My Little Ayreon: Into the Electric Castle — A Space Opera (1998)

Вот и пришла пора поговорить о творчестве странного нескладно-долговязого дядьки с добрыми глазами сказочника Арьена Люкассена.


Логичнее было бы начать с самого начала, т.е. с первой рок-оперы проекта Ayreon, но в данном случае перевесило наличие пони-артов на сабжевую тему, поэтому начну с третьего альбома — Into the Electric Castle (1998).





Уже кавер-арт говорит нам, что в музыке содержится «космос», т.е. спейс-рок. И действительно, Арьен, трепетно относящийся как к рок-наследию семидесятых годов, так и к современному металлу, предпочитает смешивает и то, и другое бережно, тонко, с точным отмером пропорций, чтобы эклектичный сплав не был кричаще вульгарным и мог раскрыть как изюминку ретро-рока, так потенциал металла. Действительно, в тегах на RYM мы можем видеть следующие жанры и направления: Progressive Metal, Progressive Rock, Rock Opera, Symphonic Prog, Space Rock. Влияние Hawkwind, Pink Floyd, Marillion, Yes и других групп в творчестве Люкассена весьма заметно. При этом такой сплав рока, металла и электроники, который выработался за время существование проекта, можно смело именовать Ayreon-роком и Ayreon-металлом. Занятен тот факт, что Люкассен почти не использует цифровые синтезаторы, отчего его работа ещё более впечатляет. К примеру, значительно более поздняя работа — кавер на «Welcome to the Machine» — показывает, как можно получить саунд, обогащённый современными электронными «фишками», используя преимущественно аналоговые инструменты.
Arjen Anthony Lucassen — Welcome to the Machine (Pink Floyd Cover)

Да, перед нами масштабная, эпичная, концептуальная рок-опера о зло- или приключениях нескольких людей, выдернутых из разных стран и эпох человеческой истории и помещённых в это странное, устрашающее своими флуктуациями место — Электрический Замок, место вне пространства и времени. Подробнее с концепцией можно ознакомиться, например, здесь, а я уделю основное внимание музыкальной части, но прежде остановлюсь на составе приглашённых участников. Скажу сразу, что понятие «эпик», ставшее для многих жителей интернетов синонимом музык из компьютерных игрищ, имеет здесь несколько иное значение: это не пустой эпик, не нагромождение квазиоркестровых семплов, призванных за внешними эффектами скрыть копипасту N-ного порядка и полное отсутствие оригинального содержания, а «разогнанный» кое-где до эпичности прогрессивный рок, т.е. в корне на порядок более сложная музыка, которая не каждому ляжет на ухо.

А составы оных, начиная с этого релиза, не просто поражают, а восхищают!
Вокалисты и вокалистки:Anneke van Giersbergen (The Gathering) — the Egyptian
Fish (Fish / Ex-Marillion) — Highlander
Sharon den Adel (Within Temptation) — the Indian
Edwin Balogh (Ex-Omega) — the Roman
Damian Wilson (ex-Threshold) — the Knight
Edward Reekers (ex-Kayak) — Futureman
Jay van Feggelen (ex-Bodine) — the Barbarian
Arjen Luccassen (ex-Vengeance / Aryeon) — the Hippie
Peter Daltrey (Kaleidoscope, Fairfield Parlour) – the Voice

Помимо самого Люкассена, среди музыкантов имеются известные персоны:Arjen Anthony Lucassen – all electric and acoustic guitars, mandolin, bass, minimoog, mellotron and keyboards
Ed Warby (Gorefest) – drums
Roland Bakker – hammonds
Robby Valentine – all pianos, synth solos on «Isis and Osiris, I. Let The Journey Begin», «Amazing Flight, I. Amazing Flight in Space», and «Tower of Hope», Mellotron «The Mirror Maze, I. Inside the Mirror Maze»
Ernő Oláh – violins
Taco Kooistra – celli
Jack Pisters – sitar
Rene Merkelbach – synth solos on «The Decision Tree (We're Alive)» and «Evil Devolution» and harpsichord on «Valley of the Queens»
Clive Nolan (Arena, Pendragon, Shadowland)– synth solos on «Amazing Flight, III. Flying Colours»
Ton Scherpenzeel (Kayak) – synth solos on «Cosmic Fusion, III. The Passing of an Eagle»
Thijs van Leer (Focus) – flute on «Amazing Flight, III. Flying Colours», «Time Beyond Time», «Valley of the Queens», and «The Castle Hall»


Первый диск. С первых же нот эелектроника и Голос (The Voice) погружают нас в мир фантастики.
Здесь подсуетился камрад Jaref:
PMV — Welcome to Celestia's Dimension
Далее идут две масштабные композиции. В первой из них — «Isis And Osiris» — звучит чарующий голос Аннеке ван Гирсберген. Однако следующая вещь — «Amazing Flight» — наверное, лучшая на двухдисковом альбоме. Шикарная многоплановая композиция в лучших традициях старого арт-прога. Финальная часть композиции с флейтой — выше всяких похвал!
Ayreon — Amazing Flight
На первом диске отмечу также отличную «закрывашку» — экспрессивную вещь «Across The Rainbow Bridge».

Второй диск. Помпезно-замороченная вещь «The Garden Of Emotions» сменяется песней «Valley Of The Queens» — истинным бальзамом на сердце любого, кто ценит голос Аннеке. Далее — атмосферная композиция The Castle Hall.
Ayreon — The Castle Hall
«Tower of Hope» — безусловно, яркая вещь на альбоме, да ещё сдобренная понифицированным фанартом, Один рисунок я увековечил на открытке.)
Ayreon — Tower of Hope
Фанарты
Источник.


Источник.

Последняя четверть альбома также не проседает. Отмечу несколько спорный с моей точки зрения мотив на «Evil Devolution», имеющий сходство с «Имперским маршем». Но, возможно, это намеренная отсылка.
«The Two Gates» вещает о страшной дилемме с почти неуместной надеждой, «Forever Of The Stars» полна механических голосов, «Another Time, Another Space» завершает сагу.
Отмечу работу камрада Jaref'а — PMV на «закрывашку» альбома.
Ayreon — Another Time, Another Space (PMV)

Remember. Forever.

Вердикт: знаковая работа своего времени. Идеальный альбом для тех, кто не стремится, чтобы в наушниках звучал рэндомный музон, под который можно помесить мобов или покрабить в MOBA, либо покачать ножкой в такт, пока сидишь на форумах. Можно, конечно, пускать фоном, но и для вдумчивого прослушивания там найдётся много калорийной пищи.
Оценка: 4,5/5,0.

14 комментариев

Фкосмос! =)
VIM
0
Глядя на заголовок подумал, что Люкассен ударился в поней, прифигел) Творчество у него и правда знаковое.
Вообще, с музыкальной атмосферой в его работах синхронизируется головопушка того, каким мог бы выглядеть концептуальный рок/метал-альбом по MLP
Valyncer
+1
Никто не возьмётся. Дабстеп и прочий «унц-унц» на несколько порядков популярнее.
VIM
0
Ну, их и клепать на порядки проще
Valyncer
+1
River of Time, Dawn of million Souls, Unnatural Selection И другие композиции давно прописались в моем плейлисте. Лукассен — человечище. Да и его другие проекты вроде Star One также достойны внимания.
comissar
+1
О, здорово-то как. Оказывается, и ПМВшки можно не только на дабстеп творить.
А про The Human Equation не будет? меня этот альбом сильнее пронимает ^^
GreenWater
+1
Рано или поздно будет.)
VIM
0
Что-то у меня ни под одним спойлером ничего не открылось (кроме состава альбома). Там только музыка, без упомянутых пони артов?
RonStoppable
+1
Ох, дерп. Не заметил отдельного спойлера с артами. Вопрос снимаю.
RonStoppable
+1
На момент создания поста тытрубные вставки не работали в превью, но работали в черновом варианте поста. Спустя какое-то время видео тут и не только тут поотклеивались. Полагаю, Табун снова каким-то таинственным образом сломали починили.)
VIM
0
Ну, по крайней мере, сегодня всё работает.

Кстати, раз уж на то пошло: чем тебе не угодила Evil Devolution? По мне так Castle Hall намного более спорная вещь.

Алсо:
лучшая не двухдисковом альбоме
RonStoppable
+1
Ну, по крайней мере, сегодня всё работает.
А это я подшаманил после твоего постинга. И действительно: заработало!)
Кстати, раз уж на то пошло: чем тебе не угодила Evil Devolution?
«Угодила / не угодила» тут ни причём. Просто я её для себя никак особо не выделяю.
По мне так Castle Hall намного более спорная вещь.
Интересно. А в чём именно спорная?
Алсо:
Спасибо, поправил.)
VIM
0
Интересно. А в чём именно спорная?
Ну, можно сказать, что я тоже для себя никак её особо не выделяю)

Но если серьёзно, помимо того, что лично меня она субъективно не восхищает, есть ещё вопрос её сюжетной применимости. Кастл Хол идёт в серии песен относительно лёгких по звучанию — я так понимаю, Лукассен таким образом задаёт ритм всего альбома. Time beyond time, tonnel of light, начало across the rainbow brige и, собственно, эта — спокойные мелодичные композиции довольно сходной конструкции. И, если в первом случае мы могли себе позволить расслабиться после двух вводных песен, во втором смерть горца была обусловлена именно что упокоением его буйной души, то в случае с варваром и рыцарем, вступившем в замок я не вижу причин для подобного подхода.

В смысле — ты глянь о чём они поют. «Женщины, которых я изнасиловал, мужчины, которых я поработил». Но в песне напрочь отсутствует драйв, она слишком лёгкая для такой темы — и я не вижу причин создавать такой контраст.

В то же время, варвар здесь словно успокоительного обожрался. Нигде в другом месте он так себя не ведёт. В большинстве случаев он вообще кладёт на всё лирику и включается только в момент экшна. В башне надежды и в зеркальном обмане он ни единого слова не сказал, хотя казалось бы. Так что с ним случилось сейчас-то?

Может, конечно, я просто не понимаю какого-то хитрого художественного приёма (я б не удивился). Но всё-таки считаю, что ни время для раскрытия персонажей, ни способ подачи не выбраны удачно.
RonStoppable
+1
Из тебя вырастет злобнейший критикан. ;)

У меня с аглицким слабо, поэтому я слушаю музыку, а на слова обращаю мало внимания. Да, мне тоже показалось, что партии «файтеров» несколько легковесны в сочетании с аккомпанементом, но место действия — далеко не матушка-Земля, а подобная перемена обстоятельств может сильно менять людей.

Что же то «Замкового холла», то мне эта композиция нравится во многом за счёт атмосферности и годного вкрапления электроники, ну, и в какой-то степени из-за сочетания перечисленного с пафосными нотами. Личная вкусовщина.)
VIM
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Скрыто Показать