Заметки для поэтов. Лимерики

Данная статья содержит информацию стихотворной направленности и предназначена для тех, кто хочет прокачать свой скилл написания стихов, а в частности лимериков. Тем не менее, те, кто понятия не имеют, что такое лимерики, а также те, кто считают себя и без того умелыми поэтами, все равно приглашаются в этот топик, просто посидеть, попить чая с кексами и пообсуждать в комментариях различные великосветские темы.

1.Немножечко вики-знаний.

Ли́мерик — форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Традиционно лимерик имеет пять строк, построенных по схеме AABBA, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Сюжетно лимерик строится примерно так: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй — что сделал, а далее — что из этого вышло. Дальше на вики используются разные нехорошие слова, такие как анапест, амфибрахий и дактель, которые вы, быть может, слышали в школе и которые мы пока что опустим.

Название происходит от ирландского города Лимерик. Происхождение слова „лимерик“ точно не известно, но предположительно заимствовано из названия хоровой песни ирландских солдат 18 в. „Приедешь ли в Лимерик?“. По другой версии, название стихотворения восходит к обычаю придумывать и петь на вечеринках шуточные песенки, припевом которых была, опять же, фраза „Will you come up to Limerick?“ („Вы приедете в Лимерик?“)

Наиболее известным автором английских лимериков считается Эдвард Лир. Ради ознакомления можно почитать его лимерики (вот тут, например), но лично мне они нравятся гораздо меньше, чем современное творчество, которое можно найти здесь.

2.Как писать лимерик

Для начала следует продумать сюжет своего будущего лимерика. Поскольку лимерик – стих короткий, растягивать с предысторией и логической связью не стоит. Не зря же Эдвард Лир называл эти стихи «nonsense» или «бессмыслицы». Соответственно на представление основного действующего лица уходит всего одна строка – обычно первая. Да и на описание текущей ситуации хватит одной строки. Зато последние три строки целиком и полностью посвящены действию – все же традиционно лимерики это юмористические стихи, а на хорошую шутку не стоит скупиться и зажимать строки. Соответственно пример:

Академики Франк и Ландау – основные действующие лица
Увлекались охотой на фрау; — а вот и ситуация
Но напористый Франк
Был настырен, как танк,
А Ландау — внезапен, как «Фау»
– ну и развитие событий на все три строчки

Теперь, когда мы определились, как сюжетно строить лимерик, поговорим об анатомии самого стиха. Тут мне все же придется использовать такое ругательство, как «анапест», но не бойтесь, все использованные мной слова я буду объяснять. Начнем с того, что анапест — это трехсложный стихотворный размер. Если говорить совсем понятным языком – на каждый третий слог вы кидаете ударение:

Де-пу-тат фо-льке-тин-га из Да-ни-и
Пре-у-спел в каб-ба-ле и га-да-ни
И дру-зьям из па-рла-мен-та
По стра-ни-цам ре-гла-мен-та
Пред-ре-ка-ет ис-ход за-се-да-ни-я.

Вот так выглядит этот лимерик в неразобранном виде:

Депутат фолькетинга из Дании
Преуспел в каббале и гадании
И друзьям из парламента
По страницам регламента
Предрекает исход заседания.


Можете сами попробовать разобрать его по слогам и расставить ударение, чтобы еще раз убедиться, что я не соврал. Хочется отдельно указать на то, что последние ударения в 1,2 и 5 строке, падают на слог «да», что делает лимерик еще более складным.

Кстати, если вы уже успели заметить, что в 1,2 и 5 строке три ударения, а в 3 и 4 только два, мысленно поставьте себе «+». Это называется трехстопным и двухстопным стихотворным размером. Иначе говоря, трехстопный анапест это вовсе не злой монстр, бегающий на двух ногах, а третьей пинающий всех направо и налево – это всего лишь размерность стиха, в котором на каждый третий слог ставится ударение, а всего ударений в строке три.

Да, прочитавший все это задаст вопрос: «Ну и зачем все это надо? Я и без этого вроде вполне нормально писал стихи». Безусловно, не надо каждый раз придумывая стих заморачиваться на тему размерности и ударений. Просто, если вы вдруг видите, что у вас получается нескладно, проверьте себя: вдруг у зарифмованных вами строчек не совпадают размерности. Ведь прочтение текста так или иначе зависит от слогов и ударений, а значит, если вы хотите, чтобы ваш текст правильно прочли, порой приходится задумываться об анатомии стиха.

1 комментарий

Спасибо!
Neon
0
Отличный материал) только
Пре-у-спел в каб-ба-ле и га-да-ни
пропущена последняя «и» в слове «гадании» ;)
Yoshi
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать