Тройки — это магия

До конца праздничных выходных оставалось полтора дня. И тут в голову постучали: Ба! Да это же письмо-картинка от Мазилы Бабашкина! SilverQuill-то перед новым годом запостил часовой видос с лекцией на тему магии чисел. Отсмотрел я его ещё тогда и решил, что нужно бы перевести. А тут и время как раз нашлось.

Сперва я хотел сделать нормальный транскрипт, потом по нему нормальный перевод, а там, глядишь, и до субтитров дело дойдёт. Потом понял, что с транскриптом времени уйдёт в три раза больше, а с субтитрами — в десять. Поэтому вот вам видео, если владеете — посмотрите так. Если нет — ступайте под кат, там стенограмма синхронного перевода. Правда, она без вычитки вообще, только опечатки исправлены. Если кому не лень — можете присоветовать исправлений в гуглодоках.





* в круглых скобках — мои примечания
** реплики из зала начинаются с тире

Доброго утра всем собравшимся и добро пожаловать на «Тройки — это магия». Я подготовил небольшой доклад о тройках, регулярно встречающихся в этом шоу (MLP), а также в нашей культуре и истории. Например, в сериале у нас есть: раз, два, три принцессы, три меткоискательницы, основная шестёрка, которую можно разделить на тройки. Если рассматривать кьютимарки, у Эпплджек три яблочка, у Пинки Пай — три шарика, у Флаттершай — три бабочки, а у Рэрити — три алмаза. Твайлайт же ни в чём себе не отказывает — у неё куча звёзд. А Рэйнбоу Дэш клала с прибором на эти ваши стереотипы.

— Но звёзды у неё (Твайлайт) шестиконечные, что возвращает нас к тройкам.

Верно подмечено.

— И чисто технически, их (звёзд) шесть.

Да. Итак, что такого особенного в тройках, почему мы встречаем их снова и снова? Если честно, этот вопрос мучил меня уже давно, но всерьёз я взялся за него относительно недавно. Как я уже сказал, у нас есть «Солнце», «Дружба» и «Луна», но… как же быть с Кейденс?

[слайд: Загадка Кейденс]

— Возможно, она (неразборчиво)

Что ж, а и правда, что с ней не так? Долгое время мне казалось, что она — эдакий странный кусочек пазла, который непонятно, куда воткнуть. Она свалилась как снег на голову, и все её прям сразу полюбили. Но кто ты? Чем занимаешься? Почему вдруг ты уже принцесса, если Твайлайт пока к этому только идёт? Как ты туда затесалась?

— Откуда у Твайлайт взялся брат?

Откуда у Твайлайт взялся брат? Ну, понимаете, когда мама и папа очень любят друг друга…

— … Сначала делают одного (жеребёнка), а потом ещё одного.

Да, ещё одного, и она забирает все твои игрушки. Сначала делайте младшего, потом старшего — логично же. Забавно, что мы затронем похожий парадокс.

Итак, долгое время Кейденс никак не удавалось вписать в общую картину Эквестрии. И самое досадное, ей отводили слишком мало (экранного) времени, чтобы можно было уверенно заявить, «Да, вот для чего она». Нелегко с ней пришлось. Я не ненавижу её как персонаж, но считаю, что её показывали либо плохо, либо не давали достаточной возможности проявить себя.

А потом я попал на презентацию об «Идее Богинь». Докладчик не использовал в качестве примера MLP, но любой фэндом так или иначе оказывается связан со СтарТреком.

[слайд]

Давайте взглянем, вот у нас Таша Яр, ненадолго она задержалась в сериале, но была при это весьма важной героиней-воином. С другой стороны (слайда) у нас Анна Трой, гораздо более эмоциональная, по сюжету ей пришлось быть консультантом… и сидеть там… и носить довольно откровенные наряды… не всё сразу. А примерно по центру у нас доктор Беверли Крашер, которая являет собой нечто среднее: ей не чужды эмоции и эмпатия, и в то же время она может быть настойчивой и даже жёсткой, если понадобится. Резюмируя, у нас есть две крайности уравновешенные их средним значением.

[слайд]

Взглянем на DS9 (глубокий космос 9). Вот у нас Кира, боец сопротивления, она посол, конечно, но прежде всего — закалённый боец и может быть весьма непростой в общении. Вот Джадзия Дакс, которая, благодаря — немного стартрековсого лора — симбионту, имеет доступ к воспоминаниям его предыдущих носителей. Таким образом у неё просто уйма жизненного опыта, что делает её понимающей, очень жизнерадостной, энергичной даже — загляденье просто.
На слайде не хватает Кессиди Йейтс, которая в конечном итоге станет женой Бенджамина Циско и одним из ключевых персонажей в поздней части сериала. И она тоже являла собой «среднюю точку», потому что, не вдаваясь в подробности, на случай, если вы ещё не видели DS9 — посмотрите, она объединяла в себе оба типажа: эмоциональный и воинственный. Не поймите неправильно, они не плоские, никаких «или густо, или пусто». Джадзия устраивала зачистки, она была веселушкой, конечно, но при этом оставалась бойцом. Но в целом, когда я думаю о Джадзии — это весёлый, радостный персонаж, а Кира — более воинственный.

[слайд]

И это не конец! Очень удачно, что здесь все трое скучковались: Б’Эланна Торрес — полуклингон, любит махач, весьма сурова, в первый же день на работе уже кому-то наваляла; Кесс — более эмоциональная, эмпатичная, ведёт себя почти по-детски, потому что её виду не повезло с эволюцией и живут они лет восемь, что ли…

— девять, кажется

Девять, ну да, подумаешь лишний год. Хотя о чём это я, им-то это год совсем не лишний.
И Джейнвэй — капитан, она уравновешивает этих двоих.

(Тут я слегка забил, потому что транскрипта нет, а вдаваться в стартрековские срачики как-то лень. Если вкратце, то тёрли за лор, за персонажей, за то, что СтарТрек клал на уравнивание разных временных линий, и что кому девять лет, а кому — пятьсот)

Итак, вот перед нами повторяющийся мотив: воин, эмоциональная поддержка, а между ними — точка равновесия. Раз, два, три. И тут я и подумал, секундочку, вот есть у нас как раз три принцессы.

[слайд]

Одна, которая про любовь — очень эмоциональная. Одна с очень тёмным прошлым, и, пожалуй, была самой воинственной из эквестрийских принцесс — воин. А между ними, являя собой гармоничное равновесие — баланс. Мне всегда обидно, что Селестия, похоже, проигрывает все сражения. Но при этом она никогда не боится принять бой, не убегает, не прячется в углу. И в то же время, и это не менее важно, оказывает огромную эмоциональную поддержку всем пони, и особенно — Твайлайт. И я подумал, ну ладно, теперь у нас есть хоть какой-то контекст, может, вот так Кейденс и вписывается в общую картину мира, возможно. В презентации использовали термин «три богини», но я не считаю уместным называть аликорнов богами, потому что это слишком задирает планку ожиданий, а это — верный способ разочаровать фанатов. Тем не менее, они очень высокопоставленные фигуры, очень значимые, для меня они — отражения фундаментальных идей.

Однако наше поколение (людей, не пони) в этом смысле не уникально. Было время, когда не было СтарТрека.

— Чего?!

Сам в шоке! Было время прежде СтарТрека и называлось оно…

[слайд]

Ах да, забыл сказать, у нас есть три Меткоискательницы. У нас есть Скуталу — в чём-то воин, очень спортивная, очень напористая. Свити Бэлль — очень эмоциональная, сами знаете, если её разозлить — лучше не надо. И между ними — Эпплблум. К ним мы ещё вернёмся.

[слайд]

Ещё у нас есть Аврора, Бори, Алис: прошлое, будущее, настоящее. Одна знает всё, что было, другая — всё, что будет, а вот эта выступает посредником, чтобы они могли общаться с нормальными людьми. Представьте что было бы: — Я знала, что ты это скажешь. — Я ещё ничего не говорил. — Я знала, что это ты тоже скажешь. Нормально так поболтали, да?

— Мне они больше напоминают Деву, Мать и Старуху.

И это тоже верно, это три стадии жизни. Повторюсь, тройки постоянно всплывают в нашей истории.

— (неразборчиво)

О, и Трифорс, который был создан… тремя богинями. Видите, вот примерно это и подразумевают, когда говорят о коллективном бессознательном. Это не что-то придуманное специально, но сидит некое послание где-то в глубинах разума, доступное практически каждому человеку, находящееся там с самого начала. Послание от коллективного бессознательного к нам самим, которое мы пытаемся донести через повествование.

— А это не то же самое, что «народная память»?

Я не уверен, потому что не знаком с понятием «народной памяти».

— Я извиняюсь, не хочу разводить оффтоп, но «народная память» это устное предание передающееся от поколения к поколению. Все же мы знаем сказки братьев Гримм, Матушки Гусыни, сами мы могли их не видеть или не читать, но мы всё равно так или иначе знаем эти истории из поколения в поколение. Что-то из этого мы могли слышать, сами того не осознавая: «Star light, star bright» (слова колыбельной) — все же знают эти слова.

Потому что мы слышим это отовсюду. Есть такое понятие «культура материнства»: вам нашёптывают что-то каждый день и вы никогда не осознаёте этого в полной мере, но запечатление всё равно происходит. Нет, на самом деле интересно получается: «народная память» произрастает из коллективного бессознательного, потому что это самое послание через устное предание передаётся из поколения в поколение. Они могут принимать различные формы, различные образы, но сами идеи присутствуют везде и всюду. И избавиться от этих идей труднее всего, я бы даже сказал, невозможно.

Так вот, идея троек в нашей культуре этим не ограничивается.

[видео: простые числа делятся только на себя. Три — простое число. Святая троица. Тезис и антитезис, которые вместе дают синтез, это как кирпичик. — У нас тут не семинар по метафизике, сынок! (Стелс 2005)]

Ну, в некотором роде, да. Кстати, если вы не смотрели Стелс — не обязательно смотреть его — это единственная сцена во всём этом ужасном фильме, которая имеет отношение к теме доклада. (скипнул обсуждение фильма и актёра)
Но идея тройки отражена и в куда лучшем фильме

[видео: Допреже всего Пресвятую Чеку извлечь долженствует. Опосля же того, сочти до трёх, не более и не менее. Три есть цифирь, до коей счесть потребно, и сочтенья твои суть три. О пяти и речи быть не может. (Монти Пайтон и Священный Грааль)]

Обожаю эту фразу: «О пяти и речи быть не может». Итак тройки продолжаются. Я рассказал о СтарТреке, я начал о временах до СтарТрека, но есть и другое шоу, которое я очень люблю, и которое использует этот мотив. И оно было опорной точкой для их вселенной.

[слайд: Вавилон]

Я обещал вам время до СтарТрека, так отправимся же в древний Вавилон. В древнем Вавилоне у нас есть Ану — божество неба и отец богов. Есть Мардук — повелитель нижнего мира, — это мы с вами. И есть Эа — повелитель подземных вод, сиречь, подземья. И если, например, проскочить вперёд до греческой мифологии, у нас будет Зевс, Посейдон и Аид: небеса, океан, но также и большая часть земель, и подземье. Это одна и та же идея трёх частей, всё построено на тройках. В Египте тоже была своя тройка: Отец, Сын и Ка. Нет, не большая змея, которая «Подойдите ближе, бандерлоги». Ка был своего рода духом или энергией — защищающей и созидающей энергией, создающей связь между Отцом и Сыном. Он подготовил физику, и если вы увидели связь с Христианством — эй, мы с вами на одной длине волны.

— Это будет Святой Дух.

Именно. Не обязательно оди -в один, но идея примерно та же. А теперь, если я правильно помню слайды, мы поговорили о древнем Вавилоне, переходим

[видео: Вы начало истории, и развитие истории, и конец истории, и создадите следующую великую историю]

Итак, надеюсь, я достаточно наглядно показал, что тройки очень часто встречаются в нашей истории, в наших верованиях, в том, как мы представляем мир.
Так почему же? Чем три так выделяется среди других простых чисел? Нет, я не буду опять включать Стелс, из него вы уже видели всё, что нужно, обещаю.

[слайд: Символизм чисел]

Вернёмся к нашим пони. Да, кто-то может сказать: «Ну зачем, зачем ты так СПГСишь над детским сериалом?» — чтоб вы знали, я размышляю над одним из величайших концептов всех времён и на счастье есть хороший сериал про пони, который служит отличным примером, спасибо. А потом они жмут кнопку «в игнор». Или я удаляю их комментарий — это интернет, всё норм.

[слайд: Юнг и Пифагор]
Итак, Символизм чисел, давайте начнём с единицы. Но прежде чем перейти к единице, вот вам Карл Юнг, который писал о коллективном бессознательном, который вывел все эти понятия. Я не уверен, что он писал о народной памяти, но основные положения изложил он. Но прежде чем он появился, был ещё такой Пифагор. Который, насколько помню, был греческим философом, хотя иногда его называют греко-римским.

— Не, он грек

Ну ладно, возможно, я…

— Ну, это довольно близкие понятия…

Для меня это всё греки. Так вот, он очень много размышлял о числовых значениях вселенной, выдал много идей… и штанов… и кругов. О да, и он любил треугольники, кстати:

[видео: — Мне всё ещё кажется, что решение кроется в треугольниках. — Да сколько ж… Что у тебя за помешанность на треугольниках?! У тебя на любой вопрос ответ — треугольники. Бывают в жизни проблемы, которые треугольниками не решить!]

Кому ещё нравится, как он произносит «треугольники»?

— Вопрос: а это откуда?

Это из Красного Карлика, эпизод «Восковой Мир» (на самом деле — «Meltdown» s04e06), в котором восковые дройды были запрограммированы действовать как исторические личности, но они взломали свои программы и стали разумными. Но при этом продолжали оставаться в образе. И получилось собрание персонажей и хороших, и тех, кого мы называем плохими, — все в одном месте, замечательный такой вышел хаос.

[слайд: Единое существо]

Так вот по поводу единицы Пифагор выдвинул такую идею: один сам по себе — действительное ли это число? Как говорится в песне, «один — самое одинокое число». Но при этом подразумевается, что вы считаете. Представьте на минуточку, что вы — единственный человек. В принципе. Не в том смысле, что всех других людей не стало, просто кроме вас — Адама в саду — никого нет. Какой смысл считать, если больше считать некого? Вы же, в принципе, являете собою всё человечество. Что, если бы мне захотелось стейк? — Всё человечество хочет стейк! — На первый-второй рассчитайсь! — Первый! — Какой смысл? Пустая трата времени.
Таким образом, если у вас всего один аликорн, какой смысл говорить об аликорнах, как о группе? Один — это простейшее состояние, оно предельно простое. И в то же время его очень трудно понять: оно непознаваемо и неопределяемо. Потому что его не с чем сравнить. Оно просто есть, сидит себе такая куча.
Когда Селестия впервые предстала нам, мы о ней практически ничего не знали, не понимали её. И даже теперь порой не поймёшь, что у неё в голове творится. То ли она такой гроссмейстер, думающий на сто ходов вперёд, то ли она просто плывёт по течению и периодически спотыкается о свои же прошлые ошибки. Фанаты до сих пор об этом спорят. И правильного ответа не отыскать. Потому что у одного, не может быть идентичности, если нет другого, номера два, второго.

[слайд: Два — Другой]

Например, младшей сестры (у нас нет адекватного аналога sibling). Противоположности первому: Солнце — Луна, Свет — Тьма, Инь — Ян. Противоположность Одному — Другой, и в некоторых культурах «Другой» и «Второй» — это одно и то же слово. Вроде бы им предназначено и быть вместе, и одновременно быть совсем разными.
Итак, Луна — противоположность Селестии в очень многих смыслах. Мне нравится эпизод Between Dark and Dawn (s09e13): даже когда они просто хотят повеселиться, они идут диаметрально противоположными путями. Селестию тянет оторваться по полной, в смысле активного отдыха, Луне — хочется чего-то спокойного и побыть в обществе других пони, проникнуться их культурой. Из-за этого у них нестыковки, постоянные нестыковки.
Я слышал жалобы, что если эпизод про Селестию и Луну — они обязательно будут в нём ссориться. Немного странная предъява, потому что со многими другими персонажами происходит то же самое. Почему здесь вы ожидаете чего-то другого?
Но суть в том, что сами их отношения построены на конфликте. Они разобщающие, лишённые единения, и называются Диада.

[слайд: Диада]

Не потому, что они умрут (шутка про die и что ещё, не разобрал)
Два образа — двухмерны. Это уже идея, но ещё не реальность. Вот есть у вас эти двое (Селестия и Луна), вы посадили их вместе и ждёте, что у них всё образуется — отличная идея, но в реальности всё не так уж просто.
Поясню, как я уже и говорил — я очень рад, что в начале сериала нам показали отсылочку к Дао, которое символизирует гармоничное равновесие между противоположностями. Какими, например: свет, мужественность, огонь, всё такое и тьма, женственность, вода — этими идеями.

— Я думал, это Инь и Ян.

Это то, что Инь и Ян олицетворяют, представь любые две противоположности — их будут олицетворять Инь и Ян. Вот, что должен был означать этот символ.
Но есть в диаде и вызов, напряжение. Смотрите, Первая помнит, каково это быть в одиночестве, и как трудно было осознать себя. С её точки зрения: вот передо мной появилась Другая, и внезапно, я стала лучше понимать себя, потому что повстречала эту Другую. И я хочу быть рядом с этой Другой, чтобы ещё лучше понять себя, чтобы лучше узнать её, потому что она привносит вещи, о которых я не знала, чуждые мне вещи.
Но для Другой, в нашем случае — младшей сестры, никогда не было жизни без Первой, не было шанса оказаться в одиночестве. Поэтому она тянется к обретению идентичности, индивидуальности, жаждет почувствовать, что сможет выстоять сама по себе, если придётся.
И для Луны толчком к появлению Найтмер Мун, стало ощущение, что она не получает признания как самостоятельная личность — она всегда оставалась младшей сестрой Селестии. Она всегда была принцессой самого непопулярного времени суток. Той, про которую все забывали, радуясь творениям Первой. И это она ненавидела. (неразборчиво, шпилька какая-то)

[видео: — Луна, я не стану с тобой сражаться, ты должна опустить луну, это твоя обязанность! — Луна? Теперь я Найтмер Мун, и теперь у меня только одна королевская обязанность — уничтожить тебя!]

В итоге это ведёт ко множеству конфликтов, и долгому — пара тысяч лун, как говорят сейчас — изгнанию. Меня всегда занимала эта мера времени — луна, так я и не понял, не нашёл конкретного ответа на вопрос — сколько это, одна луна? Нет, у нас здесь, в нашем мире, есть такой же термин, но боюсь, что они не соотносятся один к одному. Запросто может оказаться, что если всё очень точно рассчитать, то выяснится, что «тысяча лун назад» — это «на прошлой неделе во вторник». Окажется, что не такой уж это долгий период, просто у пони очень плохая память.

Но дело вот в чём, даже тогда, даже после предательства и нападения со стороны младшей сестры, Селестия продолжает понимать, что не сможет полноценно существовать без Другой.

[видео: — В глубине души ты знаешь, как ты могущественна. Тебе не нужна Луна. — Это не правда! Даже когда мы были разлучены, я знала, что нуждаюсь в ней.]

Вот видите, «Даже когда мы были разлучены, я знала, что нуждаюсь в ней». Она знала, что не может от неё избавиться. «Нам было предназначено править Эквестрией вместе». И пусть кажется зачастую, что Селестия действует наобум (не уверен, но пусть пока так будет), ей даётся это всё лучше и с нарастающей уверенностью и большим пониманием, благодаря Луне. И иногда, когда Селестия совершает большую ошибку, например, слишком полагаясь на оборону, выстроенную Шайнинг Армором, проглядев при этом некоторые моменты, — у нас есть Другая. Благодаря которой у нас есть лучшая, по моему мнению, сцена в девятом сезоне (изображает Луну, поглаживающую гусака). Которая может указать на изъян в её теории, когда это необходимо, вызвав неловкие улыбки в конце.

[слайд: Третья]

И вот тут на сцену выходит Третья. И сперва мне казалось, что это будет Кейденс, но потом я присмотрелся к условиям, порождённым конфликтом. Кто стал единственной, решившейся вмешаться? Хотя правильнее будет сказать, кто стал Третьей. Если вкратце, то Третья в отношениях Троицы — та, кто привносит в них единение и гармонию. Та, кто берёт две противоположности и находит для них компромисс. И в процессе развивается сама. Например, отращивает крылья, спасибо, М.А. Ларсен. Она сама возвысилась, чтобы занять место среди двух других и со временем стать новым, избранным ими, правителем. И это не Кейденс. Собственно, поэтому мне и не давала покоя Кейденс. Потому что когда Твайлайт стала аликорном, это отодвинуло Кейденс ещё дальше со сцены. К этому я ещё вернусь, ну а пока Твайлайт стала частью большой картины. Другими словами, теперь идея стала реальностью, стала трёхмерной.

(здесь была шутейка, но я забил её разбирать)

Но это было естественное развитие событий. Сам путь, которым двигались сёстры, создал потребность в Третьей. И Твайлайт приняла эту роль. Это случилось не мгновенно. Селестии пришлось подготовить её, возможно, осознавая, что это Третья, это точка равновесия, которая им необходима. Я не смогу спасти Луну сама, но я могу подготовить ту самую, Третью, что сможет. И она продолжала развивать, направлять развитие Твайлайт, подталкивать её в нужных направлениях, даже после победы. Это не было разовым действием, это скорее было «Ты — будущее, втроём мы дадим начало новой эре».

[слайд: Троица Меткоискателей]

И Меткоискатели тоже представляют собой Троицу: атлет, эмпат и та, кто их уравновешивает. Но с ними вот что интересно, когда мы их впервые встречаем — по факту мы заходим с другой стороны. Точнее, это не совсем так, Твайлайт мы тоже повстречали первой, да. В этом сериале мы зачастую встречаем Третью, прежде чем Диаду. Здесь Диада — это Скуталу и Свити Бэлль, которые появляются вместе.

[видео: — Потому что… — У вас тоже нет кьютимарок?! Я думала, я такая одна единственная. — Мы думали, что мы такие две единственные.]

Две единственные. А ещё так странно слышать их прежние голоса, до того как они повзрослели. Прям любопытно, если бы Клер Корлет услышала это, наверное подумала бы «И это я так звучала?». Хотя, там же свити Бэль не говорит, о чём это я. Но да, Пискля Бэлль — так её долго называли.
Но вернёмся к делу, Эпплблум — третья сила, она объединяет группу. Основать клуб Меткоискателей было её идеей. Повстречавшись, эта троица сразу же решила объединить усилия. И даже позже, гораздо позже — в восьмом сезоне, когда эти двое вцепляются друг другу в глотки — (шутейка про блокирование в фэйсбуке) — она остаётся той, кто удерживает их вместе.

[видео: — Свити Бэлль сказала передать тебе, что это твоя вина, что Террамар сбежал. — Ну так передай Свити Бэлль, что если бы не она, наша миссия уже завершилась бы. Причём успешно. — Скуталу говорит, что это всё твоя вина. — Ну так скажи ей, что это не я обломала Террамару все надежды и вынудила его забить на мир. На оба мира. — Свити Бэлль говорит, что это твоя вина, что Террамар… постой-ка, разве я тебе это уже не говорила?]

И вы сейчас можете подумать, что в этой сцене ни грамма нет ни единения, ни гармонии. И вообще, это полная им противоположность.
(обсуждачик, который мне было лень разбирать)
Но вот в чём дело, если бы на задание отправились только эти двое, вы думаете, сейчас бы они сидели вместе на одном пляже?

— Нет.

Они показывают, что не желают друг с другом общаться, но обе не хотят бросать Эпплблум. Понимаете, «моя подруга», «твоя подруга — моя подруга». Получается такая сеть, она удерживает их обеих в относительной близости, позволяя уладить разногласия, чем собственно всё и заканчивается. Она удерживает группу в целости, выступает объединяющей Третьей.
С группами в сериале нас знакомят через Третью, которая, зачастую, становится частью уже существующих отношений. В том числе таких, которые могут базироваться на конфликте.
Но вот в чём дело, когда ты — часть Троицы, каждый может развиваться в составе группы, не теряя чувства собственной идентичности. Каждая из них — часть целого, и в то же время, каждая из них своеобразна. Так что это плохо, что она получила кьютимарку — никаких вам кьютимарок. В составе такой группы можно не бояться, что ты перестанешь быть собой. Хотя есть и другие варианты.

[слайд: Троицы и Триады]

Потому что есть Троицы и есть Триады. И я не был уверен, в чём именно разница, потому что оба слова образованы от числа три и очень трудно уловить концепт триединства (шутейка про try hard). Поэтому я заглянул в словарь Мерриам-Вебстер. Они определяют триаду как «Объединение или группа трёх составляющих». Троица: «Группа из трёх близко связанных личностей или объектов». Спасибо, Мерриам-Вебстер, вот уж помогли так помогли. Но есть и разница, да?

— Я вот просто подумал, а почему китайская мафия называется Триада?

Ну, я, боюсь, что я не стану их об этом спрашивать. Но, на самом деле, этому вполне может найтись причина. Потому что вот в чём дело, эти определения слегка отличаются. Например, здесь сказано, «близко связанных личностей или объектов». «Группа из трёх» — ладно, но суть в близкой связанности, не обязательно по крови. Но всё равно эти определения заставляют желать большего, в смысле отличия.
Давайте поговорим о Триадах.

[слайд: Триада]

Не о китайской мафии. Если они увидят это видео — мне хана. Так вот, Триада базируется на конфликте. Триада — это три силы, связанные противоборством. Их цель в обретении власти, а не гармонии. И отличным примером могут послужить три племени: пегасы, земные пони и единороги. У каждого из них были свои козыри в этом противостоянии. Одни управляли погодой, другие управляли поставками пищи, третьи — сменой дня и ночи. И ни один из них не мог рискнуть и задавить другую сторону, без угрозы того, что придёт третья сторона и воспользуется заварухой. Поэтому они находились в состоянии постоянной готовности к войне, но никто не решался сделать первый шаг, потому что

— Мексиканская дуэль!

Она самая, потому что другие расы сразу ответят на выпад. И в последнем сезоне у нас появилась ещё одна триада.

[слайд: Тирек, Кози, Кризалис]

Посмотрите, как они счастливы. Я столько удовольствия получил наблюдая за этими тремя, даже после того как они распались, захватив Кантерлот. Но никто из них не пытается даже вид делать, что они и вправду друзья. Каждый из них хочет избавиться от двух других и стать правителем. Больше того, они воспринимают это как норму. Они считают, что любой другой расклад не имеет смысла.
Мы видели это своими глазами: нельзя попытаться сблизиться с другим, не рискуя быть при этом поглощённым или уничтоженным. Либо тебя лишат идентичности и сделают прислужником или просто избавятся от тебя. Нельзя образовать альянс, нельзя наладить отношения, можно лишь удерживать границы и сохранять статус-кво. И это может серьёзно навредить в долгосрочной перспективе. Они проиграли, и не в последнюю очередь потому, что не смогли усилить друг друга. Большой прорыв в краткосрочной перспективе, но потом они начинают грызться друг с другом и не могут удержать преимущество, чтобы одержать окончательную победу. Они сами себя разобщили, в то время как другие сумели снова объединиться. И вот поэтому Триады обречены стагнировать, упёршись в массовый конфликт. Мафия, как мне представляется, зачастую не желает подружиться с другими группами, они хотят занять главенствующую позицию. Они пытаются найти способы обойти или даже извратить закон, заставить его работать на себя. Заполучить в своё распоряжение политиков или офицеров. В общем, суть в конфликте.

[слайд: Троица]

А Троица — это более гармоничные отношения. Это то, что мы видим в большинстве наших протагонистов. Ух ты, не облажаться бы тут с произношением. В общем, есть такой греческий термин, «Перихорезис» — по-ихнему это значит «божественный танец». Вот что вы делаете во время танца? Вы движетесь вместе с остальными. Есть ты, твой партнёр и музыка. И вы движетесь в гармонии, если умеете, конечно, в случае со мной, вы можете получить лёгкие увечья стопы или щиколоток в процессе, уж простите. Но вы движетесь вместе, вы сближаетесь, вы не боитесь, что это танец завладеет вашей жизнью. И пока вы в этом состоянии, вы чувствуете себя живее, потому что разделяете это действо с другим человеком. Ну или просто наступаете друг другу на ноги, может, в этом тоже есть какое-то единение.
Взаимодействие, которое позволяет участникам сохранять свою идентичность. Вы не боитесь других участников. Вы счастливы делать это вместе, быть частью этой группы. И это приятное чувство, возможно самое лучшее.
Троицы, тем не менее, являются традиционно нелогичными. Мы, как люди, обладаем весьма обширной историей конфликтов. Мы привыкли сражаться, мы ожидаем сражения, и это не лишено смысла, ожидать сражения. Поэтому гораздо чаще мы прибегаем к подходу Триад. Нам хочется сохранить статус-кво.
Троица — это нечто сверхчеловеческое. Это больше, чем основы нашей истории или весьма практичное ожидание конфликта. Это что-то гораздо больше. Неудивительно, что оно так прочно обосновалось в наших верованиях. Оно там именно потому, что это выше всего, что мы знаем.
Так вот принцессы её и олицетворяют. Но. Раз, два, три

[слайд: Проблема Четвёртой]

А как же быть с четвёртой? У нас есть четвёртая принцесса — вот же она! Я заварил эту кашу, пытаясь понять в чём смысл Кейденс, чтоб вас растак.

— То же можно и про Флурри сказать

Окей, и ещё Флурри — она нас просто убьёт.

— Да здравствует принцесса Взрывов!

Нет, ну опять же, Флурри — часть Троицы. У нас есть жеребец, есть кобылка, из этого возникает напряжение между супругами, возникает их отношения, но из этого возникает третья сила — дитя. Фактор, объединяющий их. У неё мамины крылья и папина причёска. Вот вам и ещё одна Троица в мире. Но Кейденс ещё и часть этой картины, поскольку она являет собой Тело Мира. И я не собираюсь объяснять, почему меня так тянет шутить над толстыми.

[слайд]

Четвёртой, в случае Меткоискателей, является Даймонд Тиара. Она воплощает идею чего-то за пределами нас самих. Я сказал, что придя к Троице, мы получаем три измерения. Мы взяли идею и сделали её реальностью. Мы создали что-то, что может взаимодействовать с миром. Ну так вот, мир гораздо больше, чем ваша идея. Это отдельная сущность. Которая существует сама по себе. И вот у нас Даймонд Тиара, олицетворяющая противодействие Меткоискателям — она постоянно на них давит. И доставляет им немало неприятностей. Играя для них роль мира.
Кейденс вовсе не обязательно заставляет Твайлайт страдать, но Четвёртая формирует Третью. Кейденс была той, кто помогал взрастить Твайлайт. И даже когда Твайлайт ещё не особенно верила в дружбу, она всё равно не была лишена любви и привязанностей, благодаря своему брату и будущей невестке.
Даймонд Тиара была частью причины для появления Меткоискателей, потому что они объединились против задиры — идеи, существующей за пределами их самих, которой они решили противостоять. Повторюсь, Четвёртая создаёт Третью. И зачастую эта Третья возвышается из тени Четвёртой.
Четвёртая разрушает то, что казалось очевидным и требует субъективного личного ответа. Это наше ощущение себя — мы отталкиваемся от него.
Я тут сказал про тень, но Кейденс же сама милота. Откуда у неё может быть тень? У каждого хорошего персонажа есть тень. И боюсь, что тень Кейденс — это «дама в беде». На протяжении всего сериала, когда что-то у неё не так — она взывает к Твайлайт. Прямо сразу. Я ни разу не видел, чтобы она для начала попыталась справиться сама. За исключением, пожалуй, полнометражки, где она пытается создать щит, чтобы блокировать заклинание окаменения. Но в подавляющем большинстве случаев она сразу же идёт за помощью к Твайлайт. И это её тень, потому что она даже не пытается постоять за себя.
Но это позволяет Твайлайт подняться над собой. Я, если честно, задумался, где была Кейденс, когда вернулась Найтмер Мун. Селестия, что забыла про неё? Ладно, да, есть нормальное мета-обоснование: она на тот момент ещё не существовала в числе персонажей, в сценариях о ней даже не упоминалось. Но вот теперь, когда она уже часть этого мира, приходится отмотать назад и задуматься над некоторыми противоречивыми моментами. Пассивность Кейденс могла навести Селестию на мысль, что она не справится с такой проблемой, не сможет собрать отряд для спасения Луны. Поэтому она решила задействовать единорожку, которая уже была обработана воздействием Кейденс. Которая уже чему-то научилась от Кейденс — от Тела Мира. Но при этом была более настойчивой, потому что была вынуждена давать субъективный личный ответ. И каков был её субъективный ответ? Я найду способ разрешить эту проблему. Селестия говорит, что мне нужно перестать волноваться из-за старых книг, но я этого так не оставлю. Я продолжу над этим работать.
И примерно то же с Даймонд Тиарой: эта выскочка говорит, что я никто, потому что у меня нет кьютимарки, так я ей покажу. Я с подругами не просто получу кьютимарки, мы это сделаем самым офигенным из возможных способов. И с минимально возможным количеством пострадавших.

(шутейки по поводу количества пострадавших и ущерба от СМС вообще)

И вот в чём моя мысль: у нас есть три персонажа, которые представляют собой идею, сложную картину будущего. Пожалуй самый простой способ описать эту Троицу, как будущее. Кейденс для них отражение большого мира. Кстати, очень даже удобно, что она где-то в Кристальной Империи, которая вроде бы и часть Эквестрии, и независимое государство, очень отличное, находящееся за пределами царства. Что бы эти трое не решили, это рано или поздно затронет и Кейденс, и Флурри. Поэтому она может иметь собственные планы по поводу будущего Флурри. Знаете, если попробовать продолжить, у IDW вроде бы будет комикс с условным десятым сезоном, но было бы интересно, как решения Твайлайт могут вступить в конфликт с целями Кейденс. И как они будут это улаживать. Тогда у нас может возникнуть новая Троица: Кейденс и Твайлайт — противоборствующие стороны, но кто станет их медиатором? Кто будет Третьей?

— Дискорд?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
— Если вы смотрели третью часть финала, то видели, что Твайлайт взяла себе ученицу, как Селестия взяла её. Так что теперь у неё есть собственная особенная ученица, которую она взращивает.

Очень, кстати, может быть, судя по витражам в судебной зале, а нет, в тронной зале, хотя, может, она и судит там же — как знать. Похоже, что Флурри взошла на престол Кристальной Империи. Так что, возможно, Санни Глоу — так её звали?

— Ластер Доун

Ластер Доун, спасибо, возможно, могла бы стать уравновешивающей силой между Флурри и Твайлайт.

— Эмоциональная Флурри Харт против расчётливой Твайлайт

Именно. Скажу так, Пифагор, который всё это предложил, никак не мог уместить Четвёртую в Диаду, как идею. Потому что, посудите сами, если взять два треугольника и соединить их вместе двумя сторонами — у вас получится прямоугольник, так?

— Или квадрат

Все квадраты — прямоугольники, но не все прямоугольники — квадраты. Это я умничаю, если что.
Смысл, смотрите, в чём: между противоположностями у нас есть уравновешивающая сила, но эта же самая уравновешивающая сила может быть противоположностью чему-то ещё или другой стороной в другой системе. То есть Кейденс-Луна-Селестия, Селестия-Луна-Твайлайт. Получается ромб. И Твайлайт содержит дружбу и любовь: близко связанные, но не являющиеся одним и тем же. Так и возникают системы, так на наших глазах в группах формируются Троицы. и это работает. Порой некоторая группа состоит из трёх ключевых аспектов, но при этом сама является частью большей Троицы разных идеологий. Так они могут образовываться.

Да?

— В экипажах СтарТрека у нас есть инженеры, учёные и безопасники — отдельные группы, но эти группы работают как единое целое для корабля.

Именно так, корабль не сможет функционировать, если охрана не будет поддерживать безопасность, учёные — выяснять, кто нас атакует на этой неделе, и инженеров, которые будут говорить «Но как же мы убежим? Я не могу этого сделать, капитан!»

— На самом деле, если брать СтарТрек, то там четыре разных группы, если помню правильно: командование, инженеры, учёные и ещё медики.

Можно ли считать медиков и учёных единым целым?

— Иногда их разделяют на две группы.

Бывает так, бывает эдак, но в любом случае, возможно, это просто разные наборы троек. Которые образуют… Ой-ё, привет, мистер Попо (https://youtu.be/SyKwyAWJZcI), «Все эти квадраты образуют круг». Ух ты, все квадраты: наука-инженеры-командование-медики — образуют круг… космического корабля «Энтерпрайз». Попо был прав! Не нужно недооценивать мудрость Попо.

— (вопрос о писательском подходе к тройкам с примерами)

И если сделать только два, то все будут сидеть и ждать, «ну где же третий, где же третий?!» И в конце уйдут разочарованными. Некоторые комики, например, Энди Кауфман, обожают удерживать шутку и не доводить её до панча. Потому что так можно получить более сильный эмоциональный отклик. Стив Мартин любил ввернуть шутку и так никогда её не закончить. Но это их способ игры с ожиданиями. Если вы хотите создать ощущение завершённости… Там дерутся, что ли? О, смотрите! Там одна сторона, другая сторона и толпа, которая их раззадоривает. Видите? Толпа скандирует «Бей! Бей! Бей!»

— (не разобрал)

И не удивительно! Что может лучше изобразить Диаду, и двух сестёр, и потребность в третьей, уравновешивающей стороне. В смысле примеров, самозарождающихся в мире. Возможно, родители, возможно связь… Помнится, где-то мы уже об этом говорили, и пришли к одному интересному примеру: Эппалуза и Бизоны. Твайлайт с подругами… Пожалуй, в этом причина, почему это один из худших эпизодов в первом сезоне, по моему мнению. Потому что, если бы Твайлайт туда не приехала, всё прошло бы гораздо легче. По большому счёту, Твайлайт с подругами даже не помогли разрешить проблему. Уравновешивающей силой, привносящей единство и восстанавливающей баланс, была битва. Две стороны схлестнулись, сперва всерьёз, но вдруг до них дошло, что кто-нибудь может и вправду погибнуть в замесе.

— Дело было в пироге…

Но пирог был частью битвы, и когда… Ну ладно, сериал, конечно, не подразумевал даже, что кто-то всерьёз умер, потому что… это была битва на пирогах. Но боец был сражён, это был символизм смерти. Этот бой выступил объединяющей силой. Это кажется контр-интуитивным, именно поэтому Троица не всегда бывает логичной с классической точки зрения. Но это всё равно была сила, которая их объединила. Ка в том примере с египтянами: Отец, Сын и Ка. Это может быть дух или энергия, соединяющая части. И в божественном танце вас с партнёром объединяет музыка. Даже если вы танцуете без музыки, она всё равно звучит у вас в голове.
Поэтому я пришёл к выводу, что это описывает многое из большей части истории. И пусть введение в эту идею и вышло «по головам», но вы же видите, что… Если посмотреть со стороны, можно увидеть повторяющиеся паттерны в рассказах и верованиях. Вы начинаете узнавать вполне реальную динамику систем. И когда об этом рассказывают в художественных произведениях, то задевают самую фундаментальную истину. Потому что мы видим это всё чаще и чаще, пусть и сами не всегда это осознаём. И это только укрепляет уверенность в том, что это нечто на самом деле существующее. И именно поэтому рассказы полагаются на это, потому что история хочет создать иллюзию реальности. Я не пойду, конечно, искать Хоггвардс, но уж поверьте, я всё равно поверю в рассказ.
Поверьте, что я поверю в вас, верящих в меня, верящего в тех, что верят в меня. За кого вы меня, чёрт возьми, принимаете?
Давайте-ка проверим, у нас осталось ещё двенадцать минут, то есть вполне достаточно времени для вопросов и ответов.

— С той стороны люди бьются о стену…

Люди бьются о стену, и сдаётся мне, что в этом случае битва — это объединяющая сила.

— А что если вдруг сейчас кто-то пробьёт стену головой?

Если сквозь стену сейчас прорвётся чья-то голова, мне придётся позаимствовать вашу шляпу, чтобы прикрыть её.

— Так, а если мы отмотаем историю назад, и Кейденс в ней не будет, то как же быть с эпизодом Dragonshy, где дракон своим храпом чуть не задымил всю Эквестрию? Почему её не отправили на это дело, вместо шести подруг?

И снова мы сталкиваемся с этой неудобной метой, когда Кейденс технически не существует, но давайте всё равно вернёмся назад и осмыслим. Селестия могла прийти к выводу, что Твайлайт с подругами всё равно подходит для этого лучше, чем Кейденс. Потому что дракона вряд ли интересует проявление любви, скорее всего с ним нужно серьёзно поговорить. И так, берём М6, у нас есть дракон, есть Эквестрия — вот вам конфликт интересов. Пусть дракон и живёт в Эквестрии. Значит нам нужна третья сторона, которая сделает ему выговор и убедит переехать и вздремнуть где-то ещё.
Хотя, если взглянуть на это с тёмной стороны, не значит ли это, что мы просто спихнули проблему в чужие земли?

— (не разобрал)

А, ну замечательно, теперь у нас есть Эквестрийская версия Детройта.

— Вспоминая тот же первый сезон, они сбагрили своих параспрайтов в Филидельфию.

Технически, они сбагрили их в Вечнодикий лес, а в Филидельфии могли быть вообще другие параспрайты. Или просто Селестия залагала.

(шутеечки про географию и генеалогию)

Ладно, вон руку тянут.

— (вопрос про то, не могла ли быть Кейденс нужна Селестии для чего-то другого, вроде дипломатии, потому что негоже микроскопом гвозди забивать)

Очень может быть, и именно поэтому я в своё время пришёл к концепции позитивной пустоты. Сейчас объясню. Есть персонажи, которые по моему мнению, включая Селестию, про которых можно сказать, всё, скорее всего, пройдёт нормально, потому что их нет в кадре. Их показывают нам только когда что-то идёт совсем не так. Но за кадром может происходить очень много всего хорошего. Этого мы избегаем. Но когда мы приходим проверить, Селестия и Луна скалятся друг на друга из-за пустяковой проблемы, Кейденс атакована чейнджлингами или королём Сомброй. Если мы будем смотреть на них только когда что-то идёт не так, то в таком контексте логично и просто будет составить негативное мнение о них. Другими словами, в Кейденс всё время освещают пассивность и неспособность постоять за себя. Хотя всё остальное время она может быть занята множеством действительно хороших дел.
Та же песня со школой дружбы. Каждый раз, когда нам показывают это место, там творится что-то ужасное, особенно в эпизоде, где Эпплджек и Рэйнбоу Дэш состязались за лучшего учителя месяца. Этот эпизод показывает, какие они ужасные учителя, ведь они едва не угробили своих учеников. И никаких пирогов — они чуть не утонули.
И здесь подключается этот концепт: когда мы не видим школу дружбы, следует предполагать, что там всё пучком. Ничто не горит, не считая случаев, когда Смолдер и Спайк устраивают состязания по дыханию огнём. В помещении!

— Или тако-вторники с кучей острого соуса, и огнём дышат все.

И Соната Даск такая «а можно мне, я хочу к вам». Но вы правы, Кейденс может быть весьма активной фигурой. Ей прекрасно удаётся драматические выходы в критические моменты. Например, когда она хватает кристальное сердце. Вот в его поисках она была весьма пассивна, а в кульминации успела отметиться. Хотя Спайку-то ещё и статуя досталась. Но в то же время она весьма умело врывается на сцену и привлекает к себе наибольшее внимание, вызывая восхищение. Так что да, дипломатические способности у неё есть. К сожалению мотив и миссия остаются за кадром, поэтому очень трудно сказать, что именно этим она и занимается, хотя предположение очень даже оправданное. Но опять же, это вопрос повествования: то, что вы не показываете, порой не менее важно, чем то, что вы показываете.

(обсуждач примеров из СтарТрека, что ли)

Именно, можно сказать, что это скучно. Но можно подойти и с другой стороны, если между двумя персонажами конфликт, и вы привносите уравновешивающую силу — она будет смотреться весьма позитивно, потому что ведёт к позитивным изменениям.
Если школа дружбы помогает разрешить какой-то конфликт с помощью своих учеников.

— Ну это было

Правда? В кадре?

— Ну да, в финальном двухсерийнике.

В финале, да, точно, вот пожалуйста. Но, что касается учителей, видели ли мы, как они хорошо справляются со своей работой?

— Нет, они же не учителя

Ну, они пытаются, но нам всё равно показывают, только когда у них случится обосрам-с. Как с Эпплджек и Рэйнбоу Дэш, меряющимися своим эго, и учениками попавшими под перекрёстный огонь. Но опять же, отличный пример того, как ученики выступают в роли примиряющей силы.

— Вообще-то, мы видели, что они хорошо справляются со своей работой в музыкальном номере, когда Твайлайт их задолбала книгой правил.

Знаете, мне кажется, в эпизоде She's All Yak, нам начали показывать их хорошими учителями, потому что все они в меру своих талантов помогали Йоне. Рэрити, конечно, переборщила, прям серьёзно так.

— В защиту Рэрити: ну вот такая уж она есть.

Верно, помните, она мечтала о том, что все будут ходить в этих, как их там, шапочках для гольфа, забыл как они называются, вроде берета, но не берет.

(шутейки про Рэрити и гольф)

Так вот, это сложная часть повествования: то, что вы не видите или то, что подаётся как итог. Это может содержать важную информацию о персонаже, но мы не можем быть в этом уверены, потому что не видели это своими глазами. Но это не значит, что этого не было.

Я начал доклад с того, что Кейденс не дают шанса показать себя во всей красе. Но это не значит, что она и вовсе не сияла. Просто жаль, что я этого не видел.

(шутеечки про Шайнинга)

Зато мне довелось увидеть юную пони, оказавшуюся между двух очень значимых для своей вселенной особ. Одна — скорее миф, чем реальность. Другая — скорее идол, чем личность. И она не только выросла настолько, что смогла залатать случившийся между ними раскол, но и сама стала аликорном. И со временем доросла до того, чтобы завершить их историю и начать новую. Новую эру принцессы Твайлайт Спаркл. И это, как сказал Затрас в Вавилоне 5, озвучив ту же мысль, что и в древнем Вавилоне: ты избранная, ты начало, и середина, и конец, который ведёт к новому началу. Триединая.

— Последний вопрос, я полагаю все мы здесь уже видели финал…

Как-то поздновато для дисклеймеров — я уже столько всего проспойлерил.

— Ладно, так вот, финальный радужный лазер, последнее «taste the rainbow». Я не верю, что никто этого не заметил: столпы, М6 и студенты — прошлое, настоящее и будущее. Собираются вместе и объединяют силы.

Начало, середина и конец, который ведёт к новому началу. Вот вам и снова пожалуйста. Как сказала Твайлайт: они продолжат наше дело, когда нас не станет. Кроме меня, потому что я-то теперь аликорн, ку-ку. Шучу. А теперь серьёзно, тройки, они будут появляться снова и снова, будут принимать новые облики в разных историях, и они всегда будут оказывать влияние. И это отсылка к чему-то более глубокому, чему-то беспредельно человеческому, но в то же время чему-то сверхчеловеческому.
Поэтому я уверен, что это продолжит существовать в повествовании и философии, и повседневной жизни. И я очень признателен, что вы пришли сюда. Потому что есть я, есть презентация, и есть вы — без вас всё это было бы совершенно бессмысленно. Ещё раз спасибо, что пришли и слушали мои разглагольствования о тройках.

2 комментария

пнуть, что ли…
badunius
0
Интересная аналитика, напоминает мне о том почему я здесь. Спасибо за перевод (^_^)
Жаль только, что эта магия тройки доступна не всем.
seshok Изменён автором
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать