Что каждый уважающий читателя писатель обязан сделать, ПРЕЖДЕ чем открывать текстовый редактор
(поскольку я не состою в команде блога, следует сразу отметить, что «мнение Редакции может не совпадать с мнением автора»)
Есть несколько вещей, которые каждый, в смысле вообще каждый раз необходимо делать, прежде чем начинать писать текст. Все из них на редкость очевидны и часть из них на самом деле всё-таки иногда можно сделать уже «в процессе», но если вы только начинаете: пожалуйста, убедитесь, что выполнили хотя бы эту «программу минимум». Текст пропитан очевидностью, но даже профессионалам свойственно ошибаться. Обычно в таких случаях они жгли рукописи и всё такое прочее, так что лучше действительно задуматься над этим в начале.
С чего начинается текст?
С точки зрения читателя — с заголовка. Действительно, нет ничего более раздражающего, чем фраза «фанфик пока без названия». Впрочем, этот вопрос можно решить позже, потому что для писателя текст начинается совсем не с этого. Он начинается с Идеи. С той маленькой, но гордой точки…
Чёрт, как-то слишком пафосно получается. На самом деле всё прозаичнее: в голову приходит мысль вида «А что, если?..» Строго говоря, с этой фразы начинается протокол выполнения фактически всех существующих духовных потребностей человека, но в вопросе самовыражения это особенно заметно. Итак, сначала нам нужна идея. Знайте, что она не придёт во время написания. Вы должны заранее знать, ради чего это всё затевается. Идеи сами по себе, в принципе, практически бесконечны. Конечно, в идеале нужно придумать что-то скопытосшибающее, но при творческом подходе подойдут и идеи вида «А что если кто-то стащит у Дерпи все маффины?» или «А что если все люди одновременно окажутся в Эквестрии, а все жители последней — на Земле?» (если фанфик с последним сценарием уже кем-то написан — сообщите, мне было бы интересно почитать)
Форматный неформат
Итак, ваше подсознание что-то родило. Теперь надо думать, что с этим делать. Точнее говоря, в какой жанр и формат эта идея вписывается. Зарисовка на тысячу знаков? Хороший вариант для простой, но яркой идеи. Рассказ? Наше всё. Может, сразу роман?.. Здесь главное вовремя остановиться. Вспомните принцип бритвы Оккама и не плодите же вы чёртовы сущности без реальной необходимости. Сразу определитесь, сколько вам минимально нужно для реализации базовой идеи и приступайте. В процессе всё равно напишется больше.
Во-вторых, следует определиться с жанром. Нет, если ваша идея предполагает внезапную расчленёнку посреди милого рассказа про бабочек… я не буду говорить, что это нормально, но это не будет проблемой. Проблемой это будет, если такое не было запланировано. Так что держите себя в копытах и задумайтесь сразу: если вам так нужен Большой Человекоподобный Робот, может всё-таки не стоит пытаться написать всё в стиле сопливого женского детектива?..
Здесь же следует определиться со стилистикой, если она предполагается нестандартной. Впрочем, если вы уже решили экспериментировать с такими вещами, вряд ли вы стали бы читать этот текст.
И, конечно же, если вы видите, что для реализации нужны форматы, недоступные вам по сложности или личным/религиозным соображениям, то придумайте что-нибудь ещё. Астрал большой, в нём много неоформленных идей, некоторые из которых — это именно то, что вы ищете.
Персонажи
Камень преткновения от мира фанфиков. Каноничные персонажи ли свои? Свои или каноничные? На самом деле, зависит от идеи. По-умолчанию предполагается, что если ситуация вписывается в канон, лучше брать каноничных: это в целом проще сразу по ряду причин. Например, не нужно прописывать характер, внешний вид и всё такое. Нет проблем со «встраиванием» в мир: никому не нужно объяснять, какого дискорда Твайлайт делает в Понивилле.
Некоторые персонажи так и просятся под целые категории сюжетов.
В случае же если предполагается что-то необычное, странное, просто «неудобное», то, конечно, лучше взять новых персонажей. И здесь же стоит сразу прописать им характер (с внешним видом уж как-нибудь разобраться всегда можно, а логику действий лучше начать соблюдать сразу). Ветераны настольных игр могут взять систему мировоззрения D&D, любители соционики вновь обратиться к своей любимой собственно соционике… Если хочется попроще и пооригинальнее, выпишите на листочек черт эдак пятнадцать характера и ткните потом в две-четыре наугад. Если не получилось что-то совсем уж конфликтное, то можно смело использовать эти «основные черты» при любых действиях.
Увы, последний способ не работает, если вам нужен специфичный и, что важнее, тонко управляемый (с точки зрения генеральной линии сюжета) персонаж. В этом случае лучше подбирать «вручную» и не забывать периодически задавать себе вопрос: «мой персонаж ведёт себя логично?» Конечно, здесь важно не доходить до фанатизма: в погоне за мифической целостностью в итоге можно получить шаблонность.
Наконец, есть вариант проецировать на персонажа свою собственную личность и моральные принципы. Только не прибегайте к этому слишком часто: персонажей много, а вы, всё-таки, один.
Назад, вперёд, на Кантерлот!
При некоторых типах идей этот пункт может и должен стоять до предыдущего. Речь идёт о «скелете» сюжета. Есть две концепции: в одной вы подгоняете его под героев и идею, а в другом случае — героев под скелет и идею. Помните, что всё, абсолютно всё в тексте так или иначе должно служить во благо той самой Идеи™. Точнее, поправлюсь, всё, кроме того, что делает его более живым. Все эти причастные-деепричастные обороты и прочее — это круто и важно, но что скелет, что персонажи, должны быть вашими друзьями.
Но что такое этот «скелет»? О, в грубом виде это просто-напросто план произведения. В тонком виде, впрочем, это тоже план произведения. Это своеобразные «точки», заранее закреплённые места. Сказали в начале, что «Селестия должна пробить рогом оборонительную стену» — значит, так, в идеале, и должно произойти. Предположим, что героический штурм абстрактной крепости и есть идея нашего произведения: в этом случае нам, очевидно, требуются мотив, способ его доставки до действующих лиц (письмо от Селестии «Шеф, всё пропало»? Круто, заворачивайте), события в процессе достигания героями места действия и, наконец, результат. И это минимум. Да, минимум. Да, даже для такого абсурдного сюжета.
Конечно, и здесь нужно вовремя остановиться. Только основные события. Но конкретно про них вы должны знать всё.
В любой момент времени вы должны знать, когда, где и каким образом будут развиваться ключевые события. Вы ещё успеете подретушировать произведение по необходимости («Луна, а может жахнешь ты?»), но для логической целостности вы должны чётко видеть всю картину. Наращивать тоже следует с осторожностью — да, «Война и Мир» на самом деле задумывалось не особо большим произведением, но там и было куда это делать. Чем более законченной картина получилась изначально, тем, в идеале, меньшему числу роялей в кустах она должна подвергаться.
Резюмируя вышесказанное
… или «итак, что всё-таки нужно сделать?»- Придумать как минимум одну ключевую идею, вокруг которой и/или ради которой будет строиться повествование.
- Определиться с оптимальным форматом реализации идеи и по возможности следовать ему.
- Построить ключевые точки сюжета и ввести необходимых персонажей (порядок этих действий зависит от идеи и формата)
И вот теперь, наконец, можно со спокойной душой открывать текстовый редактор.
31 комментарий
Што? Свои планы на что?
Всё, понял про каких админов.
Неплохой текст, интересны будут комментарии.
А за труды плюс.
а тема достаточно полезная)
Хоть кто-то начал интересоваться содержимым самих фиков. Это радует.
1. «С чего начинается текст?»
Все из этой части было описано в предыдущих статьях Will_O_The_Wisp и куда более подробно.
2. «Форматный неформат»
Ну это просто детский сад. Выбирать объём надо не заранее, может ты хотел написать микрофанфик на 1-2 странички, а так пошло, что родится рассказ страниц на 50, если не больше. Тут заранее загадывать нельзя.
3. «Персонажи»
Тут вроде все правильно, но уж слишком поверхностно. Тема очень важная и очень сложная, мы про неё, полагаю ещё немало статей понапишем.
4. «Назад, вперёд, на Кантерлот!»
Ну с этим я лично не согласен, потому как строго заведенный порядок развития сюжета делает сам процесс написания фанфика малоинтересным (для меня). Я обычно придумываю начало и конец, а остальное складывается само в процессе написания, а кто-то вообще пользуется «интуитивным» методом и пишет все на ходу, даже не зная, чем дело кончится. Это не правило, не аксиома, но и забывать про такую возможность никогда не следует.
Ну и последнее:
Вот это меня действительно раздражает. Раздражает, что ты это написал, потому что это явный камень в огород известно кого. А переходить на личности — негоже.
Ну так не строго же, а лишь ключевые моменты.
2 — опять же, не всегда возможно разрастать сюжет без потери логической целостности. Если началось неконтролируемое разрастание, нужно остановиться и переделать всю систему точек.
4 — Вариант начало/конец я вижу вполне допустимым. Интуитивный метод даёт либо нулевой результат и что-то непонятное или, в случае, если идеи каким-то образом всё-таки будут приходить вовремя, рандомно-непредсказуемое/затянутое и так далее.
В чей там огород я должен был «явно» фразой про безымянность бросить камень, искренне не имею ни малейшего понятия.
1) Это и есть идея произведения (например, детективный сюжет, где у всех есть мотив, и автор только в последний момент «узнаёт», кто из них ещё и преступник)
2) Некоторые произведения приключенческого жанра (что забавно, этому типу традиционно приписывается «непередаваемый фанфиковый колорит», поскольку в итоге частенько в результате оказывается, что центральная идея не в том, какие события происходят, а в том, ГДЕ и с КЕМ они происходят)
С некоторой долей условности сюда можно отнести много идущих подряд «историй из жизни», в общем и целом не связанных друг с другом. Но хотя здесь можно обойтись без глобального конца, каждая отдельная история определённо должна иметь «прототипную» концовку.
Наконец, есть вероятность написать что-то стоящее в этом жанре и «просто так»: для этого нужна определённая публика, немалый талант и, конечно же, нехилая доля удачи, чтобы текст сошёлся в действительно заслуживающее внимание произведение.
Ну буквально на днях выложили Пока-без-названия-фик, я сразу подумал, что ты на это намекаешь… ну извини, будем считать совпадением )
А для тех, кто хочет узнать больше, категорически рекомендую статью Леонида Каганова «Про идеи в литературе». Как всегда у Ллео — тема раскрыта чуть более, чем полностью.
Кстати, это тот самый художник, что придумал и нарисовал первую версию Малабара. Замечен в понифилии: называет свой велосипед «пони» и даже однажды представил свое пони-воплощение.
Orly? 99%
И каноничные и свои :D
А еще мне впадлу писать тут длинный пост: О
Но могу сказать точно, что иногда появляется рандомное предложение вокруг которого возникает совершенно новая идея, перепиливается фик, удаляются главы, просто, чтобы воткнуть кошерную отсылку и\или описание и оставить его.
Если говорить честно, то такое возможно, но лучше не полагаться на эту возможность. В конце концов, в таком режиме нет возможности взвешенно оценить «прилетевшую» идею.
Бог знает, кто придумал эту фразу, но встречается она у Льва Толстого, Эрнеста Хэмингуэя, Антона Чехова и других известных писателей.
я написал следующее
Спойлер
Один умный человек (увы я не запомнил, кто именно) однажды сказал мне: «Писатель — это тот, кто не может не писать.» Грамотно сформулировано, но тут есть изъян, некая скрытая ловушка, в которую я попался около пяти лет назад. Тогда я подумал: «А могу ли я сказать так про себя?» После долгих раздумий я пришел к выводу что нет, не могу. И я не стал даже пробовать себя на этом поприще, возможно это была серьезная ошибка, а может статься и удачное решение, время покажет. Но самое важное, что когда я наконец попробовал написать свой первый рассказ я сразу понял, в чем ошибался. Не буду утомлять вас объяснениями, напишу просто свою версию определения понятия «писатель» к которой я пришел: «Писатель должен обладать двумя особенностями: во-первых, у него должно быть нечто, что он хочет поведать всему миру, а во-вторых сам творческий процесс должен доставлять ему удовольствие.» Можете кидать в меня чем угодно, но это определение куда более подходящее, чем предыдущее, и самое важное — оно не отпугивает, а привлекает. Как ты узнаешь, нравится ли тебе писать или нет? Только попробовав! И это правильно.
У одного моего знакомого писателя на сдохшем диске грохнулась половина очень хорошего романа :(((
Сам люблю по жизни импровизировать, но при написании фанфика(да, я в процессе, кстати) лучше создать скелет. Так не придеться часами сидеть и думать о новом повороте событий, пытаться логично и аккуратно вписать его в сюжет и решать тому подобные проблемы. В общем, ты себе сам поставишь палки в колеса, а «не придумывается и не пишется»- это отмазка, просто либо лень, либо не хватает фантазии. Вон, Сорег сидит и не знает, что дальше писать в истории Марта. А я ему говорил, чтобы писал скелет, когда было вдохновение! Сейчас бы так не мучался.
Но дело твое.
Правда, сейчас мне кажется, что идея моя гуано и зря я вообще это все затеял. Впрочем, если результаты работы меня не устраивают, то это хороший знак.
Нет, серьезно. Товарищи, которые строчат подобные пособия, считают себя «творцами»? Не смешите мои копыта. Подобными указаниями вы лишь мешаете начинающим фанфикописателям, которые после прочтения «инструкций» начинают шаблонно графоманить. Не нужно учить кого-то писать. У всех разный подход к бумагомаранию.
P.S.: По «MLP» я не написал ни единого фанфика (потому что мое сердце и ум отданы другому фандому), но я знаю о чем говорю.
P.S.S.: С одним, все-таки, согласен. Идею, хотя бы в общих чертах, нужно продумать заранее.