Литературные штампы, часть первая - как их понимать
Добрый вечер всем, у меня давно зрела мысль о подобной статье, вот она и появилась. Из названия понятно, что это первая часть, всего их планируется три, вторая практически завершена, для третей материал почти собран. В этой части я рассмотрю общие принципы штампов, теория. Я учёл свои предыдущие ошибки и постарался написать в максимально доступной форме, и мне кажется, что у меня вышло.
Литературные штампы, часть первая — как их понимать
Литературные штампы, часть вторая — что с ними делать
Литературные штампы, часть третья —кто виноват? язык
Большое спасибо мамбле Гокласа и людям, которые помогли мне понять, как лучше укладывать свои мысли в удобоваримую форму. А так же Dr_Paranoik у, что не только поддержал, но и решил присоединится ко мне. Да, вторая часть сделана именно им.
Литературные штампы, часть первая — как их понимать
Увы, но на табуне отвратительное форматирование текста, потому выкладываю на доках.
Литературные штампы, часть первая — как их понимать
Литературные штампы, часть вторая — что с ними делать
Литературные штампы, часть третья —
Большое спасибо мамбле Гокласа и людям, которые помогли мне понять, как лучше укладывать свои мысли в удобоваримую форму. А так же Dr_Paranoik у, что не только поддержал, но и решил присоединится ко мне. Да, вторая часть сделана именно им.
Литературные штампы, часть первая — как их понимать
Увы, но на табуне отвратительное форматирование текста, потому выкладываю на доках.
67 комментариев
А что такое — литературный троп?
Портал в Эквестрию — троп, и там дальше идут всякие отчленения типа «волшебный портал», «технологический портал», типа так.
tvttropes глянь — энциклопедия этих тропов. Авось поймешь идею.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%BF
Вместо этого? вместе?
Если это не ошибки-очепятки, то уж какойто слишком заумный язык
Можно, конечно, усиленно постигать все прошлое творчество, но по-моему не рационально.
Join me, and together we can rule the Galaxy as father and son!
С возвращением!
Когда я увидел первое «попадано» произведение, а это внезапно был Dan vs MLP, я подумал: «человек в мире пони? Да это же крутая идея! Как мне самому такое в голову не пришло?», а к тому времени это был если не мейнстрим, то тема весьма и весьма заезженная. Но, эффект новизны. Позже я, конечно, прочёл много других фиков/комиксов и смог сам для себя выделить штампы, но не сразу. Неофит не видит штампов, он видит интересные идеи, пусть и поданные в ужасном, зачастую, виде.
Не сочти за придирки к тексту, нашёл несколько очепяток:
Вместо мы покажем (стр.1 абз.1 — середина)
Мы так подробно остановился на разборе (стр.3 абз.3)
указывает на его свойства, функции, выделяя и обобщая их (сноска под номером 1 на стр.3)
жанра в целом и т.д. С привычным читателем ходу вещей в тексте (стр.9 абз.1 — конец)
P.S: Кстати, будут ли эфиры «Литературной беседки»?
Про ЛБ я не знаю, может и будет, но пока я ничего не планировал, я её отдал в пользование рпвпшников (их там толпа, могли бы делать нормально), но они её успешно завалили. Нас сейчас двое, мы просто не потянем на нормальном уровне.
Очень надеюсь на возрождение ЛБ. Знаю, что как ведущий, ты, скорее всего, в ней участвовать не будешь. Однако, если всё же выйдет эфир, стоит ожидать твоего участия как соведущего или гостя?
Я бы тоже не отказался от возрождения, однако из рпвп нормально уйти мне не удалось, моего участия в ЛБ из оргов захочет разве что один человек. Поэтому если они реально что-то будут делать, то вряд ли меня позовут.
Я уже давно не слышал выпусков ЛБ. Сами они их, похоже, позабросили. И другим не дают нормально доносить до публики информацию. Я к тому, что статьи это конечно тоже неплохо, однако разборы конкретных примеров в эфире — совсем другое дело. Не думал делать подкасты вроде «Феерии слов»?
Кстати, тут восстало из Ада радио MoonCave. У них завтра эфир в 18:30 с зачиткам или чем-то ещё. Качество эфира пока не очень, но они настроены решительно. Интересно, будут ли они делать какие-нибудь серьёзные рубрики, похожее на ЛБ.
Мункейвы? Сомневаюсь, серьёзные разборы непопулярны на эфирах, такое лучше обличать в текст.
Все это —
в коробке с карандашамив текстовом редакторе!На табуне и так народу не густо, а с пропажами вообще никого не останется.
За старания).
Я попытался влезть туда, но, без спросу продолжать не стал.
Впрочем, я могу запилить коммент с помарками прямо в этом посте. Как тебе удобней?
Тот вид текста, который я имел ввиду.
И сразу встает проблема. Современные читатели (смотрители, слушатели) банально зажрались. Они уже не ищут качественных историй. Также они не ищут историй из своего круга интересов (наподобие фанфиков). Всё это для них «пройденный этап». Теперь они ставят высшим приоритетом в поиске оригинальность. «Что б такого пожрать, ещё не жратого?» И многие авторы (в какой угодно сфере) извращаются как могут, идут на поводу у аудитории, превращают стори в абсурд, лишь бы только угодить зажравшимся читателям.
В комментариях к какому-то аниме (забыл уж какому) прочел давеча забавный комментарий в духе: «Анимация, герои, музыка ничо так, хорошие, но сюжет дико предсказуем: Главные герои, охотники за головами, постоянно побеждают всяких бандитов. Бездарная штамповка в общем, не смотрите. 2/10»
Бесит. Не, ну а что он хочет? Чтобы главные герои регулярно просирали бандитам? Но их бы сразу убили. И уволили с работы. Или наоборот. «Оригинальность» то организовать легко, как быть со здравым смыслом?
Зато многим таким адептам «оригинальности» в аниме почему-то очень нравятся унылые гаремники, в которых мужские персонажи вообще все одинаковы, а женские отличаются только размером сисек. А почему? Да потому, что создатели таких гаремников знают свою аудиторию и знают как с ней обращаться. Вместо того, чтобы придумывать добротный дизайн персонажей, диалоги, музыку, рисовать анимацию, они просто накачивают сюжет абсурдом, калечат его до неузнаваемости. Потребители довольны, жуют одну и ту же жвачку годами, но уверены, что каждый раз им скармливают что-то новенькое.
А простая, но «вечная» история уже мало кого тронет в наши дни. Нужно обязательно с извратом, с подъёбом, с крутыми поворотами. И короче… сука… А-а-а, блять… *убежал грызть подоконник*
Оригинальность можно разными путями довести, не только «сливаются всем подряд» и даже не только «сливаются не всем подряд».
Приведу пример. Допустим, есть у нас история про рыцаря, дракона и принцессу. Раньше она веками курсировала в народе в разных вариациях, вдохновляя молодняк на подвиги. Но современные поколения эту историю уже не воспринимают, независимо от качества. Они просто скривят морду «фу, какая банальность!». Поэтому авторы начинают модифицировать известный, но некотируемый сюжет (прием как раз в духе статьи ТС), забредая всё дальше и дальше в дебри безумия.
-«Рыцарь убил дракона и спас принцессу»
-«Рыцарь погиб в схватке с драконом»
-«Рыцарь убил принцессу и спас дракона»
-«Рыцарь и принцесса объединенными силами убили дракона, после чего обвенчались.»
-«Дракон и принцесса объединенными силами убили рыцаря, после чего обвенчались.»
-«Рыцарь и дракон объединенными силами убили принцессу, после чего обвенчались»
-«Мрачное будущее. Контроль над миром захвачен могущественными корпорациями. Одна из них, корпорация „Дракон“, похитила девушку Чикагского сорвиголовы и охотника за головами Майки Кнайта. Кнайт вламывается в главный офис корпорации убивая всех злодеев своим огромным световым мечом, и наконец находит свою девушку в лаборатории, где её сношает огромный тентаклиевый монстр, Кнайт атакует его, но проигрывает бой и становится очередной жертвой чудовища. Внезапно всё вокруг него темнеет и он просыпается уже совсем в другом помещении, на больничной койке. „Ты был в матрице. И “Дракон», принцесса, все прочие люди вокруг тебя были не настоящие, а вот теперь ты в реальности" — говорит ему подошедшая медсестра. Окружающий его медперсонал очень убедителен, но Кнайт не может заставить себя поверить им полностью. Тем временем в больнице происходит череда убийств. Кнайт начинает подозревать, что страдает раздвоением личности. Именно его альтер-эго и есть убийца, а зовут его — Дракон. (Продолжение смотрите в следующей серии)"
:) Вспомнил вот:
СКАЗКА О ДОБРОМ РЫЦАРЕ ВАСИЛИИ ИВАНОВИЧЕ И АНЬКЕ-КРАСАВИИЕ ПИСАННОЙ
Отправился как — то добрый рыцарь Василий Иванович красавицу Аньку из лап Драконовых вызволять. Взял меч-кладунец. Конька- Горбунка и поскакал в путь — дорожку. Долго ли, коротко — ли, а доскакал до громадной пещеры, да как заорет в нее: Эгей-гей! Ты, жаба зеленая, перепончатая, выходи на честный поединок со мной, богатырем русским сражаться! А это, как на грех, ухо Драконово было. Дракон аж подпрыгнул от неожиданности и отвечает Василию Ивановичу: Уйди, Вася, по добру — по здорову… Не буди во мне зверя.
А тот не унимается, словами матюкливыми обзывается, убить угрожает. Ну, Дракон не выдержал, как тресьнет Василия Ивановича, что у того руки — ноги в одну сторону, туловище в другую, а голова в третью разлетелись. Анька выбежала, у головы рыцаря присела, и давай рыдать. А голова на Аньку как заорет: Ну что ты слюни распустила, курица безмозглая. Беги скорей мертвой-живой воды доставай, меня из беды выручай. Сложила Анька ручки — ножки с головой к туловищу, полила мертвой водой — они и срослись, полила живой — подскочил рыцарь и снова орет на ухо Дракону: Ах ты ж гусеница зеленая, ящерица бестолковая, на русского богатыря лапу поднимаешь! Ты, — говорит, — не Дракон, ты мертвец..! Ты покойник! Ты понял? И мечом перед носом Драконовым размахивает. А Дракон вздохнул грустно, что пламя из ноздрей его зажглось… И снова рыцаря на куски разорвало, по степи разбросало.
Рыдает Анька-Красавица у головы рыцаря неприкаянной, а голова вновь орет — обзывается: Что ты, гусыня глупая, коза дранная, слезы льешь, помочь мне не можешь? Живо за водой мертвой-живой шагом марш! Ать -Два!
И вновь оживила Анька-Красавица рыцаря беспокойного. А он опять в ухо Дракону лезет, словами матерными обзывается.
Размазал его дракон по близлежащим горам, так раскидал, что Анька неделю собирала, а тот знай покрикивает: Голова ты Анька баранья, дура неповоротливая… Живей что ли не можешь? Обидно стало Аньке, сложила она все органы, а один, самый для рыцаря важный, складывать не стала. Полила водой мертвой да водой живой. Поднялся рыцарь, по сторонам головой крутит, понять не может: Чего это я тут делаю? А вокруг красиво: небо голубое, васильки цветут опять же.
Поскакал Василий Иванович козликом по полям-дубравам природой любоваться, окружающей среде радоваться и больше, с тех пор, никто от него дурного слова не слышал.
А Анька вышла замуж за Дракона по любви, потому что заботливый он был и ласковый… А доброе слово и кошке приятно…
Вот так вот!
(Борис Барский)
Как впихнуть все штампы киберпанка в одно произведение смотрите в следующей серии.
В этом фейл. Статья неуклюженаукообразная. Вы не пробовали почитать это?
По сути же, со статьёй согласен.
P.S: Вы где в Вахе увидели тысячетонные танки? Даже Титан класса «Императорский» до этого значения вряд ли дотянет.