"Грехи Прошлого" или О "Past Sins"(beltar)



Аналитическая статья о фанфике «Грехи Прошлого» от автора с ником Beltar
Оригинал статьи: beltar.livejournal.com/5672.html

А теперь слово автору:

Past Sins («Грехи прошлого»).
Данный фик за авторством Pen Stroke и Batty Gloom является одним из самых старых MLP-фиков, возможно, наиболее популярным (по количеству лайков на fimfiction.net для романов сопоставимого размера), и одним из самых ненавидимых с огромным количеством предельно нелепой и бессистемной критики. Вместе с Fallout Equestria он входит в очень небольшую группу фанатских произведений главные персонажи которых получили известность за пределами своего родного произведения. Благо сознательные граждане вроде меня стараются нести знания о нем в массы и увеличивать количество качественных фанатских материалов.

Прежде чем подходить к анализу, который в любом случае будет спойлерить сюжет, нужно дать появнение для тех, кто не читал, о чём эта история, что в ней есть и чего в ней нет. А это история любви матери и дочери. Мелодрама в основном сосредоточенная на главных персонажах, их мыслях и чувствах. Здесь нет долгих путешествий в понячий Мордор, лесбийских отношений (нелесбийских тоже нету), закрученного и перекрученного детектива, нету расчлененки и запредельной жестокости и не так же много сражений. А события глобального масштаба переплетаются с повседневностью. Ну а слезы просто ручьем. Кобылы, что с них взять… На первый взгляд, я такое вообще читать не должен. Зато в ней есть Никс (Nyx/Nix, по-русски Нюкта/Никта, в древнегреческой мифологии богиня вечной ночи), перерожденная Найтемер Мун и самая очаровательная атомная бомба в истории Эквестрии, персонаж вполне достойный своего имени, как нестандартным появлением на свет, так и поступками. Уж уважения-то она точно заслуживает. А еще она, как и положено перерождению Найтмер Мун, абсолютно черная с драконьими глазами, и это круто. Есть очень хороший язык, чего, к сожалению, не могу сказать о русских переводах, как более ранней, так и последней версии, они читабельны, но далеко небезупречны, а перевод последней версии я бы назвал отчасти стерильным. И есть Твайлайт, не как элемент Магии, или не, к ночи будь помянута, принцесса-чего-то-там, а как нормальная молодая кобылица, с нормальным материнским инстинктом, которой в меру своего разумения пришлось заботиться о жеребенке-аликорне. А еще в нём есть подлинный героизм, с чем в самом MLP сейчас всё настолько плохо, что нет никаких печатных слов, чтобы это выразить.





Сюжет романа вкратце.
Анализировать роман сложно, во-первых, он очень эмоционален, я бы даже сказал, что при первом прочтении он оглушает. Есть очень много действительно берущих за душу моментов, перечислять их смысла нет, — текст просто превратится в пересказ. В принципе, если меня кто-то спросит, следует ли этот фик читать, и чего ждать, то я так и скажу, стоит попробовать, примитивно на жалость с напором бульдозера, он не давит, но если прошибет, может даже до слез, то прошибет, если нет, то тут уж я не знаю.
Во-вторых, если бы я был Марьванной, ведущей литературу в средней школе, то я бы, наверное, написал, что роман поднимает вопросы материнства, социальной опеки, контроля над разумом и даже такой сложный, с какой стороны ни посмотри, вопрос, как искусственное создание разумного существа. А имя главного злодея вообще напоминает о корпорации «Нексус» из «Бегущего по лезвию», производившей людей-репликантов с искусственно прошитой памятью. Но я не Марьванна. Марьванну с ее синдромом поиска глубинного смысла я по ряду причин, не жалую. Если кто-то про все эти «высокие материи» подумал, то это хорошо, типовой бронь, который в школе уроки прогуливал, подумает вряд ли, но «Мертвые души» любят и сейчас, и явно не за социальные вопросы, и сюжет актуальные на середину 19-го века, а за персонажей. В третьих, обсуждается, как правило, не то, что хорошо, а то, что плохо, хорошее в защите, обычно, не нуждается, хотя особо безграмотные претензии рассмотреть придется.
Если рассматривать роман в целом, то его можно охарактеризовать, как смесь из мультяжной Эквестрии и предельного реализма. С самого начала, с похищения Твайлайт культистами и последующего ее спасения. В отличие от безобидных мультяжных злодеев, эта публика не слишком-то церемонится. Блокировщик магии на шею и в мешок. Потом еще немного ножом порезали, правда, несильно, т. к. хотели сохранить в, более менее, целом виде до окончания ритуала. Уж чего у автора не отнять, так это способность описывать эмоциональное состояние персонажа. В подобной ситуации не то, что молоденькая студентка, к подобному просто неготовая, а половина здоровых мужиков с мокрыми штанами будет, и трясти их после пережитого будет не меньше.
И с первых же глав проявляются связанные с этим проблемы, начало с точки зрения логики получилось довольно скомканным, в самом деле, для культистов нет никакого практического смысла похищать Твайлайт, когда ее можно просто убить, как и остальных М6, после чего применять против Найтмер Мун элементы гармонии будет просто некому. Если это еще можно списать на их полную неадекватность и стремление к показухе с демонстрацией силы, то для Селестии самым логичным действием после похищения Твайлайт было бы немедленно забрать ее к себе в замок, приставив пару гвардейцев, чтобы сопровождали ее даже в туалет. Как бы то ни было Твайлайт остается в своей библиотеке без какого-либо надзора и, более того, на следующий день возвращается на место проведения ритуала за сумкой с книжками (книги — это святое), где и находит Никс, которую решает не выдавать Селестии.
Возможно, именно с этого, с истории про несчастную сироту, начинаются и примитивная любовь, и столь же примитивная ненавить к «грехам». «Цинизм. Ненавижу за его общедоступность.» Ф. Раневская. Для одних, кто умиляется My Little Dashy или Сноудроп (терпеть ее не могу, именно потому, что ее постоянно с Никс шипают), обнять и заплакать, для других читерский аликорн и Мери Сью. Поскольку это одна из самых частых и безграмотных претензий к фику, то рассмотрю её подробнее. Чтобы о персонаже вообще можно было писать, он должен быть чем-нибудь интересен. В этом плане быть перерождением Найтмер Мун (Дитем высшей крови, Драконорожденным, Избранным, джедаем,...) не так уж и плохо. Намного лучше, чем той же Скуталу или Сноудроп, в которых нет абсолютно ничего, кроме давления на жалость. Да и как-то странно, саму Найтмер Мун за Мэри Сью никто не считает, просто потому, что с самого начала условились, что есть мир Эквестрии, и в нем есть могучие аликорны, которые небесные телу на рогу вертят. Фентезийный жанр построен на таких существах. Разумеется Никс ни в чем исходную Найтмер Мун не превосходит, да и не пытается, хотя Эквестрию поставить на уши тоже способна. Но главное, даже не это, в отличие от весьма схематичного «древнего злого зла» Никс очень глубоко проработанная личность, которой приходится в своем мире как-то жить, как всем остальным, вставать по утрам, завтракать, чем-то заниматься, и унаследованные от Найтмер Мун сила и память ей не очень-то в этом помогают, скорее наоборот. Мэри-сьюшность возникает не от того, что персонаж владеет 15 языками, лучше всех дерется на мечах, обладает уникальными магическими навыками, или даже является бессмертным аликорном, она возникает, когда подобная продвинутость ничем не обоснована, а вокруг персонажа все остальные плясать должны. Даже те, у кого он интереса вызвать не может. Не потому что он такой ценный, а просто потому, что он есть, и выглядит это настолько же нелепо, как если бы человек с улицы зашел в отдел кадров крупной компании и потребовал назначить его, если не директором, то начальником отдела, и его бы взяли.



А поскольку кто-то немедленно проведет параллели с Психованной лошадью, сразу соориентирую на местности, Психованную лошадь в отличие от фанфиков нам навязывают.
Существуют мелкие странности, например, зачем Найтмер Мун использовать тени для век, когда она может легко перевоплощаться даже в других пони, и сделать себе желаемую внешность для нее не должно быть проблемой, но такие вещи, как и неудачно вставленную мультяжность, неимеющую отношения к основному сюжету, я перебирать не буду. Хотя в книге Никс зовется так, как она сама себя в текущий момент себя предпочитает называть, я её всегда буду звать Никс. Потому что мне так удобно, ну и потому что плохая из нее Найтмер Мун получилась.
История Никс — это возведенный в абсолют вопрос «Кто я?». С момента пробуждения без имени и памяти в вечнодиком лесу, до… конец, на самом деле открытый.
Всю историю довольно логично разделить на 2 части, первая, до превращения Никс в Найтмер Мун, и вторая до конца. Состоит первая часть целиком и полностью из повседневности, всего того, что определяет, как поведет себя личность, когда настанет Момент, закроет ли собой амбразуру, сбежит, или предпочтет иметь 30 серебряных монеток, а над всем этим нависает ожидание неизбежной катастрофы (иначе книги бы не было). Здесь у автора все возможности пользоваться наработками самого MLP, что он и делает, иногда удачно, (тот же эпизод в бутике у Рарити читать легко и приятно), иногда абсолютно топорно. Я не представляю, каким образом можно совместить все садистские желания, которые вместе с воспоминаниями первой Найтмер Мун наваливаются на Никс, когда она оказывается в старом замке, и готовность культистов убить любого противника (Твайлайт подтвердит), с теми нестрашными мультяжными препятствиями, которые устраивает Найтмер Мун в MLP. Автор даже не задумывается, что всего одно изменение правил радикально изменило вселенную. Несколько надуманной можно назвать школьную постановку, на которую приходят принцессы, впрочем, Селестия, как и все остальные, не робот, и имеет полное право на то, чтобы выделить время на общения с любимой ученицей вне протокола. Тем не менее, автор хороший психолог, и хорошо понимает, что происходит у персонажей в головах, так что они воспринимаются не как персонажи сериала, несуществующие вне эпизодов, а живые обитатели своего необычного мира. Да и Твайлайт, оказывается далеко не худшей мамой. А впрочем, какой бы наивной и странной она ни казалась, чем она хуже многих других, кто родить, рожают, а воспитывать, так мозгов уже не хватает? Нормальная и весьма неглупая кобылица. Да и не боги горшки обжи… бессмертных аликорнов воспитывают, хотя по мере проявления магических сил у Никс Твайлайт об этом начинает задумываться. И невольно возникает нехороший вопрос, а вот нашли бы гвардейцы шарик-зародыш, и появилась Никс на свет не в лесу, а в Кантерлоте, что тогда, изучали бы как подопытного кролика? И не факт, что вообще бы задумались, что в первую очередь она ребенок, которому семья нужна. Ну а эпизод с укладыванием Никс спать после театральной постановки просто шедеврален в своей простоте.
Во второй части возможность пользоваться сериальными наработками резко уменьшается, что не мешает вставить совершенно неуместную попытку пошутить про Тортлестию, или добавить Шайнинг Армора (ранние версии вышли еще до 2-го сезона MLP), а вместе с ним некоторое количество откровенно казенного текста, хотя роли в истории он не играет никакой. Зато появляется Персонаж. Созданная магией кобылка примерно одного «возраста» с CMCками, мгновенно превращенная во взрослую кобылицу, с памятью и силой Найтмер Мун, и не видящая для себя иного пути. Персонаж, в котором ненависть, обида на Селестию и Твайлайт, желание устроить вечную ночь, и свирепость матерого аликорна с огромной магической силой переплетаются с состраданием и неспособностью причинить другим серьезный вред. А абсолютная логичность суждений с откровенно детским поведением. Сразу скажу, часто Никс критикуют за то, что она ведет себя так, ну так она историю про себя не читала, не обладает уровнем осведомленности читателя и вообще не подозревает, что она вымышленный персонаж. Она знает только, что Селестия забрала ее ночью из дома, и та, кого она называла мамой, не защитила ее. Теперь она Найтмер Мун, а с Найтмер Мунами в Эквестрии разговор короткий, на Луну на 1000 лет. Почему она должна кому-то верить? Не знаю, брони обратили на это внимание, или нет, но Селестия, забрав Никс для, как она думала, мыслечитающего ритуала, по сути, пошла, на обвинение в мыслепреступлении, и прекрасно понимала это, после такого о чем вообще разговор вести? «Вы меня в виде ребенка настолько испугались, что про свои же законы и элементарную порядочность забыли, а взрослую так поди сразу на Луну бессрочно сошлете». Хуже всего, что Никс оказывается единственной нормальной в окружении культистов, зараженных магией первой Найтмер Мун. Единственная их цель служить некой «идеальной» королеве вечной ночи, если же королева не хочет соответствовать «идеальному» образу, то надо заставить её, стать «идеальной». «Если сто раз сказать человеку, что он свинья, то на сто первый он хрюкнет». Граждане-«критики» недооценивают силу внушения, очень недооценивают. Как недооценивают и скорость морального разложения, особенно, в отсутствии сдерживающих факторов и безделья. Может и смешным выглядит, что Никс удивляет предлагаемая ей еда, или то, что она старается соблюдать правила приличия, которым ее Рарити научила, ну так оно с мелочей начинается. Ты ж королева, можешь жрать, как свинья, можешь птичьего молока потребовать, и тебе это принесут, потом можно карету из золота потребовать, тоже будет, потом еще что-нибудь, и еще что-нибудь, например, запытать кого-нить для удовольствия. Культисты ей всё это охотно предоставят, римские императоры от зависти заплачут. И для превращения в монстра никакого проклятья не потребуется.
Учитывая, какое давление оказывало на нее окружение во главе со Спелл Нексусом, удивлять должно не то, что Никс пытается быть Найтмер Мун, а то, что она ей в итоге не становится. Более того, даже во время наибольшего озлобления она все равно не опускается до подлости и сохраняет определенное чувство справедливости. Могла бы и Селестию прирезать без боя, но предпочла выйти 1 на 1. Как бы Твайлайт ни выговаривала ей потом за Даймонд Тиару и Сильвер Спун, не могу не признать, что получили они именно то, что заслужили. «Вы меня гнобили, вы меня в лес обманом послали, ну теперь вас за это гнобить будут». Дети, стоит им получить силу, над своими обидчиками, скорее всего, будут долго глумиться. Рядовые жители Эквестрии боятся ее, и пришедшая к Никс в замок Твайлайт, хоть и терпит неудачу в попытке отговорить ее от нападения на принцесс, оказывается одной из немногих близких ей пони, которые удерживают ее от безумия, и ради которых она в итоге идет на самопожертвование, искупая свои грехи в буквальном смысле кровью. Хотя о чем это я, искупать кровью, жуть, это ведь прям штрафбат какой-то получается, как вообще можно требовать с устроивших глобальную катастрофу раскаяния, искупления, готовности предстать перед судом? А вдруг у них травма детства? Недемократично это.
Отдельно надо сказать про Твайлайт, MLP так и не поднялся в понятии подвига выше уровня квестов «найти артефакт, чтобы победить древнее зло». Большего от него в рамках формата детского мультсериала ждать бессмысленно. Придумали какие-то книжки про Каденсу с ее великими достижениями в любви. Твайлайт о том, какое место в топе занимает её любовь к приемной дочери, не задумывалась, она просто честно заботилась о свалившемся на нее жеребенке, а когда пришла сделала то, что считала единственно правильным. Невзирая на опасность, и весь план, сводящийся к найти у одного из культистов дома предмет, который позволил бы определить их местоположение. Конечно, она очень сильный маг, но в первую очередь она девушка лет двадцати, не имеющая ни подготовки, ни опыта, чтобы идти во вражеский лагерь, и морально не готовая убивать. Полезный иногда навык, особенно когда приходишь и видишь, что местные обитатели усердно тренируются рубить головы на чучелах, изображащих тебя и твоих друзей. Ей удается найти подземный замок, попасть внутрь, но одна ошибка, и опыт Спелл Нексуса, которому не составляет труда обвести студентку вокруг пальца (копыта, рога,… или что там еще у пони есть), проваливают всё. Её подвиг в том, что она не отказалась от Никс несмотря ни на что, её любовь не вызвала никаких мегавзрывов, мгновенно убирающих всех плохих, она всего-лишь удержала Никс от непоправимого.
Всё это время мгновенно повзрослевшая Никс пытается как-то устроить свою жизнь в том, или ином виде, но все её цели: отомстить Селестии и Твайлайт, устроить вечную ночь, получить кьютимарку, стыдно ведь, такая большая, а круп без метки, управлять Эквестрией, — оказываются миражами, проходят гнев и злоба от воспоминаний о тысячелетнем заточении, вечная ночь, несмотря на все потуги культистов, решить проблему фотосинтеза и похолодания (впервые я это читал неспокойной весной 2014-го, сразу кое-что напомнило, смеялся минут 5) продлилась всего пару недель. Попутно приходится каким-то образом находить компромисы с безумными идеями Спелл Нексуса. И ведь его даже не выгонишь, общаться не с кем будет. Может, кому-то это покажется странным, но когда Никс объясняет Спелл Нексусу, что вечная ночь — это конечно, хорошо, но без солнышка все замерзнет, она мне напоминает Сталина с его творческим подходом к марксизму, да и вообще для вчерашнего ребенка она весьма неглупая. Вопреки ее ожиданиям ей не передаются навыки принцессы Луны, она не знает, что ей делать с Эквестрией, ей это просто неинтересно, знаний о мире за пределами унаследованных от первой Найтмер Мун у нее практически нет, да и те, видимо, абсолютно бессистемны и обрывочны, кроме боевой магии. Насколько я понимаю, она могла что-либо вспомнить, только в случае внешнего толчка, ведь собственная нормальная иерарахия памяти с повседневными/профессиональными/редко нужными понятиями у нее просто не успела сложиться, и любые факты памяти Луны вплоть до таких простых, как «мой любимый цвет такой-то», могли войти в конфликт с ее собственным восприятием. Репликанты из «Бегущего по лезвию» начинали вырабатывать собственную личность, выходящую за рамки прошитой программы, хотя бы на уровне осознания себя человеком, за пару-тройку лет, у Никс, после нескольких месяцев жизни с Твайлайт этот процесс просто проходит стремительно. После того, как Никс поднимает солнце, население решает, что принцессы вернулись и немедленно начинают это отмечать. Дело даже не в том, что всех в тюрьму не посадишь, для нее это оказывается просто по-человечески (или по-понячьи?) обидно, но сочувствие в очередной раз перевешивает. И одновременно приходит понимание, что после совершенного её не простят и не полюбят. Встреча под ивой с Твист, которая еще слишком мала и наивна, чтобы испугаться и тем более удивиться, увидев королеву Эквестрии в слезах… «С чего начинается Родина?» «С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе». Государство — статистика, а обещание данное однокласснице, это святое. Выглядит это, я бы не сказал, «странно», скорее причудливо, местами комично, местами откровенно по-детски, чего только стоит взятая у СМСок идея перепробовать, всё, что можно, но совершенно логично.



Ты еще со мной спорить будешь? Да я Селестию победила!
В итоге могущественная бессмертная аликорница оказывается беспомощной перед сложившимися обстоятельствами, когда уже нет желания быть чокнутым монстром и тираном, но нет и возможности вернуть всё назад. Точнее, выход-то очевиден, но за госпереворот помещением камерного типа, где ее Твайлайт могла бы навещать, отделаться вряд ли получится. Ну или как альтернатива, вздернуть всех, кто отвественен за ее появление на свет, и управлять вместо Селестии солнцем, не вмешиваясь в государственное управление, за 1000 лет можно придумать, что делать, к возвращению принцесс, но такой вариант ей бы просто не пришел в голову, да и мама не одобрит. Лежать на кровати и депрессовать долго не получается, визит Пинки, которая, каким-то образом умудряется выглядеть в этом весьма реалистичном мире, столь же парадоксально логично, ну или, скажем так, не более абсурдно, чем в самом MLP, и спровоцированная им цепь событий с попыткой Спелл Нексуса радикально избавиться от Твайлайт, заставляют в очередной раз определяться. Вот дала когда-то Фаина Раневская свое нецензурное определение жизни, как затяжного прыжка известно откуда в могилу, Никс бы с Фаиной Георгиевной не согласилась, не только потому, что к ней как к бессмертному аликорн искусственного происхождения, это определение неприменимо, но и из-за его предельной примитивности. Узнав, что «благословление», которое Спелл Нексус давал культистам, и из-за которого всё началось, всего-лишь магическая инекция, оставшаяся от первой Найтмер Мун, Никс уничтожает его. Совершить подвиг может занять секунды, минуты, часы, может даже недели, отказаться от сладостного безумия в качестве полноценной Найтмер Мун для Никс даже не предмет обсуждения, и выдержать несколько минут жуткой боли, она способна, но подвиг не дает понимания, как жить дальше. Попытка Спелл Нексуса повесить Твайлайт окончательно надламывает её, но ничего кроме бегства от себя и от общества, чтобы больше никому не причинять зла, она придумать не в состоянии. Мне это отчасти напоминает поведение Симбы из «Короля льва», схема «чувство вины»->«бегство»->«просьба о помощи»->«конфликт с просителем»->«Возвращение»->«Суд и искупление», с вопросом самоидентификации очевида, ну а роль Рафики выполняет зебра Зикора. Правда, в выборе выражений она менее разборчива, предельно четко доводя до Никс, что сейчас Понивилль сожрут, а она, здоровая лошадь, пахать можно, сидит в замке и боится ответственности.
На мой взгляд, автора здесь начинает нести, развив проблему, он не может придумать для развязки хорошего сюжетного обоснования, нашествие монстров, несмотря на попытки как-то вписать намеки на него в предыдущих событиях, выглядит, как откровенная deus ex machena, ну гидра или волчок бревенчатый могут припереться, это понятно, на угрозу для бессмертной аликорницы, которая в одиночку может справиться даже с небольшой армией, иначе бы ее предельно убедительно попросили не баловать, еще в день воцарения, они не тянут. Автору же надо, чтобы её серьезно ранили. И каким-то образом полуразумные лесные твари устраивают организованное нашествие, а исключительно высокая резистивность к любому входящему урону, кроме магического, нивелируется необходимостью делиться на более слабые клоны активнее амебы. Интересный навык, а когда она отменяет разделение, она помнит действия каждого своего клона, и это не вызывает конфликтов? А сделать клона полноценным жеребцом (не иллюзией) она может? И насколько клоны, на самом деле, автономны в принятии решений, если никакой телепатической связи между ними не существует?
По клонам начинают проходить криты, ребрышко сломано тут, колотая рана там, и после боя кобылица, заставившая Эквестрию дрожать от одного своего имени, падает без сознания в лужу собственной крови перед толпой пони, которых она спасла, и которые ради нее копытом пошевелить не собираются. Ну а когда после все-таки оказанной медпомощи приходит в себя, то перед ней ребром ставят вопрос возвращения принцесс, т. к. дальше выполнять их функции она по состоянию здоровья не может. У меня тут опять вопрос к логике. Никс может и не разбираться в медицине, но она должна знать, что аликорны не только сверхживучи, но и сверхбыстро регенерируют, раз уж она выжила, то через несколько дней будет полностью здорова. Впрочем, готовность Твайлайт защищать её должна была придать ей решимости. Я могу понять неготовность Селестии судить Никс, свою роль в произошедшем она прекрасно осознает, как и символизм передачи дела Луне. Но вот что мешало провести нормальный следственный процесс? Зачем Луне обхаживать свидетелей, когда она их может просто вызвать? Ну и всех участников переворота следовало арестовать первым же приказом. Упоминание, что у Шайнинг Армора по делу еще какие-то возражения были, вызывает удивление. Единственная причина, почему он не должен сидеть в соседней камере со Спелл Нексусом — показания самой Никс, что все культисты и перешедшие на их сторону были под действием контролирующей сознание магии. Готовность Никс отвечать за всех, никакой юридической роли играть не может. При этом почему-то она даже не пытается описать то, с чем ей пришлось столкнуться, ограничиваясь отречением и формулировкой «все были отравлены моей магией». Просто какая-то очень странная для этого мира необязательная мультяжность. Но это претензия к форме, а вот содержание…
Для начала отмечу, что в отношении Никс возникает очень сложная юридическая проблема, до насильственного превращения в Найтмер Мун она просто ребенок. И от нее, как ребенка, неправильно было бы требовать способности трезво оценивать адекватность прошитой ей в голову личности. Т. е. с этой стороны она невиновна вообще. Другое дело, что вопрос переходит в плоскость опасна ли она для общества, да и все преступники рождаются невиновными, и становятся преступниками по собственной воле. Ну и как-то сразу приходит в голову философский вопрос, если сделать копию сознания человека, уничтожить тело, а потом создать идентичное тело, и восстановить образ сознания в него, то это не отменяет факта, что человек умер, и вместо него теперь есть точно такой же, но другой. С этой точки зрения признание Никс равенства между собой и Найтмер Мун, в принципе, неверно. Ну да о таких вещах думать, наверное, лучше оставить философам.
Сама концовка с возвращением Никс в состояние жеребенка и очисткой от чужой памяти — это что-то из разряда deus ex machina. Эталонный пример, даже (полу)богиня в лице принцессы Луны присутствует. И… это работает. Сколько бы проблем в романе не было, там, где надо, он абсолютно точен и остается таким до самого конца. Очень редкий случай, когда сокровенное желание героя, осуществление которого невозможно, сбывается и это выводит историю на совершенно иной уровень. Как в «Короле льве» явление Симбе призрака отца. Более того, это, наверное, единственное правильное решение, и вместо оплакивания разрушенной жизни героини, принцесса Луна дает ей еще один шанс, озвучивая в наказе Твайлайт смысл всего произведения. Как и в начале истории здесь самым естественным образом возникает вопрос, об альтернативе, а ведь для Никс хороших альтернатив просто нет, у нее ни связей, кроме Твайлайт, ни даже возможности просто по улицам ходить, не вызывая панику.
И отдельного рассмотрения заслуживает её, даже не кьютимарка, а личность в целом. Концепция кьютимарок в MLP довольно примитивна, нравится что-то жеребенку, и он будет этим всю жизнь заниматся. Но Никс выходит за пределы этой системы, она единственный известный мне персонаж, получивший кьютимарку во взрослом состоянии, когда мозг достаточно развит, чтобы осознавать и формулировать понятия посложнее, чем «мне нравятся яблоки». Её кьютимарка не является профессиональной, или вообще как-то связанной с тем, что ей нравится. А что ей нравится, помимо сельдереевого супа? Она сама не знает, не захотели дать ей шанса это узнать, превратив в монстра. Спасибо Луне, у нее для этого теперь есть лет 7-10 нормального детства. Метка символизирует готовность к самопожертвованию и состраданию, спасибо Твайлайт, что сумела привить ей это. Но подвиг, как я уже писал, событие хоть и важное, и к которому, готов далеко не каждый, но кратковременное и редкое. Да и признаков получения удовольствия от боли, или иных неприятных ощущений, которые совершение подвига часто сопровождают, за Никс не наблюдается. Несмотря на получение кьютимарки, вопрос, что из нее вырастет, остается открытым, да и помогать другим можно разными способами, не только бросаясь вперед всех на монстра, или залезая в атомный реактор. Я склоняюсь, что пойдет в науку по следам мамки, но это лишь моя головопушка.
Замечание по поводу кьютимарки, известный сейчас синий щит с полумесяцем появился после первых публикаций романа, и понравился автору настолько, что он вставил его в книгу. Рога полумесяца на оригинальном рисунке направлены вправо, т. к. пони, обычно, тоже рисуются от хвоста к голове слева направо, то правильным следует считать направление рогов месяца к голове, к сожалению рисунков в отраженном варианте масса.
Что почитать потом?
Были авторские дополнения: вбоквел First Hours, именно с его перевода под названием «Рождение» мое знакомство с Никс и началось. «Trinkets», «Nightmare Moon And Nyx». На этом список однозначно рекомендованного заканчивается.
Сиквел «Winter Bells», в принципе, не представляет собой ничего большего, чем набор эпизодов, основная сюжетная линия про журналюгу обрывается в никуда, конфликт же между Никс и обидками Шайнинг Армора просто не в состоянии хоть как-то заинтересовать, сам Шайнинг Армор персонаж, особых симпатий не вызывающий. Потому, что он лузер, у него невесту подменяет жучина, а он даже не замечает, в «грехах», он показал полную профнепригодность. Ну и кто он такой для Никс? Дядя? И что это значит? Ну уедет он после праздника, со своей розовой женушкой, Никс его через 2 дня забудет, зато о бабуле Смит, и прочих соседях из Понивилля, которые хотели бы видеть её на Луне, забыть не получится. С ними круглый год жить.
«Road Home» я прочитал 5 глав, 2 прокрутил, не читать под угрозой расстрела. Это какой-то бред с притаскиванием в одну кучу миллиона третьестепенных персонажей и всего накопившегося на тот момент бреда с EG и IDW-комиксов. После этого я уже не сомневаюсь, что структура первой книги создана именно соавтором, сам же Пен Строк выписывал отдельные сцены, это он умеет, а вот качество остальных его работ, как правило, обратно пропорционально степени использования материалов из MLP, исключение разве что такая классика, как «Drop of Moonshine» (В русском переводе «Капля лунной росы», хотя красивое слово moonshine еще означает самогон) и его продолжение «Cup of Hard Cider», на алкогольную тематику и которые могли бы стать эпизодами «MLP для взрослых».
Проблема в том, что история Никс, как перерожденной Найтмер Мун закончена, писать просто больше не о чем. 10-15 Лет она будет жить с Твайлайт, которая защитит ее от трудностей, вот что будет потом, когда кобылка снова станет кобылицей, и вот тогда ей придется самостоятельно столкнуться с теми, кто не питает к ней теплых чувств. Да и у нее самой неизбежно начнут возникать вопросы, связанные с тем, что она не просто пони, а бессмертный аликорн. Ну и жеребцами может заинтересоваться, а у меня есть сомнения, что генетически бессмертные аликорны вообще совместимы с обычными пони, и уж точно не относятся к одному виду. Вопросов много, но развивать эту тему, видимо, уже некому.
RealityCheck написал серию фанфиков по фанфику: «Nyx's Family», «Nightmare Night And Nyx» (заметно лучше первого), «Alicorndrum», почитать можно, но они скорее забавны отдельными эпизодами. С fimfiction.net он их вроде перенес на другой ресурс.
Есть и другие работы, например, забошенный тумблер «Nyx Contacts». Поиск по fimfiction.net и deviantart.com, где есть группа Nyxian-alliance в помощь.

10 комментариев

От себя скажу, что ценность произведения как раз и определяется тем как оно вдохновляет тебя на творчество. И какое творчество у тебя на выходе.
Не стоило бы наверное в сто десятый раз говорить о том, какое творчество у нас было по МЛП раньше и какое жалкое подобие былого величия мы имеем теперь. Но разве ж тут удержишься.

В общем — читайте статью и как грит кинообозреватель Соколов — «составьте своё мнение».
AkioOtori Изменён автором
0
Ненавидят на Западе фик в основном за бесконечные тролльские треды с Никс на форчане
RaCa
+4
Интересно. Может, не зря я проводил параллели с дотой?
SMT5015
0
Хороший фик. Он каноничен дважды. Во-первых своей атмосферой сериала Фауст, во-вторых духом раннего фанфикотворчества, вдохновлённого именно первыми сезонами.
Arma Изменён автором
+2
Было забавно читать его по главам в день выхода перевода. Ждал не меньше чем новых серий. Какже давно это было…
DezerT
+2
Начало у автора обзора хорошее, но потом его походу понесло. Или я читать устал.
В общем tldr, но Никс няшка. Да в общем-то почти все так думают, не зря же настолько известный рассказ.
nicklaich Изменён автором
+1
А мне кажется, более-менее адекватный анализ начинается как раз позже, а в начале ненужные обобщения
RaCa Изменён автором
+1
Если кто-то про все эти «высокие материи» подумал, то это хорошо, типовой бронь, который в школе уроки прогуливал, подумает вряд ли, но «Мертвые души» любят и сейчас, и явно не за социальные вопросы, и сюжет актуальные на середину 19-го века, а за персонажей.

Без социальных вопросов, на одних только персонажах, они бы в массовом сознании до наших дней не дожили ;)
Если рассматривать роман в целом, то его можно охарактеризовать, как смесь из мультяжной Эквестрии и предельного реализма.

Автор об этом пишет так, будто это что-то особенное и не встречается в огромном количестве других фиков
Чтобы о персонаже вообще можно было писать, он должен быть чем-нибудь интересен. В этом плане быть перерождением Найтмер Мун (Дитем высшей крови, Драконорожденным, Избранным, джедаем,...) не так уж и плохо. Намного лучше, чем той же Скуталу или Сноудроп, в которых нет абсолютно ничего, кроме давления на жалость.

Годная демагогия — если сравнить одну крайность с другой, то первая крайность, конечно, станет выглядеть лучше! ;) Что, существуют всего два варианта — либо Избранный, либо обиженный судьбой?
Да и как-то странно, саму Найтмер Мун за Мэри Сью никто не считает, просто потому, что с самого начала условились, что есть мир Эквестрии, и в нем есть могучие аликорны, которые небесные телу на рогу вертят.

Найтмер Мун таковой не считают, пушо она сделала то, что Мэри Сью не делают: проиграла. А принцесс самих по себе такими не считают, потому что они в большинстве серий — ходячие сюжетные инструменты в чужой истории, а не герои своей.
Мэри-сьюшность возникает не от того, что персонаж владеет 15 языками, лучше всех дерется на мечах, обладает уникальными магическими навыками, или даже является бессмертным аликорном, она возникает, когда подобная продвинутость ничем не обоснована, а вокруг персонажа все остальные плясать должны.

Об этом можно спорить долго, но мне кажется, Мэрисьюшность скорее возникает, когда автор не может поддерживать в истории адекватное напряжение, и для персонажа не ощущается угрозы. Обосновать Избранностью-то можно все что угодно.
RaCa Изменён автором
+2
«Широко известный в узких кругах» :) Про «старость» вообще молчу…
Вот возьмите например «Кексики» — они и старее, и известней — но почему-то мало кто их вспоминает!
MrRIP
0
А что там такого. Так гуро-хоррорчик. Я его прочитал и не заметил.

«Когда мне было тридцать» на меня куда более тягостное впечатление произвели.
AkioOtori
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать