Как понять, хорошо ли ты пишешь?
Ваша аналитическая Трикси тут потихоньку пытается вкатиться в коммерческую литературу и собирает всякий полезный лор по теме. А раз лор есть — почему бы не поделиться?
И начну я, пожалуй, с очень простой и базовой темы:
Я дам безумно очевидный ответ, который у многих, наверняка, вызовет неоднозначную реакцию. Но моя задача — не подарить готовое решение, а объяснить, почему оно именно такое, ведь это может избавить тебя, начинающий или даже продолжающий писатель, от целого вороха проблем.
Что же, поехали?
Итак, безумно очевидный ответ: понять, хорошо ли ты пишешь, можно только по количеству читателей и их реакции на произведение. И никак иначе нельзя.
А теперь объясняю, почему.
Все вот эти хорошо/плохо не имеют смысла сами по себе. Они получают его лишь в рамках некоторой системы. Ты хотел за день написать 500 слов, а написал 400? Это плохо. Хотел написать 200, а написал те же 400? Это хорошо.
Чтобы оценка обрела смысл, она должна быть приложена к некоторой задаче. И задача писателя в большинстве случаев очень сильно завязана на количество прочитавших и оценивших его людей.
Ведь зачем люди обычно пишут? Чтобы поделиться ощущениями, передать мысли, получить приятные комментарии, заработать немного денежек… что-то из этого, чаще всего. И каждая из этих задач будет выполнена тем лучше, чем больше людей испытает те же переживания, поймет твой посыл, напишет приятностей или внесет стопочку битсов на твой кошелек.
Нет, понятно, что иногда ты пишешь чисто для себя. Иногда — для девочки Маши с тонкими запястьями, которая прикольно морщится, когда пьет газировку. Но даже в этих случаях нет-нет да и возникнет мысль: а что если опубликовать этот рассказ на Табуне? Может, кто-то еще об него порадуется?
И если такие мысли появляются, значит, все-таки ты не только для Маши пишешь. И не только для себя. Тебе важно, чтобы кто-то еще получил удовольствие, и тебе будет грустно, если скажут, что ты написал какую-то дичь.
А значит — увеличение количества читателей и их отдачи в твоих интересах. Просто, возможно, ты еще стесняешься, боишься, не веришь в свои силы… Не переживай. Мы все с чего-то начинали, тут главное сделать первый шаг.
Естественно, задачу себе стоит ставить реалистичную, что будет зависеть от кучи условий, которые в рамках данной статейки я смысла перечислять не вижу. Просто включи свой здравый смысл, а лучше — релизни пару вещичек, глянь реакцию и пойми свою планочку. А потом постепенно повышай.
Так, а почему я сказал, что никак иначе нельзя?
А это для того, чтобы оградить тебя от ошибок, которые до обидного часто совершают неглупые люди, когда берутся за перо. Например, они начинают просить оценки у литературоведов, других писателей, конкурсных жюрей, предлагать почитать паре-тройке друзей… А потом перекраивают по полученным отзывам свой текст. И нет, я не имею в виду, что этого делать нельзя в принципе. Но стоит хорошо понимать вес таких оценок.
Говоря прямо: литература, как и любое искусство, это рисковая экспериментальная область. Писатели работают не с прекрасно изученной и посчитанной физикой, а с обществом, которое исследовано крайне слабо, практически никак. Да еще и меняется постоянно.
Ни литературовед, ни писатель, ни тем более твой друг экшали не знают, сделает ли предложенное ими изменение лучше или хуже. Они могут только предположить, опираясь на собственный опыт и вкус. И об этом стоит не забывать никогда.
В конце концов, ты ведь пишешь для читателя, верно? Будет ли тебе в радость, если рассказ никто не читает, но его хорошо оценил член жюри или литературовед? А если гипотетический Олдбой проворчался, но тысяча людей написала, что им зашло и давай еще?
Вот то-то и оно.
Нет, тут ты, конечно, можешь уйти в оборону и сказать, что читатель просто быдло немытое и гения твоего не понял. А потом продолжать писать, как писал. Но это не приблизит тебя к выполнению задачи, а значит, ты просто потратишь кучу сил, штампуя подобные оправдания и никому не нужный текст.
Нужно ли тебе это? Подозреваю, что нет.
Любой совет перед применением следует оценить, и не по авторитету того, кто его выдал, а по результатам, к которым он приводит или потенциально может привести. Сперва, без набитой базы опыта, ты, разумеется, будешь ничего не понимать и плавать. Но со временем разберешься, что к чему.
Это что касается советов. А мнение любого человека так и так имеет равный вес.
Кстати, тут стоит отписаться про еще одну частую ошибку. Вот напишет пара человек в комментах, что им рассказ не понравился, потому что герой туповатый — и сразу возникает желание пойти думать, что с твоим героем не так.
На деле стоит подумать о другом.
Человеки все очень разные. И вещь могла не зайти человеку по тысяче разных причин, многие из которых он сам может не осознавать. Иными словами, это для двоих герой тупой. А вдруг для других десяти (ста? тысячи?) он няша-умняша, просто они до рассказа еще не добрались?
Делать какие-то выводы можно лишь на таком количестве отзывов, при котором мнение одного человека перестает влиять сильнее погрешности. Если из двух прочитавших один сказал, что хреново — это мало что значит. Если из тысячи так в один голос сказали все отписавшиеся семьдесят, плюс-минус — боюсь, это реально так.
А чтобы получить достаточное количество отзывов — тут уже придется заниматься продвижением своей писанины. Но об этом я расскажу чуть позже, если не будет лень и мои размышления покажутся достаточно интересными Табуну.
То же самое кратко и в тезисах:
Такие вот дела.
Надеюсь, аналитическая Трикси смогла помочь тебе слегка навести в голове порядок. С удовольствием почитаю твои мысли, отвечу, если возникли, на вопросы, и в целом буду рад, если удастся поднять литературные обсуждения на уровень чуть выше.
В конце концов, фики — важная часть нашего фандома, не так ли?
И начну я, пожалуй, с очень простой и базовой темы:
Я дам безумно очевидный ответ, который у многих, наверняка, вызовет неоднозначную реакцию. Но моя задача — не подарить готовое решение, а объяснить, почему оно именно такое, ведь это может избавить тебя, начинающий или даже продолжающий писатель, от целого вороха проблем.
Что же, поехали?
Итак, безумно очевидный ответ: понять, хорошо ли ты пишешь, можно только по количеству читателей и их реакции на произведение. И никак иначе нельзя.
А теперь объясняю, почему.
Все вот эти хорошо/плохо не имеют смысла сами по себе. Они получают его лишь в рамках некоторой системы. Ты хотел за день написать 500 слов, а написал 400? Это плохо. Хотел написать 200, а написал те же 400? Это хорошо.
Чтобы оценка обрела смысл, она должна быть приложена к некоторой задаче. И задача писателя в большинстве случаев очень сильно завязана на количество прочитавших и оценивших его людей.
Ведь зачем люди обычно пишут? Чтобы поделиться ощущениями, передать мысли, получить приятные комментарии, заработать немного денежек… что-то из этого, чаще всего. И каждая из этих задач будет выполнена тем лучше, чем больше людей испытает те же переживания, поймет твой посыл, напишет приятностей или внесет стопочку битсов на твой кошелек.
Нет, понятно, что иногда ты пишешь чисто для себя. Иногда — для девочки Маши с тонкими запястьями, которая прикольно морщится, когда пьет газировку. Но даже в этих случаях нет-нет да и возникнет мысль: а что если опубликовать этот рассказ на Табуне? Может, кто-то еще об него порадуется?
И если такие мысли появляются, значит, все-таки ты не только для Маши пишешь. И не только для себя. Тебе важно, чтобы кто-то еще получил удовольствие, и тебе будет грустно, если скажут, что ты написал какую-то дичь.
А значит — увеличение количества читателей и их отдачи в твоих интересах. Просто, возможно, ты еще стесняешься, боишься, не веришь в свои силы… Не переживай. Мы все с чего-то начинали, тут главное сделать первый шаг.
Естественно, задачу себе стоит ставить реалистичную, что будет зависеть от кучи условий, которые в рамках данной статейки я смысла перечислять не вижу. Просто включи свой здравый смысл, а лучше — релизни пару вещичек, глянь реакцию и пойми свою планочку. А потом постепенно повышай.
Так, а почему я сказал, что никак иначе нельзя?
А это для того, чтобы оградить тебя от ошибок, которые до обидного часто совершают неглупые люди, когда берутся за перо. Например, они начинают просить оценки у литературоведов, других писателей, конкурсных жюрей, предлагать почитать паре-тройке друзей… А потом перекраивают по полученным отзывам свой текст. И нет, я не имею в виду, что этого делать нельзя в принципе. Но стоит хорошо понимать вес таких оценок.
Говоря прямо: литература, как и любое искусство, это рисковая экспериментальная область. Писатели работают не с прекрасно изученной и посчитанной физикой, а с обществом, которое исследовано крайне слабо, практически никак. Да еще и меняется постоянно.
Ни литературовед, ни писатель, ни тем более твой друг экшали не знают, сделает ли предложенное ими изменение лучше или хуже. Они могут только предположить, опираясь на собственный опыт и вкус. И об этом стоит не забывать никогда.
В конце концов, ты ведь пишешь для читателя, верно? Будет ли тебе в радость, если рассказ никто не читает, но его хорошо оценил член жюри или литературовед? А если гипотетический Олдбой проворчался, но тысяча людей написала, что им зашло и давай еще?
Вот то-то и оно.
Нет, тут ты, конечно, можешь уйти в оборону и сказать, что читатель просто быдло немытое и гения твоего не понял. А потом продолжать писать, как писал. Но это не приблизит тебя к выполнению задачи, а значит, ты просто потратишь кучу сил, штампуя подобные оправдания и никому не нужный текст.
Нужно ли тебе это? Подозреваю, что нет.
Любой совет перед применением следует оценить, и не по авторитету того, кто его выдал, а по результатам, к которым он приводит или потенциально может привести. Сперва, без набитой базы опыта, ты, разумеется, будешь ничего не понимать и плавать. Но со временем разберешься, что к чему.
Это что касается советов. А мнение любого человека так и так имеет равный вес.
Кстати, тут стоит отписаться про еще одну частую ошибку. Вот напишет пара человек в комментах, что им рассказ не понравился, потому что герой туповатый — и сразу возникает желание пойти думать, что с твоим героем не так.
На деле стоит подумать о другом.
Человеки все очень разные. И вещь могла не зайти человеку по тысяче разных причин, многие из которых он сам может не осознавать. Иными словами, это для двоих герой тупой. А вдруг для других десяти (ста? тысячи?) он няша-умняша, просто они до рассказа еще не добрались?
Делать какие-то выводы можно лишь на таком количестве отзывов, при котором мнение одного человека перестает влиять сильнее погрешности. Если из двух прочитавших один сказал, что хреново — это мало что значит. Если из тысячи так в один голос сказали все отписавшиеся семьдесят, плюс-минус — боюсь, это реально так.
А чтобы получить достаточное количество отзывов — тут уже придется заниматься продвижением своей писанины. Но об этом я расскажу чуть позже, если не будет лень и мои размышления покажутся достаточно интересными Табуну.
То же самое кратко и в тезисах:
- следует понять свою задачу и оценивать свой текст по ней;
- для подавляющего большинства задач решает оценка по количеству и содержанию отзывов читателя;
- ценность советов не в авторитете дающего, а в том, двигают ли они тебя к цели;
- без достаточно большого количества читателей оценки у тебя экшали нет.
Такие вот дела.
Надеюсь, аналитическая Трикси смогла помочь тебе слегка навести в голове порядок. С удовольствием почитаю твои мысли, отвечу, если возникли, на вопросы, и в целом буду рад, если удастся поднять литературные обсуждения на уровень чуть выше.
В конце концов, фики — важная часть нашего фандома, не так ли?
205 комментариев
Простой пример с того же фимфикшена. Рассказы выложенные в вечер пятницы/субботу набирают сильно меньше просмотров чем те которые выложены в воскресенье-вторник. Просто потому что на пятницу и субботу часто приходятся выходные и многие фики просто теряются. Так что просто в зависимости от времени постинга меняется количество читателей и отзывов вне зависимости от самого текста. Тогда вопрос если количество читателей зависит в том числе и от вещей которые к самому тексту отношения не имеют, как оно может отображать его качество?
На самом деле там дикая уйма факторов — целевая аудитория, жанр, актуальность, привлекательность аннотации/обложки/тегов… Это требует отдельного рассмотрения.
А что тогда начинает ролять?
А как же
Ничего. Если ты продолбался с продвижением, свой уровень определить не сможешь. Ну или сможешь через кучу времени, если сработает сарафанное радио… ну ты понел.
Это базовое утверждение, и его суть — что только эти факторы экшали дают какую-то информацию. Все остальное относится уже к обработке этих двух величин с учетом условий.
Ага, а целая индустрия маркетологов и пиар отдела которая выверяет поведение, стиль одежды и контент который должен производить человек для получения популярности ещё до того как он даже первое слово на клавиатуре отстучит/произнесёт со сцены итд, просто в потолок пальцем тыкает. Ведь у них Нет инфы о том как каждая деталь в точности будет работать на массовую аудиторию, которая уже давно категорирована в сотни методичек и курсов. Или они с бубном шаманят. Одно из двух.
Но не значит ли это по твоей же логике что ты пишешь плохо? Ведь качество зависит от количества аудитории. То есть если ты аудиторию не собрал, то давай по новой, Миша, всё хуйня. Начинай сначала и надейся что напишешь лучше.
Маректологи делают прогнозы, а не дают стопроцентные решения. И эти прогнозы оправдываются далеко не всегда. Все эти методички — очень здорово, но если есть прогностическая точность, то почему существуют провалившиеся блокбастеры?
Но я ведь специально вынес отдельным тезисом, что в случае недостаточного количества информации ты не можешь себя оценить?
А на основании чего они делают прогнозы? Как каждая деталь воздействует на человека, тут вступает в действие социология и психология которые очень хорошо изучили как и на что человек реагирует что и даёт возможность делать прогнозы с большой долей вероятности их срабатывания.
Потому что как и везде есть маркетологи которые эти методички и курсы проходят постольку поскольку. Действительно крутые маркетологи совсем уж грубых ошибок не допустят.
Но если этот тезис противоречит изначальному про зависимость качества от размера аудитории, то какому из них верить?
Это очень плохой способ мышления. Потому что ты тут предполагаешь, что крутой маректолог = тот, кто не допускает грубых ошибок, а это утверждение имеет смысл, только если мы можем быть на 100% уверены, что грубые ошибки можно не допустить.
Тем временем, обсираются даже корпорации всемирного масштаба, которые с очевидностью заинтересованы в перетягивании себе лучших маркетологов и непосредственно это делают. Так что выглядит это утверждение мягко говоря сомнительно.
Тем, что избежать ошибок можно лишь с вероятностью из-за плохой изученности темы в целом, оно объясняется значительно более гладко.
Нет, не противоречит, потому что изначальный тезис был не про зависимость, а про то, что это единственные заслуживающие доверия данные.
Следовательно единственные данные которые имеют значение следовательно единственные факторы от которых всё и зависит. ИБо если другие факторы не важны то и зависеть от них ничего не может.
Ты удивишься насколько бездарными могут быть маркетологи у крупных корпораций потому что большинство из них максимально консервативны во взглядах на то как должен работать маркетинг. Сейчас самые лучшие маркетологи которых я видел у, внезапно, Доктора Дизреспекта, который есть Блогер а не корпорация.
А мы можем. Чем больше количество изученного материала, тем меньше вероятность ошибки. В данном случае совсем её исключить нельзя но можно свести вероятность к значениям достаточно малым чтобы ими можно было пренебречь.
И правда, ведь у нас не существует институтов социологии и психологии, которые уже давно вывели как даже наличие в тексте определённых гласных/согласных в нужном количестве и/или комбинации влияет на человеческий мозг, вырабатываемые в нём гормоны и как следствие восприятие данного текста. То же самое о комбинациях и наличии определённых цветов и цветовых гамм в изобразительном искусстве, последовательностях нот в музыке, список можно продолжить.
Спойлерони существуют
Об этом тоже надо писать отдельно. Мемчик и лонг это разные типы данных — несомненнно, они вызывают разную реакцию.
Ежли вкратце, то у нас информационный век, вокруг овердохрена информации, и человек будет читать длинную штуку, только если искренне заинтересован получить то, что ищет, именно из нее. Ведь у него под рукой куча альтернатив. Малочитаемый лонг это одно из двух — либо в нем сложная тема, которую нельзя ужать в короткий текст, что логичным образом снижает аудиторию из-за меньшей востребованности; либо он херово написан и не цепляет читателя с первых абзацев, так что тот не видит смысла читать дальше.
Не совсем. Интернет (и web 2.0 в частности) приучили людей к мгновенному удовлетворению. Появился голод — глянул мемчики, потратил 5 секунд на 5 штук — потребность закрылась. Лонг же надо читать, осмысливать, думать — это сложно, куда проще пойти и полистать ленту приколов (а мозг всегда идёт по пути наименьшего сопротивления). Сейчас и гуглить то не все умеют — многие предпочитают задавать простейшие вопросы и ждать, пока им накидают информацию в готовом для потребления виде. И самое страшное — многие не видят в этом ничего плохого.
В итоге выяснил, что никаких проблем с чтением длинных текстов у людей нет.
Тут скорее история про то, что вот этот человек, которому сейчас хватает мемчиков — он читать бы и не стал, даже если бы мемчиков не было. При анализе этого «клипового мышления» люди постоянно забывают то, что аудитория сети состоит из кучи людей, которые до это к литературе вообще были равнодушны. Мемчики же любили всегда, просто раньше это были анекдоты и нужно было собираться, чтобы друг другу рассказать, а теперь можно получить легко.
Ну да. Вот только людей, читающих такие тексты, сильно меньше.
Я тоже проводил. Причем, у меня тексты были вполне осмысленные, больше того — уникальные. Но — весьма четко видно, что собирает, а что — нет. Видел как на своем опыте, так и на чужом. Думаю, с фиками аналогично (да и с любой другой литературой) — можно заниматься конъюктурщиной (клепая очередной young adult, сразу с прицелом на возможную экранизацию), а можно делать вещи, условно «для себя» (не в стол, но которые пройдут мимо широких масс, и будут интересны очень узкой аудитории).
Именно поэтому, те, кто раньше читал большие тексты не хотят выбирать, и предпочитают листать мемчики/сраться в комментах. Исключения разумеется есть, но количество опять таки падает.
Надо подумать, как это переформулировать. Посыл там вложен иной: эти два параметра — единственные, которые дадут полезную информацию.
Это имеет значение, только если твоя задача — сделать так, чтобы твой текст прочитал КАЖДЫЙ. Но, скорее всего, здравый смысл даст понять, что ставить такую задачу глупо.
Это довольно странный тейк, потому что любой текст осмысленный и чем-то уникальный. Не понял, что ты хочешь сказать.
А еще можно делать оба два разом :)
Не готов согласиться с этим утверждением без понимания, на каких цифрах оно взялось.
Скажем так, я написал пост на эту тематику одним из первых в рунете (если не первым). Про англонет не знаю, уровень английского низковат. И вроде тема достаточно интересная, но большинство журналистов ограничились короткими заметками/новостями.
Не «каждый», а «чем больше — тем лучше». И принцип весьма простой — больше просмотров -> больше показов рекламы -> больше денег. Адблок помогает далеко не всегда (большинство его не использует, и даже не знают, что такое существует).
Увы, неа. Или — или. Ведь, как известно — за двумя кобылами погонишься, от обеих копытом в лоб получишь.
Надо конкретные примеры привести, со счётчиками просмотров?
Так это не про осмысленность или уникальность, это про актуальность. Не любая идея, даже реально хорошая, актуальна большому числу людей, тут как бы мир так работает, ничего не попишешь.
Все еще вопрос актуальности. Как я уже писал, довольно логично, что мемчик про котиков более востребован, чем серьезная статья про технические вопросы. Но это не мешает сделать статью более популярной, написав более грамотно и увлекательно.
И почему? Как ты это обоснуешь?
Меня интересует момент, где ты от счетчиков однозначно переходишь ко глобальной тенденции, потому что возможных причин падения интереса к материалам — огромное количество, и только одна из них это некая тедненция.
Получается замкнутый круг. Увлекательно написано тогда когда большая аудитория. А чтобы она была большая нужно увлекательно писать. А как понять что написано увлекательно? Ну когда аудитория большая же. А как её увеличить? Написать увлекательней!
Ну Apple как бы всё ещё актуальна :) И все, что с ней связано — тоже, всё таки самая дорогая компания в мире, и с этим приходится считаться.
Мешает. Тк старался, писал, запостил и… А рядом постят котиков. У котиков куда меньше трудозатраты, но при этом больше просмотров и больше денег. Раз написал, два, три… И бросил — стал тоже постить котиков. Трафик вырос, метрики вышли в плюс, зарплата тоже. Вроде все довольны. Вот так и вымирают лонги, тк при двух способах удовлетворить потребность обычно выбирается наименее затратный, а значит писать длинные вещи будут или те, кто «хочет писать длинные вещи, и ему по барабану на количество тех, кто возможно это прочитает», или тот, кому явно ставят (и оплачивают) именно такую задачу.
«Кто хорош во всём — не хорош ни в чём, тк не имеет глубоких познаний ни в одной теме». Время ограничено, и чисто физически не выйдет угодить всем, просто потому, что пока пишешь — тренды сменятся, и ты из них уже вылетаешь. А если пишешь быстро, под них — то качество будет куда ниже, чем у того же властелина колец (который кстати тоже писался с оглядкой на современные Толкину события).
Ну на тех сайтах, где я обитаю это выглядит именно так, а обитаю я на них давно — подмечаю и запоминаю повторяющиеся закономерности. Опять таки, возможно в англонете всё по другому (но тут стоит вспомнить, что любые тренды сначала возникают там, и с опозданием в пару лет добираются до нас).
Так вымирают лонги, которые удовлетворяют ровно ту же потребность, что и котики. Помянем. Но таких лонгов практически нет — этот формат предполагает углубленное рассмотрение темы.
Вообще, если твоя задача это любой ценой набить клики — ты, естественно, начнешь постить мемы с котиками и будешь в этом подробнее прав. Только вот в постинге котиков выше конкуренция и меньше уровень причастности потребителя. Это в принципе странный тейк, потому что не обязательно работать именно на нишу умиляющихся домохозяек, да даже и у них котики это не единственная потребность.
Это актуально далеко не для всех сфер жизни. В случае новостей — крайне актуально. В случае, скажем, аналитики — уже меньше, потому что от аналитики требуется прогностическая сила и она не делается щелчком пальцев. В случае худлита вообще фигня, топовые жанры не меняются десятилетия.
Распространенная ошибка. Прямой зависимости между скоростью и качеством нету, она там сильно нетривиальная. Об этом отдельно напишу.
Похоже, ты не учитываешь миграцию людей с платформы на платформу.
Давай сразу весь список, чего я ещё не учитываю? Наверняка он длинный.
Срок годности этих прогнозов тоже не особо большой, а клиентура требует вот прямо сейчас — им нужно решения принимать, на основании этих прогнозов.
Как и в случае новостей. Есть вполне известный список тем, который был, есть и будет интересен практически всем и всегда. И там речь идет даже не про десятилетия, а вообще про всю историю литературы в принципе.
Ну хз. Донцова написала куда больше вещей, чем тот же Толкин — она явно пишет быстрей. Есть разница в качестве? Есть.
Как то всю жизнь тяготел к энциклопедиям, научпопу и фантастике.
Разве. За примерами далеко ходить не надо — смотрим на канобу и dtf.
Еще раз — внимание человека ограничено как и его воля. И чем больше он его убил на работе, тем меньше у него времени и желания напрягаться читая лонги — куда проще пролистать ленту с мемасиками. Авторы лонгов это видят и постепенно забивают — зачем, если внимание (а больше они ничего не получают) можно получить намного легче и быстрей — тупо запостив котика? Либо вообще валят с площадки. Примеры? DTF прямо сейчас.
ммм… Не очень приятно, когда собеседник очень глубоко разбирается в своих хобби, а ты — «чуть выше среднего». Разговор сам собой сворачивается. Источники не помогут — у него за плечами многолетний опыт, наверстать конечно можно но уйдёт очень много времени, а он ждать не станет.
Это следствие массовости интернета, а не «вымирания лонгов». Не все человечество читало книги. Те, у кого есть потребность в лонгах, их и читают. Иначе всех писателей можно на мороз.
Рады бы, вот только писать почти перестали и весь народ разбрелся. Потому что как читало полтора человека из тысячи так и читают, а владельцы ресурса ориентируются на массы — на сами лонги им пофиг; массы хотят котиков.
А еще массы хотят в 3 в ряд играть.
раз
два
Хотят, играют — именно поэтому мобилки в топе по играм; а консоли с пк загибаются (выпускать на консоль игру уровня киберпанка — нонсенс; впервые на моей памяти игру не просто сняли с продаж, а еще и деньги всем вернули за нее).
а можно, пожалуйста, статистику? Не в процентах, которая показывает рост мобилок, а абсолютную. И игры уровня киберпанка на консолях и раньше встречались — ведьмак же, не? То, что киберпанк зафакапили, не выполнив половину обещаний? Это и 10, и 20 лет назад бывало.
Рады. Но они рады, когда их понимают и способны обсуждать эту тему на равных. Как мне сказали — «я уже смирился с тем, что никто из моего окружения не любит ту музыку, что слушаю я и совершенно не разбирается в ней».
А давай не будем думать за меня и делать такие выводы?
(а потом приходишь на табун и задвигаешь телеги, что про космологию, что про фармакологию, что про историю =)Не хочется. Разборок на работе хватает. Кому реально хочется — не тратит время на форумы, а так — пару вопросов задаст, и то на каких нибудь узкоспециализированных площадках, наподобие monitor.ws или startcopy.
А в «society» идут как раз ради релакса, расслабления и мемасиков — ибо напрягаться не хочется совершенно. Ну и так называемое «инертное большинство» обычно идет по пути наименьшего сопротивления, что снова возвращает нас к мемасикам с котиками.
Так это тоже развлекушки, с многокилометровыми срачами в каментах, часто еще и на политические темы. И да — он тоже давно скатился — нынче миром заправляет твиттер, с его 400 символами (или сколько там сейчас).
То есть интересные длиннопосты — это развлекушки и то же самое, что мемасики, а скучные хрени из копипасты на стопицот страниц без структуры и вообще какого-то смысла — это типа «настоящие лонги»? Ну, там, дампы универских рефератов «ради объёма», да? Если так — то тогда туда таким «лонгам» и дорога. Мне куда больше по душе, например, Скотт Мэнли, Тим Додд и Черток, а не реферат по истории космонавтики, лол.
Ок, есть у меня фанфик, Я и Эйджей 35+, он хорошо написан?
Делаем с тобой правое дело)
Ну очевидно что вся критика сугубо субъективная и полагаться лучше только на мнение большинства. Так же зависит многое от жанра фанфика, к примеру произведения среднего размера в жанре допустим экшн думаю соберут больше положительных рецензий и фидбэков от читателей, чем заумные тирады на полмиллиона слов в жанре философии (просто пример)
Я бы всё таки больше надеялся на самоанализ, ты лучше любого можешь оценить себя, похвалить или, наоборот, подметить ошибки (ну если ты не долбоёб разумеется). Но тут тоже есть свои нюансы: нужно оценивать самого себя как бы со стороны общества, как бы читатели отреагировали, а не как тебе самому нравится… иначе получится что плод творения тебя полностью устраивает, а другим он нах не сдался… писатель работает на общество, донося свои мысли, а не наоборот…
Ну а в общем мысли хороши, начинающим писателям стоит прислушаться, либо же можно почитать книги про искусство критики, чтобы разобраться на что обращают внимание читатели
С методом «смотреть от лица читателя» все правильно сказал, но тебе для начала нужно этого читателя понять. А для этого нужно набить информационную базу.
Ты не можешь знать, офигительная ли твоя вещь, если она осталась в безвестности.
Распространенный миф. Если нет спроса — продать товар ты не сможешь, сколько не бейся.
Угу, распространенное лобовое и грубое понимание концепции искусственного спроса.
Спрос создать НЕЛЬЗЯ. В принципе. Если человек не удовлетворяет вещью какую-то потребность, он ее не купит. Можно найти изящный способ на этих потребностях сыграть. Скажем, искусственный спрос на айфоны базируется на стремлении людей к новизне, которую дает каждое поколение. Но это не значит, лол, что если Эппл вдруг решат продавать вместо айфона коробку с говном, они смогут это сделать. Потому что говно человеку не нужно, даже с яблочком. А модный смартфон — нужен.
Можно. Если потребности нет — её всегда можно создать. В книжках по маркетингу учат, что человек сам не знает, чего хочет и задача грамотного продавца как раз выявить её и сыграть на этом. У людей 100 лет назад не было потребности в тех же мобилках, планшетах, игровых приставках и прочем — теперь они есть. Та же кола по сути совершенно пустая вещь, и людям не нужна абсолютно — тем не менее, разлетается на ура.
Нет. Айфон и прочие продукты эпл это заявка на определенный статус, принадлежность к определенной группе людей. Джобс создавал это прежде всего для себя, и он своей харизмой убедил миллионы, что им это нужно. Сейчас Маск аналогично двигает свою теслу, хотя все что он сделал — хорошую рекламу и дизайн мелочей, типа дверных ручек. Все остальное всякие мерседесы с бмв умели и умеют лучше.
Смогут. Скажут, что это круто бустит здоровье, потенцию или еще что — разлетится в момент. Всякие акульи хрящи с толчеными рогами носорогов продаются за бешеные деньги, а польза от них примерно такая же. Я вот не мог поверить что человек сам добровольно свои деньги отдаст какой нибудь службе безопасности сбербанка — тем не менее, сплошь и рядом люди делают глупости, достаточно лишь грамотно надавить на нужные точки.
А что делает его модным? Почему нокия не смогла, самсунг не смог, гугл не смог, майкрософт не смог — они все или делали или делают. Но могут почему то лишь эпл, хотя тех кто их ненавидит — тоже хватает.
Ну да — инет главное изменение, которое сильней всего изменило жизнь обывателя.
Это энергетик) Кола тут вообще никаким боком. А высокое содержание сахара скорее вредно чем полезно, не говоря уже о том, что этой самой колой можно успешно чистить стены. Чай и кофе менее вредны, от соков и морсов можно спокойно отказаться и потерять примерно ничего.
Потребность в сахаре и поощрение (собственно его вкус) — заложено эволюционно, а не порождено самим человеком/обществом. А передозировка чего угодно вредна, даже той же самой воды.
Как выше сказали — с тех пор дофига чего изменилось, и те механизмы что раньше помогали (много сахара — много калорий, полезно) в эпоху изобилия приводят к сахарному диабету (ибо сахар теперь есть практически во всём, чтобы его ещё и в концентрированном виде потреблять). Кстати да — кола вредна именно этой самой передозировкой, к которой она приводит (тк на сахар подсесть легко из за той самой пресловутой эволюции, а вот осознанно соскочить весьма сложно).
То, что эта потребность так реализуется нерационально — к сути отношения не имеет.
Прямо как наркотики. Вот только почему то наркотики плохо, а кола хорошо. Я уж не говорю про исследования, когда рекламу кока колы свернули и продажи моментально просели на 80% — то бишь без постоянного пичканья рекламой она не особо нужна (в отличие от морсов и прочих соков с чаем и кофе).
Ну да. Прямо как бухло и сигареты. И квитэссенция — штука типа яги, смесь бухла с энергетиком. Настолько чудесной получилась что ее тупо запретили законодательно. Зря наверное — ведь это столько энергии для организма, а то что сердце ускоренно изнашивается так то фигня.
Ну да. И проблема детского ожирения в штатах из за сильной любви к коле и фастфуду конечно же совсем не проблема, и решать её совсем не нужно.
Ты как-то хреново читаешь (и весь твой комментарий такой). Я ни разу не говорил, что это не проблема — это другая тема.
— Со всякими колами действует спрос, потому что это, все-таки естественная потребность. Реализуемая ей хреново, да, но факт остается фактом. Ты можешь ее сам купить и без рекламы, таки. Как и с любой жрачкой за не совсем уж конскую цену.
— С бухлом и сигаретами ситуация другая: у организма отсутствует обычная потребность в никотине и алкоголе, в отличие от подвидов сахара (да и потребность попить жидкости, в конце концов). Но эта потребность может появиться, если ты все-таки начнешь вопреки (да, организм будет сопротивляться первое время) бухать и курить. И маркетинг тут работает не в последнюю очередь.
— Потребность в смартфоне (в любом смартфоне) — вызвана сегодняшним образом жизни. В любом случае устройство в инетом у тебя есть.
— Потребность в флагманском яблоке за кучу тысяч бумажек — практически полностью вызвана маркетингом, который когда-то вдавил в головы «apple круто» и абузит желание выделяться.
— Или все сценарии внутриигровых покупок — сначала нужно создать игру, чтобы в ней было потребление каких-то услуг, которые касаются только самой игры.
И да и нет. Софт у них таки самый вылизанный, как был так и остался — их девайсами просто приятно пользоваться. Ну и экосистему вменяемую кроме них никто так и не осилил. Я уж не говорю, что текущий флагман за 100к брать никто не заставляет — возьми нечто старое и недорогое и получишь практически такой же опыт, причем на несколько лет.
В чём проблема создать такую игру? Как клепали так и продолжают.
Удваиваю здесь. В широком смысле реклама колы не ограничивается транспарантами и телеком. Рекламой является практически все, начиная со стратегической планировки магазинов и дизайна холодильников в киосках на улице, заканчивая пьющим эту самую колу соседом. Да даже просто ярко красный цвет упаковки специально привлекает внимание. То есть, чтобы убрать 80% рекламы, это нужно либо куда-то спрятать все упоминания колы (что уже стало невозможным), либо найти лютую мухосрань в центральной Африке, где о ней вообще не слышали.
И, наверное, цитрусовые соки будут лучше справляться с отмыванием стен (в них кислот больше), но они дороже из-за сырья (да и никому в голову не придет такое форсить).
Тем более в случае достаточно мощных предположений типа внезапного падения спроса на что-то на 80%, не связанного с его смещением (хайп от новой модели) или со скандалом (найдены биологические/химические/радиационные загрязнения, например).
Главная проблема была даже не в этом, а в windows, которая вообще никак не была приспособлена к данному форм фактору. У меня была парочка кпк на win ce — и ощущалась она скорее как игрушка для энтузиастов, нежели как нечто применимое в жизни; в отличие от того же симбиана.
Мне кстати нужен айфон с вменяемым аккумулятором — чтобы не разряжался за час; но такой ровно один — 12 макс про. Да и то хз насколько его хватит. А еще я хочу универсальный экран, который мог бы работать как в режиме eink так и amoled ltps + был сенсорным и со встроенной солнечной батареей. И за вменяемый ценник. Слишком много хочу?
Вопрос в охвате именно целевой аудитории, а она может быть и не такая большая.
Тут тоже сложно. Тот же метакритик считает не просто большинство, а «экспертов» — то бишь критиков. Полно примеров, когда критики высоко оценивали произведение, но широким массам оно не заходило; обратных — тоже хватает. Тем не менее, бизнес ориентируется в основном на первых. Тем более, сейчас модно оценивать произведение не целиком, а лишь по одной детали (например та же TLoU 2), когда куча народа ставит нули начитавшись скандалов в инете, даже не пытаясь самостоятельно ознакомиться с произведением. Или наоборот ставит максимальные оценки например потому, что создатель игры (или чего то еще) пошёл против условной «повестки».
Главное — определиться, что и зачем пишешь.
Если важны читатели — есть список тем и приемов, которые гарантированно соберут реакцию с комментариями. Аналогично с коммерциализацией — обычно в тренде куча однотипных произведений (кто то написал первым, оно выстрелило, крупный бизнес это видит и начинает повторять). Но штука в том, что если все время повторять — доход (возможно) будет, а вот творчества — нет. А предсказать, что конкретно выстрелит (за исключением тех самых гарантированных приёмов) не умеет никто (тут как со всевозможными тренингами — кто не умеет зарабатывать деньги, идет и учит других, как их заработать)
Противоречит. Мне отец говорил: «в любом изобретении не должно быть слишком много нового — иначе его никто не поймёт, и не примут. Поэтому, процент новизны не должен превышать 25%-30%».
Опять таки — нет. Невозможно предсказать, что выстрелит, а что нет — иначе те, кто это умеют, не совершали бы ошибок в принципе (зачем ошибаться если можно делать только прибыльные, гарантированно успешные вещи?). Тем не менее, ошибаются все, независимо от уровня интеллекта, знаний, социального статуса, богатства и так далее.
Тут какой момент. Новизна — она не является ценностью сама по себе. Она интересна в том случае, если человеку понятна и полезна. Логично, что совсем чуждая идея ляжет на мозг туго, и это не говорит о том, что человек тупой — просто идеям частенько нужно настояться.
Предсказать невозможно, но можно прикинуть, насколько написанное имеет вообще шансы выстрелить. Вот это одна из прикидок. Люди по своей натуре любопытны и в целом открыты новым идеям, особенно основная читающая аудитория — молодежь.
Тут проще даже не прикинуть, а собрать бигдатой настроения, затем сделать контент, максимально заточенный под них, с расчетом на окупаемость. Пока, увы я вижу тенденцию к максимальному упрощению всего и вся — длинные тексты сменились сначала падонкафским сленгом, потом стали укорачиваться, потом вообще превратились в видео (ютуб), а щас уже и труба уступает тиктоку (а там длительность видео 15 — 16 секунд, максимум); в комментах рулят даже не смайлы, а гифки с макро (которые встраивают в некоторые сайты); общение же сводится к очередному «в интернете кто то неправ!» и клепанию новых мемасиков; текстовые же сайты стали делать упор не на длину текстов, а на их большое количество в единицу времени (короче, но чаще) с прицелом на бурное обсуждение в комментариях (самый низкий стиль — когда новости изначально подаются в определенном ключе, с целью спровоцировать аудиторию). Имхо, если хочется писать качественные, длинные вещи, то комменты к ним лучше отключать вообще (чтобы ничто не отвлекало от собственно прочтения).
Уже мимо. Падонкафский сленг НИКОГДА не был распространенным способом написания текстов.
Ага. Потому что интернет из площадки для айтишников стал превращаться во всемирную сеть и там массово начали появляться люди, которым длинные тексты не интересны.
Опять же, труба не уступает ему, она просто отдает ему ту нишу, которой до этого просто негде было кроме него жить, а теперь появилась удобная альтернатива.
Короче, у тебя системная ошибка анализа, состоящая в том, что ты не учитываешь факторы состава аудитории интернета, ее растущего объема и ниш. Десять лет назад интернетом пользовалось 25% населения Земли. Сейчас — 50%. Это огромные изменения, которые перевернули картину с ног на голову.
Я не учитываю (у меня просто нет таких инструментов), но учитывают большие корпорации, которые и разрабатывают эти самые тиктоки. А они как раз заинтересованы охватить всех, тк количество = прибыль. Смотрим, что они выпускают, делаем выводы.
Он был распространенным способом общения. Или диалоги/комменты уже перестали быть текстами? Потом появилась культура имиджборд (которая жива до сих пор, хотя возможно и не в таких объёмах).
Айтишники во первых никуда не делись, во вторых, оккупировали себе маленькие кусочки (тот же хабр), которые максимально огородили со стороны; в третьих тк они пишут сервисы для всех остальных, то их тоже задевает по касательной — они перестают писать длинные тексты (в большинстве).
И параллельно закручивает гайки (например со страйками по авторским правам за всё подряд). Ниша была, тк до тиктока были кубики, вайны, перископ и хз что еще — но выстрелил почему то лишь тикток. Сейчас еще пытаются запустить сервис видеостриминга на мобилках, когда целые сериалы будут укладываться в 5 минутные серии (и разумеется снимать/писать сценарии сразу с учетом мобилок) — пока особых успехов нет, но что то я сомневаюсь, что в ближайшее время маятник качнется обратно.
На орочьей памяти лучшие работы именно так и появлялись. А когда орк начинал задумываться как там и почему надо — получилось, что орк тогда Баданиусу на конкурс принёс
Положил текст в стол. Читатель не находится. Что будем делать?
В узких сообществах вроде Табуна оно с горем пополам работает, но уже, скажем, брони-сообщество в целом без продвижения хер о тебе узнает. Не говоря уже о всяческих Книгофанфиках и тем более серьезных литературных сайтах.
— В речке.
— Правильно. А циркачей?
— В озере! © м/ф Приключения Фунтика.
Раньше художественные тексты приносили в редакции всяких там журналов. Сейчас же для этого существуют специальные площадки, и нередко тематические. Так что если хочешь, чтобы твой текст заметили, его нужно размещать именно там, где его заметят. Выложить свой рассказ в комментарии к товару на алиэкспресс будет не самой удачной идеей.
Я об этом как-нибудь напишу.
А серьёзная литературная площадка это какая?
-Где сидят дяди литературоведы?
-Где много читателей?
-Где можно свой опус продать?
или какая-то другая?
Некоторые ради частоты глав выкладывают по пять — шесть тысяч знаков, зато каждый день или через день. Только начал читать и тут же глава кончилась.
Но да и расписание и частота глав не дают потерять книгу, держат её в разных топах, а значит и на главной.
На АТ в том числе важно количество комментов, это тоже выводит произведение на главную. Автор Оро Призывающий, чтобы быть в топе байтит читателей постоянно комментить, выкладывая новые главы про достижению какого-то числа новых комментов иди делая главы бесплатными по мере накопления лайков под книгой.
Тоже стратегия.
Ее отсутствие же говорит ему, что тебе как-то на свою вещь положить. А если тебе положить, то ему с чего бы поступить иначе?
История такая.
Большинство читателей АТ ищет книги одним способом — смотрят, чего интересного мелькает на главной. Там у твоей книги отображаются обложка, имя автора и название. Соответственно, первое, о чем стоит подумать — о создании привлекательной комбинации этого всего. Они втроем должны:
1) выделяться на фоне остальных;
2) дать человеку понять жанр и настроение книги;
3) быть интересными и увлекательными.
Тогда человек, увидев книгу на главной, может по ней перейти (если заинтересован в жанре).
Чтобы он ее увидел на главной, ее нужно выкладывать не одним куском, ведь тогда она один раз мелькнет в виджете новинок на пару минут. Нужно побить ее на главы больше 15к символов и выкладывать постепенно, потому что каждая такая глава будет попадать в виджет последних обновлений, что значительно увеличит шанс быть замеченным.
Относительно потенциальной ЦА и других факторов также выбирается время и частота постинга этих обновлений.
Второй вариант поиска книг, гораздо более редкий, но тоже важный — через, собственно, поиск. Чтобы он работал, нужно правильно подобрать жанры и теги. При этом стоит помнить, что теги выполняют не только поисковую, но и описательную задачу. По ним человек тоже будет решать, интересна ли ему история.
Если он наткнулся на книгу в поиске или перешел с главной, перед ним открывается полная карточка, где кроме имени-названия-обложки будут теги, аннотация и авторский комментарий. С первыми уже сказал. Вторая должна все так же быть интригующей и давать понять, с чем человек имеет дело. В комментарии необходимо указать расписание постинга, чтобы человек был более уверен, что ты не бросишь на полпути.
Только пройдя все это он открывает, наконец, первую главу. И в ней производит два теста: сначала первого экрана (о чем нужно думать с учетом мобильных устройств), затем — первой главы. Оба два должны быть пройдены через увлекательное повествование и демонстрацию заявленных параметров произведения.
И вот только после этого у тебя есть читатель. По крайней мере, на следующую главу.
Часть нюансов я упустил, на самом деле их еще немного больше, скажем, продвижение за пределами площадки. Но думаю этого уже хватит, чтобы понять, что не все так просто.
То есть, ты можешь класть главы меньше, но тогда на главную будет выходить не каждая. Поэтому в основном пишут по 15-16к — это достойный объем для законченного куска сюжета, который при этом удобен большинству читателей. И на главной будешь мелькать оптимально часто.
Кстати, лулз: когда я активно пилил Твиану, у меня главы сами собой выходили примерно 15-16к.
Мне не кажется, что подлинные критерии вообще поставлены. А если их выражение где-то и присутствует — то несознательно, и зачастую, чем их меньше и чем больше опыта у рядового читателя в общении с ними, тем ему будет приятнее читать.
Самым непосредственным: задача ставится, а затем смотришь, выполнена ли она. Ставить, естественно, следует задачу выполнимую и верибельную.
В таком духе.
(это как я недавно наткнулся на слово «перисол», только пытался понять, что это — пересол или парасоль, в итоге оказалось, что это криво названный перигелий, лол).
Вообще, ловлю испанский стыд, когда вижу такие лютые англофицизмы (когда существует более удобный русский аналог!) от человека, который называет себя писателем
С другой стороны, это иногда позволяет привести в соответствие русскую и английскую терминологию — как никто не говорит «обозреватель», «ЭВМ», «электронный дневник» — а все говорят «браузер», «компьютер», «блог». В технике это встречается чаще («даташит», «пинаут», «кулер», «бут», «сидюк», «трасса» (на печатной плате), «пин», «коннектор», «болл», «бамп», «субстрат», «чип» и т.п.)
*Режим ворчливой жертвы редактора — офф*
Во всем остальном я толком так и не разобрался. Мой кругозор/словарный запас не достаточно обширен, чтобы понять смысл большинства фраз, вложенных в сей пост.
Наверно всё, кто написали тут комментарии в той или иной степени пишет Фики. Я не исключение. Тоже пытаюсь продвигать свой рассказ (делаю посты на Табуне каждый раз, как выходит новая глава). Пишу… года 4 вроде. И что же имеется? Публикую свой рассказ на двух сайтах. Табун и Ficbook. И если на первом за все время существования я добился примерно 100 просмотров (я так понимаю это количество людей, которые заинтересовались твои произведением и решили прочитать. А не количество, сколько раз твое произведение открывали), то на Ficbook уже 17к просмотров (на данный момент). На табуне за все эти годы я с трудом добился 3,5 звёздочек, то на Ficbook минула отметка в 80 лайков.
Я не хвастаюсь даже на собирался. Быть может в некоторой степени я согласен с автором поста. Люди обратят внимание на твое произведение, если сможешь заинтересовать их. Тут уже от вкусов и предпочтений зависит. Так, например, на Ficbook каждая новая глава сулит за собой минимум 50 просмотров в первый день. Конечно на следующие дни меньше, но не суть. На Табуне же на главу могут обратить внимание человека 4 (вот последняя глава как раз столько просмотров и заработала).
Как бы то ни было, но я очень рад таким результатом. Я начинал писать/публиковать этот Фик не ради славы. Мне просто захотелось поделиться историей, которая существовала в моем воображении. Хотелось, чтобы о ней знал кто-то помимо меня. Именно поэтому я стал писать Фик. И на данный момент у меня, пока что, такие вот результаты. Ничего такого я даже не ожидал. Максимум лишь, что моё произведение найдет место в сердцах читателях (если он им всё-таки понравится).
Именно так по моему скромному мнению и стоит писать. Успех будет, но потом — однако писать ориентируясь лишь на него смысла немного.
Делать ли это — уже тебе решать.
Во-вторых: статистика просмотров фикбука ничего не говорит о реальных читателях. Я тоже видел неоднократно десятки просмотров в день у себя, потом догадался, что это тупо поисковые боты. Про оценки — ты тоже сравниваешь несравнимое. Из этих 3,5 звёздочек проголосовавших может быть 500 (можно в тултипе посмотреть), а на фикбуке 80 лайков — это тупо плюсы от 100 читателей (там минус (и тем более более оправданную оценку) поставить вообще нельзя, увы; только в режиме «ждёт критики» и без возможности статистического обобщения).
И кстати, не знаю как, но если судить чисто по реакции в виде комментов, то у меня на одни и те же фанфики понификшене куда больше фидбэка, чем на фикбуке.
P.S. Если у тебя на понификшене оценка 3,5 — это означает, что твой фанфик реально плоховат. Обычно что-то реально хорошее — это не ниже 4. Возможно, потому и читателей мало.
Нет.
Если эта реакция совпадает с ожидаемой.
Ориентироваться на количество бессмысленно. Можно писать банально нишевую вещь. Можно быть Донцовой и штамповать одно и то же (аудитория ой как любит стабильность). Можно написать один короткий рассказик и запостить его один раз. Можно писать многобукаф на 100500 глав и постить каждый месяц по одной. Можно абсолютно в каждой дырке форсить свое творение.
Если читателей мало — это может быть признаком того, что ты делаешь что-то неправильно. Но это далеко не обязательно из-за качества писанины. Это, скорее всего, одна из последних причин, на самом деле. Ну может быть объем текста еще отпугивает.
Вот с реакцией интереснее. Вообще, сам вопрос «хорошо ли ты пишешь» не нужен (ток если ты сам не паришься на этим, но некоторые известные классики писали не особо грамотно, да и на самом деле важнее понятность мысли). Более полезен и главное, важен ответ на вопрос «А нравится ли тебе самому, как ты пишешь?» Это единственное, что действительно имеет значение для писателя именно в «качестве» писанины. Я не думаю, что человек, который когда-то написал Паучеков, очень сильно парился над качеством. Реакция аудитории скорее всего совпадает с тем, что он хотел, а качество написанного вполне закономерно считается говном, и на контрасте работает. Тем и ценно.
Другие не менее волнующие вопросы «Как стать популярным?» и вытекающий оттуда «Как оставить свой след?»… ну будем честны, тоже зависят не только от качества писанины.
Ну такое. Некоторое время помодерировав сторис и полазив по фикбуку (каюсь, грешен) я видел не малое количество «авторов» буквально обмазывающихся своими творениями, в которых даже пятиклассник нашёл бы кучу ошибок и читать которые никто кроме автора не смог бы. Конечно важно, чтобы самому нравилось что пишешь, но ставить это во главу угла, это какой-то литературный онанизм.
По числу игроков — тут не совсем корректно, не все играют ради сюжета.
Надо подумать, интересная задача.
Первой плашкой я бы поставил наличие обсуждаемости вообще.
Панина тоже обсуждают. Является ли это хорошим сюжетом? Или скажем доку 2 по тв показывали — она стала от этого хорошей игрой? Дом 2 тот же — там тоже много обсуждений было. Мыльные оперы, а-ля санта барбара — да много примеров.
Трикси всё равно рано или поздно сведёт всё к чашкам.
Надеюсь, чайным. Если к коленным, всё куда хуже, чем я думала.
Спойлер
*старательно забивает досками свой стол*
Нельзя писать плохо или хорошо. Можно писать в принципе или не писать вообще. С этим понятно, кто пишет тому есть о чём, а следовательно тут уже качество зависит от ожиданий и потребностей читающих. Предпочитающие один жанр, стиль или направление будут считать плохо написанным всё, что не будет соответствовать их ожиданиям и предпочтениям. Так поклонники исторических повествований будут исходить ядом от упоминания развлекательной фантастики или фэнтези, а поклонники лёгкой и приключенческой истории будут биться в истерике головой об обложку книги, где в основном перечисляются всевозможные научно-технические предположения о ближайшем будущем. Не знающие правил стимпанк-вселенной одинаково не смогут оценить книгу по ней, но и точно так же не будут способны передать атмосферу, конфликты и условности событий происходящих в подобном мире с позиции писателя.
Таким образом можно считать хорошим текст, в котором прежде всего автор умеет наступать на горло своей песни поставив границы логики описываемого им мира. Где заданные правила существуют в нерушимом понимании основы мира на котором базируются история и нарушения этих правил является обоснованным элементом контраста в разумных и обозначенных сюжетом границах. Хорошим текстом будет и тот, в котором поведение персонажей обосновано их жизненным опытом, их позицией в мире, их предысторией и всей той «бэк-стори», о которой часто писатели забывают, создавая персонажа из пустоты для такого же декоративного и картонного мира. Хорошим является и тот текст, в выдуманные события которого верит и автор и читатель. Где сопереживая героям соглашаешся с их выбором или считаешь, что следовало бы поступить иначе.
Следующим параметром который сможет сделать текст хорошим, это соответствие выбранного антуража стилю изложения. Уличный язык будет уместен в пост-апокалиптической истории, а более интеллигентный слог персонажей подчеркнёт контраст между жителями пустоши и сотрудниками какого-то уцелевшего комплекса. Автор, понимающий насколько важна проработка подачи информации в соответствии с событиями в отдельных частях истории и меняющий стилистику для лучшей передачи описанного, сделает свой текст в разы лучше, чем авторы использующие один приём на всё или одинаковым способом повествующие и о событиях в мегаполисе и где-то на окраине Ничего. Даже сухое изложение можно сделать интересным. Примеров тому много. Но при этом не стоит забывать, что сухое (где каждое слово имеет несколько ролей и крайне чувствительно к фоновым знаниям читателя способного «разархивировать» написанное в полный формат) это не означает примитивное изложение, где у автора просто ограниченный и узкий словарный запас.
Знание матчасти и использование её как основы или изюминки текста — тоже пойдёт на пользу качества текста. Даже если он написан не всегда идеально, понимание автора того о чём он пишет — большой плюс. Раскрывая перед читателями мир движущихся городов и отделываясь общими фразами о «какой-то вал», «большое колесо», «Тянущиеся цепи и мотор», автор снижает ценность своего текста, потому что задавая тон того же дизельпанка и не передавать всю атмосферу выхлопных газов, урчания моторов, запаха топлива и смазки, моментов ремонта или взаимоотношений персонажей для которых поломка двигателя их машины критична для выживания — это банальная попытка получить толику внимания от тех кто жанр любит. Отчего писатели пытающиеся угодить поклонникам разных жанров одновременно, рискует сделать свой текст плохим, даже если пишет хорошо.
Ну и да, автор знающий о чём пишет и почему пишет об этом в своей истории, всегда будет иметь лучше текст на выходе чем тот, кто пишет просто так, начиная с одного и заканчивая вообще не пойми чем, забыв о чём начинал писать и к чему история должна была придти.
Ну а теперь можно пойти почитать что там в комментария.
Можно. Оценить можно абсолютно любой процесс, главное — выработать критерии. Ценность у оценки будет не всегда, но я специально выбрал такие, чтобы она была.
На весь остальной пост я смысла отвечать не вижу, потому что он состоит из длительного разбора частых случаев, щедро сдобренного личным мнением, а я пост писал про общий принцип.
Что хотел-то сказать, кроме очевидного «будь в ладах с логикой и понимай, что ты пишешь»?
И вовсе не понимаю, как из этого получается
Лично я уже после первого тома смутно ощутил, что что-то не так. Но не мог понять что. Реакция читателей? Давало лишь общее понимание, нравится или нет (или не хотел обидеть), но конкретики никакой, и спустя десяток таких реакций стала абсолютно бесполезна. Может реакция критиков? Большинство профессионалов действует как на конвеере, реагирует и действует сухо, а иные быстро переходят в деструктив, вызывающий желание только послать (даже если изначально искренне хотел увидеть ошибки, а главное — понять КАК их исправить). Что характерно, действительно ценным опытом «в цеху» делятся разве что единицы, которых еще умудриться нужно найти.
Невзирая на постоянный гугл-поиск и попытки контактировать с другими, все в итоге свелось к саморазвитию. И когда стало ясно, что первая работа погрязла в правках, из-за каждой добытой крупицы знаний, в то время как уже ожидал черновик второго тома… меня это просто достало.
«Хорошо» или «плохо» для меня, понятия оказались слишком расплывчаты. Что хорошо для одного — всегда найдется, кто считает дрянью. Равно, как и наоборот. А между тем, недавно перечитал те работы, и понял, что лично я, спустя десять лет, не смог оторваться, пока не прочел все… И даже несколько пожалел, что не продолжил, хотя бы для себя.
Подозреваю, выборка было слишком маленькая. Потому что при достаточно большой всегда набирается стопочка комментов с указанием на конкретные причины не очень хорошей реакции.
Плюс, эта тема работает не совсем так. Для получения полезной информации нужно несколько произведений, которые сделаны несколько по-разному. Таким образом можно сравнить реакции и понять, какие из этих разностей к худу, а какие к добру.
Но вообще да, это сложно. Впрочем, никто и не обещал, что это просто. Моей задачей было в первую очередь показать, что опора на мнение критиков, жюри и прочих таких ребят пользы не делает.
Не настолько. Я даже не всегда банально успевал обрабатывать это все, даром, что все время было моим.
Но именно так оно в моем случае и сработало, поскольку я какое-то время, для эксперимента, пытался еще и в рассказы.
Обычно ставку делают на среднего читателя. По крайней мере, я на это надеюсь. Вышеописанные же тобой «такие ребята» — это немного отдельная категория, но вполне имеющая чрезмерное влияние на неопытного, да.
Впрочем, следующий пост будет (и вполне вероятно, что сегодня) на другую тему, не менее занятную. Хочу рассказать про то, как подходить к написанию текста и на что ориентироваться.
Ты явно не понял, о чем я говорил выше. Проблема больше стояла не в поиске источнике проблемы, в поиске своевременного решения. Это первое. Второе: есть проблемы, которые лежат на поверхности, но есть и те, которые средний читатель тебе никак не сформулирует: поскольку сам услышал звон, но не понимает, откуда он.
Поверхностные проблемы перестают быть информационно ценными уже после первых фидбеков, не мне тебе рассказывать о склонности ответов на одно и то же повторяться.
Да, это правда — читатель не всегда может понять причины своего недовольства правильно. Но ты ведь не читатель, у тебя есть дополнительные знания. Например, если тебе говорят, что описания мира недостаточно подробные, скорее всего основной смысл этого — «нам понравился твой мир и хочется узнать о нем побольше». Никто не будет ругать за то, что мало неинтересных описаний.
Или вот пример работы с недостатком информации: ты, как писатель, так или иначе расставляешь в тексте определенные эмоциональные крючки, скажем, пишешь драматичные сцены гибели героев. Это вещи, которые ДОЛЖНЫ вызывать чувства, которые читатель не может держать в себе. Соответственно, признаком плохо написанной драматической сцены будет то, что читатель о ней НЕ говорит.
То есть, сами по себе качество и содержательность фидбэка это уже полезная информация, которую можно учесть. И таких хитростей очень много. В итоге, особенно в сумме со статистикой по часам чтения в целом, по главам и т.д., можно получить хорошее понимание, что и как удается и нет.
Че-его?.. о_О
Ты свечку, что ли, держал? Откуда диагнозы такие пошли?
Неплохое рассуждение, но не отвечает на вопрос «как это сделать».
А именно подобные рассуждения и привели меня, в конце концов, к бесконечным правкам.
По поводу переводов: сама природа таких работ неминуемо искажает работу автора. И это опять же — самостоятельное бессистемное исследование, еще и продолжительное по времени, которое я итак проводил, и чем закончилось уже выше описал — бесконечными правками по каждой крупице добытых знаний.
Насчет оригиналов: мой инглиш, конечно, не так уж и плох, но и не настолько хорош, что бы подобная затея выгорела.
Э-мм… Что такое классическая научная фантастика, надеюсь, известно? Что такое «фантастическое допущение»? Речь идет не о перекосе в сторону полета фантазии, как в Старварс, а изначально, на концептуальном уровне, четко заложенных вопросах, после которых идет мысленный эксперимент, насколько возможно авторскому мозгу ближе к реальности.
В моем случае речь о мультиверсе, где проблема «тонкой настройки вселенной», собственно, мультивселенной и объясняется, но дает возможность существовать мирам с иными параметрами фундаментальных сил, вплоть до существования уникальных, которых мы может трактовать как магию. Или натуральную магию, но которая уже окажется вполне себе силой взаимодействия — которую можно изучить и описать. И главным вопросом ставилось, что будет, если две реальности с разными фундаментальными параметрами столкнутся в своими континуумами (например, в одной скорость света стандартная, а в другой чуть больше или меньше). Про разумных существ итак понятно, но прежде всего — что конкретно будет происходить с самими реальностями.
Много чего оттуда повырастало… вплоть до столкновения реальностей разных времен. Но суть, надеюсь, ты уловил: даже в Шаннаре именно вопросов, свойственных научной фантастике, я что-то не припомню. А без них, что техномагия, что магия — та же фентези, вид сбоку.
Ах да. Из-аз масштабов там сильный уклон в эпос.
В любом случае, там много намешано (благо это не один роман, а цикл), и конкретные жанры запросу из-за этого уже не отвечают.
Не фанат вселенной Гарри Поттера в целом, но почему-то не удивлен, что написано человеком, близким к науке :)
Синопсисов особо не нашел, но если я правильно понял критику, там был сделан большой упор на научный метод. Это здорово, конечно, но я задавал вопросы несколько более классическим методом «мысленного эксперимента» через фантастические допущения. Ну, тот самый, который «А что, если?».
Я бы сказал так: не по абсолютному количеству читателей, а по доле целевой аудитории. Если ты пишешь оридж-«иронический детектив» (или как там эта донцовщина называется) для массовой продажи всем возрастам и всем социальным группам во всех магазинах страны, или если ты пишешь фанфик по ещё одному не очень популярному фанфику по не очень популярному канону на не очень популярном языке — стоит понимать, что их целевые аудитории разные и количество отзывов (в широком смысле слова) будет отличаться на порядки (иногда и пять-шесть читателей — уже успех).
Ещё можно уточнить — доля прочитавшей целевой аудитории, но ОП решил не касаться темы пиара произведения, поэтому я тоже не буду это обсуждать. Вот тут соглашусь. Но «поправки на Олдбоя» (если что — я здесь не про конкретно Олдбоя, а про абстрактную фигуру литературного критика) тоже стоят того, чтобы их учитывать: как правило, люди, которые прочитали много произведений, разбираются в приёмах и правилах построения художественного текста и способны дать куда больше полезной инфы, чем простые читатели. Разумеется, при этом слово критика — не истина в последней инстанции, и к нему хоть и нужно прислушаться, не следует тут же, не думая, бежать всё выполнять, как он сказал: у всех людей кругозор ограничен, и даже профессиональный критик не может знать всего того, что знает писатель, и возможно, именно отступление от этого правила сделает произведение более ярким. Важно только, отступая от правила, понимать, почему ты это делаешь, и уметь для себя обосновать, почему это отступление сделает твой текст лучше.