наблюдаем историю хронической и, по сути, неизлечимой болезни. Рыбки, ребёнка, человека – нужное подчеркнуть. Видим, как с этим живётся. Видим слёзы и тоску родителей – с надеждой на лучшее, но полным непониманием того, как Дори будет жить без них, когда придёт время. И неизменно по-новому даём оценку как целому сомну «смешных» моментов из первого фильма, так и личности Дори вообще. Не сдавшейся и не поплывшей по течению, не ударившейся в подводную беспамятную Хакуну Матату, когда каждый день – как новый и никаких проблем, забот и тягостных воспоминаний прошлого, о чём мечтательно размышлял Хэнк. Сквозь пелену болезни и всех с ней сопряжённых трудностей, порой – непонимание и неизбежное раздражение окружающих (в том числе, и самых близких друзей) плывущей «по безнадёжному пути, по непонятным мне приметам»© и обрывкам воспоминаний к слабо и нечётко мерцающей где-то далеко-далеко, цели. После первого фильма Дори мне просто нравилась, после второго – я её искренне зауважал. А флэшбэки из детства и момент, когда она оказывается одна в океане после карантина и повторного расставания с Немо и Марлином, однозначно записываю в число сильнейших на моей памяти вообще. В один ряд с такими, как гибель Муфасы и «I`m lost!» Стича, ага.
При этом нет слезодавилки, отсутствуют как таковые стандартные драмонагнетательные приёмы из серии «плак-плак, пожалей же героя, юный и не очень зритель, видишь, как он мучается!». В том числе, и благодаря неугомонной и неунывающей Дори, и благодаря общему темпу повествования, и благодаря упомянутому уже юмору объективно серьёзная, а местами – и грустная, история не выглядит тяжёлой, не давит, продолжает оставаться светлой, мажорной и жизнеутверждающей. Безусловно, это гимн людям с ограниченными возможностями и манифест того, что при должных усилиях и правильном отношении к жизни эти возможности могут (должны??..) стать неограниченными. Но не только. Мультфильм – о том, что под лежачий камень вода не течёт. О том, что не всё то, что, вроде бы, кажется объективными слабостями и уязвимостями, всегда таковым является. Избитое, но вечно актуальное о том, что никогда нельзя сдаваться, даже если очень плохо, тяжело и больше нету сил.
Из отмеченных уже в ходе размышлений постфактум, по выходу из кино, негативных моментов – разве что развязка ситуации с Хэнком, мечты которого о тихом спокойном хикковании в индивидуальном аквариуме улучшенной планировки были с негодованием и тоном, не терпящим возражений, отметены Дори как «Фигня твои мечты, чувак, они унылые и неправильные, такшта пойдёшь со мной – мои хорошие, весёлые и правильные». Сирсли??
Хотя, если это необходимая удочка к гипотетической третьей части «В поисках осьмисеминога»… XD
Как бы то ни было, мультфильм великолепен. Лично для меня он встаёт где-то если и не на одной полке, то совсем рядышком с любимой работой студии — «Корпорацией», и получает внеочередное звание «шедевр пиксаровской анимации». Всем, кто ещё не посмотрел – посмотрите, не пожалеете.
И, да, возвращаясь к тому, с чего начинал. Битва за анимационный «Оскар» действительно будет жаркой. И в ней я по-прежнему буду топить за «Зверополис». Но-ооо… =)
9,5/10.
Спасибо за внимание всем, кто (/если кто) асилил, доклад окончил.