+3557.53
1646 читателей, 503 поста

Пост в защиту Старлайт


Так ли плоха Старлайт Глиммер, как нам о ней рассказывают?
Читать дальше →

БронИбойный выпуск №4.(В котором про MLP и броней нет ни слова)

подпольный обком действует


Снова предоставим слово пользователю с ником Белтар.
На этот раз речь пойдёт о критике и критиках…
Оригинал статьи beltar.livejournal.com/2908.html


Фломастеры-то может и разные.

Мысли Трикси: (Еще) немного о единорогах...

Да, наши рогатые собратья, несомненно, держат пальму первенства по интересности анализа. Копаешь, копаешь — и постоянно находишь что-то новое. И картинка выходит в должной мере интересной.



На этот раз Трикси обратила свое внимание на психику единорогов. И там все… весьма интересно. Судя по всему, работа с магией в мире пони невозможна без определенных издержек — и это весьма хорошо заметно.

Но для начала взглянем на общую картину...

Фандомные боли: Долгосрочные отношения



Зачем-то глянув предпоследний пост в этом самом блоге, я уже было начал строчить ехидный комментарий, но перед этим всё же решил посмотреть и предыдущие части этих, гм, исследований… Oh boy. При некоторых вполне адекватных наблюдениях, автора сильно кидает из крайности в крайность, не брезгует он и прямыми нападками и оскорблениями. Комментарий постепенно становился всё более обширным, так что почему бы и не вынести его в отдельный пост, заодно немного изменив направления обсуждения упомянутой писанины («моя писанина круче твой писанины, йоу»).


Читать дальше →

Death is not magic. Как сериал про пони отрефлексировал смерть

Неделю назад вышел четвёртый номер журнала «Археология русской смерти», занимающегося научным изучением понятно какого феномена. По всему миру таких журналов много, на русском языке это первый.

Ваш покорный слуга отметился в этом номере со статьей о пони.

Для брони не то, чтобы там много нового, но люди за пределами нашего круга, надеюсь, что-то для себя откроют

Введение

Пони и смерть – казалось бы, темы несовместимые. В Рунете расхожее выражение «розовые пони» часто звучит как синоним некоей идеальной, умозрительной концепции, лишенной чего-то реального. Не важно, это какая-то «низкая» проблема вроде быта или же наоборот, это очень сложная, неразрешимая и философская проблема, как та же смерть.
Само выражение стали интернет-мемом в 2008 году после выхода мультфильма «Хортон», где была произнесена следующая фраза: «В моём мире живут только пони. Они питаются радугой и какают бабочками». Но настоящая популярность у пони в интернете связана с телесериалом “My Little Pony: Friendship is magic”, выходящего в эфир с октября 2010 года, а в России – с января 2012.
Изначально этот сериал должен был продолжить давнюю традицию компании Hasbro – поддержать новую линейку игрушечных пони. Такой мультсериал выходил уже в 80-е, затем уже в 2000-е годы для самых маленьких детей. Но в этот раз к разработке сериала привлекли известного продюсера и художницу Лорен Фауст, которая смогла разработать не просто новый дизайн персонажей, но фактически придумала сложную и богатую вселенную, наполненную отсылками не только к прежним версия мультфильма, но и к классической мифологии и даже массовой культуре. Это привлекло интерес не только детской, но и взрослой аудитории. В сети (в том числе в Рунете) образовалось крупное фанатское сообщество, члены которого проявляли типичную для подобных сообществ активность: обсуждение предмета поклонения, собственное творчество по его мотивам и организация взаимодействия, в частности, тематических конвентов.
Сплоченное коммьюнити сразу стало предметом научного интереса — в первую очередь, социологов и антропологов, которые пытались выяснить его гендерный состав. Была подготовлена специальная анкета, которую брони заполняли, и хотя среди взрослых поклонников сериала довольно много мужчин, только 2 процента признались в гомосексуальности (а именно популярность среди них была основной гипотезой) (3). Есть и исследования дискурса пони-сообщества (2) и др. Однако многие темы еще остаются непредставленными, а, например, российское брони-сообщество, кажется, вообще еще не обрело своего собственного исследователя.
Данное эссе не претендует на то, чтобы заполнить эту нишу и является лишь первой робкой попыткой осмыслить то, каким образом сериал вар: в сериале представлена тема смерти и посмертного существования. Первая и очевидная задача в таком случае – понять, как отображает тему смерти сам мультсериал. Ибо любое фанатское сообщество всегда строится вокруг того, что называется «канон», то есть, официально авторизованная вселенная вымышленного мира (5).

Пони и смерть: тема смерти в мультсериале

Тема мультфильмов и смерти вообще не так уж редко всплывает — достаточно вспомнить те же мультфильмы студии Диснея, которые показывали смерть неоднократно и нередко довольно выразительно. Для многих поколений детей таким первым впечатлением от смерти стала сцена из «Бэмби», а позднее – из «Короля-льва». Мультфильмы вообще чаще, чем кинофильмы, отправляют героев умирать – особенно отрицательных. Обычно это смерть от падения в пропасть или иной способ не показать клинка или пули, пронзающей плоть. Но анимация обходится с героями куда смелее, чем индустрия комиксов или кинопроизводство. Смерть в анимации – весьма распространенный способ наказания для злодеев, которые кажутся неисправимыми.
С сериалами, однако, все несколько сложнее. Там «смерть навсегда» явление куда более редкое и неохотно появляющееся, потому что мультсериал всегда требует продолжения, а антагонисты нередко оказываются ничуть не менее важными персонажами вселенной сериала, чем главные герои. Поэтому сериальное производство не стремится убить героя и избавиться от него навсегда, вне зависимости от того, продиктовано ли это нуждами развития сюжета или же просто интересом аудитории к персонажу.
Справедливо это и для «Моих маленьких пони», которые выдержали уже шесть сезонов и должны в 2017-2018 годах порадовать зрителей еще двумя. Значительное большинство проблем, которые решают шестеро пони-героинь сериала – Твайлайт Спаркл, Эпплджек, Пинки Пай, Флаттершай, РейнбоуДэш и Рарити – строятся вокруг совершенно бытовых проблем, которые совершенно не заставляют задуматься о том, как происходит контакт жителей Эквестрии со смертью. Более того, большинство антагонистов сериала, особенно «серьезных» — таких как темная пони Найтмер Мун или дух хаоса Дискорд вполне способны к перевоспитанию. Вопрос рождения у пони решен так же, как и у всех плацентарных млекопитающих – таково утверждение создательницы сериала Лорен Фауст

Смерть как часть механики мира

Первым приближением к теме смерти в сериале стало появление в кадре пожилых и старых пони. Важным второстепенным персонажем в сюжетных линиях, связанных с фермершей Эпплджек, стала её бабушка Бабуля Смит – мудрая и трудолюбивая основательница города Понивилля. Показывался в нескольких сериях и дом престарелых пони.
Первое появление в сериале чего-то, напрямую связанного со смертью, происходит во втором сезоне, когда в серии «День сердец и копыт» (местный аналог Дня Св.Валентина) показывают гроб и священника, а действие в кадре происходит на похоронах. Трактовать это можно только одним образом – в Эквестрии смерть вполне реальна и пони точно так же смертны.
Еще более важным будет отметить, что у эквестрийских пони не просто есть смерть, но что ей сопутствует целая собственная индустрия – с производством гробов, кладбищами, похоронными обрядами и проповедями. Проповеди эти, скорее всего, не христианские – в этом мире нет людей, не было описанной в Евангелиях истории Христа и связанных с нею чудес Рождества, Страстей и Воскресения. Ближе всего к божествам в сериале подходят правительницы страны, отвечающие за оборот светил – принцессы-аликорны (крылатые единороги) Селестия и Луна.

Смерть как наказание: случай с Королём Сомброй

Самый, однако, значительный эпизод смерти связан не с этим бытовым кадром, а с одним из наиболее масштабных эпизодов сериала. Третий сезон начинается с экспедиции главных героинь на север Эквестрии, где волшебный город Кристальная Империя осажден зловещим единорогом-магом по имени Король Сомбра. Когда череда событий приводит к победе главных героинь и обретению Империей мощной защиты от злых чар, освободившаяся магия разрывает Сомбру на куски. Сценаристами шоу позднее была озвучена информация, что Сомбра – единственный погибший антагонист в сериале.
Почему эта информация важна?
Сама по себе концепция мультсериала такова, что дружба – настолько волшебная сила, что она способна дать шанс и вернуть на сторону добра самых отчаянных злодеев. Собственно, первая серия мультсериала – «Магия дружбы» строилась не только на том, что главная героиня, единорожка Твайлайт Спаркл, обретает подруг и открывает магию дружбы, но и возвращает из объятий тьмы сестру принцессы Селестии принцессу Луну.
Еще более справедливым это оказывается для давнего врага Эквестрии – духа хаоса, трикстера Дискорда. Персонаж этот не столько злодей сам по себе, сколько очень большой ребенок, лишенный строгих понятий о добре и зле. И именно знакомство с шестеркой главных героинь (особенно с носительницей добродетели сочувствия Флаттершай) заставляет его впервые задуматься о ценности дружбы, добрых и злых мотивах и поступках.
Чем же так принципиально отличен Сомбра? Ведь его даже не попытались перевоспитать, а просто уничтожили. В каноне о Сомбре говорится лишь, что он был единорогом с черным сердцем.
По словам шоураннера Меган Маккарти, этот персонаж, родственен другому знаменитому фэнтези-злодею, Саурону из «Властелина Колец» Толкина, который некогда не только создал Кольцо Всевластья, но стремился своим искусством и манипулятивными навыками совратить на сторону зла максимально возможное количество разумных народов. И если с эльфами это оказалось невозможным, то опыт совращения людей был удачным. Вряд ли Сомбра буквально повторял путь толкиновского властелина, но многие мотивы поведения, лежащие в основе его образа и поведения, оказались похожи. Это и ненависть к счастливому и благословенному краю, и собственные усилия по его порче, и особые отношения с важным символическим артефактом.
Если говорить словами Борхеса, то эта история рассказывает об осаде города (6), а в терминах морфологического анализа сюжета история проходит через несколько конкретных функций действия (4): сначала антагонист совершает акт вредительства (Сомбра проклинает Кристальную империю и ее жителей, похищает Кристальное сердце; аналогично Саурон развращает нуменорцев, уничтожает Белое древо и создаёт Кольцо всевластья), затем герои и антагонист вступают в борьбу (прибытие Твайлайт и подруг в Кристальную империю и поиски Кристального сердца, квест Фродо по уничтожению Кольца и война с Мордором), затем происходит победа (Кольцо уничтожено, Кристальное сердце найдено), а зло наказывается (Сомбра гибнет, а Саурон развоплощается). За кадром, конечно, остается, давнее падение обоих персонажей ко злу, но во плоти представлена их жажда власти и презрение к другим – настолько прочные, что только уничтожение неспособных к раскаянию злодеев может избавить мир хотя бы от их присутствия.
То есть, сама его деятельность являлась сознательной войной с дружбой и ее магией (в противовес темной магии диктатора). Персонаж, сознательно враждующий с дружбой, представлен в сериале как совершенно неисправимый злодей – и, видимо, поэтому противостоящая ему сила такова, что просто уничтожает его изнутри.

Намеки на смерть: родители Эпплджек

Был в телесериале и другое присутствие смерти. Одна из главных героинь – земная пони-фермерша Эпплджек – сирота; ее родители умерли за кадром до событий мультсериала, успев оставить на свете троих детей. Напрямую в сериале этого так и не показали, обошлись лишь визуальным намеком. В третьем сезоне, в серии «Слет семьи Эппл» в финале над фермой Эпплджек пролетают две падающие звезды – это отец и мать Эпплджек, ее брата и сестры. И уже позднее, в пятом сезоне, в похвале своей младшей сестре сама Эпплджек говорит: «Если бы папа и мама могли тебя видеть…». Из чего можно сделать вывод, что в сериале не просто присутствует и не просто возможна смерть – но и что сами пони обладают памятью и возможно даже какой-то личной травмой от смерти другого. Особенно если этот другой – родной тебе.
На момент окончания шестого сезона обстоятельства смерти родителей Эпплджек никак не объяснены и не показаны. Точное подтверждение этого факта от людей, имеющих отношение к сериалу, состоялось в 2016 году (1). Создатели сериала пообещали это сделать в седьмом сезоне и даже намекнули, что их история похожа на историю Ромео и Джульетты – только теперь эта история Брайт Мака и Пеа Баттер. Имеющиеся намеки и обрывки информации позволяют судить о том, что они принадлежали к враждующим семьям (что логично – яблоки-Эпплы и груши-Пеа, Pear). И ясно, что история любви будет так или иначе разрешена трагично. Остается лишь гадать, каким образом это может быть увязано с тем, что после их смерти остались трое детей.

Спасибо Танку за воспоминания: про смерть, не говоря о смерти

Был в сериале представлен, однако, и довольно нестандартный взгляд на смерть. Точнее, на события, смерть окружающие. Сюжет серии «Спасибо Танку за воспоминания» вертится вокруг неожиданного для пегаски Рейнбоу Дэш известия – ее ручная черепаха Танк при приближении зимы начинает впадать в спячку. Как результат, на протяжении всей серии Дэш переживает эту новость по хорошо известной в психологии модели. Эта модель принятия смерти, которую предложила когда-то Элизабет Кюблер-Росс:
1. Отрицание. Хотя Флаттершай и Твайлайт неоднократно напоминают Рейнбоу, что сухопутные черепахи впадают на зиму в спячку, она не верит им
2. Гнев. Следующая стадия начинается тогда, когда Пинки Пай произносит в присутствии Рейнбоу слово «спячка», что вызывает бурную ссору Дэш с подругами
3. Торг. Рейнбоу Дэш пытается отсрочить приход зимы, саботируя мероприятия по ее подготовке (в рамках вселенной мультсериала все сезоны рукотворные). Но тот саботаж только ускорил приход зимы и наступление следующей фазы
4. Дэш закономерно впадает в депрессию, из которой ее смогла вывести только Флаттершай, прямо сказавшая ей, что зиму придется провести без Танка.
5. Проплакавшаяся Рейнбоу смиряется с необходимостью Танка спать зимой, и сама отводит его к месту будущей зимовки. И даже читает напоследок сказку.
В таком, казалось бы, детском мультике, этот эпизод оказывается одним из самых серьезных, а дилемма «мой друг меня неостановимо оставляет», с которой столкнулся персонаж – трудноразрешимой. Ведь многим из зрителей может быть знакомо не только само явление смерти, но и проблема того, как это воспринимать. И сериал, не говоря о смерти напрямую, умудрился коснуться этой темы с неожиданным для детского шоу тактом.
Фанаты сериала, однако, интерпретировали серию однозначно – как серию о смерти. Один блогер, занимающийся юмористическим пересказом сюжета серий, пересказал ее однозначно: «Твоя золотая рыбка не спит, дорогуша, она сдохла!» Развеять слухи о смерти черепашки смогло только ее появление в более поздних сериях.

Заключение

Тема смерти для сериала важная, пусть и появляется считанное количество раз. Во-первых, смерть вписана в механику мира – она является органичной частью его жизненного цикла. Во-вторых, смерть может настигнуть в сериале даже какого-то близкого человека – чему учит та же история с Танком или родителями Эпплджек. В-третьих, смерть может оказаться единственным выходом в победе над врагом – к счастью, только смерть врага, в этом плане мультсериал все же следует условно-общепризнанным правилам серии. И, наконец, смерть необходимо как-то переживать, чему опять же учит история с Танком. Ну и наконец, смерть может быть просто фоном для приключения. Все прочие рефлексии – происходят уже в творчестве фанатов, что выходит за рамки нашего эссе.
Возможно, история сериала о маленьких пони еще принесет исследователям смерти будущего немало сюрпризов в дальнейшем. Все-таки, помимо взрослой аудитории у сериала есть еще и детская, а она имеет свойство взрослеть. И рано или поздно, сериал будет вынужден говорить о смерти напрямую и куда более обстоятельно, чем теперь.

Список литературы

1. Lead Character Designer Kora Kosicka — Rainbow Dash's Dad Not Her Dad, Apple Parents Dead and More // Электронный ресурс. Режим доступа: www.equestriadaily.com/2016/09/character-designer-kora-kosicka-rainbow.html
2. Silverstein 2013 — Silverstein A. My Little Brony: Connecting Gender Blurring and Discursive Formations // Электронный ресурс. Режим доступа: www.calstatela.edu/sites/default/files/users/u2276/silverstein_essay6.pdf.
3. Study Results – Study Results // Электронный ресурс. Режим доступа: bronystudy.com/id1.html.
4. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки // Электронный ресурс. Режим доступа: www.lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt_with-big-pictures.html
5. Самутина Н.В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Электронный ресурс. Режим доступа: sociologica.hse.ru/data/2013/12/22/1338705310/SocOboz_12_3_07_Samutina.pdf
6. Титарева Е. Понивильская полудюжина // Электронный ресурс. Режим доступа: www.vertigo.com.ua/my-little-pony-half-dozen/


Доступен для обмена на русские рубли в следующих местах

Москва:
— Фаланстер, Малый Гнездниковский пер., 12
— Циолковский, Пятницкий пер., 8, стр. 1
— Ходасевич, Покровка, д.6

Санкт-Петербург:
— Порядок слов, наб. реки Фонтанки, 15
— Все свободны, наб. реки Мойки, 28
— Факел, Лофт Проект ЭТАЖИ, Лиговский, 74, пространство Улицы Контейнерной.

Как в других городах и странах — пока не знаю. Свой экземпляр тоже пока не получил, ибо живу в Казани.

Рецензия Белтара 2017 Часть вторая(письма из андеграунда)

«Подпольный обком действует»
Новая рецензия Эквестрийского обкома(находящегося сейчас в андеграунде).
Автор пользователь с ником Beltar
Тема: «Неправильное использование персонажей».




Джет ошибался, как и все его соплеменники →

Рецензия Белтара 09.12.2015(письма из андеграунда)



Критический отзыв пользователя с ником Beltar, в целом на весь пятый сезон.
Сравнительный анализ. Что было, что стало и как вообще делаются интересные эпизоды.


В общем так... →

Рецензия Белтара 2017 Часть первая(письма из андеграунда)

Эквестрийский подпольный обком действует…
И сегодня с согласия автора, я предоставляю статью пользователя под ником Beltar.
Которого тут поспешили заминусовать.




От феномена до антиутопии →

Триксианалитика Трикси...

Да, да, да, это должно было случиться. Рекурсия всему голова, в том числе и в триксианалитике, так что сегодня мы поговорим о чем-то Великом, и вместе с тем Могущественном. О мастере настоящей магии. О кобылке с непростой судьбой.

Да, сегодня мы поговорим о Трикси.


«Что, удивлен? Козырь мной припасен!
Всегда я на коне — приз достанется мне!».


Блестящая шляпа и волшебный плащ. Метка в форме платка и волшебной палочки. Глаза, полные ехидства. Непрошибаемая маска самоуверенности.

Что кроется внутри тебя, фокусница? Это мы сейчас и узнаем.

Trixie, analyse... yourself!

Доверяй и не проверяй, или мнение о том "Должны ли мы закрывать глаза на условности и несостыковки в MLP, и где-либо еще"


Доброго времени суток, друзья. Сразу вопрос: Как часто вы слышали заявления в духе: «Уже всё не то, Твайлайт Спаркл в последней серии себя неадекватно ведёт, Пинки опять выставили глупой, и вообще действия персонажей такие нелогичные, неправильные, не так должно быть». Оглядываясь на последние пару сезонов, могу предположить… слышали частенько. Сегодня же я хочу высказать свои мысли по этой теме, а заодно, в идеале, устроить ср*ч услышать и ваши тоже.

Читать дальше →