Литературная мастерская
Как писатель с дипломом и томиком на полочке, я решила поделиться с вами кое-какими знаниями, которые будут не лишними любому начинающему.
Так уж получилось, что меня часто спрашивают, как написать текст, чтобы он хорошо читался. С теми, кому нравится мой стиль изложения, могу поделиться открытиями, которые я сделала во время своей работы.
Во-первых, и это очень важно, ваш словарный запас должен быть очень разнообразен. Каждый хороший писатель должен быть активным читателем. Чем разнообразнее ваша речь, тем интереснее и живее будет текст. Используйте как можно больше синонимов, изобретайте оригинальные сравнения, употребляйте редкие слова вроде «помпезный», «феерия» и прочие. Удивительный секрет подобных слов в том, что они всем знакомы, но многие не употребляют их, оскудняя сам язык. Но писатель — не многие. Он должен блистать.
Для того, чтобы развивать в себе это качество, я изобрела пару несложных упражнений. Выберите одно слово, обыкновенное, из повседневной речи, и подберите к нему сначала максимальное количество эпитетов, потом максимальное количество синонимов. Это упражнение развивает память, воображение и помогает разнообразить свой язык. Если вам удастся подобрать двадцать эпитетов и хотя бы с пяток синонимов, то вы, как писатель, имеете неплохой потенциал.
Во-вторых, и об этом часто забывают, у текста не должно быть ритма. Предложения, построенные по одному шаблону, которые идут друг за другом, усыпляют, такое скучно читать. Читатель становится невнимательным, скачет глазами через строчки и в конце-концов отбрасывает книгу. Чтобы избежать этого, чередуйте простые и сложносочиненные предложения, пользуйтесь деепричастными оборотами, вставными словами и конструкциями, меняйте местами подлежащее и сказуемое, словом, используйте самые разные шаблоны предложений. Когда у текста нет ритма, он читается легко и гладко, и читатель не теряет внимания.
Еще одним важным критерием оценки текста является его читабельность. Попробуйте прочесть отрывок своего текста вслух, медленно и с выражением. Если вы испытываете трудности с этим, текст нуждается в доработке. Избегайте неблагозвучных сочетаний букв и звуков — «ветер с равнин» — Р-С-Р, «на корабль „Владимир“» — БЛЬ-ВЛ… Гласные и согласные в окончаниях слов должны чередоваться.
Так уж получилось, что меня часто спрашивают, как написать текст, чтобы он хорошо читался. С теми, кому нравится мой стиль изложения, могу поделиться открытиями, которые я сделала во время своей работы.
Во-первых, и это очень важно, ваш словарный запас должен быть очень разнообразен. Каждый хороший писатель должен быть активным читателем. Чем разнообразнее ваша речь, тем интереснее и живее будет текст. Используйте как можно больше синонимов, изобретайте оригинальные сравнения, употребляйте редкие слова вроде «помпезный», «феерия» и прочие. Удивительный секрет подобных слов в том, что они всем знакомы, но многие не употребляют их, оскудняя сам язык. Но писатель — не многие. Он должен блистать.
Для того, чтобы развивать в себе это качество, я изобрела пару несложных упражнений. Выберите одно слово, обыкновенное, из повседневной речи, и подберите к нему сначала максимальное количество эпитетов, потом максимальное количество синонимов. Это упражнение развивает память, воображение и помогает разнообразить свой язык. Если вам удастся подобрать двадцать эпитетов и хотя бы с пяток синонимов, то вы, как писатель, имеете неплохой потенциал.
Во-вторых, и об этом часто забывают, у текста не должно быть ритма. Предложения, построенные по одному шаблону, которые идут друг за другом, усыпляют, такое скучно читать. Читатель становится невнимательным, скачет глазами через строчки и в конце-концов отбрасывает книгу. Чтобы избежать этого, чередуйте простые и сложносочиненные предложения, пользуйтесь деепричастными оборотами, вставными словами и конструкциями, меняйте местами подлежащее и сказуемое, словом, используйте самые разные шаблоны предложений. Когда у текста нет ритма, он читается легко и гладко, и читатель не теряет внимания.
Еще одним важным критерием оценки текста является его читабельность. Попробуйте прочесть отрывок своего текста вслух, медленно и с выражением. Если вы испытываете трудности с этим, текст нуждается в доработке. Избегайте неблагозвучных сочетаний букв и звуков — «ветер с равнин» — Р-С-Р, «на корабль „Владимир“» — БЛЬ-ВЛ… Гласные и согласные в окончаниях слов должны чередоваться.
35 комментариев
Насчет ритма соглашусь, хотя, в некоторых местах, для поддержания нужной атмосферы повествования, он может быть уместен. Но тоже, конечно чуть-чуть. Не больше одного-двух абзацев.
Все правильно, но надо не уходить от характера персонажа что это все описывает. А то у вас получится что кто-то будет использовать профессорский лексикон, который он в принципе знать не должен.
Научную терминологию не все знают, а вот слова «прохвост» и «забулдыга» известны каждому. но как часто вы их слышите на улице?
Ну а если ты с этой гопотой более-менее в пацанских отношениях, то кулаки не идут, идет язык.
В «Норе» Кафки нет ритма. Ритмика есть, но это не то же самое, что и ритм. Ритм — это марш, например. Когда все предложения идут с одинаковым смысловым ударением:
«Мама мыла раму. Рама стала чистой. Мама была довольна.»
А у Кафки нет рядом двух предложений по одному шаблону. Я вроде как развернуто объяснила, что такое ритм текста…
А есть еще такая прелесть, как ритмопроза, но я не думаю, что этот редкий вид текста проскользнет здесь. Это когда чередуются слова с ударениями, и в итоге мы получаем прозу с ритмикой стиха.
«Ритм прозы более трудно уловить, чем ритм стихотворный, но и в прозе можно наблюдать равномерное чередование соизмеримых элементов, которое действует на эмоциональное восприятие читателя, хотя оно и не видно глазу, подобно чередованию элементов в поэзии.»
metropolys.ru/artic/17/08/k-0207-06995.html
При внимательном чтении хорошей прозы можно нетолько уловить ритм, но и насладиться им. Вчитайтесь повнимательнее:
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчета.» — красивый ритм, правда? И так вся первая глава «Анны Карениной» пролетает мимо нас с этим ритмом. Это просто прелесть!
Да, этот текст прекрасен. В нем каждое предложение звучит по-разному, и вместе они образовывают целостную структуру.
Но мысль свою я, по-моему, объяснила понятно, даже если моя терминология с вашей не совпала. Я говорю, что текст должен звучать не как барабанная дробь или жужжание пропеллера, к такому ритму привыкаешь и через 15 минут перестаешь его слышать, он уходит в фоновый шум. Текст должен быть, как музыкальная композиция, сложным, разным, переменчивым. И этого, как раз, можно добиться, меняя структуру предложений. Когда повторы используются для нагнетания ситуации (я сама очень люблю этот прием), это одно. А когда весь текст на одинаковых предложениях, это тоскливо.
— это не поэзия.
— это тоже не поэзия…
Я — самый обычный парень
Не люблю людей.
Живу с мамой и змеей.
Есть лучшая подруга
И ангел-хранительница
Анна
Под это вполне можно подобрать мелодию на фортепьяно — значит, это поэзия, если в этом можно найти музыку.
Наш спор ни к чему не приведет: мы стоим на слишком разных берегах. Я считаю, что Поль Верлен был прав, написав в своей «Art poétique» бессмертную строку: «De la musique avant toute chose», потому в любом произведении: поэзии, прозе, живописи, скульптуре, архитектуре, должна быть музыка а значит ритм, ты считаешь по другому, однако это не делает твои советы новичкам хуже. Давай зароем топор войны и пожелаем друг другу удачи.
К тому же люди, которые понимают и чувствуют такие нюансы, явно не новички и уже ни в каких советах не нуждаются.
Просто потрясающе! Отлично! Точно, кратко, лаконично и, что самое главное, без всяких научных терминов! Если бы была возможность поставил бы хоть 1000 плюсов!
Как хорошо же, когда кто-то разделяет твое мнение
Поддерживаю.
Чаю и маффинов Анорико и Фросту!
Эмм… Простите, чай кончился. Безалкогольного сидра не желаете?
Напоминает одну из моих миниатюр, так что не поведусь)))
> Избегайте неблагозвучных сочетаний букв и звуков — «ветер с равнин» — Р-С-Р, «на корабль „Владимир“» — БЛЬ-ВЛ…
А вот тут не слишком понятно. Оно никогда не доставляло дискомфорта.
Кстати, ещё рекомендуют не делать сочетаний гласных: Маша и о Ане позаботилась. Аиоа!
об
*fxd*
Да, согласна, повторение гласных так же неприятно, как и повторение согласных. Но мне кажется, что это очевидно) Читать текст вслух меня учила заслуженная бабуля-редактор, за что ей низкий поклон. Со временем чутье на такие неприятные сочетания вырабатывается и без чтения вслух.
Если честно, я пока давал своим друзьям почитать в интернете, сам уже 4 или 5 раз прочитал и все время заливался эмоциями, в то время как один из моих друзей не понял логики второго действия (так как я начал со второго, что глупо как-то)
Дело в том, что в большинстве случаев вы видите свой текст не таким, каким он есть на самом деле, а таким, каким бы вы хотели его видеть. Поэтому вам все понятно, а ваш друг в недоумении. Прислушайтесь к нему, если вы хотите понимания читателей.
Упреждая советы о том, что нужно больше читать, скажу, что на моем счету более пятисот книг, каждая из которых перечитана более двух раз. Не помогает Т_Т