Гибель "Океаноса"


Честно сказать, только недавно услышал об этой истории, а раньше не знал. Не могу сказать, послужило ли именно это происшествие прообразом для сюжета фильма «EG: Spring breakdown», но слишком уж много совпадений. Впрочем, судите сами.

14000-тонный теплоход «Жан Лаборд» был построен в 1952 году. За годы своей службы он сменил несколько имён и владельцев, пока наконец в 1976 году он не встал под греческий флаг и не получил не «крайнее», а именно что последнее имя «Океанос» и начал использоваться в качестве круизного судна.

Экипаж судна составлял 250 человек, он был готов принять на борту до 550 пассажиров. Владельцем корабля была греческая компания «Epirotiki Lines».

3 августа 1991 года корабль вышел в своё последнее плавание из порта Ист-Лондон (ЮАР), направляясь на север, в сторону Дурбана. На борту находился 571 человек экипажа и пассажиров. Командовал судном капитан Янис Авраниос. Среди пассажиров были музыканты и британские артисты супруги Мосс и Трейси Хиллс, входившие в состав команды аниматоров.

Уже к моменту выхода из порта погода серьёзно ухудшилась, скорость ветра достигала сорока узлов, то есть более 20 метров в секунду (по шкале Бофорта — самая грань перехода от просто очень крепкого ветра к конкретному шторму), а высота волн доходила до девяти метров.

Неблагоприятные погодные условия усугублялись неудовлетворительным техническим состоянием судна — «Океанос» обслуживался компанией из рук вон плохо и имел множество технических проблем. Несколько листов обшивки ниже ватерлинии были ненадёжно приварены, а после предыдущего рейса в Мозамбик обнаружились проблемы с трюмной водой, которая поднималась вверх через душевые и туалетные комнаты. Ремонт был проведён «на скорую руку» и не решил проблем.

Вернёмся, однако, к вечеру 3 августа. Из-за усиливающегося шторма традиционный музыкальный вечер под открытым небом решили перенести в музыкальный салон, однако даже там его проведение оказалось невозможным. Качка была такой, что все незакреплённые предметы просто опрокидывались. Поэтому большинство пассажиров просто разошлись по своим каютам.

В 21:30 в машинном отделении раздался хлопок. Взрыв остановил работу двигателей и образовал пробоину в корпусе. Главный механик доложил капитану Авраниосу, что вода затапливает генераторную. Во избежание короткого замыкания было решено остановить генераторы, после чего судно погрузилось во мрак. Также, через 10-сантиметровое отверстие в переборке, оставшееся после последнего ремонта, вода начала поступать в канализационный бак, а из-за отсутствия электричества защитные клапаны не сработали и вода начала подниматься через дренажные трубы и сочиться из каждого душа, ванной и туалета на уровне нижней палубы.

Момент отключения генераторов

«Океанос» потерял ход и лёг в свободный дрейф.

Экипаж судна впал в панику и пренебрёг стандартными для подобных случаев процедурами. Тревога не была объявлена, и пассажиры ничего не знали о происшествии, пока своими глазами не заметили явные признаки затопления. Только тогда они начали в поисках помощи искать членов экипажа и… нашли их, во главе с капитаном Авраниосом — возле спасательных шлюпок, готовыми к эвакуации.

Пассажиры «Океаноса» в очереди к спасательным шлюпкам. Капитан и большая часть команды к этому времени уже покинули судно

Спасение оставшихся на борту людей стало возможным только благодаря мужеству и терпению упомянутого выше музыканта Мосса Хиллса. Именно он первым подал сигнал о бедствии. первоначально ему не поверили, потребовав связаться с капитаном. Хиллсу, тем не менее, удалось убедить береговые службы, что капитан покинул корабль и требуется помощь. Тогда и началась спасательная операция.

Военный флот и авиация ЮАР в течение семи часов снимали людей прямо с палубы тонущего корабля. Для эвакуации задействовали 16 вертолётов, 13 из которых принадлежали ВВС ЮАР. К утру вертолётами было спасено 225 человек, остававшихся на борту «Океаноса».

Пассажиры ждут эвакуации
Вертолёт поднимает пассажира
Последними корабль покинули супруги Хиллс и их друзья — фокусник Джулиан Батлер и Робин Болтман.
Мосс Хиллс на палубе «Океаноса»
В 15:30 4 августа «Океанос» накренился на правый борт и начал уходить носом под воду. Через десять минут его нос достиг дна, но его кормовая часть ещё продолжала некоторое время держаться над водой, возвышаясь на 60 метров. Но вскоре и она погрузилась на дно.
«Океанос» тонет
В итоге всё, к счастью, обошлось без жертв. Все 571 человек, находившиеся на борту, были спасены. Общепризнанными героями стали не капитан и команда, а члены судового оркестра, до последнего момента координирующими эвакуацию людей с тонущего лайнера.

По факту гибели лайнера было проведено расследование. Пассажиры обвиняли капитана Авраниоса в том, что он покинул судно и не оказал им помощи при эвакуации. Сам капитан возражал, что покинул судно первым для того, чтобы руководить эвакуацией со стороны и заявил буквально:
«Когда я отдаю приказ «покинуть судно» уже не имеет значение в какое время я покину его сам. Покинуть – касается каждого. И если кому то хочется оставаться на борту, они могут это делать».

Комиссия обвинила капитана и ещё четверых членов экипажа в небрежности. Но в конечном итоге, для него это ничем не закончилось. До самого выхода в отставку капитан Авраниос командовал другим судном.
Капитан Янис Авраниос
Супруги Мосс и Трейси Хиллс живы до сих пор. Моссу Хиллсу довелось пережить ещё одно кораблекрушение на борту теплохода «Achile Lauro». В настоящее время они мирно живут в Англии, в городе Фримли. В память о прошедших событиях они создали соответствующий сайт: www.oceanossinking.com/
Мосс и Трейси Хиллс
Друг супругов Хиллс фокусник Джулиан Батлер (слева, в спасательном жилете)
Остатки лайнера «Океанос» лежат в пяти километрах от побережья на глубине более 90 метров. Мощное подводное течение, наблюдаемое в том районе, затрудняет его исследование дайверами. Только однажды, в 2002 году водолазы Барри Коулман и Бретт Хотон смогли ненадолго спуститься к судну, воспользовавшись временным сезонным ослаблением течения, и исследовать некоторые его помещения. Дальнейшим их работам вновь помешала природа.

Бонус: видео окончательного затопления «Океаноса».


Источники:
kruiznik.ru/ships/oceanos/
masterokblog.ru/?p=37890

20 комментариев

Хороший капитан — всегда идёт на дно со своим кораблём. Это был не хороший капитан. П*дец не хороший.
Ага. Не эллин, а именно грек (причём именно в понятии малость уже подзабытого паблика Легата Гая Анонимуса).
Так и подмывает сказать: у архонта мало.
А некоторые ещё спрашивали (про мультфильм): «а чего это школьницы корабль ремонтируют, где команда?» А оно вон как, всё как в жизни, оказывается.)
Спойлер
А оно вон как, всё как в жизни, оказывается.)

Это не диво. Наличие яиц и решимость в кризисных ситуациях — не зависит от должности и звания, могут быть даже у буфетчика.

Ну то есть мы ожидаем, что капитан — суровый морской волк, его помощники — суровые морские волки, а команда — суровые морские волки :-) но на практике, довольно часто состав корабля оказывается некомпетентен, труслив или труслив и некомпетентен разом. В лучшем случае, как в истории поста, дело делают простые пассажиры, в худшем — все тонут.
Все ожидают что команда корабля — суровые морские волки. В реальности же они оказываются трюмными крысами, что всегда первыми бегут с корабля.
P.S. Потому что все настоящие морские волки погибли с последними войнами…
Естественный отбор не всегда забирает прям всех полезных носителей. Если до этого момента полезный элемент не был критически важен, но и не бесполезен, то он рассеян во всей популяции, и вероятность получить его снова в выраженной форме ненулевая
Хороший капитан — всегда идёт на дно со своим кораблём.

Боюсь, что в такие моменты, каждый сам выбирает, быть ему хорошим или живым. Никто тут не знает, как он поведет себя на борту тонущего судна. А раз так, то и кидать общие фразы тоже не стоит.
Хороший капитан — всегда идёт на дно со своим кораблём.

Это все дешевый популизм. Хороший капитан покидает судно последним. Не более того.
Как насчёт «хороший капитан не допускает того, чтобы судно пошло ко дну»? =)
Хотя, конечно, тут не только от капитана зависит, но и от владельца, от изготовителя и т.п.
Конечно, бывает много ситуаций, которые капитан и команда предотвратить не в силах.
Я просто к тому, что очень часто причина катастрофы — это стечение большого количества факторов, каждый из которых по отдельности практически неопасен, и только вместе они дают трагедию. И часто капитан является причиной какого-либо, а то и нескольких из этих факторов.
Была ещё катастрофа Коста Конкордии…

Но гораздо позже.
И в случае «Конкордии» не было такого, что ключевую роль в спасении людей сыграли музыканты и прочие артисты, как на «Океаносе», что больше роднит с этим случаем сюжет «Бабёнок».
Комиссия обвинила капитана и ещё четверых членов экипажа в небрежности. Но в конечном итоге, для него это ничем не закончилось

Интересно, кто из влиятельных чинов был у капитана в дружках. По идее после такого его даже уточкой в ванной командовать нельзя допускать, а не на другой корабль капитаном снова.
Открытые источники об этом ничего не говорят, к сожалению.)
Не 5 километров от Игольного мыса, а по крайней мере 900 wikimapia.org/#lang=ru&lat=-32.121837&lon=29.122868&z=13&m=ys&show=/26400959/Wreck-MTS-Oceanos
В 5 км от суши, наверное. А ближайший мыс зовётся Мболомпо wikimapia.org/#lang=ru&lat=-32.100317&lon=29.110336&z=13&m=ys&show=/19836420/Mbolompo-Point
Значит, источники врут. Спасибо за уточнение, поправлю.)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.