Флотские пони-1, или Некоторые аспекты эволюции кораблестроения в мире маленьких разумных лошадок

Дискламер: Всё нижеописанное не основано на канонiчных сериях Friendship is magic, и является а) полностью выдуманным из моей головы, б) спин-оффом к Военному оборзению Обозрению няши-броняши ChaosCrash13 , в) в некотором роде приквелом к миру Fallout: Equestria.
Плывём на закат!Следующая часть здесь

Флотские пони-1

или
Некоторые аспекты эволюции кораблестроения в мире маленьких разумных лошадок


Navigare necesse est, vivere non est necesse1
латинская пословица

Окружённая обширными морями и океанами, прорезанная снизу вверх полноводными реками, Эквестрия была просто обязана стать морской страной. Казалось бы, всё этому потворствовало: и наличие большого количества дерева и железа, и неплохая инженерная сметка поней, и даже зашкаливающая авантюристичность некоторых из них. Увы, но против работали два очень и очень немаловажных фактора: наличие копыт (у всех) и наличие крыльев (у пегасов). Первый фактор очень сильно ограничивал «копытный» движитель, делая слабо возможными, например, вёсла, а второй ставил под сомнение необходимость мореплавания как такового. У зебр, правда, второй фактор отсутствовал, зато присутствовали организационные и иного плана проблемы, что сделало их общество фактически догоняющим — вплоть до последних десятилетий перед БП. Впрочем, так далеко заглядывать в начале повествования не стоит — обо всём по порядку.

Часть 1.
Примитивные плавсредства и движители


Ноооо моооой плооооот2
… Всеееем моим бееедам назлоооо
Вооовсе не тааак уж плоооооох
Юрий Лоза


Проживая недалеко от речек — бурных и не очень, широких и узких, глубоких и таких, что курица вброд перейдёт — поняши, что логично, издавна пытались с ними сосуществовать. Речки давали рыбу (тем, кто не брезговал белковой диетой), речки приносили кое-где золото, речки были защитой от неприятеля/стихийных бедствий типа лесного пожара, ну и, конечно же, речки были источником опасности — в случае паводка или даже наводнения. Конечно же, их надо было и пересекать. Однако бродов на всех было не напастись, к тому же часто складывалось так, что пересечь водную преграду надо было именно здесь и именно сейчас.

Плавать пони, живущие рядом с водными артериями, учились с неохотой и опаской — а вдруг водяной утащит, или русалки морские поньки уволокут с собой понравившуюся кобылку и защекочут на дне своими хвостами? Поэтому для преодоления преград начали использовать поняши подкопытные средства. Первые известные исследователям плавсредства — это надутые меха из-под воды/вина, и связки плавника, опираясь на которых можно было достаточно легко сплавиться на другой берег.


Как-то так это и выглядело

Плавучесть топляков тоже не осталась без внимания, и скоро поняши начали делать примитивные лодки-долблёнки методом выжигания и выдалбливания середины у упавшего древесного ствола. Ествественно, такие «могучие» плавсредства не обладали выдающимися мореходными качествами (честно говоря вообще таковыми не обладали), поэтому их единственное предназначение было — перевезти поняш на другой берег. Движителем в данном случае выступал шест либо понячьи ноги, опускаемые в воду с задней стороны.

Развитие технических средств, появление металлических топоров, ножей и пил, а также укрупнение поселений (и сокращение расстояния между ними) и появление меновой торговли совершили в деле кораблестроения первую революцию. Теперь для изготовления однодеревки не надо было горбатиться несколько месяцев (а то и лет!), ведь спилить ствол можно было в несколько часов, а то и минут! К тому же появление досок позволило утончить борта и нарастить их высоту. Появился и стимул для путешествий по воде — добираться на торжище вплавь гораздо легче, чем на своих четверых, да и поднять товара лодки могут больше. Собственно, товар мог выступать и в качестве плавсредства — древесина очень хорошо шла на продажу в степных зонах и предгорьях, и конкуренцию лодке составил плот. Впервые появляется и весло, пока ещё не парное, удерживаемое зубами, а отсюда недалеко и до рулевого весла.

Зебры, не имевшие предрассудков по поводу белковой пищи (а попросту мяса), и кое-где практиковавшие даже каннибализм, начали практику рыболовства с лодок. Обитатели влажных лесов на южном побережье Эквестрии стали достаточно смело выходить в море, повысив остойчивость лодок добавлением противовесов. Неплохие муссонные ветра дали зебрам толчок к изобретению примитивного паруса из плетеной циновки, натягиваемого на раме-мачте.


Полинезийская проа хорошо иллюстрирует этот тип лодки

Относительно неплохая остойчивость позволила любопытным зебрам освоить значительную часть южного побережья Эквестрии, и добраться до северных островов будущего Зебраланда. В конце концов, лодки спасли и всю зебринскую расу — после извержения Бэдленда, о котором я писал ранее, зебры ушли со ставших бесплодными берегов именно по морю, перебравшись в северный Зебраланд, страну саванны.

Что же пони? Увы, жители намного более суровых в плане климата северных и восточных побережий Эквестрии до такого уровня развития не дошли. Помешало и отсутствие в большом количестве древесины, и наличие агрессивных морских змеев, и в конце концов оледенение. Перед оным наибольшего развития в деле кораблестроения и кораблевождения достигли единороги, дошедшие до идеи паруса на среднего размера речном судне. Единорогам, понятное дело, управляться с парусами гораздо легче, чем земнопони, пегасы же в кораблях не видели никакой нужды вообще.


Единорожья речная лодка не отличалась большими размерами, но была быстроходна.

Часть 2.
Эпоха паруса и весел


Я знаю цену истинных слёз,
Я прОжил на свете немало зим,
Но меня мучает один вопрос:
КТО ВЕСЛО ОТ ДРАККАРА УНЁС???

И кто унёс весло? Кто унёс моё весло?
Эй, кто унёс весло? КТО УНЁС МОЁ ВЕСЛО???

Lokikleine3


Освоившись на новом месте и более-менее оправившись от последствий оледенения, пони рьяно взялись восстанавливать чуть было не погибшую цивилизацию. Освоение новых земель потребовало и большого количества транспорта, а всё росший между городами торговый оборот — и усовершенствования оного. Выходом стало появление речных барж, влекомых бурлаками либо цепным типом.


Да, именно так, как мы помним с картины Ильи Репина.

Подобный способ перевоза грузов постепенно становился основным, ведь пегасами при всём желании много не утащишь (хоть и быстро), а оплата каравана прямо пропорциональна его размеру. Речные артерии стали транспортными магистралями, по которым везли стройматериалы, продовольствие, ресурсы, промтовары и прочие, не менее нужные вещи.

В эту же эпоху у пони появляются и более-менее мореходные корабли. Естественно, большинство из них составляло каботажные лихтеры, медленно ползущие вокруг оконечностей мысов и пологих берегов юго-восточной Эквестрии, от Филлидельфии до Балтимэйра и обратно через Мэйнхеттен. Эти кораблики приводились в движение исключительно парусами — впрочем, парусная система была не сильно развита — всё же представить себе поняшу, ползущую по вантам брать марсель и брамсель на рифы, или брасопить мунселя, крайне сложно. Нет, это были простые одно-двухмачтовые суда, вооружённые одним-двумя прямыми парусами, либо же кечем. Кораблики были построены уже с помощью судового набора, обшитого досками — так достигалась необходимая крепость корпуса — и накрытого сверху палубой. Вёсел на них не ставили (кроме рулевых), так как грести небольшими вёслами поняша ещё может, но вот ворочать обоими копытами здоровенную деревягу — уже нет. Так что ни галер, ни драккаров мы у поней не увидим, увы. Или не увы, как посмотреть.

История умалчивает, как были установлены первые контакты с Зебраландом — были ли контактёрами пегасы, либо поньки-моряки. Однако, тот факт, что у зебр в то время существовал небольшой, но тем не менее флот — непреложен.

В саванне дерева не так уж и много, поэтому корабли изготавливались исключительно из коротеньких досок, соединённых на штифтах. Судовой набор делали из кедровых балок, добываемых в одном-двух местах на весь Зебраланд, поэтому столь ценившихся. Одна мачта и один парус, и несколько пар вёсел (корабли были относительно невелики) вдобакок к узкому длинному корпусу делали эти суда достаточно маневренными. Именно на них зебры добрались до лежащего юго-западнее крупного острова Антилопии, с его огромными джунглями.


Ранняя зебринская лодка, на которых полосатые лошадки распространяли свою власть на юг и запад Зебраланда.

Высшей технической новинкой эквестрийцев же стал колёсный движитель. Да-да, не удивляйтесь, именно колёсный. В отличие от людей, поняши не испытывают дискомфорта от бегания в колесе (что мы прекрасно видим на примере Эпплджек и фермы Черри Джубили). Идею присобачить колёса к лодке давно витала в воздухе, и была достаточно очевидна. Вскоре колёсные «пониходы» очень быстро заполонили все речные маршруты.

Часть 3 — эпоха пара и предвоенная эпоха, и часть 4 — военные флоты воюющих сторон будут позднее :)



1. Плавать по морям необходимо. Жить — не так уж необходимо
2. Не тот, о котором вы все подумали!
3. Там аж три песни, составляющие единый «Эпос о весле». Крайне рекомендую, как и остальные песни этого исполнителя.

29 комментариев

+! :)

Эти кораблики приводились в движение исключительно парусами — впрочем, парусная система была не сильно развита — всё же представить себе поняшу, ползущую по вантам брать марсель и брамсель на рифы, или брасопить мунселя, крайне сложно. Нет, это были простые одно-двухмачтовые суда, вооружённые одним-двумя прямыми парусами, либо же кечем.


Полностью согласен. Я бы сказал, что для пони основным, видимо, будет парус-циновка, как у джонок.

P.S. Еще кое-что. Для не-летучих поньков весьма затруднителен абордаж. Ибо залезать на борта они практически не могут.
Dilandu
0
Для не-летучих поньков весьма затруднителен абордаж. Ибо залезать на борта они практически не могут

Да ладно. Они же хорошо прыгают.
Ertus
0
Напишу об абордаже и прочих прелестях во второй части :)
defklo
0
Ну какой дурак минусит?
Dilandu
0
Табун же! Паладинов, считающих, что вникать в суть есть занятие для быдла, тут во множестве.
defklo
0
Ну не я же. Я потушил, кстати.
Хотя… какой это минус, вот меня только что в сраче минусовали — вот это были минусы.
Octavian
0
Написал следующую часть :)
defklo
0
А вариант римских галер? То есть парус не вдоль, а поперек, но форма характерна.
Octavian
0
В Риме не было галер :) Если имеется в виду либурны и прочие биремы, то всё же копытами вёсла не поворочаешь, а парус там чисто вспомогательный, в отличие от галер, которые несли несколько косых парусов.
defklo
0
Галероподобные по типу, я имею в виду.
То есть парус не вдоль, а поперек, но форма характерна.

Поворачивать можно было поперек как на время (косые), так и постоянно (поперек по сути). В то же время, можно повернуть весла, имея веревки, углубления и прочие приспособления.
Octavian
0
У галеры парус как раз вдоль. А вот как вёслами грести, не имея рук, я не очень-то представляю.
defklo
0
Тут суть именно в том, что выправляются.
А что касается весел… ну, сделать веревочку, всунуть туда копыто, другой конец привязать к веслу, причем так, чтобы не болталось, и работать. Можно еще к спинам, но это слишком затратно. Средние по длине веревки и тянущие жеребцы. С одной стороны идут-тянут — с другой все еще на полу, ибо достаточно длинная. Затем потянули те, а те, что тянули первыми, подходят ближе к веслу, и так дальше.
Octavian
0
У галеры парус как раз вдоль. А вот как вёслами грести, не имея рук, я не очень-то представляю.

Ухватить зубами и головой туда-сюда. Поням (земнопоням, по крайней мере) сил на это хватит. Только будут ограничения на размер этих весел. Что б как в анекдоте не вышло: «Разрежь тут и тут».
Ну или приколотить к негабаритным веслам специальные «зубояти» для нормального удержания.
ChaosCrash13
+1
Если бы просто туда-сюда, так ведь вёсла круг описывают :)
defklo
0
Это возможно, если пони стоит на четырех ногах и совершает работу «укушенным» веслом не движениями шеи, а движениями корпуса, раскачиваясь на этих самых четырех ногах. Сил на такое должно у эквестрийских лошадок хватить, а шея при этом будет испытывать минимальную нагрузку — основная нагрузка будет на тазобедренные и плече-лопаточные суставы.
ChaosCrash13
0
Не согласен с тем, что пони не могут грести, потому что у них копыта вместо рук. В сериале, как помните, они своими копытами еще и не такое делают.
Ertus
0
Грести могут. А вот ворочать тяжеленное галерное весло на какой-нибудь каторге или триреме — навряд ли.
defklo
0
Как сказать. Весло на галере 15-18 веков компоновочной схемы «скаллоджио» представляло собой самое натуральное бревно, которое невозможно было обхватить человеческой рукой. Поэтому гребцы держались за прибитый к веслу валик:
Схема гребного весла
Весла античных (сколько-то-там)рем, варяжских драккаров и даже раннесредневековых (до 15 века) галер т.н. «зензильного» типа были гораздо легче.
Так что, думаю, для поней задача гребли тоже может быть вполне разрешима.
Ertus
+1
Вообще, в поисках информации на эту тему нашел интересный журнал. О галерах и не только. Можно ознакомиться: galea-galley.livejournal.com/24421.html.
Ertus
+2
Согласен с вами. Сложные системы тоже могли играть большие роли.
Octavian
0
О, Антуан и Шкипер в комментариях по ссылке, знакомые всё люди :)
defklo
0
Боюсь, что пони а) не ухватятся крепко за эту штуку, и б) не умеют сидеть :)
defklo
0
а) Конструкции и положения копыт
б) Скажи это Дэши. Да что там, ЖЕРЕБЯТА умеют.
Octavian
0
Скажу это Лире, да :)
defklo
0
В третьем же сезоне же.
Octavian
0
Боюсь, что пони а) не ухватятся крепко за эту штуку, и б) не умеют сидеть :)

а) Есть зубы, которыми пони и хватаются, и держат. Причем, еще и выполняют с таким захватом очень физически тяжелые работы.
б) 1) Сидеть могут.
б) 2) Но зачем? Поняшки могут неплохо сидеть на крупе. А еще лучше, стоять, что для них более привычно и менее утомительно (и упор на 4 кости лучше, чем на 2 и попу).
ChaosCrash13
0
Спасибо за статью) Интересно.

И полезно. Для меня. Особенно сейчас.
Как раз надо приступать к написанию статьи про мореплавание у зебр и единорогов в ранний цивилизационный период (+ там еще зiбры у джунглi підуть Незалежну Зiбрiю засновувати — ни у кого картинки зiбры с чубом, люлькой и шашкой немає?).

Очень понравился колесно-понячий движитель, надо будет его прикрутить к своему фанфику. У него же фантастические перспективы! Тут и полив полей, и кузнечные меха промышленных масштабов, и различные подъемные и метательные механизмы. И все задарма — дешевыми силами батраков или, где есть, рабов или крепостных поней.
Кстати, могу еще предложить пару движетелей на мускульной тяге)
1) Велосипедный. По типу пинкалета — дешево и сердито. Особенно в малых формах.Вторая картинка)


2) По типу конного ворота.
ChaosCrash13
0
Немного не по теме, но…

У пегасов (и грифонов) возможно своеобразное развитие воздухоплавания на «облачных кораблях» — гигантских летательных аппаратах, построенных из облаков, на которых превосходна держатся сами крылатые и зачарованные ими предметы (позвольте опять сослаться на мой фанфик ). Движетель может быть любой: от тяглового и «по воле ветра» до самых технически продвинутых (лиш бы непрочную облачную конструкцию не сломал).

Плюсы подобных устройств:
1) Примитивизм сборки и огромные возможности в дальнейшем совершенствовании таких конструкций. Т.е. собрать (и тягать) их смогут пегасы (и грифоны) даже на самых ранних этапах своего развития, но совершенствовать и использовать их можно практически на любом этапе дальнейшего развития.
2) Дешево: материалы недороги, а труд для сборки самых примитивных образцов нужен совершенно неквалифицированый. То есть можно строить небольшие суда на один рейс.
3) Можно собирать поистине циклопические суда.
4) Замечательная парусность — при попутном ветре домчит быстро и сверхдешево.

Их минусы:
1) Непрочны — боятся сильного ветра.
2) Офигенная парусность — легко сносятся ветром, ветер является серьезным препятствием к целенаправленному их передвижению.
3) Для строительства и обслуживания нужны пегасы или грифоны (вряд ли дракона или аликорна на это дело удасться запрячь). То есть монополия (и цены) крылатых паразитов на воздушные перевозки. Конечно, проблему можно решить при помощи единорогов (волшебные крылья), но вряд ли это будет финансово оправданно.

Кстати, приношу свои извинения за поздний ответ — последнюю неделю почти не бывал на Табуне.Да я вообще последнюю неделю в свободное время дальше геоскейпа не ходил — закупил в воскресенье новый X-COM.Увлекательный, зараза. Смогли же, черти, в этот раз сделать не хуже, чем в тот раз — те же ощущения. А это многого стоит.
Вот штурману главгадов, и вернусь к написанию фанфика.Да и про понячью анатомию в «Галопом по Европам» написать надо.
ChaosCrash13
0
Кстати, на оффициальной карте Эувестрии изображен какой-то парусник, так что какой-никакой флот вполне м.б. каноничен
IronHawk711
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать