Магическая пуля или пропаганда в Первую Мировую войну - Российская Империя.


Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня я предлагаю вам рассмотреть первые шаги современной пропаганды на примере Российской империи.

1. Что такое пропаганда и почему мы говорим о ПМВ?Внимание! Данный пост носит развлекательно-ознакомительный характер и не претендует на серьёзное исследование.
Итак, первым делом определимся с понятиями. Пропаганда — это распространение среди людей каких-либо идей или внушение им какой-либо информации. Пропаганда не обязательно должна быть ложной, но она должна иметь целью сформировать у потребителя ту или иную точку зрения. То есть, грубо говоря, пропаганда не имеет цели спорить с вами и что-то вам доказывать, приходить к консенсусу и тому подобное. Пропаганде нужно, чтобы у вас была та точка зрения, которая нужна автору.
Говорить о истории пропаганды в глобальном смысле… не имеет смысла, уж простите за тавтологию, потому что ввиду абстрактности понятия (привет, извечная мозоль гуманитарных наук — определения!) её можно искать хоть в бронзовом веке и даже успешно находить. Мы пойдём другим путём и взглянем на пропаганду тогда, когда она зародилась в современном виде, То есть стала ориентироваться на максимально широкие слои населения, своего ли, вражеского — не важно.
Я предлагаю считать зарождением массовой пропаганды Первую мировую войну. Почему именно её? Потому что, во-первых, появилась необходимость гнать на фронт всё, что может держать оружие (а значит, нужно это «всё» убедить, что оно им надо), во-вторых, потому что начал нарабатываться и анализироваться полученный опыт, появились школы пропаганды и так далее.
В данной теме мы будем рассматривать в основном плакаты. Потому что плакат — нагляден, прост, и ориентирован на максимальное количество населения. К тому же, пикчи просто проще вставлять.: з

1.1 Что такое магическая пуля и почему на неё нельзя полагаться?Сразу хочу отметить — я не психолог и подхожу к проблеме с чисто исторической точки зрения. Так что если психологи найдутся и им будет что добавить — не стесняйтесь.
«Теория магической пули» — это название первого в истории подхода к восприятию пропаганды. Идея состоит в том, что все люди более-менее одинаково реагируют на пропаганду. Пропаганда затрагивает некие рычаги вашего сознательного и бессознательного и вы, аки собачка Павлова, пускаете слюну. Это было сформулировано уже на основе опыта, полученного пропагандой в Первую мировую, так что, как вы понимаете, во время войны теоретической базы под агитацией не было вовсе, и действовала пропаганда весьма хаотично.
Как мы сейчас понимаем — люди не принимают информацию на веру сразу. В наше время пропаганда бывает нацелена на определенные группы, эксплуатирует определенные проблемы, вуалирует себя, играет с источниками. Пропаганда — это тонкое искусство. И те, кто не желает этого признавать и верит в магическую пулю, будут обречены на поражение.


2. Зачем же мне умирать за проливы?Для начала мы рассмотрим основные мотивы, свойственные для визуальной пропаганды Российской империи. Как ни прискорбно это признавать, большинство из них — неудачные, если не откровенно провальные.
Одним из основных средств пропаганды во все времена был образ врага. Задача образа врага — сформировать представление о противнике и том, почему, собственно, с ним надо бороться. Что же нам может предложить русская пропаганда?
Образ Врага
Данная, м, карикатура, должна убедить нас, что правитель Германии (откуда родом и наша императрица) — суть дьявол и Сатана. Потому что… Ну вот, он «воровски порушил городъ Лувенъ и городъ Реймсъ», которые на картинке невредимы. Почему не показать процесс разрушения, пытки, пожары? Почему не показать преступления на нашей земле, а не в далёком целом бельгийском городе Реймсъ? С тем же успехом можно было просто пририсовать портрету Вильгельма рожки, ей-Богу.
Опять же, делать карикатуры на первых лиц государства в контексте образа врага — это плохая идея. Потому что не с Вильгельмом будут сражаться русские солдаты. И если им не объяснить, почему солдат врага нужно убивать — они начнут с ними брататься.
По этой же причине не работают подобные «лубки». Они имеют целью показать нам, что немец слаб. Но не подкрепляют это утверждение ничем и не дают о враге вообще никакой информации. И не отвечают на вопрос: «зачем же мы воюем?»


Помимо всего прочего — это еще и низко, изображать врага заведомо никудышным. Потому что когда солдаты ринутся в штыковую — ой и добрым словом они припомнят художника, сидящего в тёплой квартире и рисующего, как они будут немца одной левой бить. Врага можно показывать карикатурным, даже слабым, но совсем беспомощным — никогда.
Для сравнения — вот удачный западный образ врага:


Обыгрывание темы тупых гуннов и их низкого «культур» — любимая тема Антанты. Враг — грязный варвар, насильник, уничтожающий всё на своём пути, и только ты можешь его остановить. Данный образ врага активно сопровождался сфабрикованными историями о том, как немцы делают из людей мыло и убивают медсестёр красного креста, а также действиями самих немцев, сжигавших (хоть и случайно) библиотеки.

С нами Бог!
Наша пропаганда очень, очень любила Боговдохновлённую тематику, что оказалось чудовищной ошибкой. Если англо-французы напирали на то, что немцы — грязные варвары и насильники, то мы пытались представить себя воинством Б-жьим. Что в 14-м году смотрелось еще ничего, а вот в 16-м… Что, Бог тоже за проливы воюет? Почему мы воюем против братьев-христиан?

Призывы к славному прошлому — это здорово. Это сработало в ВОВ, с Александром Невским, где война была против иноземного вторжения — отечественной. Пусть даже это было притянуто за ушли, советские пропагандисты ловко опустили религиозный момент, так что — «вставайте, люди русские!»
А вот Российская империя наступает на грабли, делая явный акцент на религиозное противостояние. Что, немцы, которые воюют ради колоний, пришли снова нас крестить?
И если, предположим, это война против западного христианства — почему мы не воюем заодно с французами и англичанами?
Справедливости ради — религиозная тематика была любима всеми сторонами конфликта, что придавало этой бойне еще более циничный характер. Но если у остальных участников религия была лишь одним из многих мотивов пропаганды, то у нас, увы, стала одним из основных, хотя она ну никак сюда не подходит.

Дети?Да-да, именно так. Это была распространённая ошибка в ПМВ: на открытках и карикатурах дети в форме воющих стран пинали друг-друга, стреляли друг по другу из рогаток и даже, пардон, справляли друг на друга нужду. Всё это было подано максимально карикатурно и нелепо, чтобы ни у кого и мыслей не возникло об аллюзиях на реальность. Ну, а если реалистично, то они обычно просто стояли в форме. Ну там, дети в форме, мимими.


Но мы отличились и здесь.



Две последние — одни из многих открыток, за авторством художника Табурина.
Почему это неправильно? Это скорее даже не неправильно, это жутко. Фронт из места, где бравые витязи побеждают с Б-жьим знаменем нечестивых тевтонов, быстро превратился в чудовищную бойню, где наши армии тонут в Мазурских болотах, погибают в чудовищных котлах и где в противника зачастую нечем стрелять. Вторжение австрияков в Галицию обернулось массовыми казнями мирного населения, на западе миллионы человек заживо гнили в окопах, а вскоре на поля сражений пришел газ, отправляющий домой эшелоны людей с потёкшими лицами и выжженными глазами.


Картины Отто Дикса, художника-фронтовика. А теперь посмотрите на эти идиллические картинки с детишками еще раз, и вы поймёте, почему после Первой мировой никто больше не использовал детей на войне как средство пропаганды.


Союзники?В Первую мировую предпринимались попытки создания образа союзника. Задача — дать понять своим солдатам и гражданам, что на других фронтах у нас есть друзья, которые нам помогают, и дать представление о том, как они выглядят. Проще показать, чем объяснить — вот пикча из серии «this man is your friend, he fights for freedom» времен Второй мировой, на которую вы наверняка видели кучу пародий:

Коротко, чётко, по существу. Вот они русские, вот так они одеты, вот чем вооружены. (пусть и с ошибками)
В ПМВ же оный образ только зарождался, но уже были удачные варианты:


А были и не очень, где союзников изображали в виде животных, женщин и прочей нечисти, что не давало о них, кроме стереотипов, никакой информации:


И даже так:

Ищите женщину!В принципе, изображение союзника или себя в виде женщины имеет право на жизнь. Мы же не за границы воюем, а за Mother Russia, верно? Вот, давайте же сравним Mother Russia Российской Империи и советскую.


Что-то как-то нет, спасибо.

Отечество!
В 1914-м году её называли Отечественной войной. Что было также пропагандистской промашкой. Почему? Потому что русская пропаганда так и не сумела объяснить своим солдатами за что мы, собственно, воюем. Так что потом в руках уже более способных пропагандистов она стала Империалистической и была практически вымарана из нашей истории, а вместе с ней — подвиги и жертвы наших солдат. Правы были большевики или нет — это тема отдельного спора. Важно то, что они сами наступили на те же грабли, и во многом благодаря неряшливости в обращении с пропагандой, пал и сам Советский Союз — но это уже совсем другая история.

Авторское послесловиеРазумеется, вы можете сказать, что эта выборка не характеризует общую картину, и вообще, я предвзят. Пожалуй, это действительно так. Данным постом я не ставил себе целью оскорбить Российскую Империю, а лишь хотел продемонстрировать уважаемым читателям младенчество пропаганды, её первые, нелепые шажки. К тому же, это не научная работа, а скорее развлекательная, и на серьёзный анализ не хватило бы не места, ни читателей. Впрочем, если оных данная тема заинтересует, я попытаюсь её развить, а пока — это лишь пробный шар. Спасибо за внимание!

30 комментариев

В ленту.
Спасибо автору за подборку. На ней прекрасно видно как по разному была поставлена пропаганда и у нас и у наших союзников. Если они представляли немцев в роли врага человечества и цивилизации, ты мы лепили некий романтический образ смешного супостата.
Arsus
0
Мировой пожар — у всего мира бомбануло!
HastieQuad
+2
я попытаюсь её развить, а пока — это лишь пробный шар
Продолжай…
WildPony
+2
Ха, как легко можно заставить одних людей убивать и умирать, если им внушить превосходство над другими! И ведь никто особо не призадумается, что они это делают «за спасибо». По началу…
AdiosPony
0
как легко можно заставить одних людей убивать и умирать, если им внушить превосходство над другими!

То-то советские солдаты чувствовали превосходство над немцами и убивали. Нет. Пропаганда это не лёгкое дело. Если я тебе скажу, что китайцы плохие и их нужно убить, ты это не сделаешь. А если я покажу, пусть и не правду, но ужасы, сотворённые китайцами, то ты их будешь убивать.
Flush-Straight
0
Конечно! Ты правильно написал, что суть пропаганды в том, чтобы представить противника в не лучшем свете и вызвать к нему презрение. Причём этому способу очень много лет.
AdiosPony
0
Картинки стрёмные какието
Krueger
0
Нит. Не надо делать из них смайлы. Спойлер
NFox
0
А теперь посмотрите на эти идиллические картинки с детишками еще раз, и вы поймёте, почему после Первой мировой никто больше не использовал детей на войне как средство пропаганды

В ЖЖ-сообществе ru_history как-то видел открытки времен Итало-эфиопской войны, с такими же «воюющими детьми».
Ertus
0
И даже во времена Великой Отечественной…
Папа, убей немца!
GL_DOS
+1
Здесь ребенок как ребенок, а там именно дети в роли солдат. Чуть ниже уже дали ссылку на эти агитационные открытки времен Второй Мировой, а есть еще про Эфиопскую и Испанскую войны.
Ertus
0
На вьетнамских плакатах возраст вообще трудноопределим.
GL_DOS
0
Буду благодарен, если найдёте. Тема для пропаганды, к счастью, очень редкая.
Mg_hans_again
0
Ertus
+3
Спасибо, с удовольствием ознакомлюсь.
Mg_hans_again
0
Пропаганда… Мать её за ногу…
Немного не в тему, но всё-же: у отца на работе в складе плакат совковый есть:
Чем лучше будем трудиться, тем лучше будем жить!

Ну да… Щас! С 7 утра и до 7 вечера на работе напрягались, в результате с ху*м остались =/
А полётом фантазии плакатописцев я и по сей день налюбоваться не могу)
VGT
0
Если говорить за культур-мультур, то наверное в российской пропаганде её не было, так как и самой культур было не особо среди наших крестьянских солдат, которые в основном читать-писать едва ли умели. Так что с учётом тогдашних реалий в области просвещения, апелляция к религиозной теме была наверное более оправдана и эффективна.
Rimus
0
То-то пошли потом солдатики храмы взрывать.
У РПЦ накануне Первой мировой было крайне отвратительное положение, от самосуда её спасала поддержка государства. Она воспринималась как царский инструмент, и даже среди православных отношение к ней было в основном пренебрежительное. Что бы использовать религиозную тематику, нужно, что бы народ церкви верил.
Mg_hans_again
+1
Я предположил, почему не культура. С Церковью конечно беда тогда была, до всяких большевиков.
Rimus
0
почему после Первой мировой никто больше не использовал детей на войне как средство пропаганды.


Использовали. Итальянцы в ВМВ.

alternathistory.org.ua/italyanskaya-propaganda-ili-cherenok-dlya-britanskoy-imperii

Собственно, результат был тем, что Италия капитулировала в 1943…
Dilandu
+1
О, спасибо.
Итальянская пропаганда всегда была интересным предметом — потому что это попытка пиарить армию, которая вообще не умеет воевать. И делала это плохо, потому что как посмотришь на их плакаты, кажется, Что воевали они больше всех. Бравада и хвастовство — это об итальянцах.
ПикиПервая:


И вторая:


И даже так!

Да-да, ивил рашенс используют своих граждан как живой щит для дополнительной защиты… Бетонных ДОТов! Ну разумеется, Италия. А добрые немцы снимают советских граждан, что бы те, не дай Бог не поранились во время штурма укреплений.
Mg_hans_again
+6
Хм, ознакомился, кое что почерпнул, спасибо
Кьютимарка на крупе собаки!
orc01
+1
ИМХО это лев
VGT
0
Вполне возможно
orc01
0
Спасибо за познавательный и хорошо структурированный пост!
Невольно тянет сравнить с образцами пропаганды века 21-го:
----Кстати, вот понифицированные плакаты второй мировой встречал неоднократно, а первой — до сих пор ни разу…

Я предлагаю считать зарождением массовой пропаганды Первую мировую войну.
Не специалист, поэтому спрошу: а как обстояли дела в русско-японскую?
GreenWater
0
Кстати, вот понифицированные плакаты второй мировой встречал неоднократно, а первой — до сих пор ни разу…

Та же проблема, замучился искать к этому посту.
Не специалист, поэтому спрошу: а как обстояли дела в русско-японскую?

В русско-японскую не было массового призыва. Там бы уже готовые части перетащить на Дальний Восток, не то что новых мобилизовать.
А в остальном — те же грабли, на которые наступим потом, в 14-м. Японцы — тупые макаки, йо-хо-хо, ща мы им. Эти уродкие лубки, опять же. В общем, смотрите сами:
Пики


Mg_hans_again
+5
Можно ли придумать большую глупость, чем война России с Кайзеровской Германией? Не, я понимаю, экономические причины, дипломатия, но эпичный просер же.
Lee
0
Отрабатывали англо-французские инвестиции. А просирают эти туземцы или нет — кого это интересует в цивилизованном мире. Главное, чтобы отвлекали на себя немцев.
Ertus
0
Где-то читал фразу в духе: «Мне кажется что Белые проиграли гражданскую войну только из-за неумелой пропаганды», и, что смешно, я с этим почти согласен.
За пост спасибо, агитка — всегда показательный пример удачного (или не очень) как графического дизайна, так и дизайна смысла. С удовольствием прочитал, и прочитаю ещё.
s3rious
0
Познавательно и интересно, спс. Пили еще.
Пропаганда очень любимая мною тема, гору литературы прочел по ней, прикладной психологии, философии. Обожаю разбор по полочкам того, что заставляет лемминговъ прыгать с обрывов.
Ivan_Magregor
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать