Научная фантастика - достояние истории?
Здравствуй, Табун. Я к тебе ненадолго и в печали. Сейчас всё расскажу
На вчерашних Ламповых Посиделках в чат ОРТ скинули вот такую схему, разработанную в начале 1970х польским писателем-фантастом Станиславом Лемом (как я понимаю, одну из). «Карманный компьютер фанатов научной фантастики». Эдакое пособие, как строится типичная повесть в жанре «сай-фай» (сразу же напрашивается аналогия с «Пособием для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также пародийных стихотворений, од и тропарей» от Остапа Бендера из книги «Золотой телёнок»).
Сие вызвало у меня двоякие чувства. С одной стороны, как технарь я обладаю своего рода «страстью» ко всякой систематизации и классификации, и такой «научный подход» к гуманитарной вещи мне поначалу очень понравился. К тому же, говоря устами великого комбинатора, «эта штука избавляет от необходимости ждать, покуда окатит потный вал вдохновения».
Однако ж, с другой стороны это, на мой взгляд, почти полностью «убивает» такой жанр литературы как научная фантастика. Ибо в этой области, на мой взгляд, не осталось больше ничего нового и интересного, куда можно было бы копнуть. И каждая новая книга будет вызывать что-то типа: «Это не ново! Это я уже видел! Там в конце инопланетяне всех сожрут». Это не может не печалить.
Возможно, я ошибаюсь. Буду искренне в это верить и искать, что мог бы упустить фантаст-футуролог.
ПС: интересно перечитать его книги на предмет выяснения, встраиваются ли его произведения в разработанную им же схему :)
На вчерашних Ламповых Посиделках в чат ОРТ скинули вот такую схему, разработанную в начале 1970х польским писателем-фантастом Станиславом Лемом (как я понимаю, одну из). «Карманный компьютер фанатов научной фантастики». Эдакое пособие, как строится типичная повесть в жанре «сай-фай» (сразу же напрашивается аналогия с «Пособием для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также пародийных стихотворений, од и тропарей» от Остапа Бендера из книги «Золотой телёнок»).
Сие вызвало у меня двоякие чувства. С одной стороны, как технарь я обладаю своего рода «страстью» ко всякой систематизации и классификации, и такой «научный подход» к гуманитарной вещи мне поначалу очень понравился. К тому же, говоря устами великого комбинатора, «эта штука избавляет от необходимости ждать, покуда окатит потный вал вдохновения».
Однако ж, с другой стороны это, на мой взгляд, почти полностью «убивает» такой жанр литературы как научная фантастика. Ибо в этой области, на мой взгляд, не осталось больше ничего нового и интересного, куда можно было бы копнуть. И каждая новая книга будет вызывать что-то типа: «Это не ново! Это я уже видел! Там в конце инопланетяне всех сожрут». Это не может не печалить.
Возможно, я ошибаюсь. Буду искренне в это верить и искать, что мог бы упустить фантаст-футуролог.
ПС: интересно перечитать его книги на предмет выяснения, встраиваются ли его произведения в разработанную им же схему :)
544 комментария
А вообще, советую, почитайте хороший рассказ Робинсона «Жизнь коротка», как раз на эту тему. И да, он не укладывается в вышеописанную схему.
Кстати, он не чарвяк, а адепт. И это тоже скорее единица измерения.)
И нет, я не считаю фикрайтеров недочеловеками, скорее наоборот. У орков, знаешь ли, есть поверье, что люди очень любят производить и возиться в… кхм… грязи, скажем. Посему мы считаем фикрайтеров даже очень человеками
Лебедьсраком.jpg
Наверное, кручёный с разворота, чтобы я проследовал по адресу. И всё равно сомнительно, что дойду…
Ты же в серьезную критику можешь с большим трудом, потому что ставишь в ней ту цель, которая ставится в стебе — найти и высмеять недостатки, а не дать общую картину или помочь автору сделать лучше.
Так что не сравнивай. Тут совершено разные весовые категории.
То есть критика стебной быть не может по определению? Есть какие-то доводы в пользу оного? Выкладки, заявления авторитетных людей, может, слова от самих критиков? Или это твои досужие выдумки о том. как «быть должно»?
А меня автор «как лучше» сделать не просит, он принёс — я высказываю своё мнение и говорю, за что у меня зацепился глаз и чувство прекрасного. Попросит помочь — милости просим. Я даже Флаеру помогал. А в рассказе про «Радугу» — в том. который ты ещё часов в шесть обещался почитать, зашел в документ и оставил пару вполне себе помогающих комментов, с указанием и как лучше, и почему так лучше.
Какие-нибудь доказательства?
Эй, Нарф, Утер, идите сюда, тут вот говорят, что вы недостаточно орка пинали, а он недостаточно огрызался на ваши нападки. Правду Струнка глаголит, али врёт?
Ты, Струнка, выводы-то делаешь опираясь на воздух — у тебя мяса просят. а ты свои домыслы вместо него подкидываешь. Нехорошо так делать. Впрочем, как я уже понял, у тебя не получается «в мясо», у тебя «по моим тайным выкладкам и фактам, которые я никому не покажу — оно вот эдак»
Нельзя наблюдать реальность вокруг себя и не заметить, что с Нарфом я в натянутых отношениях, НеБронь зовёт меня то жуебой, то говнописом, а Утер считает зарвавшимся ньюфагготом с нулевыми знаниями. Но ты всё равно удачно трансформируешь все эти наблюдения «в меж собой они не такие резкие»
Подтверждаю, называю.
А педиофилом не называл?
Лично орка пинал неделю, по 7 часов в день(и это еще быстро и легко). Пинал не я один — был еще Блаз, хотя я сильнее и злее.
Будь в прошлый раз больше времени — пинал бы и бил до тех пор, покуда не обретет это достойный восхищения вид, но времени было в обрез, хотя даже эта неделя принесла свои плоды (от Дяченко).
Хорошую фабулу просто так не убьёшь.
Давайте сожрем их первыми?
Звук скрипа шестерёнок...
Ааа, понял. Любых, наверное...
Звук продолжается ещё некоторое время, потом что-то бздынькает и слышен треск...
© Из фольклора к какой-то части HoMM.
2. Будем надеяться
Ныне это более неактуально, вот и идет плач ярославны по утраченному времени.
PS: Хорошая НФ — по сути, не проиграет от переноса места/времени. Засунь Язона Дин Альта или Скользкого Джима в 20-ый век — они почти не проиграют.
Но чем более хороша НФ, тем меньше остаётся в ней всей этой космической романтики, увы.
Огласите весь список, пожалуйста.
и миллиард зелени…
По мнению некоторых, сюжетов вообще тридцать шесть.
Или семь.
А то и вообще два — «происходит какая-то фигня» и «нифига не происходит»
Но фантастика на то и фантастика, чтобы дать представить неординарную ситуацию — и действия героев в оной. Тортик вряд ли придерется к этому, ибо «отсутствие эл-ва» — оно на фоне, а все скачут с гуманизмом в обществе. А вот ежели я накосячу с психологией или социологией — сечь меня плетьми не щадя!
ОркБрут.Возьмите прут, каким секут,
Секите
ОркаБрута там и тут.© АБС.
поканенужное зачеркнул.)Она видит, что ты бездельничаешь и придёт в твои сны
И так уже клопоту в тред призвал, безобразник!
Иными словами:
«Твинкл в мыслях юркнул под стражника, двинул копытом в челюсть тому, что стоял ближе. выхватил копьё у того, что потощее… в мыслях Твинкл ещё много чего сделал, но остался сидеть на месте»
Дай-ка я угадаю, следующим твоим ответом будет что-то уровня «Мне неинтересно твой гавканье» — хотя то, что ты отвечаешь говорит как раз об обратном.
Иными словами, сомневаюсь, что Тортик доебывался бы до Жюль Верна, у которых работа вундервафель описана сумбурно и не особо ясно как
Мне вот вспоминается Дневной Дозор, который книга — Лукьяненко там так спортивный пистолет, как Десерт Игл расписал, будто это, что б его, лучшаяший пистолет в мире. И к этому долго придирались. А книга она да, не об этом — но косячит-то в матчасти ни надо, наверно? Избегай
Придерётся, придерётся. Помнится, иду я как-то по табуну, вижу — тортик писателя за серые кирпичи пинает. Серые кирпичи, Карл! Стал разбираться — тортик думал что серые кирпичи исключительно силикатными бывают. Я тортику достал фотографии великой китайской стены — тот сверхманиврировал и начал продвигать рентивишные теории того что её до двадцатого века не было. Оттака укня, малята, бывает.
Атс...Астрал мне больше всего нравится в качестве источника живительных сил. Особенно судьбоносный план.)А с этим вот что будет?
Спойлер
а на атомном уровне… если убрать электрический заряд, полетит всё. вся химия на электричестве. и в нейтронное вещество материя не схлопывается тоже из-за электричества :3
— 50%
— Почему?
— Ну или встречу или нет.
Настоящая научная фантастика не укладывается в рамки данного алгоритма.
Научная фантастика не пережитого прошлого, представление будущего, а его хрен угадаешь.
а где связь?
Проще гораздо
Возьмём так, к примеру
Человек полтораста
Крепкую верёвку
Вешаем на дуб
Результат тот же самый —
Получаем труп
Но то средства для плебса, а такового среди здесь не водится. Не-плебс нужно сводить в нижние миры с подчёркнутым изяществом. Это искусство.
А варианта «Исследуют космос» нет, гы.
А если серьезно, эта схема просто пытается донести до нас: «Хватит рассказов про встречу людей и инопланетян!». Любая книга по н/ф, любой фильм и любая игра с сюжетом, в которой тема контакта людей с пришельцами отодвинута на задний план или отсутствует вовсе, а на передний план выходит взаимодействие между собой галактических рас, которые давно друг с другом знакомы, или же судьбы конкретных личностей в устоявшемся/устоявшемся, но стоящем перед угрозой потрясений галактическом сообществе, все они выходят за рамки этой давно устаревшей схемы. Да хоть вспомнить ту же классику в виде «Звездных Войн» (которая, правда, была прорывом своего времени), она уже не вписывается в эту схему. Потому что человекоцентризм — это скучно.
Нет, не хватит. Каждый год по нескольку десятков выпускают, и люди, что характерно, стучат ложкой и просят добавки.
Тьфу на вас. Вы просто не умеете его готовить. При желании можно получить что угодно, от «дня независимости» до «района №9»
2. «Можно получить, что угодно» — получаем в основном конвеерный ширпотреб
Не, если серьезно, я про ваху знаю очень поверхностно и никогда ей не интересовался. Скучной ее в шутку назвал, просто меня сама идея, которую я понял из интернетиков, не особо интересует.
Да и вообще мне слишком лень =Р
Так, стоп, она что, газету портит?
Отдельных гиков эта штука не берет, так что каким бы ипичным не было космическое сражение, такие произведения получают от меня -20 к годности.
А так школололо опять пытается заставить других доказывать, что они не верблюд
НеБроня за мемасы обругал, а сам вон Скуталу везде постишь и пуканчиком подгораешь
Тот же вопрос к тебе, кстати.
Если ты на плюсы дрочишь, то остальным как-то на всё эти ужимки с плюсиками-минусиками похуй.
Раз
Два
А сейчас школьник будет кричать, что я сделал нехорошо и некультурно
Ну прям как я и сказал.
Да-да, прост-то я(учитывая, что я ни разу не скатился ни в оскорбления, ни в посылы, и предугадал каждый твой коммент, вплоть даже до этого. Да и к тому же, ты забыл? Бомбит-то ведь у меня, а оскорблениями и переходом на личности сыпешь, почему-то, хладнокровный ты, лол
Зачем я буду что-то доказывать школьнику? Школьник только и ждёт, что ему что-то будут доказывать. Какие у меня доказательства. что я не верблюд? Кто глупость сказал, то её пусть и доказывает — так что давай, доказывай всё вышесказанное, мы ждём.
Мои доказательства, что ты школота — все на лицо, я ли виноват, что ты прям как по писанному себя ведешь?
Ну так покажи, где я кидался грязью? Пока это только в твоих влажных фантазиях.
Это ты что-то утверждаешь — будь добр доказать свои слова. А иначе вы школьник и пустомеля — им, как правило, простительно.
Блин! Я бы откровенно хохотал, если бы увидел такое, к примеру, в метро! =))) Не представляю, как такое можно было бы считать чем-то более высокоразвитым.
А на счёт «планеты обезьян», то тут ты прав на все сто. Причём даже сразу по 2-м пунктам. =)
А в чем соль? Видишь ли, не я ведь заставляю его писать хрень и оскорбления, ему вполне адекватно отвечают, кому такое поведение свойственно. У него был вариант тролля не кормить, так нет, он начал выдумывать плевки и прочую муть.
Правило того, что лоха грех не обмануть действенно и тут. Бомбящего школьника грех не затроллить — в дураках всё равно окажется он. Так вопрос-то в том — моя ли вина, что у него бомбит?
Ну, это я так… намекаю.
что это надо запретить, за это бить или что-то такое, но самому подобным заниматься… ну, такое… =\
(у меня просто нет потребности кушать. Я понаблюдаю, сделаю выводы про вас двоих. Мне быстро наскучит, уйду).
Ну, вот-с подтянись еще разок, что бы не было казусов и злого меня в следующий раз.
И таки да, умение писательствовать как раз предполагает в том числе интересное обыгрывание сюжетов, несмотря на то, что основных сюжетов всего не так уж много.
P.S. У меня в свое время даже сложилось впечатление, что источником вдохновения Шатоянс, автора фанфиков по MLP, послужил в том числе «Профессор Коркоран».
Хотя вот я только что вспомнил про путешествие 8, где фигурирует изобретённая чертовщина, но кабздец наступает не на Земле и как-то смешно, даже на мой весьма паладинский взгляд
А ещё «Футурологический конгресс» и «Фиаско».
Всегда рад
Ну и НФ книги и кины стали такими же. Где больше мелькают всякие фрики от кинематографа(типа Нолана) и фрики от литературы…
Со всякими «Проглотными Играми», «Гостьями», «Соньками Перепихмешницами», «Машинами», «Химерами»…
Значит то чем занимаются теперь — фейк, а не наука и писать там не о чем…
Мне вот интересно, хоть кто-нибудь написал хороший художественный рассказ о том, как интересно быть AkioOtori? Или это фейк и его на самом деле не существует?
Это имя персонажа из аниме, которое я взял для регистрации тут.
Думаю, это необходимо.
Во-первых, кроме сеттинга единственной выделяющей чертой НФ являлась прогностика. Можно было с ее помощью представить, что будет в будущем. Сейчас же, в силу распространенности интернета, эту нишу прочно заняли форумы и каналы на ютубе — не обязательно ждать книжки и выкапывать идеи из художественных элементов, достаточно глянуть видосик на канале, а потом пойти на форум его обсуждать. Книги стали не нужны в этой роли.
Во-вторых, сейчас тупо исчезло отношение к науке как к какому-то чуду, с помощью которого человечество сворачивает мир в дугу. Теперь наука это просто еще одна часть нашей жизни, которая при этом не на волне народного интереса.
Суммарно — интерес снижен, смысл писать сильно упал. Неудивительно, что ярких вещей в жанре минимум.
Ну и что за видосики такие на ютубе? Как горячим ножом айфон режут, или как пресом пластилин давят? Так-то да, всяких научпоков предостаточно, и хочешь — тебе антрополги расскажут, почему именно мы произошли от обезьян. Хочешь — какой-нибудь хрен-с-горы приведет научные доказательства. что экстрасекасы — они того, вымысел. Ну и так далее. Только вот просмотры у всего этого небольшие, у какого-нибудь говна с пляшущими кошками — больше. Опять же, автор ведь нам не только о «том что в будущем будет» рассказывает, он какую-то историю нам донести хочет. Чего, скажите, в МЛП есть такого, чего не было в других сериалах? Или чем Гарри Поттер так крут — до этого книг про мальчиков-волшебников, что ли, не писали? Выходит, что есть некий иной аспект интересности того или иного произведения, не шибко зависящий от новизны
Научная фантастика — это не обязательно неукоснительное следование законам реальности с минимальными художественными допущениями.
=)))))))
Каких «этих самых»?
Мсьё! Говорите открыто! Мы тут люди не стеснительные, к критике относимся спокойно.
На самом деле грань между фентези и нф отсутствует как таковая. Напихайте в старварс еще немного гендельфов, и голову ломать будут уже все.
Спасет перестать вести себя как обиженная бывшая.
И никаких «фу»! Послали за пруфами туда, не знаю куда, а он не идёт. И вы не царь-батюшка, и он — не Федот-стрелец, секир башка не предусмотрена сценарием. Я бы тоже не пошёл, ибо складировать свои постинги на случай, если кому-то с улицы восхочется пруфов — дураков нет.)
Что же до складирования постингов и посылания за пруфами — вы меня с кем-то путаете. Я не ставлю оппонентам в укор то, что они когда-то там ляпнули фигню — я ставлю то, что они продолжают её городить и не могут ни написать свежего поста, раскрывающего свою позицию полным и непротиворечивым образом, безо всяких сепулек, ни дать ссылки на любой такой пост.
А про сепульки вы зря. Они нужны и важны. Без них тут многие полемисты уже давно бы посыпали головы пеплом и навсегда залегли в склепы. А так — возрождаются лулзов ради и идут на следующий круг сепуления. ;)
Читать лень.)
Алсо, а пони давно стали НФ? :3
Натянуть при желании можно, но нужно ли?
А вот теперь скажу главное: во всей мировой литературной традиции включая мифы, сказки, драмы, комедии и всё остальное — сюжетов от силы семь! Всего 7.
Мы же ценим истории не за основной сюжет, а за то, как именно в данной конкретной истории он подан и реализован!
Так что копирасты наносят больше вреда развитию литературы (и кино), чем все «цензоры» прошлых веков с их верёвками и факелами.
Будь копирастия в 19-м веке на уровне нынешней, защищающей Роулинг — и никто не прочитал бы «Франкенштейна» Мери Шелли: история была бы объявлена «плагиатом» ещё в момент её написания по заданным мотивам.
Так что дело не в схеме, а в том, кто и что и как может реализовать, споря с ней или поддерживая её.
На чём и аминь, и алюминь(чтобы слово НАУЧНАЯ хоть как-то оправдать)!
Но это всё несущественно. Важно — сюжетов мало, а воплощений — больше. Жаль, что не все воплощения талантливы. Ещё более жаль — что некоторые неталантливые столбят за собой права, копирастя не произведения (т.е. литературные воплощения идей) а сами идеи! И этим душат более талантливых, не давая им реализоваться.
Частный пример — когда после многолетних потуг Роулинг таки родила «Гарри Поттер и Орден Феникса» — почти все фанаты разочарованно поставили диагноз: «Жалкое подобие Констанс Айс»… Обиженная Роулинг тут же решила уничтожить конкурентку, но всё, чего добилась — что Констанс Айс была вынуждена сменить название своего фика с «Гарри Поттер и Орден Феникса» на «Гарри Поттер и Феникс из Ордена». И констансайсовское продолжение «Лес Теней», в котором один из главных героев — принц-полукровка, уже не трогала, свою вещь, впрочем, назвав «Гарри Поттер и Принц-Полукровка»…
«кто-то кого-то полюбил/обманул/наградил/покарал/захватил/спас...»
Чтоб создать что-то по настоящему оригинальное — нужно придумывать несуществующее в реальности взаимодействие. Свою логику мира. Мир со своими правилами.
Вот кьютимарки в MLP водят правило «твой талант написан у тебя на
лбукрупе и известен окружающим», что даёт изрядную долю оригинальности.