Введение персонажа в текст. Заметки дилетанта
Приветствую всех небезразличных!
Открою небольшой секрет — темой сочинительства я интересовался давно и даже поднакопил кое-какой багажик теоретических знаний, отточенных в критических баталиях. Я успел заметить, что в интернете довольно толково и разнообразно освещена тема «как не надо писать рассказы», но очень сильно не хватает материалов в ключе что же все-таки нужно делать, как правильно? И вот сегодня я решился внести свой скромный вклад в преодоление этой печальной ситуации.
текст статьи в гуглодокахгуглодоки
Критические замечания от ВиспаКасательно общей идеи содержания — правильно с чисто описательной точки зрения. То есть как это представить для читателя, как бы вид «извне». А вот про внутреннюю логику построения героев в рассказе ничего нет. С моей точки зрения живой образ героя не с описательной, а с сюжетной рождается когда его внутренние качества сталкиваются с внешними обстоятельствами и условиями, рождая противоречие, мотив и действие, которое исходит не из логики приведения к концовке, а из логики личности героев. это правдиво не для всех жанров, но это очень близко к современности, насколько я могу судить.
У тебя есть примеры — это отлично, но я бы добавил ещё примеры, как делать не надо. Объяснил что не так, почему и т.д. Эдакий список типичных проблем и ошибок.
И последнее, новички могу не сообразить, как это соотносится с другими задачами при построении и представлении героев. Тем более, что это один из множества способов, я бы тоже указал на это, как на один из возможных вариантов, обязательно бы это упомянул.
Мой ответ на замечанияНа самом деле, то, что я описывал, есть не построение образа, а создание затравки для образа. Само создание образа, естественно, этим не исчерпывается. Внутренние качества, внешние качества, живость и эпичность уже накручиваются потом по мере необходимости и более мощными средствами. Хотя, далеко не всем персонажам это необходимо. Например, зачем создавать глубокий образ для торговца на рынке, с которым герой пересечется пару раз?
Проблема примеров неудачного введения персонажей в том, что они чаще всего громоздкие — одной цитатой не отделаешься, потребуется слишком глубокое погружение в каждый конкретный случай. К тому же у меня просто под рукой таких сходу не оказалось. Но, если кто подкинет, готов помозговать, разумеется.
Из каких-то общих ошибок, могу выделить тягу авторов к излишнему неуместному описалову — когда вместо характерной черты облика, желательно ещё и поданной через художественное сравнение, на нас вываливают фоторобот, причём корявый. Или когда вместо «схватил винтовку», мы имеем историческую справку о том, что это за винтовка, когда и кем была выпущена, чем отличается от ружья противника и тому подобное. Но чаще всего такие ошибки очевидны и проходят по другому ведомству.
Более сложный и коварный случай, это отрыв акта присвоения персонажу имени от всего остального. Кажется, в последнем рассказе я именно эту ошибку и совершил. Некоторым читателем могло начать казаться, что в сцене присутствуют три персонажа вместо двух.
Вот так. Прошу высказываться, задавать вопросы, если что не понятно.
47 комментариев
Ну или так.
Достаточно сумбурно, примеры, конечно, хорошо, но, как по мне с ними явный перебор, но это можешь не брать во внимание. Далее, когда перечисляешь небольшие по объему пункты, то их лучше компоновать вместе с их особенностями по схеме:
Первый пункт — название, назначение. Перечисление особенностей. Пример.
Второй пункт — название, назначение. Перечисление особенностей. Пример.
И т.д.
Таким пошаговым образом гораздо легче воспринимать материал, нежели скакать с одного на другое. Далее, тема взята хорошо, но развития она толком не получила, оставляя немало вопросов вроде: можно ли обойтись без какого-либо из трех перечисленных факторов? Как это может отразиться на произведении? На какой фактор легче опираться и при каких обстоятельствах. Описание пони в фанфиках — как не обосраться с первых строк? В общем, я дал направление, где копать. Необязательно хорошо писать, чтобы понимать, как оно устроено. Вон, сколько я проработал на статьей по первому лицу, а в итоге что? Оно, может, влияет, но не особо спасает.
Что примеров много… Помнится когда я сформулировал эту свою мысль в первый раз, то примеров было два. Очень большая доля критики сводилась тогда к тезисам, что, мол, в примерах-то может быть это и так, а вот на самом деле всё несколько иначе. Так что на этот раз я постарался чуть-чуть больше как в количестве, но больше в разнообразии.
Таких примеров я не встречал. Лафкрафт ушёл от описания облика персонажа, но функционально этот самый облик заменен эмоциональной реакцией рассказчика, так что схема сохранилась.
Это уже темы для лабораторных работ. Можно, кстати, попробовать потыкаться и всем колхозом поразбирать что получилось. Если, конечно, это будет хоть кому-нибудь интересно.
Ты уже выразил свое отношение, поэтому не вижу смысла в объяснениях.
В ожидании следящего поста, где нам расскажут как этого персонажа раскрыть и что о нем стоит рассказать.
Ок. Вопросов нет.
Боже упаси! В первом же предложении!? Ну и шутки у тебя. Раскрывать нужно в нужное время, так чтобы это было уместно и не все сразу.
текстПозвольте представиться: Найти Найт – страж Ночной Гвардии Кантерлотского замка. Этой ночью мне предстоит стоять на часах у Северной башни, и потому уже с раннего вечера я начищаю свой доспех. Когда до вахты осталось менее двадцати минут, я начал собираться и подошёл к зеркалу, дабы проверить, всё ли хорошо сидит на своих местах. Из зеркала на меня смотрел статный широкогрудый жеребец бэт-пони с шерстью чёрного как смоль цвета и тёмно-синими гривой и хвостом, у меня были янтарно-жёлтые глаза с вертикальным зрачком, кьютимарка являла собой чёрный штрих и означала быстрый полёт в ночном небе. Я расправил свои чёрные перепончатые крылья и несколько раз ими взмахнул, жеребец по ту сторону стекла повторил мои действия, радостно оскалив пару белоснежных клыков и задорно сверкнул глазами.
Если рассматривать, имея ввиду описанный в статье приём, то выходит, что зерно образа персонажа уже сформировано в первых двух предложениях. Вся дальнейшая лобовая атака деталей внешности воспринимается как информационный шум — эти детали просто не клеются к персонажу. Внезапный статный жеребец, смотрящий на главного героя, тоже сбивает с толку.
Есть более мелкие ошибки, типа перескока с третьего на первое лицо, лишнее «когда» в начале третьего предложения, отсутствие разбивки на абзацы, полная непонятка с тем, что вокруг героя, кое-где невязка времен глаголов.
Да незачем, просто я попытался написать их максимально, как пример плохого ввода персонажа в историю.
Со всем написанным согласен, но видимо я не достаточно акцентировал ещё один момент — когда ГГ при появлении начинает ломать четвёртую стену, вроде «позвольте представиться» или «вам, наверное, интересно» и тому подобное. Это очень редко, когда нужно и в тему.
СпойлерСкорее всего мы ещё не знакомы. Да и скорее всего не будем, ведь нас разделяет пропасть времени или разрыв пространства или, что куда более вероятно — разные миры. Я — страж Ночной Гвардии Кантерлотского замка. Это такой огромный замок посреди Кантерлота. Но не будем об этом. Об этом я расскажу как-нибудь в другой раз. А сейчас… в преддверие наступающей ночи, мне предстоит оказаться часовым у Северной Башни. До этого момента осталось не так много времени и я коротаю время начищая свой доспех. Если бы вы смогли увидеть меня, то перед вами предстал бы статный жеребец с широкой грудью. Да, да, этой выправке нас всех учат с самого поступления в академию. Грудь колесом, спину прогнуть, крылья держать прижатыми и в глаза принцесс не смотреть. Особенной той, что поднимает солнце. Говорят глаза ночной стражи, такие как у меня, с вертикальным зрачком, будят в ней старые воспоминания. Кто знает, может это и так. Итак, на чём же я остановился. Ах да! Моя масть — чёрная как уголь или кусок самой ночи, а грива и хвост синие, как волны ночного моря и на моём крупе можно с трудом рассмотреть тёмный штрих рассекающий серое облако. Она означает — быстрый полёт в ночном небе. О, это крайне важное уточнение, ведь каждый из ночной стражи летает исключительно ночью. Днём я, как и многие, предпочитаю отсыпаться. В общем, ещё несколько часов и я расправлю свои крылья, обнажу пару белоснежных клыков и поймав взглядом отблеск луны отправлюсь к Северной Башне. А раз кто-то видит эти строки написанные на лунном камне, это означает… Кого я пытаюсь одурачить. сли бы каждый стражник вершил историю, в мире не было бы места героям. Но это не значит, что стражникам нет среди них места…
Меня зовут Найти Найт и этот камень расскажет вам правду о случившемся в Северной Башне. Эй, эта штука правда будет работать даже если её сожрёт дракон? Что значит «может быть»? Я за неё выложил годовое жалование!!!
Меня зовут Найти Найт и этот камень расскажет вам правду о случившемся в Северной Башне. Эй, эта штука правда будет работать даже если её сожрёт дракон? Что значит «может быть»? Я за неё выложил годовое жалование!!!
текст— Найти Найт! Сегодня заступаешь у северной башни. Сбор через полчаса.
— Есть, сэр! — я отсалютовал и встретился с лейтенантом взглядом. Тот едва заметно поёжился — мои глаза канифольного цвета с вертикальными зрачками редко кого оставляют равнодушными.
Лейтенант отсалютовал в ответ и убыл быстрым шагом. Уже неделю как он получил повышение, а всё не успокоится. Всё то ему нужно самому проконтролировать, в каждом закутке казармы лично своим рогом посветить.
Мда-а… говорила мне мама, чтоб, мол, женился… “Ну и что, что крылья как у летучей мыши?” — заводила она свою шарманку, — “Да такому статному жеребцу и летать-то не надо, чтобы кобылки сами вешались! Только не лыбся как дурной, а то клыки торчат”.
Эх, зря она так про “летать не надо”. Это ж моя судьба, прирожденный талант — нестись тёмной молнией по ночному небу. Вон и кьютимарка — фиолетовый росчерк на фоне полумесяца — говорит о том же. Так и попал я в королевскую гвардию. Думал, что уж теперь то буду при деле. Ну вы понимаете, подвиги, приключения и все дела… А вот поди ж ты! Приходится, изображать живые статуи во всяких дискордом забытых закоулках старого Кантерлота. Хорошо ещё хоть в основном ночью. Ночью лишь редкие бродяги нет-нет да и натыкаются на наши посты, и мало кто из них решается и слово вымолвить, предпочитают побыстрее убраться восвояси. А днём беда. Особенно если вахта где-нибудь в парке, где много жеребят — такой чёрный здоровяк, как я, просто магнит для их шуточек и подколок.
Ладно, пойду броню ещё раз проверю.
Надо будет подать прошение о переводе в отряд личной стражи младшей принцессы. Говорят её высочество принцесса Луна, предпочитает покидать дворец по ночам. Знаете как прекрасны грозовые облака, когда летишь над ними в лунном свете?! Чтобы снова видеть такое, я бы хоть каждую ночь таскал крылатую колесницу её высочества. В конце концов, доспехи “лунных” гвардейцев из чернённой платины гораздо лучше сочетаются с моими тёмно-синими гривой и хвостом.
Кто ещё свой вариант предложит? ))
«Я — уставшая за день студентка, направляюсь из института в общагу»
«Я» — идентификатор, «уставшая за день студентка» — достаточно характерное указание на внешность, «направляюсь из института в общагу» — действие.
Через пару минут откуда-то нарисовывается пьяный хмырь, плюхается рядом
«пьяный хмырь» — все мы видели хоть раз в жизни пьяных хмырей, так что образ вопросов не вызывает, «плюхается рядом» — действие. Идентификатор редуцирован из-за простоты истории, но неявно им может считаться «хмырь», он же далее «мужик».
Вообще, этот мини рассказик интересен для разбора, его хоть по Проппу бери и раскатывай.
По Проппу не стоит раскатывать не-фольклор) вопрос о том, насколько фольклором являются современные байки из сети, остается, конечно, открытым, но все же.