Импульс и варп: попытка разобраться

Ну раз уж у нас завелся блог, посвященный Треку, то позволю себе озвучить одну мысль технического характера, которую (будучи трекки уже давно) продумывал последние полгода.

Сначала немного теории. Думаю, любой трекки знает, что на кораблях Федерации (а также клингонов, ромулан и большинства других) установлены как варп-двигатели так и импульсные двигатели. Первые работают на энергии аннигиляции материи-антиматерии и используются для межзвездных перелетов. Вторые работают на термоядерной реакции синтеза дейтерия-трития, и используются для межпланетных… и межзвездных полетов.

Стандартное представление о импульсных двигателях (сложившееся в фэндоме) представляет их как некую версию примитивных термоядерных ракет, выбрасывающих продукты термоядерной реакции для придания кораблю ускорения. В некоторых случаях (особенно в TOS-фильмах) даже показывают светящиеся дюзы «импульсных двигателей» на корме корабля.

Однако эта версия не выдерживает никакой критики.

Мы имеем совершенно явные примеры того, что импульсные двигатели МОГУТ быть использованы для межзвездных перелетов, причем отнюдь не досветовых. Во многих случаях, импульсные двигатели использовались поврежденными звездолетами для преодоления вполне себе межзвездных дистанций. Подразумевалось, что хотя эти двигатели работают существенно «медленнее» чем варп-двигатели, импульсная тяга ТОЖЕ может быть использована для преодоления межзвездных дистанций.

Более того: де-факто в каноне TOS прямо упомянуто, что в первую земляно-ромуланскую (2160-ых) Ромуланская Империя еще не имела варп-двигателей. И тем не менее, на одних импульсных двигателях — каким-то образом противостояла имевшей варп-двигатели Федерации.

Как разрешить это противоречие?

Рассмотрим подробнее «схему» варп-двигателя. Мы знаем, что энергия реакции материи-антиматерии в дилитиевых кристаллах варп-ядра (расположенного в инженерном корпусе звездолета) каким-то образом передается в катушки варп-гондол. В ряде эпизодов упоминалась «варп-плазма» и некие плазмоводы (плазменные каналы), судя по описанию, соединяющие варп-ядро с варп-катушками.

Т.е. мы можем предположить, что основная задача процесса аннигиляции в варп-ядре — производить в больших (ОЧЕНЬ больших) количествах высокотемпературную плазму, которая затем используется в варп-катушках для формирования варп-поля.

Т.е. попросту говоря — варп-ядро, это аннигиляционная печка, где реакция аннигиляции используется для превращения водорода в варп-плазму.

А если варп-ядро это печка, и плазма — рабочий элемент… то не все ли равно, чем греть плазму? Старая добрая термоядерная реакция (импульсные двигатели) для этого вполне подойдет тоже.

Предположение:

Импульсная энергия в сериале — широкий термин, обозначающий питание плазменных систем корабля плазмой, получаемой от термоядерной реакции. Эта плазма может быть просто выброшена за борт для реактивной тяги — и мы получаем «классический» импульсный двигатель (с теми самыми светящимися дюзами на задней части «Тарелки»), термоядерную ракету для маневрирования на досветовых скоростях.

А можем направить выработанную в термоядерных реакторах плазму в варп-катушки. И тем самым — сформировать варп-поле, не используя энергию аннигиляции. Плазма суть плазма.

Подобный процесс, естественно, гораздо менее энергетически выгоден чем реакция аннигиляции. Энергетический выход термоядерной реакции на порядки уступает реакции аннигиляции. То есть для высоких варп-скоростей (где затраты растут экспоненциально), импульсная тяга непригодна — корабль просто сожрет за секунды все запасы дейтерия, и встанет.

Но вот для аварийной ситуации, когда главное — ковылять бы хоть на минимальном варпе, термоядерная реакция вполне может быть использована.

Таким образом:

Постоянно звучащее в сериале "полный импульс/четверть импульса/импульсная энергия!" попросту означает, что энергосистему корабля запитывают от термоядерных реакторов а не от варп-ядра. При этом корабль продолжает движение на варп-скорости (я так полагаю, порядка варп-1 — варп-2 и ниже), просто источник этой самой варп-скорости меняется.

Это заодно и объясняет, каким образом Зефрам Кохрейн, не имея доступа ни к дилитию ни к антиматерии, сумел построить (после Третьей Мировой!) свой «Феникс» и развить скорость около варп-1. Вероятно, его корабль использовал термоядерный (или вообще ядерный реактор) для разогрева плазмы, подававшейся к гондолам.

22 комментария

И вспоминаем ромулан, и вспоминаем, что варп-ядер у них нет до сих пор, не было и не будет, и что на данный момент (начало 25 века, STO) они всё ещё летают на сингулярных реакторах.

Постоянно звучащее в сериале «полный импульс/четверть импульса/импульсная энергия!» попросту означает, что энергосистему корабля запитывают от термоядерных реакторов а не от варп-ядра. При этом корабль продолжает движение на варп-скорости (я так полагаю, порядка варп-1 — варп-2 и ниже), просто источник этой самой варп-скорости меняется.


Скорость на импульсных двигателях не может быть больше 1/4 света (эпоха TNG). Intrepid-Class Science Vessel (да, да, Вояджер) смогли разогнать до 2/3, а при условии «All Power To Impulse» ~80% от световой. Системы корабля и так работают от термоядерных реакторов, просто для набора варп скорости энергия от ядра/сингулярности идет в гондолы, где генерирует поле искривления пространства.
При этом не забывайте, что Warp-1 — скорость света, Warp-2 — 8 скоростей света.
BadWolf
0
И вспоминаем ромулан, и вспоминаем, что варп-ядер у них нет до сих пор, не было и не будет, и что на данный момент (начало 25 века, STO) они всё ещё летают на сингулярных реакторах.


Еще летают, или уже летают? Как бы сингулярностные реакторы, судя по размерам ромуланских кораблей, помощнее дилитиевых паровозов будут (правда, судя по всему — сложнее и опаснее в эксплуатации).

Скорость на импульсных двигателях не может быть больше 1/4 света (эпоха TNG). Intrepid-Class Science Vessel (да, да, Вояджер) смогли разогнать до 2/3, а при условии «All Power To Impulse» ~80% от световой.


Что вступает в явное противоречие с теми же ромуланами. Которые каким-то макаром на импульсе летали среди звезд и в ус не дули.

Простейшее объяснение: в описываемом вами случае, импульсную энергию подавали именно в виде ракетной тяги.
Dilandu
0
Еще летают, или уже летают? Как бы сингулярностные реакторы, судя по размерам ромуланских кораблей, помощнее дилитиевых паровозов будут (правда, судя по всему — сложнее и опаснее в эксплуатации).

Они в принципе на них летают, долго и упорно. Это искусственная черная дыра в магнитной ловушке (существование уже сейчас обосновано С. Хокингом), которую невозможно заглушить, утилизируется только вместе с кораблем, и при разрушении корабля происходит довольно мощный взрыв.

Что вступает в явное противоречие с теми же ромуланами. Которые каким-то макаром на импульсе летали среди звезд и в ус не дули.
Простейшее объяснение: в описываемом вами случае, импульсную энергию подавали именно в виде ракетной тяги.

А это и есть ракетная тяга. Только в качестве рабочего тела — перегретая плазма от термоядерных реакторов.

Варп-ядро/сингулярность гененрирует высокоэнергетическую плазму, которая, собственно, нигде не используется, кроме как для питания варп-гондол.
BadWolf
0
Они в принципе на них летают, долго и упорно. Это искусственная черная дыра в магнитной ловушке (существование уже сейчас обосновано С. Хокингом), которую невозможно заглушить, утилизируется только вместе с кораблем, и при разрушении корабля происходит довольно мощный взрыв.


Т.е. современная версия канона звучит как «ромулане на них всегда летали»?

Варп-ядро/сингулярность гененрирует высокоэнергетическую плазму, которая, собственно, нигде не используется, кроме как для питания варп-гондол.


Так и что мешает запитать их той же плазмой от импульсных реакторов? Ну да, КПД низкий. Но зато объясняет, каким макаром на импульсе преодолевают межзвездные дистанции (особенно в TOS)
Dilandu
0
Т.е. современная версия канона звучит как «ромулане на них всегда летали»?

Ага. Это вообще безблагодатное занятие сводить все эти каноны. Сейчас вот считается, что Warp-10 — это бесконечность, но, при этом не мешает всем подряд на это ограничение класть и летать быстрее.

Так и что мешает запитать их той же плазмой от импульсных реакторов? Ну да, КПД низкий. Но зато объясняет, каким макаром на импульсе преодолевают межзвездные дистанции (особенно в TOS)

Ничего, кроме огромного энергопотребления. Считается, что корабельные реакторы не могут обеспечить их энергией, достаточной для создания поля искривления.
BadWolf
0
Ага. Это вообще безблагодатное занятие сводить все эти каноны. Сейчас вот считается, что Warp-10 — это бесконечность, но, при этом не мешает всем подряд на это ограничение класть и летать быстрее.


Есть 2 шкалы варп-скоростей, и только в 1 из них варп 10 — бесконечность.
armageddon_age
0
Ничего, кроме огромного энергопотребления. Считается, что корабельные реакторы не могут обеспечить их энергией, достаточной для создания поля искривления.


Так вот я и предлагаю объяснение: могут, но только на минимальном варпе (1-1,5, скажем) и с действительно огромным энергопотреблением.

Это объясняет, каким макаром «Энтерпрайз» умудрялся на импульсных двигателях дотягивать до соседней звезды отнюдь не за месяцы субъективного (да и объективного) времени.

Неканонично — но логично.
Dilandu
0


Вобщем сверху слишком много текста, я не осилил.
Может позже что напишу.
DezerT
0
Да, в TOS используется именно эта шкала, но потом от нее отказались, ибо неудобно капитанам говорить скорость во время приказа с точностью до н-ой цифры после запятой.
armageddon_age
0
Вообще-то наоборот.
В TOS варп фактор расчитывался как

В TNG:

Что в итоге даст нам вот такую шкалу:
BadWolf
0
Постоянно звучащее в сериале «полный импульс/четверть импульса/импульсная энергия!» попросту означает, что энергосистему корабля запитывают от термоядерных реакторов а не от варп-ядра. При этом корабль продолжает движение на варп-скорости (я так полагаю, порядка варп-1 — варп-2 и ниже), просто источник этой самой варп-скорости меняется.


Полностью неверно. Понятие «Импульс» идет от современных ракетных двигателей. Суть в том, что полный импульс звездолетов в СтарТреке равен предельно возможной скорости перемещения в обычном пространстве тобишь это околосветовые скорости, что приблизительно равно одному варпу.
Варп технология по сути является свертыванием пространства и никоем образом не может быть связана с импульсом, потому как в варп поле корабль вообще стоит на месте.
DezerT
0
Полностью неверно. Понятие «Импульс» идет от современных ракетных двигателей. Суть в том, что полный импульс звездолетов в СтарТреке равен предельно возможной скорости перемещения в обычном пространстве тобишь это околосветовые скорости, что приблизительно равно одному варпу.


Не более 80% от скорости света для Вояджера (VOY S5E06)
BadWolf
0
Полностью неверно. Понятие «Импульс» идет от современных ракетных двигателей. Суть в том, что полный импульс звездолетов в СтарТреке равен предельно возможной скорости перемещения в обычном пространстве тобишь это околосветовые скорости, что приблизительно равно одному варпу.


Еще раз повторяю: это не укладывается в логику самого сериала. Где на импульсе спокойно перелетают межзвездные дистанции.
Dilandu
0
на досветовых скоростях, даже как BadWolf сказал «Не более 80% от скорости света», вполне реально долететь до ближайшей звезды в течении 3-5 лет, а уж темболее бороздить просторы самой звездной системы.
DezerT
0
вполне реально долететь до ближайшей звезды в течении 3-5 лет,


А в сериале постоянно имеет место дотягивание на импульсе за от силы пару дней. Где логика?

Мое же объяснение это вполне логично объясняет. Ну какая катушкам разница, кто греет плазму?
Dilandu
0
Я тебя огорчу, у сериалов порою логика страдает… Ты можешь привести более конкретные примеры?
DezerT
0
P.S. И да, Зефрам Кохрейн. Который построил варп-двигатель вроде бы и без дилития, без антиматерии и т.д.
Dilandu
+1
1. У феникса было варп-ядро, сделанное из старой термоядерной боеголовки, все вопросы к Кохрейну
2. Размеры феникса — 103 фута длинны, 10 футов — диаметр. Длина Constitution-class звездолета — 284 м. Можете представить разницу в потреблении энергии для создания поля искривления, при такой разнице в размерах.
BadWolf
0
Т.е. на основе обычного урана и дейтерия с тритием в некой примитивой компактной установке удалось выжать варп-1. :)

2. Размеры феникса — 103 фута длинны, 10 футов — диаметр. Длина Constitution-class звездолета — 284 м. Можете представить разницу в потреблении энергии для создания поля искривления, при такой разнице в размерах.


Простите, а где указано, что потребление энергии зависит от линейных размеров?

И да, эти вычисления напоминают уверения что самолет летать не может, так как паровую машину нужных размеров сделать невозможно. По-моему, уж если что-то с таким низким КПД как «Феникс» полетело — значит, проблема энергии вовсе не так остра.
Dilandu
0
Простите, а где указано, что потребление энергии зависит от линейных размеров?

Почитай варп теорию, насколько помню, потребляемая энергия напрямую зависит от размера варп пузыря, который в свою очередь зависит от размера объекта
DezerT
0
P.S.

— Энергия синтеза двух кг дейтерия в гелий (идеальная) — 11,5*1016 джоуль

— Энергия аннигиляции одного кг дейтерия и одного кг антидейтерия — 1,8*1017 джоуль

Хм, что-то первая цифра ЯВНО завышена. Надо перепроверить источники.
Dilandu
0
Вот, кстати, ромуланская сингулярность.
Общий вид инженерного отсека
Крупный план
Конечно, в динамике смотрится гораздо лучше, но тем не менее.
BadWolf
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать