Умберто Эко «Маятник Фуко» и MLP?

+24
в блоге Не пони
Когда-нибудь слышали о «Поней РПГ»? Знаете одноимённую песню «Поней Пржевальского»? Задумывались о том, что символизирует хор на латыни в кульминационном моменте этой песни? Или почему поклонники этой игры косплеят тамплиеров – средневековый рыцарский орден? Слышали ещё менее понятную песню «Реролл» и видели на неё клип? Сегодня я расскажу немного о том, что имеет к этому непосредственное отношение. А как известно, i Templari c’entrano sempre, то есть, тамплиеры имеют отношение ко всему.





Романы Умберто Эко всегда отличались некоторой элитарностью – даже первый из них, довольно популярный «Имя розы», по которому в 1986 году сняли фильм с Шоном Коннери и юным Кристианом Слейтером, для неискушённого читателя может показаться излишне занудным, перенасыщенным персонажами и многостраничными описаниями, которые, на первый взгляд, лишь отвлекают от острого динамичного сюжета. «Маятник Фуко» по своей сложности, многогранности и даже по объему побивает все остальные книги итальянского учёного-писателя. Но в этом и кроется его ценность – если всё же вложить в чтение достаточное количество времени и усилий, то читатель надолго останется под впечатлением и ещё много лет будет размышлять над целым рядом вопросов, которые поднимаются в книге.

О чём же речь? Сразу надо уточнить, что Умберто Эко по своей основной профессии в первую очередь учёный, специалист по средневековой философии, семиотик, антрополог, литературный критик, и лишь как дополнение к этому – писатель. Поэтому его книги не предназначены для быстрого чтения по дороге на работу, он через них стремится скорее приоткрыть читателю огромный мир вопросов, которые поднимал в ходе своих исследований. И уже позже, писатели более простого ранга, такие как американец Дэн Браун, пишут мегауспешные романы вроде «Кода да Винчи», который по своей задумке очень близок к упомянутому «Имени розы», но гораздо легче воспринимается массовым читателем и лишён того громадного слоя исторических и философских отсылок, которыми ценны романы Умберто Эко.

«Маятник Фуко», в отличие от «Имени розы» и «Кода да Винчи», не является ни историческим, ни детективным романом в обычном понимании. Вообще классифицировать эту книгу очень тяжело. Если уж совсем обобщать, то «Маятник Фуко» это блестящая пародия на теории заговора, как и предупреждение их поклонникам (как в пасте «Не стоит вскрывать эту тему»). Завязка сюжета оказывается невероятно длинной – не менее сотни первых страниц посвящены лишь только тому, чтоб подвести читателя к началу основного действия. В первой главе всё начинается как в классических остросюжетных триллерах – непонятный звонок главному герою, где другой персонаж, очевидно, очень близкий знакомый и коллега, пытается предупредить рассказчика о грозящей им обоим опасности и передать пароль от своего компьютера – но не успевает, и звонок обрывается. Мы узнаём, что после этого звонка и некоторых других событий герой зачем-то пытается спрятаться ночью в парижском музее техники, где со страхом ждёт появления таинственных «их». Герою предстоит провести несколько часов ожидания внутри старинного перископа, и за это время он вспоминает, не вполне по хронологическому порядку, всю свою предшествующую жизнь.

И далее, перемежаясь с размышлениями героя в перископе, мы постепенно узнаём, что же такое произошло и что грозит героям в будущем. Но история настолько сложна, что сначала мы должны узнать, где учился главный герой, как проводил своё свободное время и знакомился с социально активной молодёжью родного города – Милана. Наш главный герой, которого мы на протяжении всей книги знаем только по фамилии – Казобон – написал диплом по истории суда над тамплиерами. После случайного знакомства в баре он попал на работу в издательство, занимающееся помимо изданием энциклопедий и учебников, сомнительными авторами, интересующимися мистикой, альтернативной историей, альтернативной наукой, оккультизмом и прочими видами знания, которое в книге называется «герметическим». Герой попадает в группу из троих редакторов, которые встречаются с различными интересными персонажами, желающими опубликовать свои полоумные идеи. Одним из таких людей оказывается некий полковник Арденти, якобы нашедший древний документ в одном из городов Франции, и, расшифровав его, понял, что тамплиеры разработали план по захвату всего мира, но на его выполнение им требуется несколько веков, которые скоро подойдут к концу. И его рукопись, которую он, однако, издателям не спешил передать, должна была сорвать все покровы и сделать этот план явным. По всей видимости, кому-то этот исход событий показался нежелательным, и вскоре после встречи с главными героями полковник Арденти исчезает при самых подозрительных обстоятельствах вместе с рукописью.

История разворачивается ещё очень долго. Казобон живёт несколько лет в Бразилии, где не хочет даже вспоминать об истории с полковником и посланием тамплиеров, но судьба распоряжается иначе, и он случайным образом сводит знакомство с людьми, чья деятельность и случайные открытия то и дело напоминают о возможном существовании плана по захвату мира. Казобон возвращается в Италию, где становится штатным редактором того самого издательства, и трое главных героев, будучи, как в вышеупомянутой пасте, «молодыми и шутливыми», решают, в отсутствие самого Плана, выдумать свой собственный. Они пользуются типичными приёмами любителей «герметической науки» – проводят натянутые сравнения, несуществующие параллели, подтасовывают данные, составляют списки и каталоги и приходят к выводу, что таким образом можно сделать существование Плана очень правдоподобным. Настолько правдоподобным, что со временем в него начинают верить и сами герои, а помимо них, и кое-какие могущественные люди и организаторы… Увлекшись порочной логикой публикуемых авторов оккультной и псевдоисторической литературы, герои сами теряют способность отличать действительно существующие связи событий с надуманными, забывают, где правда, а где их собственная выдумка… В конце концов они со страхом осознают, что слишком многие вокруг них желают выведать у них секрет Плана тамплиеров – но только как можно рассказать другим о плане, которого нет?

Я перечитывал эту книгу несколько раз. Она настолько многогранна, что каждый раз узнаёшь какие-то новые стороны, обращаешь внимание на пропущенные детали, понимаешь какие-то новые шутки, отсылки, параллели. Вместе с этим я наткнулся на блог человека, который писал свои впечатления об этой книге в самом процессе чтения. Что меня больше всего поразило в этой многостраничной рецензии, и почему я решил написать и этот пост – это то, что автор умудрился найти параллель между сюжетом этой книги и фандомом «My Little Pony». В самом деле, главные герои «Маятника Фуко», изначально пытающиеся пародировать и высмеивать авторов книг сомнительной научной ценности, пользуясь их собственной логикой и погружаясь в атмосферу их «герметического знания», постепенно сами становятся почти такими же безумцами – и очень похожим образом, пишет Solitair, некоторые брони-хейтеры, пытаясь проникнуть в фандом и посмотреть сериал с целью троллинга, очень скоро забывают о своей изначальной целью и зачастую становятся преданными фанатами нашего мультсериала. Тут я очень сильно задумался, и через несколько страниц чтения мои ожидания подтвердились, автор этого блога и сам брони. Видимо, есть и в самом деле что-то общее у «Маятника Фуко», «My Little Pony» и особенно у фандома, любящего Поиск Глубинного Смысла. Не удивительно, что некоторые из постоянных игроков «Поней РПГ» тоже неоднократно читали «Маятник Фуко» и, несомненно, черпали оттуда вдохновение и для символики брони-тамплиеров, плетущих свой собственный План – жизненный путь единорожки пепельной масти с гривой и хвостом, в которых перемешаны молочно-белые и угольно-чёрные волосы.

6 комментариев

43chord
0
Ничего не понял.
KillMeWithFire
0
Ну вот, а я думал что виной всему упоротый радиоэфир, с которого весь млпач валялся под столом и в котором как раз мелькали параллели меж пони и тамплиерами. По крайней мере подобное объяснение мелькало в самой ПРПГ
RinoNeiber
0
Мелькало, потому что хотели, чтобы так считали. Не думал же ты, что всё так, как кажется?
43chord
0
судорожно ищет белуюшапочку из фольги
RinoNeiber
0
Меж тем разум табуна под стать посту
RinoNeiber
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать