Тема, рема и фоновые знания



Доброго времени суток, табунчане. Настало время очередной порции пищи для размышлений. Как вы поняли, я пока отошел от разборок со вторым лицом, больно уж это затратный процесс по свободному времени, которого у меня в последние месяцы практически нет. Так что было решено перейти к другому материалу (с ним определенно предстояло меньше мороки).
Что же он из себя представляет? Как обычно прошу пройтись на гуглодоки.

За местным вариантом прошу под кат:

СтатьяЧитая что-либо, вы наверняка замечали, что наблюдается некая «плавность» изложения в тексте. И напротив, «угловатость», которая бросается в глаза. Так и хочется сказать: «Это вж-ж-ж неспроста» и правильно.

Давайте сравним два примера:

1. «Человек размеренным шагом направился дальше по коридору, выискивая нужный кабинет. Каждый шаг сопровождался гулким эхом и вздымающимися клубами пыли, словно она копилась тут веками. Но парень, сдерживая кашель, продолжал идти, надеясь, что здесь он получит ответ, который ему обещали. Отчаяние постепенно затмевало его разум, настойчиво отрицая правдивость указанного адреса, но человек продолжал идти, понадеявшись на лучшее

2. «Я сразу познакомился с этим человеком. Его звали Кевин. Каково моё удивление было, когда я заметил у него на шее шрам. Это оказался мой давний друг. Шрам он получил ещё в детстве, на него напала собака

Можно заметить, разница ощутима не столько в плане качества текста, сколько в подаче текста через расстановку и построение предложений. С этого момент предлагаю перейти к вопросам, что мы рассмотрим в этой статье: что такое высказывание, тема и рема и ее зависимость от фоновых знаний.

Для наилучшего понимания обсуждаемого мы разберем пару важных моментов, которые хоть и могут показаться лютым капитанством, но при их игнорировании нарушается общая целостность картины.

Итак, что же по-вашему является основой произведения. Конечно, можно сказать там вроде: стиль, форма, сюжет и т. п., но мы пойдем в другом направлении. Первое, что вы замечаете в произведении, будучи читателем, это конечно же текст. Да, именно он послужит той самой основой, от которой мы и начнем наш путь.

Сразу отмечу, что текст не является неделимым. То есть, его можно разбить на части, вычленяя из него различные элементы: глава, абзац, строфа, предложение, слово (не стоит путать с предложениями состоящими из одного слова. Например: «Смеркалось.»). В данном случае нас ничего не интересует кроме предложений. Тут мы и остановимся.

Дам следующие примеры:

Григорий отправился в путешествие.

В путешествие отправился Григорий.

Отправился Григорий в путешествие.

Вот перед нами три предложения, в которых лишь меняется порядок слов. Однако тут мы отчетливо видим, такой, поначалу малозаметный элемент, который используется при их составлении – высказывание. Как в этом убедиться? Посмотрим, на какой вопрос отвечает каждое предложение. В первом случае нам говорят что сделал Григорий. Во втором, кто отправился в путешествие. Ну и в третьем, нас посвящают куда же отправился Григорий.

Имея дело с текстом, мы отталкиваемся не от слов, а от смысла, заложенного в них при их расстановке. Так, казалось бы, высказыванием можно смело называть предложение. По этому поводу могу об этом сказать лишь так: каждое высказывание – предложение, но не каждое предложение – высказывание. Все потому, что в предложении может быть несколько сразу высказываний. Например: «Мне сообщили о том, что приехал отец». Тут есть два высказывания, которые предстают перед читателем: персонажу сообщили о приезде отца, отец персонажа приехал. Только давайте все-таки постараемся обойтись без шуток про синие занавески, хорошо? Тут дело не в поиске скрытого смысла, а понимании передаваемой информации путем текста, которую мы воспринимаем не как набор букв, а как мысль.

В свою очередь, связанные одной сценой высказывания можно смело называть микротемой. Будь то описание погоды на улице, или прогулка в парке, переживания персонажа и т. д. в общем, все что угодно. Зачастую микротему автор представляет в виде абзаца. Т.е. по сути произведение это – связанные между собой микротемы, объединенные главной темой произведения. Для примера можете представить сколько всего может в себя вместить история о приключении центрального персонажа. Если связь между микротемами отчетливо прослеживается, это явление принято называть межфразовым единством. Именно оно определяет общую связность текста на уровне основной темы. Во избежание разночтений, скажу, что микротема представляет собой мысль, заложенную в один или несколько абзацев. На словах это может и звучит несколько заумно, но по факту это выглядит так:

«Здесь – на одинокой, мёртвой, холодной луне, — стоял дом. Красивый двухэтажный домик с кроваво-красной крышей, белоснежными чуть ли не до прозрачности стенами (если не вглядываться, то могло показаться, что стены так и растут из земли, а не были нарочно возведены), крыльцом с тремя ступеньками, синим ковриком у тёмной простой двери и деревом.
Заинтересованная аликорн подошла поближе к чем-то похожему на иву дереву. Тонкие гибкие ветви оплетали весь второй этаж, пряча стены под глянцевитой, голубой с серебряными прожилками треугольной листвой. Твайлайт осторожно коснулась светло-серой бугристой коры и отошла. Только тут принцесса заметила прикрепленную на дверь небольшую табличку. Легко преодолев ступеньки, Твайлайт оказалась перед входом в симпатичный домик.
»
Мы здесь с уверенностью можем сказать, что абзацы связаны. Да, все так просто на самом деле. Однако что-то я немного увлекся и отошел от темы.

Вернемся к высказыванию. Понятно, что предложение образуют слова, но что же образует высказывание? Вот тут мы и сталкиваемся с темой и ремой (может употребляться как тема-рематическая связь).

Тема (линг.) – известная часть высказывания, которая в дальнейшем развивает мысль.

Рема – является тем самым продолжением развития мысли темы, т.е. является новой, неизвестной частью.

Возьмем пример из начала статьи: «Человек размеренным шагом направился дальше по коридору, выискивая нужный кабинет. Каждый шаг сопровождался гулким эхом и вздымающимися клубами пыли, словно она копилась тут веками».

Курсивом мы обозначили тему, т.е. те слова, что являются данным. Изначально нам дан человек, он идет по коридору, не бежит, не ползет и не прыгает, а именно идет. Следовательно происходит акцентирование внимания на реме «шагом направился», что выделена жирным шрифтом. Во втором предложении мы видим три высказывания: первое начинается с новой темы – «шаг», что была взята из предыдущего предложения, ремой же стало последствие от шага – «эхом и клубами пыли», в то же время, рема «пыль» сразу заменяется на «она» становясь темой и также сообщается о ее состоянии – «копилась».

Допустим, сферический автор в вакууме написал одно предложение:

«Шел дождь.»

Что же ему дальше делать? Помните, я упоминал, что одно из главных условий хорошего текста – межфразовое единство? Вот здесь перед автором встает вопрос дальнейшего развития основной темы произведения из этого предложения. Как тема и рема помогут ее достичь? Тут два варианта:

1. Последовательное повествование: тема -> рема (новая тема) -> рема. Смысл этого варианта заключается в том, что рема в предыдущем предложении становится темой в новом.

«Шел дождь. Люди спешили найти хоть какое-нибудь укрытие от разбушевавшейся стихии. Под крышей автобусной остановки было не протолкнуться. Вон, сквозь толпу протискивается уставший после вечерних занятий шестиклассникподошел так долго ожидаемый им транспорт. Однако взрослых не особо интересовал этот маршрут автобуса.»

Опять начинаем разбирать пример. Начало дает нам представление, о том, что собственно происходит. Далее, дождь был заменен синонимом стихия, то есть он является темой нового предложения, известным его элементом. В виде ремы предстают люди, что спешили найти укрытие из-за дождя (стихии). В следующем предложении мы отталкиваемся от укрытия, под которым скопились люди. И вот через эту толпу (тема) пытается протиснуться шестиклассник (рема), который (здесь протискивающийся шестиклассник становится темой) хочет сесть на подошедший транспорт (рема). Автобус (транспорт, ставший темой), в свою очередь мало кого интересовал из всех там находящихся.

2. Параллельное повествование:


Этот вариант зачастую используется при описании, когда изначальную часть высказывания можно отнести к каждому последующему предложению.

«Шел дождь. Люди спешили найти хоть какое-нибудь укрытие. Из-за отсутствия ливневок потоки воды создавали небольшие речки. Водители аккуратно объезжали каждую подозрительную лужицу

Здесь мы отчетливо видим, что прямой связи между предложениями нет. Однако все они отталкиваются от изначального предложения. Т.е. из-за дождя люди спешили найти укрытие. Именно дождь образовывал потоки воды, чей объем вызывал невольное сравнение с речкой. Из-за дождя образовались лужицы, что объезжали водители.

Как вы заметили, пример первого случая гораздо больше, нежели этого. Почему я сделал именно так? Ну сами посмотрите – основываясь на первых предложениях можно предположить, что в случае последовательного метода можно спутать его с параллельным. При мелких абзацах это особенно создает проблемы. Чтобы избежать этого, прошу заметить, что в первом случае каждое следующее предложение отталкивается именно от предыдущего. В то время как во втором случае мы предложения отталкиваются лишь от одного общего и зависимости друг от друга между ними нет.

Возьмем эти два примера и выдернем из них по предложению:

«Шел дождь. Люди спешили найти хоть какое-нибудь укрытие от разбушевавшейся стихии. Вон, сквозь толпу протискивается уставший после вечерних занятий шестиклассник – подошел так долго ожидаемый им транспорт. Однако взрослых не особо интересовал этот маршрут автобуса.»

«Шел дождь. Из-за отсутствия ливневок потоки воды создавали небольшие речки. Водители аккуратно объезжали каждую подозрительную лужицу.»

Думаю, вы увидите, что связь в первом примере оказалась разорвана, в то время как во втором, мы все также можем увидеть, что связь не нарушилась.

Конечно, я рассмотрел лишь основную общую теорию, которая должна помогать вам в построении текста. Несмотря на все ее простоту и казалось бы элементарность, важность понимая этого момента сделает вашу работу над произведениями немного легче. Есть еще немало рассуждений по этой теме ( названия и авторов я укажу в конце статьи), но, как по мне, приведенного здесь материала должно хватить с лихвой.

Те кто читал статьи по штампам в нашем блоге наверняка уже сталкивался с таким понятием, как фоновые знания. Если хотите можете ознакомиться со статьей. Ну для тем кто уже прочел, или решил отложить ознакомление, приведу вот такую нехитрую классификацию.

Три типа фоновых знаний:

1) социальные, т.е. те, что известны всем участникам речевого акта еще до начала сообщения;

2) индивидуальные, т.е. те, что известны только двум участникам диалога до начала их общения;

3) коллективные, т.е. известные членам определенного коллектива, связанного профессией, социальными отношениями и др. (например, специальные медицинские знания, политические и др.)

Для чего нам это нужно, спросите вы? Я бы не вернулся к этому моменту просто так. Вы уже усвоили, что высказывание составляют тема и рема. Но, что если начинается новый абзац. Новая микротема, которая на данном этапе попросту может не зависеть от предыдущей. Наиболее это известно под переходом при помощи условного спецсимвола, например:

«Твайлайт увидела, что изо рта этого существа льётся вода, а значит оно могло и захлебнуться. Единорожка аккуратно положила тело существа на землю и стала давить копытами по его груди. Спустя некоторое время это существо открыло глаза.
***
Я открыл глаза и не мог нормально дышать. Внезапный приступ кашля просто разрывал мои лёгкие. Я стал кашлять водой. Нормально откашлявшись я получил долгожданный, свежий воздух. Яркое солнце чуть грело моё лицо, чистое, голубое небо было просто потрясающим. Я стал медленно подниматься и почувствовал на себе чей-то взгляд. И не ошибся.
»

Или вот еще один:
«Два хороших события за день явно улучшили настроение учёной пони и потому она свернула с дорожки на мягкую траву и, приметив вдалеке небольшую группку деревьев направилась к ней. Теплый летний день был в разгаре, дул несильный ветер, откуда то с восточных гор, приятно холодя шерстку. Воспользоваться моментом, дать волю желаниям, растянуться на тёплой мягкой траве раскинув в стороны крылья, Твайлайт не могла противится этому и вскоре задремала пригревшись около раскидистой осины.

***

– Признаю сестра, она выглядит интригующе, а ожидания момента волнующе и все же я осталась верна своему первоначальному мнению. Проекты Спаркл доведут нас до краха.
– Ты смотришь слишком далеко, – оторвавшись от созерцания плавных изгибов огромной ракеты отозвалась Селестия, – слишком много неизвестных переменных чтобы утверждать что-либо конкретно.
»
Так что же делать с тема-рематической частью на данном этапе? Вот тут и играют роль фоновые знания. Опираясь на них, читатель словно чувствует фундамент, на котором можно с уверенностью стоять. И при этом он пытается разобраться, что ему приходится читать.

Потому важно понимать, что начинать абзац, опираясь исключительно на индивидуальные и уж тем более коллективные знания не самый лучший выход, поскольку есть вероятность, что читатель не поймет, что пытается донести до него автор. Ведь микротема представляет собой продвижение сюжета, мысли автора и ее вполне можно разделить на три этапа: зачин, раскрытие, подведение итогов. Если на каком-то из этих этапов читатель абсолютно не поймет, что ему хотели сказать, то ничем хорошим это не кончится.

Поэтому стоит не только начинать (будь то новый абзац или новая глава) с понятного момента для читателя. Важно пользоваться тема-рематической связью, что дает возможность расширять багаж фоновых знаний читателя с помощью текста. Поскольку именно главная функция связи – переход от данного/известного к новому/неизвестному в дальнейшем послужит хорошим подспорьем вам. Также позволит использовать знания при построении текста, которые не были известны читателю ранее. Например вот что бывает, когда опираешься на коллективные фоновые знания, которыми могут обладать не все читатели:

«Я вывожу обожествления из френологии кантарид, сердец-обличителей, заточенных в кошенильном чистилище, где лишенные вещности духи вопят, умоляя о сущности, шествуя в капюшонах на похороны похоти плоти. Сальные свечи, что покрыты, как лаком, начинкой мечты, возжигают токсические видения, сильф сломал хитин куколки на сходящихся просеках. Ковчеги, везущие партии кожи сырым стражникам страны мрака, закачались от пьяного карго, мистические мистрали приносят споры забытых пустынь, эпитафии фараонов. Дельфины-отребья плывут сквозь меня, поглощая планктон и коронарных ежей. Расщепленный кошмарной иерархией кашалота, арктический кровепровод идиотских пороков, что тянется из обширных юрских раскукливаний, вспарывает пиратство под символом сфинкса. »

Джеймс Хэвок “Мясная лавка в раю”

«Бармен носит блестящий костюм, а сны делают из мертвых колдунов. Он поет как сумасшедший, склоняясь к их бритым черепам. Дождь из лягушек прошел, настало время кровавого дождя. Они шевелят губами, и я ухожу. Город — это только картинка за стойкой бара. Он тосковал по вкусу этих щупалец. Я понял это по ржавчине его волос.»

Читая это мы, как читатели пытаемся понять, что нам пытается сказать автор, но в то же время будучи ограниченными лишь подобными отрывками мы лишь можем догадываться, какая здесь могла быть заложена мысль.

Ну и еще один:

«На самом деле я их знал всех очень давно.Дело в том что именно я придумал их.Я придумал им историю.Я их создал.Как они мне рассказали, они из другой страны, где шла война.Двенадцать лет назад она закончилась и они переехали в Понивиль.Они были ещё жерябятами, когда попали в обьятья войны.Художница, три ди-джея, и киллер… Они стали друзьми на войне и являются ими сейчас.»

Весь звиздец, что тут творится реально показывает пример того, как отсутствие фоновых знании могут повлиять на восприятие. Хотя, даже имея фоновые знания, что даются ранее, этот момент… нет. Это обрывистое, дерганное повествование, где нас просто ставят перед серией фактов, которые скачут подобно попрыгунчику.

Однако не стоит этим злоупотреблять. Многие наверняка знают несколько универсальных вопросов для отсеивания «шелухи» – ненужных фоновых знаний, которые в будущем нигде не используются. Если нет то я их напомню: «Поможет ли добавленное более полно понять сюжет? Повлияет ли оно на что-нибудь будучи убранным?»

Во время моей работы ко мне подошёл мастер. Он дал мне часы. Я не понял, что он от меня хочет. Но мастер сказал что-то, кажется на Испанском, затем перевёл: Время бесценно друг мой. Считай же его по этим часам и разгадай, их тайну… Я не стал спрашивать зачем? Уж больно он странный пони.

И-и-и, про это никогда не вспомнят. Спойлер.
Клево, да?


(Да простят меня, но этот пример был беспечно взят отсюда)

Что же, на этом все. Материал, конечно, в этот раз не такой насыщенный, но тем не менее, весьма познавательный, особенно для новичков.

По выводам, которые стоит усвоить из этой статьи:

1. Текст не только состоит из глав, абзацев, предложений и слов. Но и из межфразового единства, микротем и высказываний.

2. Тема-рематическая связь может быть последовательной и параллельной. Однако комбинировать эти два типа соединения никто не запрещал.

3. Используйте особенность тема-рематической связи для передачи фоновых знаний, чтобы в дальнейшем была возможность воспользоваться ими без вреда тексту. Однако стоит помнить, что злоупотребление синонимами в этом — не улучшает текст

4. Не стоит путать описание и «шелуху”. Если первое используется для создания полноты картины и атмосферы, то второе просто забивает голову читателя ненужными фоновыми знаниями, которые в дальнейшем никак не используются.

Список литературы:

Валгина Н. С. Теория текста

Солганик Г. Я. Стилистика текста

Шабес В. Я. Событие и текст

Также в большинстве примеров были использованы цитаты из фанфиков со сториза. Ребят, я вам благодарен просто за то, что вы пишите, люто помогая сэкономить мое и без того маленькое свободное время.

В заключении я хотел бы поблагодарить DxD2 за роль первопроходца по сырой статье и указание наиболее болезненных моментов. Также, в целях практики, вы можете взять и для себя разобрать абзац или два на предмет тема-рематической связи.

22 комментария

фоновые знания

Похоже на название фанфика-кроссовера ))
Nox
+2
Ох уж эти фикрайтеры, понавыдумывают названий для своих детищ, а потом путают их с реальными терминами )
Dr_Paranoik
+1
Дерзай, пиши дальше!
HerbSmoker
0
Всему свое время. Материала — завались, тем — как минимум две. Но по времени… мне нужно сделать подвал, чтобы не тратить часы на вычерпывание воды, гробя свою поясницу.
Dr_Paranoik
0
Проду!
Muscat
0
YaY! Новая статья!
Legat89
0
Надеюсь, люди смогут почерпнуть из статьи что-нибудь полезное.
DRAKANG
0
Орфография и пунктуация цитируемых произведений цинично сохранены?
Legat89
+1
Конечно, иначе бы как авторы узнали свое творение в статье.
Dr_Paranoik
+1
Тема-шрема
Tamias
0
Интересно. Структурированно. Удобно. Практично.
Бесполезно.
Kayoteyy
0
Практично и бесполезно. Забавное сочетание. Выбери что-то одно.

p.s. Отмечусь тоже. Прочитал, многого не знал, но практической пользы извлечь не смогу. Просто не представляю, как это предполагается использовать на практике. Вернее, все это используется, но интуитивно. Посмотрим конечно, как осознанный выбор, предположим, между последовательным и параллельным улучшит мой текст… Только, текст этот написать бы ещё.
Arma
0
Нет.
Просто не дал к этой реме тему.
Это бесполезно в единичном случае.
Kayoteyy
0
Вернее, все это используется, но интуитивно

Я не зря написал, что тема важна для начписов, ибо у них из-за недостатка практики проблемы на этой почве очень явно выражены. По себе скажу, что меня не всегда интуиция вела в правильном направлении и иногда не мог понять что же не так с текстом. Теперь, по крайней мере, я могу себя проверять.
Dr_Paranoik
0
Слишком заумно)))
А на самом деле полезная статья.
Kovoranu
0
Все здорово и по делу) только имхо странновато, что первые два примера нигде не разбираются — как-то на это подсознательно рассчитываешь, раз ими открывают весь текст
Между тем оффтоп — откуда абзац примера про бармена? Из Макса Пейна?
doppelganny
0
Ну, они использовались, чтобы дать понять: нарушение конструкций просто так не скрыть. Оно заметно и сразу бросается в глаза.
К тому же мне нужно было такое начальное предложение, из которого я бы смог образовать пути построения тема-рематической связи.
А про бармена, кажется, да. За этот и предыдущий пример отдельное спасибо Гербсмокеру.
Dr_Paranoik
0
Я недавно прочитал с десяток статей в этом блоге. Вот, вроде бы интересные темы, сами статьи неплохо составленны, но какой-то большой пользы я для себя не вижу. Теоритические знания об этом преподавались ещё в школе, и, в принципе, из этого мало что осталось в памяти, так что подновить материал не будет лишним. А вот на практике всё это в основном воспринимается интуитивно, и мне сложно представить как писать текст, постоянно держа в голове все эти правила. Даже зная их ты либо пишешь нормально, без особых косяков, либо в упор не видишь своих ошибок, пока в них не ткнут носом. Так что единственное применение, оторое я вижу, это вычитывать уже готовый текст на разные роды ошибок, держа под рукой конспект из вашей статьи.

Собственно, к чему я виду: самое полезное, что я вижу для себя в этих статьях, — это систематизация правил. Именно чёткая иерархия элементов разбираемой темы с подробными и разнообразными примерами применения наиболее ценны для меня. Притом желательно выводить систематизированную систему с кратким пояснением-напоминанием в конце статьи.

Комментарий получился немного сумбурным, но как-то так уж…
Legat89
+1
А вот на практике всё это в основном воспринимается интуитивно, и мне сложно представить как писать текст, постоянно держа в голове все эти правила.
Интуиция она не из ниоткуда берется. Интуиция это неосознанное применение имеющихся знаний. Так что прочитав хорошую теорию, особенно ту, которая торкает, ты понемножку меняешь и совершенствуешь свои мозги, и интуиция уже работает немножечко иначе.
snakeonmoon
0
Ясен пень, не из ниоткуда! Из сотен (если не тысяч) прочитанных мною книг. А теорию нам только в школе на уроках литературы давали, да и пследние несколько месяцев я стал её в интернете искать.
Legat89
0
Хотя не, про «тысячи» я загнул. Так получается, только если с фанфиками считать…
Legat89
0
Отлично, прочёл, ну теперь буду знать, как удачнее составлять текст. Глядишь поможет и будет полезно, возьму на заметку.
Bf109
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать